Язык 6 класс
Тема урока: «Русский язык в нашей жизни».
Эпиграф к уроку: Текут две речки в сердце, не мелея.
Становятся единою рекой.
Забыв родной язык, я онемею,
Утратив русский, стану я глухой.
Т.Зумакулова, балкарская поэтесса
Цели урока:
* помочь учащимся увидеть и почувствовать неисчерпаемые возможности русского языка, как языка дружбы и межнационального общения; учить владеть художественным словом, создавать собственные оригинальные миниатюры;
* развивать образное и логическое мышление, устную и письменную речь, помогать в овладении приемами языкового анализа и обобщения;
* воспитывать любовь к русскому языку, прививать интерес к его изучению, воспитывать эстетическое отношение к слову, формировать самостоятельность мышления и творческие способности, способствовать достижению успеха в деятельности каждого учащегося.
Оборудование:
раздаточный материал с заданиями, словари, инсценировка,
Ход урока.
Мотивация предстоящей деятельности.
Посмотрим в словаре С.И.Ожегова, какие значения у слова «язык» и «дружба». Их много! Но нас сегодня будет интересовать язык как язык общения, как язык дружбы между народами.
Назовите эти значения.
Язык народа, нации. Речь, способность говорить. Орудие общения, обмена мыслями и взаимного понимания людей в обществе.
Задание 2. Создание художественной миниатюры: « Похвальное Слово Слову».
П 1, упр 1,2,3,4,5
Раздаточный материал.
Слово учителя.
Общеизвестно, что Россия - это не страна русских, а многонациональная страна, где живут десятки народов, говорящих на своем родном языке: удмурты, якуты, татары, калмыки, аварцы и многие другие. Каждый национальный язык требует своего сохранения и совершенствования, своего развития, развития национальной культуры и искусства. Но естественно, что для такой многонациональной страны нужен единый язык, который бы обеспечивал общение между народами.
Русский язык является государственным языком нашей страны. На нем ведутся дипломатические переговоры, это язык, передающий миру достижения нашей науки, техники и культуры. На этом языке ведутся передачи центрального радио и телевидения. На русском языке ведется делопроизводство в большинстве районов и краев России.
Русский язык является средством познания культуры русского народа и культуры всех народов нашей страны. Кроме того, он один из мировых языков.
Задание 3. Прочитайте текст. Определите его основную мысль. Обменяйтесь мнениями по вопросу: Что дает изучение других языков для познания своего родного языка?
... Когда мы являемся одноязычными, когда у нас один язык, очень трудно сосредоточить наше внимание на средствах выражения мысли. Мы ведь интересуемся самой мыслью, и остановить внимание на оболочке этой мысли, на языковой форме представляется крайне трудным. И вот лишь соприкосновение одного языка с другим на почве сравнений - как одна и та же мысль в разных языках по-разному выражена - естественным образом останавливает нас на средствах выражения и делает человека внимательным к тонким нюансам мысли и чувства. (Л.В.Щерба)
Однажды один англичанин остановился в провинциальной французской гостинице. Над дверью гостиницы он прочел надпись: «Здесь говорят на всех языках». Англичанин спрашивает хозяина по-английски, по-немецки, по-итальянски, но не получает ответа. Тогда он спрашивает по-французски: «Кто же здесь говорит на всех языках?» - «Приезжие», - отвечает хозяин.
Великий педагог-просветитель И.Я.Яковлев всячески подчеркивал, что «русский язык при теперешнем все увеличивающемся спросе на труд, на рабочие руки, делается для инородцев столь же необходимым, как свет и воздух.. В обращении к родному языку нет измены русскому делу: служить великому русскому отечеству можно не забывая родного языка, воспринятого от матерей ваших».
Учащиеся обмениваются мнениями, высказывая свою позицию.
Слово учителя
Язык в большей мере, чем одежда, свидетельствует о вкусе человека, о его отношении к окружающему миру, к самому себе. Наша речь - важнейшая часть не только нашего поведения, но и нашей личности, нашей души, ума...
Давайте посмотрим сценку «О речевом этикете»
Сценка «Последний или крайний?»
Небольшая очередь у закрытого магазина. Кое-кто нетерпеливо поглядывает на часы.
