СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Поурочные разработки уроков для 6 класса по ФГОС с рабочей программой

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Поурочные разработки  на каждый день (204 часа) с рабочей программой по ФГОС

Просмотр содержимого документа
«104 соч мой день»

Язык 6 класс

Тема. Сочинение-описание «Мой день» («Моя школа»)

Цели урока: подготовить учащихся к самостоятельному описанию дня с использованием числительных (учить подчинять материал основной идее сочинения);

отработать элементы композиции сочинения;

составить словари опорных слов;

(познакомить с историей школы);

вызвать у учащихся интерес к нашей истории, к нашим национальным истокам.

Оборудование: запись на доске вспомогательных материалов к уроку;

Ход урока.

1. Орг. момент.

2. Слово учителя.

- Сегодня, ребята, на уроке мы должны будем с вами приготовиться к сочинению-описанию

Откройте тетради, запишите тему урока.

3. Работа по теме

5. Рассказ учащихся про день или школу:

– Давайте вспомним, какие стили речи вы знаете? (разговорный, художественный, научный)

– В каком стиле мы будем описывать наши игрушки? (в художественном)

– А какие типы речи вы знаете? (рассуждение, описание, повествование).

– Что значит описание? (этот текст отвечает на вопрос какой? Потребуется одна фотография)

– Какова композиция описания?

– общее впечатление

– описание деталей

– оценка

6. Учитель:

Сейчас школу можно назвать моим вторым домом. Она занимает значительное место в моей жизни. Именно школа больше всего влияет на распорядок моего дня, то, чем я занимаюсь. Именно в школе я общаюсь с друзьями-одноклассниками, на уроках узнаю много нового и интересного.

Моя школа не старая, ей больше двадцати пяти лет. Это двухэтажное светло-серое здание прямоугольной формы. Младшие классы учатся на первом, а старшеклассники в основном на втором. Классные комнаты в моей школе просторные светлые, с большими окнами и удобными партами. Их стены украшены цветами, картинами, таблицами и портретами выдающихся ученых.

К главному входу ведет высокое крыльцо с колоннами и множеством ступенек. С этого крыльца каждый год осенью и весной с Первым и Последним звонком нас поздравляет директор, завучи и разные гости. По этому поводу крыльцо украшают цветами и воздушными шарами.

На первом этаже находится большой просторный холл, в котором висит расписание занятий, стенгазеты, объявления. А самая большая его гордость – огромные горшки с высокими цветами – пальмами, комнатными розами, геранями и другими. За ними заботливо ухаживает технический персонал школы и даже сами ученики.

Еще в нашей школе есть актовый зал, спортзал, а в школьном дворе – спортивная площадка.. В классе информатики стоят новые компьютеры, и я уже с нетерпением жду, когда этот предмет появится в моем расписании. А еще в большинстве классов есть проекторы. На первом этаже находится столовая, где пекут вкусные булочки и откуда всегда аппетитно пахнет, почка, сельсовет, Дом общения, а на втором- библиотека и читальный зал со множеством интересных книг, а также,.

Моя школа очень уютная,  и в ней есть все необходимое для учебы. Мне нравится моя школа!

12. Итог.

Сейчас на черновиках вы напишите сочинение, помните, что за описанием должен стоять автор, помните о композиции сочинения, избегайте тех речевых ошибок, которые встретили в текстах.

13. Написание сочинения.




Просмотр содержимого документа
«107 лич мест»

Язык 6 класс

Тема. Личные местоимения


Цели урока:

Обучающая цель: закрепить умения и навыки учащихся по

определению местоимений среди других частей речи, усвоить значение личных местоимений, признаки и синтаксическую роль; повторить основные сведения о личных местоимениях, изменение по лицам, числа, падежам, родам, правописание местоимений.

Развивающая цель: развитие мыслительной деятельности учащихся, обогащение словарного запаса.

Воспитательная цель: воспитывать внимательное отношение к слову, интерес к русскому языку.


Оборудование: учебник, доска

3. Карточки с заданиями.


Ход урока:


1. Оргмомент.



2. Объявление темы и целей урока. П.47


---Хорошо. А теперь отложите ручки и послушайте рассказ Януша Корчака.

« Я вам расскажу об одном малюсеньком слове, таком умном, что просто не верится. Это слово--- КТО? Постучат в дверь, ты спрашиваешь:

«Кто?». Тебе отвечают, и ты открываешь дверь. А не будь этой малышки «кто», ты должен был спросить: «Это Ваня стучит? Или Петя? Или тётя? Или дядя?» А тот всё отвечает: «Нет! Нет!»

И ты бы мог так 3 часа подряд спрашивать и не угадал бы. Стоял бы мокрый как мышь, разозлился, не ел, не пил бы, всё только спрашивал бы. А так : «Кто там?» и в этом коротеньком слове сидят имена всех на свете людей.»

3. Работа с местоименим «Я».

-- Хорошо, а теперь перенесёмся в древние времена, когда существовала буква «Аз» - буква церковнославянского и русского алфавита. Она соответствует личному местоимению 1-го лица, единственного числа –«Яз», которое позже изменилось в «Я». Аз = Яз ---Я.

Вывод: Мы узнали историю местоимения «Я» и с помощью стихотворения М. Раскатова просклоняли его.


Но оно (местоимение «Я») не может быть одно. С ним живут:

Дружные – МЫ

Дружелюбный –ТЫ

Вежливые -- ВЫ (вы)

Неотразимая -- ОНА

Всегда печальное – ОНО

Великолепный --- ОН

Неразлучные -- ОНИ.


4.Работа по учебнику.

Упр.283,284,285,286,287


ФИЗМИНУТКА


5. Дифференцированная работа в группах



1-й уровень.

