СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Повестка и сценарий педагогического совета

Категория: Завучу

Нажмите, чтобы узнать подробности

В публикации представлена повестка и сценарий педагогического совета на тему: «Педагогическая рефлексия: анализ и самоанализ как средство повышения методического мастерства педагога».

Просмотр содержимого документа
«Повестка и сценарий педагогического совета»

Педагогический совет на тему:

«Педагогическая рефлексия: анализ и самоанализ как средство повышения методического мастерства педагога»

Эпиграф:

«Кто на себя глядит, свой видит лик,

Кто видит лик свой, цену себе знает,

Кто знает цену, строг к себе бывает,

Кто строг к себе – тот истинно велик!»

Пьер Гренгор 

Задачи: 

  1. Познакомиться с различными видами анализа и самоанализа урока, занятия. 

  2. Найти пути повышения качества педагогического самоанализа урока, занятия. 

  3. Использовать результаты анализа и самоанализа для совершенствования педагогического мастерства. 


Тезаурус:

Анализ педагогический – педагогическая деятельность, направленная на изучение состояния, тенденций развития, на объективную оценку результатов педагогического процесса и выработку на этой основе рекомендаций по упорядочению системы или переводу ее на более высокий качественный уровень.

Самоанализ представляет собой изучение педагогом состояния, результатов своей деятельности, установление причинно-следственных связей между элементами педагогических явлений, определение путей дальнейшего совершенствования профессиональной деятельности. Самоанализ деятельности обладает рядом функций: диагностической, познавательной, преобразующей, самообразовательной.


Подготовительный этап:

1-ая часть – открытые уроки и занятия;

2-ая часть – самоанализ урока или занятия, проводившим его педагогическим работником;

3-я часть – работа методических объединений, анализ урока или занятия присутствующими коллегами по предложенной схеме.


Ход педагогического совета и повестка:

Главное пространство, в котором протекает деятельность педагога в школе – это урок во всех его проявлениях. Пространство урока, занятия – это сцена, на которой можно пережить минуты триумфа и горечь поражений; оно всегда заполнено деятельностью педагога и учеников.

Именно на уроке педагог умело использует все возможности для развития личности ученика, её активного умственного роста, глубокого и осмысленного усвоения знаний, для формирования её нравственных основ. Совершенно очевидно, что для осуществления всех этих и многих других сложных задач не может быть раз и навсегда установленного типа урока, с застывшими навечно этапами и стандартной последовательностью их осуществления. Поэтому очень важно уделять большое внимание, как анализу, так и самоанализу, как отдельного урока, так и всей деятельности учителя в целом с целью эффективного управления процессом обучения. Именно в этих понятиях мы попытаемся сегодня разобраться.

1. Предисловие: для чего анализируется урок или занятие. Понятия «анализ», «самоанализ». Анализ анкетирования при подготовке к педагогическому совету (вариант анкеты приложение 1).

Как правило, традиционная классификация предлагает обращаться к таким основаниям для анализа, которые представляют собой некий отдельный участок (аспект) урока: педагогический, методический, психологический, сопоставительный, целевой, физиолого-гигиенический. Следуя этой логике, выстраивается и классификация аспектов анализа и самоанализа урока.

1.1. Педагогический аспект анализа и самоанализа урока или занятия.

1.2. Методический аспект анализа и самоанализа урока или занятия.

1.3. Психологический аспект анализа и самоанализа урока или занятия.

Существует множество видов анализа и самоанализа и у каждого – своя цель. В науке различают событийный, содержательный, понятийный и феноменологический, элементарный, причинный, логический, структурно-функциональный и другие виды анализа. Вполне естественно, что педагога интересует совершенно конкретный анализ и самоанализ, который поставлял бы основания для внесения каких-либо улучшений в проведение урока. Попытаемся разобраться в видах анализа и основных подходах к самоанализу.

2. Виды и уровни анализа. Основные подходы к самоанализу.

2.1. Педагогический анализ воспитательного процесса.

Василий Александрович Сухомлинский писал: «сильным, опытным становится педагог, который умеет анализировать свой труд...». Умение анализировать свою педагогическую деятельность на уроке лежит в основе творческого труда учителя. От умения анализировать свой собственный урок, конкретные педагогические ситуации, возникающие на нем, результаты педагогических воздействий на ученика, результаты своего труда во многом зависит умение учителя спланировать, организовать, проконтролировать, отрегулировать свою педагогическую деятельность. От самоанализа урока во многом зависит педагогическое мастерство учителя, производительность его педагогического труда.

