Русский язык 4 класс
Дата: _________________________48_
Тема: Правописание падежных окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода
Цели: познакомить учащихся со склонением имен прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе. Познакомить с особенностями окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе.
Задачи:
Обобщение знаний об изменении прилагательных по числам, об окончаниях прилагательных мужского и среднего рода. Формировать умения правильно склонять прилагательные мужского и среднего рода, знать окончания прилагательных мужского и среднего рода.
Развивать мышление, память.
Воспитывать внимательность, аккуратность, умение слушать.
Тип урока: урок закрепления знаний
Ход урока:
I. Оргмомент
II. Каллиграфическая минутка:
дн шк ла уч го Зд Пр Мн
III. Подготовка учащихся к новой теме:
И сколько в жизни троп не пройдено,
Зовёт тропинка в дом родной,
Отцовский дом – частица Родины,
Прекрасный, как сады весной.
Слова есть вечные и гордые,
Но нет священней ничего:
Родители, родные, Родина –
Три слова корня одного.
Думаю, эти слова может произнести лишь тот человек, который по-настоящему любит свою Родину, ее степи, леса, озера и, конечно, родных и близких ему людей.
IV. Постановка целей и задач урока
V.Организация усвоения способов деятельности путём воспроизведения информации и упражнений в её применении:
Что значит просклонять? Назовите части речи, которые склоняются.
Склонение – это изменение по падежам. Склоняются все имена: существительные, прилагательные, числительные. Только имена существительные разделяют на три склонения, а у других имён такого деления нет. Нет его и у местоимений, которые тоже склоняются.
Давайте просклоняем словосочетания: зимний день, зимняя погода, зимнее утро.
И.П.(что?) зимнИЙ день, зимнЯЯ погода, зимнЕЕ утро
Р.П.(чего?) зимнЕГО днЯ, зимнЕЙ погодЫ, зимнеГО утрА
В.П.(что?) зимнИЙдень, зимнЮЮ погодУ, зимнЕЕ утрО
Д.П.(чему?) зимнЕМУдню, зимнЕЙ погодЕ, зимнЕМУ утрУ
Т.П.(чем?) зимнИМднём, зимнЕЙ погодОЙ, зимнИМ утрОМ
П.П.(о чём?) о зимнЕМ днЕ, о зимнЕЙ погодЕ, о зимнЕМ утрЕ
Вы заметили, что вопрос подсказывает окончание имени прилагательного, но не всегда точно. В вопросе именительного и винительного падежей мужского рода окончание -ой, а в словах -ый, или-ий: какой? снежный, зимний.
Нет совпадения и тогда, когда в слове перед окончанием идёт не твердый согласный, как в вопросе, а мягкий: какУЮ? –зимнЮЮ; о какОМ? -о зимнЕМ.
В окончаниях родительного падежа мужского и среднего рода есть ещё орфограммы: на месте звука (В) пишется буква (Г) -ого-его, а на конце-буква О.
Эти орфограммы – непроверяемые, подчёркивать можно не каждую отдельно, а всё окончание (ого)(его).
VI. Контроль над результатом учебной деятельности, осуществляемый учителем и учащимися:
1)Сам – но: списать, определить падеж имен прилагательных
«Казахстан»
Дремала могучая, древняя, покрытая степью земля,
На все четыре стороны раскинулась она,.
Веками к себе ты манила, слетались сюда вороньем
Монголы, татары, джунгары – пытали огнем и мечом.
О! Сколько страданий и бедствий пришлось испытать степняку,
Болезни, холод и голод, и тяжкую дань богачу.
Но выстоял гордый и вольный, стремящийся к миру народ,
Стараясь, работал до поту и шел неуклонно вперед
(О. Дымов.)