Каждый занят своим делом. Высокая женщина в плаще перебирает что-то в сумке; девушка читает журнал;
мужчина в очках о чем-то говорит со старушкой в платке. К очереди подходит девочка с наушниками на шее, откуда слышится музыка…
ДЕВОЧКА. Бабушка, вы последняя? (Та не успевает ответить, как в разговор вступает женщина в плаще)
ЖЕНЩИНА. (ужасаясь). Девочка, как тебе не стыдно? Что ты сказала?! Это слово нехорошее! Нужно
говорить: «Кто крайний?»
ДЕВОЧКА. (растерянно и слабо возражая). А нас в школе так учили.
СТАРУШКА. А ты слушай, как здесь тебя учат. В школе одно, а тут – другое. (Отворачивается от девочки).
Подходит молодая женщина в яркой кофте.
МОЛОДАЯ ЖЕНЩИНА Кто крайний?
ДЕВОЧКА. (Вздыхает, пожимая плечами). Я.
Подходит женщина в очках. Скажите, пожалуйста, кто последний?
МОЛОДАЯ ЖЕНЩИНА. (С обидой и гневом). Здесь последних нет! Здесь только крайние! (Отворачивается).
ЖЕНЩИНА В ПЛАЩЕ. Вы не имеете права оскорблять честных людей!
СТАРУШКА. Что за молодежь пошла?
В очереди поднимается страшный шум, все кричат, машут руками. Крики: «Последний!», «Крайний!».
ЖЕНЩИНА В ОЧКАХ. (Дождавшись, когда шум утих). Напрасно, вы волнуетесь, ведь в очереди два края. Первый тоже крайний, вот первый и противопоставляется последнему. Ничего обидного в этом нет.
ДЕВУШКА С ЖУРНАЛОМ. Правильно, попробуйте вместо « последний вагон» сказать «крайний вагон», вам придется по всему составу бегать – от первого до последнего вагона.
ЖЕНЩИНА В ПЛАЩЕ. (Еще не сдавшись). А все-таки «последний» значит – «плохой»!
ЖЕНЩИНА В ОЧКАХ. Вот вы войдете в магазин и возьмете на полке крайнюю булку. Значит, нам еще останется хлеб. Ну, а если вы возьмете последний, - значит, больше нет хлеба. Но ведь последняя булка от того, что она так называется, вовсе не самая плохая!
ЖЕНЩИНА В ПЛАЩЕ. (Пытаясь отстоять свое мнение). Так это булка, а мы о человеке! А человек не должен быть последним.
ДЕВУШКА С ЖУРНАЛОМ. Пожалуйста. Кто покидает тонущий корабль последним? Капитан! Он последний остается на корабле, но он же герой!
ЖЕНЩИНА В ПЛАЩЕ. Вроде так!
Девочка очень довольна, она не вмешивается, но всем видом показывает, что согласна с девушкой и женщиной в очках. Мужчина тоже высказывается с одобрением.
Открывается магазин. Все входят. Занавес закрывается.
Задание 4. Расставьте ударения в словах, которые часто произносятся неправильно.
Начать, начала, начали, углубить, позвонить, договор, документ, квартал, приговор, статуя, ходатайство, средство, щавель, шлея, шофер, досуг, лавровый, взбешенный, занятой (человек), занятый (делом): брала, брало, брали; белый - бела, бело, белы; введенный - введен, введена, введено, введены, звонит, позвонишь.
Задание 5. Подберите к данным русским пословицам и поговоркам эквиваленты на родном языке:
Язык разум открывает.
Языком масло не собьешь.
Не спеши языком, торопись делом.
Язык до Киева доведет.
Ешь пирог с грибами, а язык держи за зубами.
Язык мой - враг мой: прежде ума говорит.
Говорит красиво, да слушать тоскливо.
Задание 6.
Разговорная речь постоянно вторгается в литературную норму. Спорных вопросов типа «как лучше или правильнее сказать» возникает множество. Мы с вами попробуем разобраться в этом на некоторых примерах. Сейчас я прочитаю диалог, который, возможно, вам приходилось слышать в повседневной жизни.
- Вы на следующей остановке сходите?
- Сходить можно только с ума, а в автобусе спрашивают: «Вы на следующей остановке слезаете?