Определите падеж местоимений. Выполните задание по образцу:

Я (кто?) – И.п.

Мне…, мной…, обо мне…, мы…, нами…, нас…, нам…, о тебе…, ты…,

Тобой…, тебе.


2-й уровень:

Определите синтаксическую роль и падеж местоимений:

1) Я уселся на камень и стал наблюдать.

2) Передо мной простиралось море.

3) Высоко надо мной шумели крыльями птицы.

4) Мне захотелось остаться одному.

5) Над тобой голубым ковром раскинулось бескрайнее небо.

6) Он поджал лапу и внимательно посмотрел на меня.




6. Выводы по уроку:

а) Итак, ребята, мы ещё раз убедились в том, что личные местоимения помогают украсить нашу речь, точное выразить мысли.

б) Домашнее задание.


Употребите местоимения в нужном падеже и укажите падеж в упр.288








Просмотр содержимого документа
«1.яз 6 кл»

Язык 6 класс



Тема урока: «Русский язык в нашей жизни».



Эпиграф к уроку: Текут две речки в сердце, не мелея.

Становятся единою рекой.

Забыв родной язык, я онемею,

Утратив русский, стану я глухой.



Т.Зумакулова, балкарская поэтесса



Цели урока:

* помочь учащимся увидеть и почувствовать неисчерпаемые возможности русского языка, как языка дружбы и межнационального общения; учить владеть художественным словом, создавать собственные оригинальные миниатюры;



* развивать образное и логическое мышление, устную и письменную речь, помогать в овладении приемами языкового анализа и обобщения;



* воспитывать любовь к русскому языку, прививать интерес к его изучению, воспитывать эстетическое отношение к слову, формировать самостоятельность мышления и творческие способности, способствовать достижению успеха в деятельности каждого учащегося.



Оборудование:



раздаточный материал с заданиями, словари, инсценировка,

Ход урока.





Мотивация предстоящей деятельности.

Посмотрим в словаре С.И.Ожегова, какие значения у слова «язык» и «дружба». Их много! Но нас сегодня будет интересовать язык как язык общения, как язык дружбы между народами.

Назовите эти значения.

Язык народа, нации. Речь, способность говорить. Орудие общения, обмена мыслями и взаимного понимания людей в обществе.



Задание 2. Создание художественной миниатюры: « Похвальное Слово Слову».

П 1, упр 1,2,3,4,5





Раздаточный материал.





Слово учителя.

Общеизвестно, что Россия - это не страна русских, а многонациональная страна, где живут десятки народов, говорящих на своем родном языке: удмурты, якуты, татары, калмыки, аварцы и многие другие. Каждый национальный язык требует своего сохранения и совершенствования, своего развития, развития национальной культуры и искусства. Но естественно, что для такой многонациональной страны нужен единый язык, который бы обеспечивал общение между народами.

Русский язык является государственным языком нашей страны. На нем ведутся дипломатические переговоры, это язык, передающий миру достижения нашей науки, техники и культуры. На этом языке ведутся передачи центрального радио и телевидения. На русском языке ведется делопроизводство в большинстве районов и краев России.

Русский язык является средством познания культуры русского народа и культуры всех народов нашей страны. Кроме того, он один из мировых языков.



Задание 3. Прочитайте текст. Определите его основную мысль. Обменяйтесь мнениями по вопросу: Что дает изучение других языков для познания своего родного языка?

... Когда мы являемся одноязычными, когда у нас один язык, очень трудно сосредоточить наше внимание на средствах выражения мысли. Мы ведь интересуемся самой мыслью, и остановить внимание на оболочке этой мысли, на языковой форме представляется крайне трудным. И вот лишь соприкосновение одного языка с другим на почве сравнений - как одна и та же мысль в разных языках по-разному выражена - естественным образом останавливает нас на средствах выражения и делает человека внимательным к тонким нюансам мысли и чувства. (Л.В.Щерба)

Однажды один англичанин остановился в провинциальной французской гостинице. Над дверью гостиницы он прочел надпись: «Здесь говорят на всех языках». Англичанин спрашивает хозяина по-английски, по-немецки, по-итальянски, но не получает ответа. Тогда он спрашивает по-французски: «Кто же здесь говорит на всех языках?» - «Приезжие», - отвечает хозяин.

Великий педагог-просветитель И.Я.Яковлев всячески подчеркивал, что «русский язык при теперешнем все увеличивающемся спросе на труд, на рабочие руки, делается для инородцев столь же необходимым, как свет и воздух.. В обращении к родному языку нет измены русскому делу: служить великому русскому отечеству можно не забывая родного языка, воспринятого от матерей ваших».



Учащиеся обмениваются мнениями, высказывая свою позицию.

Слово учителя

Язык в большей мере, чем одежда, свидетельствует о вкусе человека, о его отношении к окружающему миру, к самому себе. Наша речь - важнейшая часть не только нашего поведения, но и нашей личности, нашей души, ума...

Давайте посмотрим сценку «О речевом этикете»



Сценка «Последний или крайний?»


Небольшая очередь у закрытого магазина. Кое-кто нетерпеливо поглядывает на часы.

Каждый занят своим делом. Высокая женщина в плаще перебирает что-то в сумке; девушка читает журнал;

мужчина в очках о чем-то говорит со старушкой в платке. К очереди подходит девочка с наушниками на шее, откуда слышится музыка…



ДЕВОЧКА. Бабушка, вы последняя? (Та не успевает ответить, как в разговор вступает женщина в плаще)

ЖЕНЩИНА. (ужасаясь). Девочка, как тебе не стыдно? Что ты сказала?! Это слово нехорошее! Нужно

говорить: «Кто крайний?»