3. Педагогическая рефлексия как основа профессионального и личностного роста педагога.

И вместо заключения:

Определение проблем, выработка альтернативных решений, ожидаемых результатов, коллективный поиск путей  повышения качества образования, традиции – это уклад жизни школы, где развиваются люди как личности, уважающие и понимающие друг друга, помогающие и поддерживающие друг друга, договаривающиеся между собой и умеющие быть собой. Рефлексивная диагностика, вопросы себе помогают создавать рефлексивную среду с тем, чтобы наиболее полно осмыслить профессиональную реальность.

Вопросы самому себе заставляют задуматься над собственным личностным ростом:

  • Что я ценю в себе больше всего?

  • Как я умею восстанавливать силы?

  • Удача любит меня или я – удачу?

  • От чего зависит мой внутренний настрой?

  • Чему я удивляюсь больше всего?

Существующее в коллективе оптимистическое отношение к изменяющимся требованиям помогает преодолевать трудности, искать новое, лучшее, в каждом человеке находить росток доброго и помогать взращивать дерево любви к миру. Ситуация успеха – главная в школе. Приоритетные правила трёх «П» (принять, познать, признать) и правила трёх «Д» (добросердечие, добропорядочность, добросовестность).

Завершая размышления о педагогической рефлексии, анализе и самоанализе, мы подчеркиваем, что современный хороший учитель – уникальный менеджер, уверенный в себе человек, открытый для новых идей, находящийся в постоянном поиске интересных подходов, необычных форм, энергичный, мобильный, эрудированный, интересующийся областью информационных технологий, способный обращаться с компьютером, являющийся не просто специалистом в области своего предмета, а педагогом-психологом, формирующим у учеников личностные, надпредметные компетенции.


Рефлексия.

– Для чего необходим педагогу самоанализ урока?

– По каким аспектам можно проводить анализ урока?

– Назовите основные критерии оценки эффективности урока. 


Проект решения педагогического совета:

  1. Методическому совету подготовить памятки для анализа и самоанализа урока для каждого методического объединения (приложение 2).

  2. Каждому методическому объединению провести серию открытых уроков и занятий для коллег с последующим самоанализом.

  3. В рамках методической декады провести по одному открытому уроку или занятию от методического объединения с последующим самоанализом.

  4. Усилить дифференциацию и индивидуализацию образовательного процесса путём использования новых форм планирования работы, включающих элементы новых идей и технологий



ПРИЛОЖЕНИЕ 1


1. Видите ли Вы необходимость в выполнении анализа и самоанализа уроков?

а) да б) нет в) не знаю


2. Делаете ли Вы самоанализ проведенных уроков?

а) да, всегда б) часто в) иногда г) редко

д) нет, не делаю


3. Для Вас самоанализ урока это:

а) насущная необходимость

б) трата времени

в) неприятная обязанность

г) возможность повысить свой профессиональный уровень

д) свой вариант (коррекция плана урока, корректировка методики)


4. Нуждаетесь ли Вы в помощи по осуществлению анализа и самоанализа урока?

а) да б) нет в) не знаю


5. Что дает анализ и самоанализ урока учителю?

а) учит обобщать и делать научно- обоснованные выводы

б) формирует умение проводить наблюдения за педагогическими явлениями

в) определяет необходимость изучения проблем обучения и воспитания

г) развивает интерес к обучающему процессу

д) формирует аналитические способности

е) учит рефлексии, умению видеть свои сильные и слабые стороны

ж) учит творческому подходу в проведении уроков


6. Что вызывает наибольшие затруднения?

а) нехватка, отсутствие времени

б) объективность

в) правильное оформление, формулирование

г) нет единого плана анализа и самоанализа урока



ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Памятка для проведения анализа и самоанализа

Примерная схема анализа традиционного урока

  1. Общие сведения об уроке: дата, класс, предмет, оборудование и ТСО.

  2. Организация урока: начало урока, подготовленность класса к уроку; умение учителя мобилизовывать внимание учащихся на учебную работу, создание рабочей обстановки в классе.

  3. Тема и основные задачи урока: доведение до учащихся темы, образовательной, воспитательной, развивающей задач урока. Место данного урока в системе уроков по теме, связь с предыдущим материалом.

  4. Организационные стороны урока: структура урока. Соответствие структуры урока его содержанию и целям. Взаимосвязь этапов урока, виды учебной деятельности. Целесообразность распределения времени на уроке. Занятость учащихся на уроке. Сочетание коллективных, групповых и индивидуальных форм работы.