- Тоже сказал! Слезают с крыши, с дерева. Правильно надо сказать: «Вы на следующей остановке выходите?»
- Это замуж выходят. В автобусе же говорят: «Вы встаете?»
- Ну и ну. Да вы и так стоите, а не сидите. Зачем же спрашивать, встаете ли вы?
- Тогда и оставайтесь в автобусе, если русского языка не знаете.
- Как вы считаете, прозвучал ли в этом диалоге правильный вопрос? Предложите свой вариант.
И еще ярким примером бедности и неправильности нашей речи являются выражения из ученических сочинений. Вот послушайте:
* Репин шел по берегу Невы и увидел бурлаков на Волге.
* Когда бьешь или убиваешь человека, потом долго грызет совесть. Со мной так часто бывает.
* Катерина утонула, поэтому она плавать не умела.
* У Катерины было два выхода: либо покончить жизнь самоубийством, либо утопиться.
И, наконец, богатство речи - одно из главных ее коммуникативных качеств. Русский язык принадлежит к числу наиболее развитых языков мира. Богатство языка определяется смысловой насыщенностью слов, которая создается явлениями многозначности, омонимии, синонимии.
Что помогает нам обогащать словарный запас? Конечно, общение и добрые умные книги. Чем больше слов находится в распоряжении отдельного человека, тем богаче его речь, тем свободнее, полнее и точнее выражает он свои мысли, чувства, настроения. Нельзя достичь речевого богатства, не изучая изумительный язык народа, во всем многообразии его лексики и фразеологии. И я надеюсь, сейчас вы легко справитесь со следующим заданием.
Задание 7. Подберите фразеологизмы к предложенным словосочетаниям.
* Дальний родственник - седьмая вода на киселе.
* Очень умный - семи пядей во лбу.
* Оказаться в глупом положении - сесть в лужу.
* Ничем не проймешь - как с гуся вода.
* Все нипочем, ничто не страшно - море по колено.
* Бесследно пропасть, исчезнуть - как в воду канул.
* Очень мало - как кот наплакал.
* Всем очевидно, сразу видно - на лбу написано.
* Избежать заслуженной кары - выйти сухим из воды.
* Тесно – яблоку негде упасть.
Мы не властны над речью других, но изменить собственную речь мы можем; это наше зеркало, и пусть оно не будет грязным. Прислушайтесь к мудрым советам:
1.Для повышения речевой грамотности больше читайте. Особенно важно, чтобы вашим постоянным чтением стали лучшие произведения отечественной и мировой литературы.
2.Привыкайте пользоваться словарями. «Словари - это вселенная в алфавитном порядке», - так говорил Вальтер. Их много, и задачи у них разные. О значении и употреблении слов вы узнаете из толкового словаря русского языка. О грамматике написания вы узнаете из орфографического словаря. Сделать свою речь богаче, ярче поможет словарь синонимов. А если вы интересуетесь происхождением слов, то на помощь придет этимологический словарь.
3.Кроме словарей, к вашим услугам многочисленные книги по этике и культуре речи. Вот сколько у вас надежных помощников - читай, не ленись!
4.И последний совет. Не давайте слову опережать мысли. Подумайте до того, как скажете. В наших словах и интонациях выражено не только видение вещей и явлений, но и наше отношение к людям. Черствое, грубое слово, брань обижают, оскорбляют. Давайте же уважать друг друга. Не будем сквернословить и грубо выражаться.
Давайте восклицать, друг другом восхищаться.
Высокопарных слов не стоит опасаться.
Давайте говорить друг другу комплименты –
Ведь это все любви счастливые моменты.
Б. Окуджава
Задание 8. Спишите и запомните понравившиеся русские пословицы. Вспомните пословицы о речевом этикете:
1) В многословии не без пустословия.
2) Говорить не думая - стрелять не целясь.
3) Доброе молчание - чем не ответ.
4) Закон не молитва, крик не беседа.
5) Много крику, мало толку.
Рефлексия.
Что нового мы сегодня узнали на нашем уроке?
Для чего нужно учить русский язык?
Вспомните и расскажите о ситуации, когда необходимо было показать знание русского языка?
Нуждается ли русский язык в защите?
Почему русский язык никогда не станет языком ненависти или вражды?
Домашнее задание.
Упр 6