ДЕВОЧКА. (растерянно и слабо возражая). А нас в школе так учили.

СТАРУШКА. А ты слушай, как здесь тебя учат. В школе одно, а тут – другое. (Отворачивается от девочки).

Подходит молодая женщина в яркой кофте.

МОЛОДАЯ ЖЕНЩИНА Кто крайний?

ДЕВОЧКА. (Вздыхает, пожимая плечами). Я.

Подходит женщина в очках. Скажите, пожалуйста, кто последний?

МОЛОДАЯ ЖЕНЩИНА. (С обидой и гневом). Здесь последних нет! Здесь только крайние! (Отворачивается).

ЖЕНЩИНА В ПЛАЩЕ. Вы не имеете права оскорблять честных людей!

СТАРУШКА. Что за молодежь пошла?

В очереди поднимается страшный шум, все кричат, машут руками. Крики: «Последний!», «Крайний!».

ЖЕНЩИНА В ОЧКАХ. (Дождавшись, когда шум утих). Напрасно, вы волнуетесь, ведь в очереди два края. Первый тоже крайний, вот первый и противопоставляется последнему. Ничего обидного в этом нет.

ДЕВУШКА С ЖУРНАЛОМ. Правильно, попробуйте вместо « последний вагон» сказать «крайний вагон», вам придется по всему составу бегать – от первого до последнего вагона.

ЖЕНЩИНА В ПЛАЩЕ. (Еще не сдавшись). А все-таки «последний» значит – «плохой»!

ЖЕНЩИНА В ОЧКАХ. Вот вы войдете в магазин и возьмете на полке крайнюю булку. Значит, нам еще останется хлеб. Ну, а если вы возьмете последний, - значит, больше нет хлеба. Но ведь последняя булка от того, что она так называется, вовсе не самая плохая!

ЖЕНЩИНА В ПЛАЩЕ. (Пытаясь отстоять свое мнение). Так это булка, а мы о человеке! А человек не должен быть последним.

ДЕВУШКА С ЖУРНАЛОМ. Пожалуйста. Кто покидает тонущий корабль последним? Капитан! Он последний остается на корабле, но он же герой!

ЖЕНЩИНА В ПЛАЩЕ. Вроде так!

Девочка очень довольна, она не вмешивается, но всем видом показывает, что согласна с девушкой и женщиной в очках. Мужчина тоже высказывается с одобрением.

Открывается магазин. Все входят. Занавес закрывается.





Задание 4. Расставьте ударения в словах, которые часто произносятся неправильно.

Начать, начала, начали, углубить, позвонить, договор, документ, квартал, приговор, статуя, ходатайство, средство, щавель, шлея, шофер, досуг, лавровый, взбешенный, занятой (человек), занятый (делом): брала, брало, брали; белый - бела, бело, белы; введенный - введен, введена, введено, введены, звонит, позвонишь.





Задание 5. Подберите к данным русским пословицам и поговоркам эквиваленты на родном языке:

  1. Язык разум открывает.

  2. Языком масло не собьешь.

  3. Не спеши языком, торопись делом.

  4. Язык до Киева доведет.

  5. Ешь пирог с грибами, а язык держи за зубами.

  6. Язык мой - враг мой: прежде ума говорит.

  7. Говорит красиво, да слушать тоскливо.



Задание 6.

Разговорная речь постоянно вторгается в литературную норму. Спорных вопросов типа «как лучше или правильнее сказать» возникает множество. Мы с вами попробуем разобраться в этом на некоторых примерах. Сейчас я прочитаю диалог, который, возможно, вам приходилось слышать в повседневной жизни.

- Вы на следующей остановке сходите?

- Сходить можно только с ума, а в автобусе спрашивают: «Вы на следующей остановке слезаете?

- Тоже сказал! Слезают с крыши, с дерева. Правильно надо сказать: «Вы на следующей остановке выходите?»

- Это замуж выходят. В автобусе же говорят: «Вы встаете?»

- Ну и ну. Да вы и так стоите, а не сидите. Зачем же спрашивать, встаете ли вы?

- Тогда и оставайтесь в автобусе, если русского языка не знаете.



- Как вы считаете, прозвучал ли в этом диалоге правильный вопрос? Предложите свой вариант.

И еще ярким примером бедности и неправильности нашей речи являются выражения из ученических сочинений. Вот послушайте:

* Репин шел по берегу Невы и увидел бурлаков на Волге.

* Когда бьешь или убиваешь человека, потом долго грызет совесть. Со мной так часто бывает.

* Катерина утонула, поэтому она плавать не умела.

* У Катерины было два выхода: либо покончить жизнь самоубийством, либо утопиться.

И, наконец, богатство речи - одно из главных ее коммуникативных качеств. Русский язык принадлежит к числу наиболее развитых языков мира. Богатство языка определяется смысловой насыщенностью слов, которая создается явлениями многозначности, омонимии, синонимии.

Что помогает нам обогащать словарный запас? Конечно, общение и добрые умные книги. Чем больше слов находится в распоряжении отдельного человека, тем богаче его речь, тем свободнее, полнее и точнее выражает он свои мысли, чувства, настроения. Нельзя достичь речевого богатства, не изучая изумительный язык народа, во всем многообразии его лексики и фразеологии. И я надеюсь, сейчас вы легко справитесь со следующим заданием.



Задание 7. Подберите фразеологизмы к предложенным словосочетаниям.

* Дальний родственник - седьмая вода на киселе.

* Очень умный - семи пядей во лбу.

* Оказаться в глупом положении - сесть в лужу.

* Ничем не проймешь - как с гуся вода.

* Все нипочем, ничто не страшно - море по колено.

* Бесследно пропасть, исчезнуть - как в воду канул.