VII. Домашнее задание:
С. 135 упр. 261
VIII. Итог урока
Русский язык 4 класс
Дата: _________________________21-22_
Тема: Изложение с разбором текста по коллективно составленному плану
Цели урока:
Совершенствовать умение определять тему текста, выделять смысловые части, озаглавливать их на основе определения микротем, передавать содержание близко к тексту;
содействовать обогащению словаря детей образными словами и выражениями;
способствовать воспитанию внимательного отношения к слову, потребность у учащихся внимательно вслушиваться и понимать родной язык, чувствовать и эмоционально воспринимать его удивительную выразительность.
Ход урока.
I. Оргмомент
Изложить – это значит пересказать содержание текста, передать его кому-то точно, полно и последовательно, так, чтобы собеседник понял, о чем и о ком идет речь.
Памятка «Как подготовиться к изложению»
1. Прочитай (или прослушай) текст. Определи его тему и основную мысль.
2. Найди (определи) в тексте опорные слова.
3. Раздели текст на части. Озаглавь их. (Составь план)
4. Найди буквы, которые нужно проверить. Объясни, почему так пишутся слова.
5. Еще раз прочитай текст. Обрати внимание на употребление слов и словосочетаний.
Текст изложения:
Солнечная капля
Согрело солнышко сосульку. Заплакала она холодными слезами. Вспыхнули капельки на солнце. Засветились красными, синими, желтыми огоньками. Зажурчали они ручейками.
Воробьи искупались в солнечном ручейке и заголосили по-весеннему радостно.
Капля упала мне на лицо. Я посмотрел сквозь нее и замер. Все кругом изменилось: засияло, засверкало, заискрилось радужными огнями.
Весь мир осветила и зажгла крохотная солнечная капля.
По Э. Шиму (57 слов)
1. Чтение текста учащимися.
- О каком чудесном превращении рассказал автор?
2. Структурный анализ текста.
- Прочитайте заголовок. Почему так называется? О какой солнечной капле рассказывает автор?
-когда появилась на свет солнечная капля: какое это было время года? Месяц? Какой был день, пасмурный или солнечный? Как появилась на свет солнечная капля? Прочитайте ту часть текста, в которой об этом рассказано. Определите микротему этой части. (Сосулька плачет)
- кто особенно обрадовался солнышку, весенней капели? Прочитайте ту часть текста, где об этом говорится. Почему вы решили, что воробьи обрадовались весне? Определите микротему этой части. (Воробьи радуются весне.- воробьи приветствуют весну)
- В какой части говорится о том, как капля изменила мир, прочитайте. Как изменила мир капля? Почему это произошло? Озаглавьте третью часть текста с точки зрения ее микротемы. (Взгляд сквозь каплю)
- Прочитайте последнюю часть текста. Какое чудо совершила крохотная капля? Определите микротему словами текста. (Весь мир осветила крохотная капля)
Составление плана.
- Какова тема текста? Какова основная мысль текста? (Солнечная капля совершила чудо, изменила мир) Сколько микротем мы выделили в общей теме? (4) Следовательно, сколько смысловых частей в тексте? Из скольких пунктов будет состоять план?
Запись в тетради.
II. Итог урока
Русский язык 4 класс
Дата: ________________________49
Тема урока: Обучающее сочинение «Субботний вечер у нас дома».
Цели урока: Совершенствовать умение определять тему текста, развитие эмоциональной сферы личности, формирование интереса к языку как средству выражения собственных мыслей и чувств;
-развитие умений формулировать замысел, составлять план, работать с черновиком, редактировать написанное;
-развитие умений устной и письменной речи- продуцировать текст с использованием сложных и простых предложений с однородными членами, соединенными союзной и бессоюзной связью.
Оборудование: карточки обратной связи, рабочие листы учащихся (раздаточный материал), физминутка.
Ход урока.
I. Орг. момент. Настроение у всех хорошее, думаю, урок пройдет замечательно. Не забудьте, что в конце урока вы должны будете оценить, насколько вы поняли тему и приклеить листочки на дерево.