  5. Содержание деятельности учителя и учеников на уроке: эффективность использования ранее приобретенных знаний, умений и навыков; воспитание в процессе обучения, эффективность использования жизненного опыта школьников с целью развития у них познавательной активности и самостоятельности.

  6. Соответствие примененных методов изучения нового материала целям, содержанию урока, а также возрастным особенностям учащихся, решению задачи развития их самостоятельности и активности в процессе усвоения знаний.

  7. Роль и место самостоятельной работы на уроке. Место учебника, использование наглядности, характер вопросов и заданий.

  8. Психологические основы урока. Развитие внимания, памяти, мышления, воображения, активности, восприятия учащихся. Ритмичность урока: чередование легкого материала с трудным, письменных видов деятельности с устными. Нагрузка в течение урока.

  9. Целесообразность дидактических задач, поставленных перед домашним заданием. Наличие, объем, характер домашних заданий.

  10. Индивидуальный подход: стиль работы учителя, педагогический такт, кругозор, умение держаться и руководить классом; оценка знаний и деятельности учащихся на уроке; соблюдение гигиенических правил, условий поддержания работоспособности учащихся на уроке.

  11. Выводы и предложения.

Анализ урока или занятия проверяющим

Анализ целей урока. Оценка правильности и обоснованности постановки учебной и воспитательной целей урока с учетом особенностей учебного материала, места данного урока в системе уроков по теме, уровня подготовленности класса. Постановка и доведение идей урока до учащихся. Степень достижения целей урока.

Анализ структуры и организации урока. Соответствие структуры урока его целям. Продуманность выбора типа урока, его структуры, логическая последовательность и взаимосвязь этапов урока. Целесообразность распределения времени урока между ними. Рациональность выбора форм обучения. Наличие плана урока и организация его выполнения учителем. Оборудование урока. Рациональная организация труда учителя и учащихся.

Анализ содержания урока. Соответствие содержания урока требованиям государственных программ. Полнота, достоверность, доступность изложения. Научный уровень излагаемого материала. Степень нравственного влияния, воспитательная направленность урока. Генерализация основный идей урока (темы, курса). Политехническая направленность урока, его связь с жизнью, трудовым воспитанием и профориентацией. Реализация развивающих возможностей урока в плане формирования активной учебной деятельности самостоятельного мышления, познавательных интересов. Подведение учащихся к неприятию новых знаний. Выделение главной идеи нового материала. Формирование новых понятий. Актуализация опорных знаний.

Организация самостоятельной работы учащихся. Характер тренировочных упражнений, виды самостоятельных работ, степень сложности, вариативность, учет уровня подготовленности учащихся класса. Инструктаж и помощь учителя. Степень усвоения нового материала (эффективность). Связь нового с ранее изученным. Повторение (организация, формы, приемы, объем).

Анализ методики проведения урока. Определение обоснованности и правильности отбора методов, приемов и средств обучения, их соответствия содержанию учебного материала, поставленным целям урока, учебным возможностям данного класса, соответствие методического аппарата урока каждому его этапу и задачам активизации учащихся, разнообразие приемов и методов применяемых учителем. Эмоциональность подачи материала. Эффективность использования наглядных пособий, дидактического раздаточного материала и технических средств обучения. Оценка методической вооруженности и педтехники учителя.

Анализ работы и поведение учащихся на уроке. Общая оценка работы класса. Внимание и прилежание. Интерес к предмету. Активность класса, работоспособность учащихся на разных этапах урока. Организация самостоятельной учебной работы учащихся, выработка рациональных приемов учебного труда учащихся. Оценка целесообразности и эффективности примененных форм учебной работы. Формирование общеучебных и специальных умений и навыков. Выполнение единых требований. Индивидуальная работа со слабыми и сильными учениками. Сочетание коллективной и индивидуальной работы. Дисциплинированность класса и приемы поддержания дисциплины.

Культура общения учителя с учащимися, соблюдение учителем норм педагогической этики и такта, оценка созданного учителем морально-психологического климата в данном детском коллективе.

Качество знаний, умений и навыков. Глубина, осознанность и прочность знаний. Умение вычленять ведущие идеи в материале урока, применять знания в различных ситуациях, приобретать с помощью имеющихся новые знания. Степень овладения практическими навыками. Характер проверки знаний учащихся учителем. Виды проверки. Накопляемость, объективность выставленных оценок, их мотивировка, воспитывающий стимулирующий характер.