* Очень мало - как кот наплакал.

* Всем очевидно, сразу видно - на лбу написано.

* Избежать заслуженной кары - выйти сухим из воды.

* Тесно – яблоку негде упасть.



Мы не властны над речью других, но изменить собственную речь мы можем; это наше зеркало, и пусть оно не будет грязным. Прислушайтесь к мудрым советам:



1.Для повышения речевой грамотности больше читайте. Особенно важно, чтобы вашим постоянным чтением стали лучшие произведения отечественной и мировой литературы.



2.Привыкайте пользоваться словарями. «Словари - это вселенная в алфавитном порядке», - так говорил Вальтер. Их много, и задачи у них разные. О значении и употреблении слов вы узнаете из толкового словаря русского языка. О грамматике написания вы узнаете из орфографического словаря. Сделать свою речь богаче, ярче поможет словарь синонимов. А если вы интересуетесь происхождением слов, то на помощь придет этимологический словарь.



3.Кроме словарей, к вашим услугам многочисленные книги по этике и культуре речи. Вот сколько у вас надежных помощников - читай, не ленись!



4.И последний совет. Не давайте слову опережать мысли. Подумайте до того, как скажете. В наших словах и интонациях выражено не только видение вещей и явлений, но и наше отношение к людям. Черствое, грубое слово, брань обижают, оскорбляют. Давайте же уважать друг друга. Не будем сквернословить и грубо выражаться.



Давайте восклицать, друг другом восхищаться.

Высокопарных слов не стоит опасаться.

Давайте говорить друг другу комплименты –

Ведь это все любви счастливые моменты.

Б. Окуджава



Задание 8. Спишите и запомните понравившиеся русские пословицы. Вспомните пословицы о речевом этикете:

1) В многословии не без пустословия.

2) Говорить не думая - стрелять не целясь.

3) Доброе молчание - чем не ответ.

4) Закон не молитва, крик не беседа.

5) Много крику, мало толку.



Рефлексия.

  1. Что нового мы сегодня узнали на нашем уроке?

  2. Для чего нужно учить русский язык?

  3. Вспомните и расскажите о ситуации, когда необходимо было показать знание русского языка?

  4. Нуждается ли русский язык в защите?

  5. Почему русский язык никогда не станет языком ненависти или вражды?



Домашнее задание.

Упр 6 

Просмотр содержимого документа
«100 собират»

Язык 6 класс

Тема. Склонение собирательных числительных.

Цель урока русского языка в школе:

  • дать понятие о собирательных числительных;

  • сформировать умение правильно писать и употреблять в речи собирательные числительные;

  • закрепить знания учащихся о количественных числитель-ных.

Задачи урока русского языка в 6 классе:

  • показать особенности разряда «Собирательные числительные» в сравнении с другими разрядами количественных числительных;

  • раскрыть правила склонения собирательных числительных и употребления их в речи;

  • развивать логическое мышление, зрительную и механическую память, грамотность учащихся;

Оборудование: раздаточный материал.

Ход урока

  1. Организационный момент.

  2. Проверка домашнего задания.

Упр 269

  1. Новый материал. С 141

Составление кластера.

– Выберите словосочетания, в которых существительное может сочетаться с собирательным числительным.

Двое (машинист, зайчонок, девочка, ножницы).
Трое (ученик, ученица, мастерица, сани).
Четверо (лисята, очки, подруга, малыш). 

(Двое машинистов, двое зайчат, двое ножниц;

Трое учеников, трое саней.
Четверо лисят, четверо очков, четверо малышей.)

– Назовите известные вам орфограммы.

III. Закрепление.

1. На слайде представлены слова: друг, товарищ, сын, окно, инженер, школа, легенда.

– Употребите эти существительные с собирательными числительными оба или трое. Запишите полученные словосочетания в тетрадь.  (Оба друга, товарища, сына, окна, инженера; Трое друзей, трое товарищей, трое сыновей, трое инженеров.)

– С существительными какого рода мы смогли употребить собирательные числительные? (М.р., ср.р.)

– Существительные какого рода остались? (Ж.р.)

IV. Словарно-орфографическая работа.

Вставьте числительные оба, обе

  1. По … сторонам дороги тянулся густой лес.

  2. Малышка держала куклу … руками.

  3. Склоны … оврагов размыты дождями.

  4. братьев приняли в спортивную школу.

  5. Мальчик вырезал звезды из … листов бумаги.

  6. В … случаях ответ был неверным.

Упр 270,271

Сделаем вывод: собирательное числительное оба употребляется с существительными мужского и среднего рода, а собирательное числительное обе употребляется только с существительными женского рода.

Физ. минутка. 

V. Склонение числительных.

– Собирательные числительные склоняются точно так же, как и прилагательные. Например: Р.п. серых волчат, троих волчат.

– Обратите внимание на окончания.

– Просклоняйте словосочетания рыжие лисята, трое лисят.

И.п. рыжие лисята, трое лисят
Р.п. рыжих лисят, троих лисят
Д.п. рыжим лисятам, троим лисятам
В.п. рыжих лисят, троих лисят
Т.п. рыжими лисятами, троими лисятами
П.п. о рыжих лисятах, о троих лисятах.

– Выделим окончания имен прилагательных и числительных, сделаем вывод.

VI. Итог урока.















Просмотр содержимого документа
«101 порядков.»

Язык 6 класс

Тема урока. Порядковые имена числительные.

Цель: развитие регулятивных УУД через решение лингвистических задач

Задачи: 1. Осмыслить понятие порядковые числительные и зафиксировать понятие в виде опорной схемы;

2. Научиться употреблять порядковые числительные в речи

3. Развивать учебную мотивацию через восприятие народной мудрости

Ход урока.