II. Формулирование темы по ключевым словам и прогнозирование содержания и плана урока.
ключевые слова урока: сочинение, замысел, план, черновик, редактирование.
-Послушайте ключевые слова и сформулируйте тему урока.
- А теперь послушайте отрывок из стихотворения и попробуйте определить тему сегодняшнего сочинения.
Осенняя суббота, выходной.
Листву давай, бери, сгребай лопатой.
А мы сидим у телика с семьёй
И смотрим интересные программы.
А можем просто – в этот день,
Не глядя на погоду-непогоду,
Поехать вместе за город иль в лес,
Полюбоваться просто на природу.
Ответы детей.
Да, у всех вас есть теплый дом и дружная семья, где каждый занят своим делом. Об этом рассказывают приготовленные вами семейные фотографии.
- Да, тема нашего сочинения- «Субботний вечер у нас дома».
Записывание темы урока в тетрадях по развитию речи.
- А чтобы вам было легко ориентироваться в сегодняшнем уроке, перед вами на столах лежат путевые листы, где записан план урока. Если я что- то упущу во время урока, вы можете меня поправить. Помогут нам также материалы учебника, упр. 82.
III. Актуализация знаний.
-Что такое сочинение?
А теперь узнаем значение слова «Сочинение».
-Найдите значение слова в толковом словаре. Сочинение (историч.): чин – порядок; со – значит «вместе» (эту приставку мы выделяли во многих словах: содружество, соотечественники и т.д.).
- Итак, сочинение – это сообщение мыслей на какую-то тему и построение их по порядку.
IV. Обращаемся к путевому листу, пункт 3.
-О чем нужно писать?
V. Прогнозирование связи темы сочинения с языковым заданием.
– Спрогнозируйте, какая связь между темой сочинения и темой, изучаемой по русскому языку?
– Как вы думаете, почему мы будем использовать в речи сложные предложения и предложения с однородными членами?
(Сложными предложениями и предложениями с однородными членами можно сказать о многом, передать одновременность происходящих событий, описать занятия детей, перечислить эти занятия, сравнить или противопоставить занятия детей и взрослых, а также других членов семьи.)
Придумайте предложение по нашей теме – сложное или с однородными членами.
VI. Путевой лист, пункт 4. Подготовка на черновике рабочих материалов к сочинению .
Записываем план – с доски.
План:
1.Вступление.
2.Основная часть.
а)
б)
в)
3. Заключение.
– Что такое замысел? (Мысль мыслить – замысел.)
– Подумайте, что самое главное вы хотите рассказать своим читателям о
том, как вы провели субботний вечер дома?
– Где мы поместим главную мысль? (В заключении, в последнем абзаце.) Записываем в конце плана.
– Прочитаем в памятке пункт
– Попробуйте записать на черновике мысли, которые вам приходят в голову и которые раскрывают ваш замысел.
– Как будем записывать? (Как удобнее – кратко, в столбик, в любом порядке.)
– Если вы закончили этот этап работы, подумайте, в каком порядке лучше расположить мысли.
Пронумеруйте их. Получился план основной части.
– Теперь, когда вы определили замысел своего сочинения, продумали содержание и порядок следования мыслей, нужно подумать о том, чего не хватает в нашем плане. (Вступления.)
VII. Работа над вариантом вступления.
На обратной стороне путевых листов варианты вступления, дети их читают про себя
– Для чего я записала разные варианты? (Чтобы помочь начать сочинение; вступление помогает настроиться на определенное содержание.)
Прочувствовали ли вы разное настроение авторов? Какой из предложенных вариантов можно назвать серьезным? юмористическим? мечтательным (лирическим)? Попробуйте придумать свой вариант вступления.
- Сделайте свой выбор. Если не получится придумать собственное вступление, можете воспользоваться одним их этих образцов.
Минутка отдыха .
VIII. Орфографическая подготовка.
– О чем еще надо помнить? На что еще обращают ваше внимание авторы учебника? Прочитайте пункты 3, 4 в упражнении учебника (абзацы выделять, главную мысль постоянно держать в голове).