1. Диктант (по упражнению 279).

2. Игра «Третий лишний».

1) первый, другой, второй;

2) пятый, сотый, новый;

3) третий, лисий, седьмой.

– По какому принципу вы находили «третье лишнее»?

– К какому разряду относятся числительные? Что они обозначают?

– Как вы думаете, почему в этой игре порядковые числительные сравнивались именно с прилагательными?

3. 4. Работа с теоретическим материалом.

– Прочитайте теоретические сведения о порядковых числительных на с. 142-143 учебника.

– Выявите сходства и отличия между порядковыми числительными и прилагательными.

5. Упражнения 273, 274.

6. Исследовательская работа.

– Перечислите даты своих любимых праздников.

– К какому разряду вы отнесете эти числительные?

– В каком падеже вы употребляете существительные в названии дат?

Упр 276

7. Упражнение 375, 276

Домашнее задание: упражнения 277 выпишите словосоч с числительными, опред падеж числ

 





Просмотр содержимого документа
«102 моф разб чис»

Язык 6 класс

Тема урока. Морфологический разбор имени числительного.

Цели и задачи:

  • углубление имеющихся и приобретённых новых знаний по данной теме;

  • проверка качества знаний, полученных при изучении числительных;

  • воспитание интереса к русскому языку, развитие речевой культуры;

  • воспитание уважения к родному языку, правильному употреблению числительных в деловой среде, в быту.

Ход урока

  1. Объявление цели и девиза урока.

  2. Предупредительный диктант.

Упр 279

II. Проверка домашнего задания

Упр 270

III. Фронтальный опрос.

  • Что называется числительным?

  • Перечислите морфологические признаки числительных.

  • Какими числительные бывают по составу?

  • На какие группы делятся количественные числительные?

  • Какими членами предложения могут быть числительные?

IV. Работа по накоплению капитала.

Цифровой диктант:

1. Цифрами написать, сколько раз употребляется Ь в числительных:


Ь

1. 1237

2

2. 5971

3

3. 33201

1

4. 757

3

5. 21104

1

6. 17108

2

7. 895

2

8. 25111

3

9. 1426

2

10. 888

3

11. 6606

3

2. Из названных числительных записать только то, которое пишется в одно слово:

сто первый, шесть тысяч, стотысячный

3. Из названных числительных подчеркнуть то, которое пишется в три слова:

603, 199, 315

4. Укажите правильный вариант написания числительного 143 в П.п. (о ста сорока трёх)

5 . Написать начальную форму для числительных из словосочетаний:

а) обеими руками (обе)

б) полутораста рублями (полтораста)

в) полутора литров (полтора)

г) обоими окнами (оба)

6. Укажите числительное, лишнее в данном ряду:

четвёртый, четверо, четыре

7. Укажите существительное, с которым собирательные числительные не сочетаются:

  • стёрка,

  • ягнята,

  • ножницы,

  • альпинист

8. Запишите числительные, имеющие 2 падежные формы (сорок, девяносто, сто)

9. От данных количественных числительных образуйте порядковые:

1000

(тысячный)

800

(восьмисотый)

5000000000

(пятимиллиардный)

(двести семнадцатый)


(восемьсот восемьдесят восьмой)


2001

(две тысячи первый)

400

(четырёхсотый)

16

(шестнадцатый)

2000000

(двухмиллионный)

12

(двенадцатый)

200

(двухсотый)

10. Прочитайте чётко примеры:

Библиотечный фонд пополнился 1274 книгами.

  • К 11945 прибавить 732

  • В 2007 году

  • Из 800 вычесть 300

  • К 200 прибавить 70

  • С 600 сложить 400

  • От 69 отнять 37

  • К 678 прибавить 311

  • К 396 прибавить 424

V. Морфологический разбор числительных

1. По учебнику читаем порядок и план морфологического разбора числительного.

С 144, упр 278

2. Запись предложения в тетрадях:

Александр Сергеевич Пушкин уехал из Москвы в тысяча восемьсот одиннадцатом году двенадцатилетним мальчиком, а вернулся в древнюю столицу в тысяча восемьсот двадцать шестом году двадцатисемилетним известным поэтом.

Синтаксический разбор предложения

Морфологический разбор числительного в 1811 году (по образцу)

VI. Обобщение.

Что закреплялось сегодня на уроке?

VII. Употребление числительных в пословицах и поговорках.

Объясните смысл пословиц:

  • Ум хорошо, а два лучше.

  • Семь раз отмерь, а один раз отрежь.

  • У него семь пятниц на неделе.

  • За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь.

  • У умной головы сто рук.

  • Седьмая вода на киселе.

  • Один битый двух небитых стоит.

  • Одного поля ягода.

  • Дураку семь вёрст не крюк.

  • за семь вёрст киселя хлебать.

  • Стричь под одну гребёнку.

Подведение итогов игры.

Выполнить морф разбор двум числительным: десятое (число0, двадцать один

Просмотр содержимого документа
«103 к-р числит»

Язык 6 класс

Тема урока: Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Имя числительное».

Класс: 6

Предмет: русский язык

Тип урока: урок контроля

Цели урока:

-сформировать умение пользоваться разными видами аудирования (ознакомительным, детальным), умениями письменной речи: самостоятельно писать под диктовку и проверять написанное;

- проверить степень освоенности материала «Имя числительное»;

- проверить орфографические и пунктуационные умения и навыки учащихся;

- воспитывать умение работать самостоятельно, аккуратность.

Универсальные учебные действия (УУД):

Личностные: оценивают важность исполнения роли «хорошего ученика», осознают важность учебы и познания нового.

Регулятивные: работая по плану, сверяют свои действия с целью и, при необходимости, исправ­ляют ошибки.

Познавательные: самостоятельно предполагают, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи в несколько шагов.

Коммуникативные: владеют грамотной письмен­ной речью.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

I. Организационный момент (мотивация к учебной деятельности)

Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно – значимом уровне.

Организация рабочей обстановки.

Приветствие.

Демонстрируют своё настроение.

Самоопределение, смыслообразование (Л)

Целеполагание (П)

Планирование учебного сотрудничества (К)


II. Актуализация знаний.

Цель этапа: повторение изученного материала и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.

1.Подготовка к написанию диктанта.

Сообщение учителя о содержании урока.

Вводная беседа:

- Какие умения нужно будет проверить при написании диктанта в связи с изученными темами?

- Для чего нужно писать диктанты, какие универсальные умения развиваются при выполнении этой работы?



Отвечают на вопросы.




Умение грамотно оформлять речь на письме.

Познавательные УУД:

1.Владеть различными видами аудирования (ознакомительным, детальным).

2.Оформлять письменный текст в соответствии с правилами письма.




III.Контрольный диктант.

Цель этапа: проверка ЗУН учащихся.

1.Текст диктанта.

Вода и суша.

Посмотрите на карту земного шара. Вы увидите, что поверхность океанов и морей больше площади суши. Из пятисот десяти миллионов квадратных километров всей поверхности нашей планеты триста шестьдесят один миллион приходится на океаны и моря. Суша занимает только сто сорок девять миллионов квадратных километров.

Следовательно, водная поверхность составляет около семидесяти одного процента всей поверхности Земли, а суша – двадцать девять процентов. Объём воды всех морей и океанов равен почти двум миллиардам кубических километров.

Из всех океанов Тихий самый большой. Он занимает площадь сто восемьдесят миллионов квадратных километров. Атлантический океан занимает второе место по площади, Индийский – третье, а Северный Ледовитый – четвертое.

(По Б.Богорову)

(101 слово)

2.Грамматическое задание.

Укажите род, число, падеж числительных:

1 вариант: все числительные из 1-го абзаца;

2 вариант: все числительные из 2-го абзаца.


3.Самопроверка.

Текст читается целиком ещё раз, ученики завершают самопроверку диктанта.

Если в ходе самопроверки ученик обнаруживает и исправляет ошибку, отметка за такие исправления не снижается.





Слушают текст диктанта.



Пишут текст диктанта.





















Выполняют грамматическое задание.



Проверяют весь текст диктанта.

Поиск и выделение информации; синтез как составление целого из частей; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование; самостоятельное создание способа решения проблемы поискового характера (П). Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; учёт разных мнений (К)

IV.Итог урока (рефлексия деятельности).

Цель этапа: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

- Удалось решить поставленную задачу?

- Каким способом?

- Оцените свою работу на уроке.




Домашнее задание: повторить все изученные орфограммы и пунктограммы.

Дают ответы на вопросы.

Анализируют работу на уроке через самооценку

Рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П).

Самооценка; адекватное понимание причин успеха или неуспеха в УД; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л).

Выражение своих мыслей полно и точно; формулирование и аргументация своего мнения, учёт разных мнений (К).



1.Текст диктанта.

Вода и суша.

Посмотрите на карту земного шара. Вы увидите, что поверхность океанов и морей больше площади суши. Из пятисот десяти миллионов квадратных километров всей поверхности нашей планеты триста шестьдесят один миллион приходится на океаны и моря. Суша занимает только сто сорок девять миллионов квадратных километров.

Следовательно, водная поверхность составляет около семидесяти одного процента всей поверхности Земли, а суша – двадцать девять процентов. Объём воды всех морей и океанов равен почти двум миллиардам кубических километров.

Из всех океанов Тихий самый большой. Он занимает площадь сто восемьдесят миллионов квадратных километров. Атлантический океан занимает второе место по площади, Индийский – третье, а Северный Ледовитый – четвертое.

(По Б.Богорову)



Просмотр содержимого документа
«106 местоимение»

Язык 6 класс

Тема урока. Что такое местоимение.


Цели урока:


Образовательная - дать понятие о местоимении как части речи (указывает на предмет, лицо, событие и т.д., не называя их), о роли местоимений как средстве связи предложений в тексте; упражнять в нахождении местоимений в речи;

Воспитательная – способствовать воспитанию бережного отношения к слову;

Развивающая – способствовать развитию аналитических способностей учащихся.


Оборудование: доска , учебник


Ход урока.


I. Организационный момент


II. Сообщение темы и целей урока

- На предыдущем уроке мы закончили изучение большой темы «Имя числительное». Сегодня мы приступаем к изучению ещё одной интересной части речи. Она называется местоимением. Местоимений в языке немного—всего 69, но они часто встречаются в нашей речи и по частоте употребления занимают 3-е место после глаголов и имён существительных. Почему? Это действительно загадка.

Наша задача сегодня на уроке:

1) Выяснить, в чём загадка местоимения как части речи.

2) Какова роль местоимения в русском языке.

1) У нас необычный урок—урок-исследование. Я предлагаю вам стать настоящими исследователями. В ходе этого урока постараемся стать знатоками местоименных наук.


III. Изучение новой темы

1) На доске записан текст (1-е предложение закрыто), учитель читает его.

Я только что ходил на телефонную станцию звонить в Москву, и от самых ворот нашего парка за мной увязался лист клёна. Он бежал у самой моей ноги. Когда я останавливался, он тоже останавливался. Когда я шёл быстрее, он тоже бежал быстрее. Он не отставал от меня ни на шаг, но на телефонную станцию не пошёл... Я погладил его но спинке, и он остался ждать меня у дверей. Но когда я вышел, его уже не было. Очевидно, его кто-то прогнал или раздавил. И мне, понимаешь, стало нехорошо, будто я предал и не уберёг смешного маленького друга.