Вспомним правила записи сложных предложений и предложений с однородными членами.
Вспомните правила написания предложений , используя карточки со схемами, распределите их на 2 группы. Сформулируйте правила.
Не забудьте о речевых ошибках, которые вы можете допустить при написании сочинений:
А если вы не знаете, как пишутся какие- либо слова, можете спросить у меня.
Выслушать полное сочинение 1-2 учащихся.
X. Начало записи сочинения на черновиках.
XI. Итог урока. Обратная связь с учителем.
-Что показалось самым трудным? Чему научились? Обратная связь с учителем Приклейте, пожалуйста, свой лист соответствующего цвета (в жёлтый лист- кому было все понятно и легко на уроке; в красный лист- кому было очень трудно и они не смогут сами выполнить домашнее задание. по сегодняшней теме).
Домашнее задание: дописать сочинение в черновик, исправить и переписать в чистовик.
Варианты вступлений к сочинениям.
1) За окном была осень, морозно и прохладно, но дома было тепло и уютно.
2) Я очень люблю, когда моя семья собирается вместе. Хотите узнать, как прошел этот субботний вечер у нас дома?
3) В этот субботний вечер я уютно устроилась на диване. Листая семейный фотоальбом, я вспомнила, как это здорово, когда вся семья собирается вместе.
4) Никогда я не забуду этот субботний вечер. Это был настоящий праздник смеха. А начиналось все, как обычно…
5) Я очень люблю субботу. Особенно, когда можно собраться всей семьей за интересным занятием или просто поговорить по душам. Именно таким был вечер, о котором я хочу вам рассказать.
6) В нашей семье всю неделю все заняты.
7) Наш белоснежный кот Васька носился по дому. Мы его так любим, и нам кажется, что без него не было бы того незабываемого субботнего вечера в кругу семьи.
8) Накануне недели я мечтал провести субботний вечер так, чтобы все оказались им довольны.
Путевой лист
1. Определи замысел. Запиши на черновике самую важную мысль.
2. Запиши мысли, помогающие раскрыть замысел.
3. Пронумеруй эти мысли.
4. Продумай о вступлении.
5. Запиши рабочий план.
6. Напиши сочинение на
черновике.
План
I. Вступление.
II. Основная часть.
1.
2.
3.
III.Заключение. Главная мысль.
Помни!
[– =], [– =].
[– =], и [– =].
[– =], но [– =].
[– =], а [– =].
Путевой лист
1. Определи замысел. Запиши на черновике самую важную мысль.
2. Запиши мысли, помогающие раскрыть замысел.
3. Пронумеруй эти мысли.
4. Продумай о вступлении.
5. Запиши рабочий план.
6. Напиши сочинение на
черновике.
План
I. Вступление.
II. Основная часть.
1.
2.
3.
III.Заключение. Главная мысль.
Помни!
[– =], [– =].
[– =], и [– =].
[– =], но [– =].
[– =], а [– =].
Русский язык 4 класс
Дата: ________________________50
Тема урока: Правописание падежных окончаний имён прилагательных женского рода.
Цель:ознакомить учащихся с падежными окончаниями имён прилагательных женского рода, развивать умение проверять безударные падежные окончания.
Задачи: знают безударные падежные окончания имён прилагательных женского рода
применяют знания, полученные при изучении темы «Склонение имён прилагательных»
используют правила определения падежа имени прилагательного
устанавливают связь имени прилагательного с именами существительными
отрабатывают правописание безударных падежных окончаний имён прилагательных женского рода.
Развивающие: Развивать орфографическую зоркость, творческие способности учащихся;
формирование навыков самоконтроля и самооценки,
активизация познавательной деятельности.