- Можно ли сказать, кто шёл и кто бежал у самой ноги человека? Учитель читает 1-е предложение.

-Являются ли слова он, мой, я, у самой, его названиями предметов или только указывают на эти предметы?

- Какой частью речи они являются?

ВЫВОД: местоимение - часть речи, которая указывает на предметы (на доску вывешивается плакат с выводом)

- Только ли на предметы указывают местоимения? Давайте выясним это?


На доске в 3 столбика записаны местоимения:

она мой несколько

никто любой столько

мы наши сколько

- Разгадаем ещё одну загадку местоимения.

- На какие вопросы отвечают слова в этих столбиках ( в 1 столбике – кто?, во 2 – какой?, в 3 – cколько?)

- Слова каких частей речи отвечают на эти вопросы?

Вывод(вывешивается на доску): местоимения способны заменять самостоятельные части речи.

1 группа местоимений заменяет имена существительные;

2 группа заменяет имена прилагательные;

3 группа— числительные.



4) Работа с учебником. Чтение справочного материала. С.145, п.46


5) Тренировочное упражнение

Упр 281,

Личные

я, ты, мы, вы, он, она, оно, они

Возвратное

себя

Притяжательные

 мой, твой, свой, наш, ваш, его, её, их

Определительные

все, всё, сам, весь, всякий, каждый, другой

Вопросительные

кто, что, какой, который, чей, сколько, как, где,

Относительные

когда

Указательные

это, то, этот, тот, столько, так, там, тогда

Неопределённые

некто, нечто, что-нибудь, какой-нибудь, что-то, кое-что

Отрицательные

никто, ничто, никакой, нисколько, никак, нигде, никогда



6) Чтение учителем текста Януша Корчака.


Я вам расскажу сейчас об одном малюсеньком слове, таком умном, что просто не верится. Этакое малюсенькое словцо: кто!

Постучали в дверь, ты спрашиваешь: «Кто?» А не будь этой малышки КТО, ты должен был бы спросить: «Это Казак стучит? Или Менька? Или тётя? Или Гончар? Или продавец посуды?» А тот всё отвечал бы: «Нет, нет, нет». И ты мог бы так 3 часа подряд спрашивать и не угадал бы. Стал бы мокрый, κακ мышь, разозлился, не ел и не пил бы, всё только спрашивал бы. А так: «Кто там?»- и в этом коротеньком КТО сидят имена всех на свете людей. Кто - это местоимение».

Вывод: Местоимения – наши помощники.

  1. Работа с текстом, записанным на доске.

В доме у нас жил ёжик, ёжик был ручной. Когда ёжика гладили, ёжик прижимал к спине колючки и делался совсем мягким. За это мы ёжика прозвали Пушком.


- Красивый текст? Что в этом тексте не так?

- А теперь попробуем заменить часто повторяющееся слово «ёжик» местоимением. Что у нас получилось?

В доме у нас жил ёжик, он был ручной. Когда его гладили, он прижимал к спине колючки и делался совсем мягким. За это мы его прозвали Пушком. (запись исправленного текста в тетради)

Вывод : В нашей жизни (в нашей речи) нужны местоимения. Они помогают избежать повтора, разнообразят нашу речь.


-Прослушайте небольшое стихотворение:

Сказали МНЕ, что с НЕЮ ВЫ

При НИХ на берегу

ЕГО ловили. Но, увы:

Я плавать - не могу!

МЫ ВАМ ЕЁ, ОНА НАМ ИХ,

ВЫ ИМ, обратно, НАС.

Он с НЕЮ, к НАМ опять для НИХ,

А МЫ с НИМ - к НЕЙ от ВАС…

Хоть МНЕ известно, что ОНО

ИХ любит больше ТЕХ, -

Всё ЭТО тайной быть должно

Для НАС и ВАС от ВСЕХ

-Что не так в этом стихотворении?

Вывод: Местоимения, конечно, помогают избежать повторов. Но перенасыщать свою речь местоимениями тоже не стоит.


  1. Подведение итогов урока

- Видите, ребята, какая необычная часть речи есть в русском языке.

Предлагаю обобщить нашу исследовательскую деятельность. Начну я.


1) Местоимение—самостоятельная часть речи, которая указывает на предметы, признаки, количество, но не называет их.

(Далее отвечают ученики)


Итог урока: Сегодня на уроке путём научного исследования мы с вами, ребята, ответили на вопрос «В чём загадка местоимения как части речи». Урок подошёл к концу. Мне очень понравилось с вами работать, ребята. Вы были активны, внимательны, старались и помогали мне. Вы — настоящие исследователи и достойны звания «Знаток местоименных наук».

  1. Выставление оценок.



Просмотр содержимого документа
«109 прит мест»

Язык 6 класс

Тема урока: Притяжательные местоимения.


Цели урока: 1) систематизировать знания, умения и навыки по изучаемой теме «Местоимение»:

вспомнить особенности лексико-грамматических разрядов местоимений,

2) познакомиться с новым разрядом местоимений – притяжательными

местоимениями, их морфологическими признакам;

3) научиться различать формы личных местоимений и притяжательные

местоимения.
Технологии: проблемного, обучения,


Оборудование: карточки с заданиями,

Ход урока:



Элементы

урока / Методы и приемы работы на уроке




Учитель

Учащиеся


I. Оргмомент.

Создание

психологического настроя на работу; организация обучения в группах.


- Открываем тетради, оформляем работу: дата, классная работа. Оставьте строку для темы урока.


Оформление работы

II. Повторение пройденного ранее.










































































III. Проблемное изложение нового материала.




Работа с учебником















- Я заменить могу другие части речи,

Взвалив обязанности их себе на плечи.

Когда приходится слова другие замещать,

На их значение всегда мне надо указать.

- О какой части речи говорится в

стихотворении?


- Слова каких же частей речи им приходится замещать?



- Давайте вспомним, что же нам уже известно о местоимениях?















Задание: укажите какого разряда местоимение

- Мне – личное

- Собой – возвратное


Задание: Какие местоимения не имеют именительного падежа?


- Перед вами словосочетания

Светлый праздник, широкая Масленица, румяные блины, мамин подарок, у моей бабушки, ледяная крепость, наши поздравления, пышные гуляния, ваш пирог, птичье пение


- Найдите и выпишите в тетрадь словосочетания, зависимое слово в которых отвечает на вопросы чей? чья? чьё?


- Определите у этих слов часть речи.


- Как называются эти прилагательные?


- Почему они так называются?



- Давайте посмотрим на местоимения.

На что указывают они?


- Как вы думаете называется этот разряд местоимений?

- Так какая же тема сегодняшнего нашего урока?


- Запишите тему урока в тетрадь.


- Так почему местоимения называются притяжательными?


- Откройте учебник на стр.152 и посмотрите, какие еще слова относятся к притяжательным местоимениям. Запишите в тетрадь и возьмите в рамочку все притяжательные местоимения.



- Давайте посмотрим, какие же задачи мы будем решать на сегодняшнем уроке?





- Хорошо. А сейчас проведем исследование: будут ли притяжательные местоимения иметь такие же признаки, как и притяжательные прилагательные?

- Кстати, какими морфологическими признаками обладают притяжательные прилагательные?

-



- Давайте вернемся к целям нашего урока и посмотрим, какую цель мы еще не достигли?





- О местоимениях





- Имя прилагательное, имя существительное, имя числительное.


- Местоимения – часть речи, которая указывает на предмет, признак или количество, не называя их.

- Местоимения, как правило, изменяются по падежам.

- Есть местоимения, которые изменяются по родам и числам.

- В предложениях местоимения обычно бывают подлежащими, дополнениями, обстоятельствами.

- По значению и грамматическим особенностям местоимения делятся на девять разрядов






возвратное













































- Прилагательные и местоимения.

- Притяжательные.


- Они обозначают принадлежность чего-либо лицу или животному.


- Тоже на принадлежность.


- Притяжательные.


- Притяжательные местоимен


- Определять характеристики притяжательных местоимений:

- основное значение;

- морфологические признаки;

- синтаксическую роль.


IV. Закрепление новых знаний.

Упр 293, упр 294,295







VII. Рефлексия. Подведение итогов.















- Итак, урок подошел к завершению.

Обратимся к задачам урока:

Удалось ли нам их решить?

- Какие еще местоимения могут выступать в роли притяжательных?




- Да. Мы познакомились с притяжательными местоимениями, которые обозначают принадлежность предмета к чему-нибудь или кому-нибудь;

- Узнали, что они изменяются по родам, числам, падежам.

- И в предложении являются определением.


- Личные




VIII. Домашнее задание

Списать, употребив нужные притяж. Местоим в упр 296






















































































 



5


Просмотр содержимого документа
«110-111 изложение»

Язык 6 класс

Тема: Краткое изложение» Вежливая галка»

Цели:



  1. отрабатывать навыки написания сжатого изложения.

  2. содействовать развитию мышления, внимания, памяти, устной и письменной речи учащихся.

  3. воспитывать интерес к предмету, к слову посредством работы с высокохудожественными текстами.



Оборудование: Учебник с. 156

Ход урокап

  1. Организационный момент.

  1. Целеполагание



3. Лингвистическая разминка

- Вспомним, что такое изложение? (изложение – это не только пересказ текста, но и передача его языковой формы, стиля автора).

- Какое может быть изложение? (подробное – содержание передается полностью и подробно; сжатое – содержание передается сжато, кратко, обобщенно).

- Что должно быть отражено в сжатом изложении?

  • основное содержание текста;

  • тема и идея высказывания, т.е. общий смысл;

  • главные мысли основных микротем.

- Что особенно важно при написании сжатого изложения?

  • отобрать основное содержание текста;

  • исключить второстепенное, выделить главное;

  • найти факты, которые можно выразить более кратко, обобщить;

  • соблюдать связность текста;

  • заменить большие по объему предложения синонимичными.



  1. Первичное прослушивание текста.



  1. Словарная работа

Вежливость - - моральное качество , характеризующее поведение человека , для которого уважение к людям стало повседневной нормой поведения и привычным способом обращения с окружающими. Вежливость - элементарное требование культуры поведения; она включает: внимательность, внешнее проявление доброжелательности ко всем, готовность оказать услугу каждому» кто в этом нуждается, деликатность, такт.

6. Работа с текстом. Беседа по вопросам.

- какова тема текста?

- основная мысль?

- озаглавьте текст.

-определим количество микротем (абзацев) в тексте.

- выделите в каждой микротеме основные факты и действия.

7. Давайте вспомним, как можно сжать текст, какие при этом следует применять приемы.

8.Текст для работы. Упр 297

1.Приметил вежливую галку.

2.Подлетает другая поменьше галка.

3Моя галка уступила свое теплое место.

4.Оба сидят рядышком.

10. Творческое задание

Выполнить зад 2.5

11. Подведение итогов работы .

- какие приемы сжатия текста вы использовали?

(использование простых синтаксических конструкций; слияние нескольких предложений, исключение фрагмента предложения, исключение несущественной информации.

Дома .Закончить работу