Воспитательные:
создать атмосферу доброжелательности между учащимися, между учителем и учащимися
Тип урока: урок объяснения новой темы
Формы работы учащихся: индивидуальная, фронтальная, групповая, парная
Необходимое техническое оборудование: презентация, учебник «Русский язык», «смайлики»
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
1. Психологический настрой "Обмен настроением"
Учитель приветствует учащихся. Проверяет готовность учеников к уроку.
Здравствуйте, ребята! Какое у вас сегодня настроение?
(У детей на партах лежат "Словарики настроений". Учитель: Я очень рада видеть ваши весёлые глазки. Вижу, что вы готовы к работе. У меня сегодня таинственное и радостное настроение, потому что мы отправляемся с вами в очередное путешествие по Великой Стране Русского языка. Удачи вам и новых открытий!
Сегодня мы с вами будем в роли не просто учеников. Много разных профессий есть на земле. Сегодня мы с вами попробуем познакомиться поближе с профессией журналиста.
Кто такие журналисты? (Люди, которые пишут статьи в газеты, журналы.)
В первую очередь, этот человек должен давать точные, проверенные данные
II. Работа по теме урока
1. Минутка чистописания
Сегодня мы с вами будем в роли не просто учеников. Много разных профессий есть на земле. Сегодня мы с вами попробуем познакомиться поближе с профессией журналиста.
Кто такие журналисты? (Люди, которые пишут статьи в газеты, журналы)
В первую очередь, этот человек должен давать точные, проверенные данные
– Чтобы отдать свою заметку наборщику в печать, журналист должен её разборчиво и красиво написать. Что же мы с вами для этого будем делать сейчас? (Проведем минутку чистописания.)
2.Актуализация знаний
Игра « Сильное звено ».( каждый ответ – 1 балл. Максимальное количество – 5 баллов)
Какую часть речи мы сейчас изучаем на уроках?(имя прилаг.).
Я знаю, что ….. (Составление кластера)
обозначает признак предмета
какой?, какие?, какая?, какое?
с сущ.
изменяется по родам, числам, падежам
Часть речи
мужского рода, женского, среднего
Единственное и множественное число
В предложении бывает определением
Делают речь яркой , образной, выразительной т.д
Учащиеся отвечают на проблемные вопросы, составляют кластер «Имя прилагательное»
3.Подготовка к восприятию нового материала, определение темы и целей урока.(На кластере стоит ? )
1 вопрос. На какой вопрос отвечают имена прилагательные женского рода?
(какая ?).
2 вопрос. Какие окончания имеют имена прилагательные женского рода?
(- ая; - яя ).
3 вопрос. Как называется изменение по вопросам имён сущ. и прил.?
(склонением).
Вопрос классу: -Определите тему сегодняшнего урока?
Ученики слушают и отвечают на вопросы учителя
Определяют тему
«Правописание падежных окончаний имён прилагательных женского рода»
III. Операционно – деятельностный этап
1.Работа над новым материалом.
Исследовательское задание.
Журналист внимательно слушает собеседника, запоминает, записывает основную мысль.(составление постера)
Распределите словосочетание «зеленая веточка» по падежам
Как-то раз с большого клена
Оторвалась веточка зеленая (И.п.)
И пустилась вместе с ветром
Путешествовать по свету.
Закружилась голова у зеленой веточки. (Р.п.)
Ветер нес ее, u нес,
Бросил легонечко на мост.
В тот же миг веселый пес
Шмыг - к зеленой веточке. (Д.п.)
Лапой - хвать зеленую веточку(В.п.),
Дескать, поиграем.
«Не хочу», - парашютист
Головой качает ...
Ветер с веточкой зеленой (Т.п.)
Над землей взметнулся снова.
Я пишу в саду под клёном
Стих о веточке зеленой (П.п.)
4.Упражнения в определении падежа имен прилагательных женского рода
Чист… бел… скатертью покрылась земля. Скатертью (какОЙ?) чистОЙ, белОЙ

Домашнее задание: с. 135 упр. 258
13