Анализ домашнего задания, полученного учащимися. Цель, объем. Соотношение между объемом работы, выполненной на уроке, и объемом работы, заданной на дом. Характер домашнего задания (творческий, тренировочный, закрепляющий, развивающий его посильность). Комментарий и инструктаж учителя по домашнему заданию.

Оценка санитарно-гигиенических условий урока.

САМОАНАЛИЗ УРОКА

1. Примерные вопросы для анализа и самоанализа

  1. Была ли достигнута цель урока?

  2. Как были использованы воспитательные возможности учебного материала в целях всестороннего развития личности учащегося?

  3. Все ли учащиеся работали на уроке и как они работали?

  4. Как использовалось время урока? Имели ли место потери времени на уроке и что было их причиной?

  5. Какие знания усвоили учащиеся, какие умения закрепили?

  6. Какие были недостатки в ходе урока и почему?

  7. Какие изменения в структуру и содержание урока внес бы учитель, если бы его пришлось повторить?


2. Примерные вопросы для анализа и самоанализа

1. Пришлось ли в ходе урока отступить от запланированных действий и почему?

2. Что я не смогла учесть при планировании урока, если это заставило меня отступить от запланированных действий?

3. Достиг ли урок запланированной цели? (Как это можно определить? По ответам или действиям детей при подведении итога, по успешности выполнения намеченных заданий, по интересу детей и их желанию выполнять задания и т.п.)

4. Или не достиг? Почему мне так кажется? Чего же тогда все-таки удалось достичь? Какая часть урока оказалась реализованной? (Очень важный момент самоанализа, поскольку разработка следующего урока должна строиться на основе достигнутого, на предыдущем уроке.)

5. Какие моменты урока оказались для меня неожиданными? Чего я не учла? (В следующий раз это надо учесть просто «на всякий случай»! Неожиданностью, «ломающей» урок, может оказаться самая простая, но не предусмотренная педагогом вещь. Такие «случайности» педагог обязан предусмотреть, всегда имея запас раздаточного материала и инструментов, точилки, клей и т.п.)

6. На какие вопросы или ответы детей я не смогла отреагировать? (Вполне реальна ситуация, когда ребенок задает неожиданный вопрос, на который педагог не может с ходу ответить. Это не катастрофа. Не следует впадать в панику или отыгрываться на ребенке: «Не задавай посторонних вопросов! Умный какой!» Лучше спокойно ответить: «Ты знаешь, я, пожалуй, не готова сегодня ответить на твой вопрос. Дай мне день-другой, и я постараюсь найти ответ». Только не забудьте, потом ответить ребенку на его вопрос.)


3. Примерные вопросы для анализа и самоанализа

1. Какова тема (математическое содержание) и цель (методическая задача) урока?

2. Соответствует ли логика построения урока его цели? (Имеется в виду соответствие последовательности подобранных педагогом учебных заданий цели урока.) Для ответа на этот вопрос педагог, анализирующий урок, должен уметь адекватно определять цель каждого задания и их взаимосвязь. Какие задания преобладали – тренировочные, репродуктивные, частично-поисковые или творческие?

3. Какова внутренняя структура урока: использована ли проблемная ситуация, или урок построен на преимущественном использовании объяснительно-иллюстративного метода? Какая деятельность детей преобладала: подражательная, воспроизводящая или поисковая (продуктивная)?

4. Грамотно ли педагог использовал терминологию, насколько четко и логично ставил вопросы? Как реагировал на ответы детей? Какие приемы организации помощи использовал?

5. Как урок спланирован и выдержан по времени? Целесообразно ли распределены виды деятельности детей, учтены ли требования здоровьесбережения?

6. Как учтены индивидуальные особенности детей в классе? Как организована индивидуализация работы детей?

7. Какие формы и средства организации учебной деятельности использованы педагогом? (Как сочетаются фронтальные, групповые и индивидуальные формы работы; какая привлечена наглядность, каковы ее эстетическое оформление и действенность при формировании понятий и способов действий?)

8. Удалось ли педагогу установить контакт со всеми детьми в классе (обеспечить обратную связь)? Какими приемами педагог осуществлял коррекцию их действий, создавал ситуацию успеха, организовывал сотрудничество между детьми, а также педагога и детей?

9. Какие моменты урока показались особенно удачными? Не совсем удачными?

10. Каков итог урока? Какие рекомендации можно дать педагогу по улучшению методики проведения урока в будущем?


4. Примерные вопросы для анализа и самоанализа

1. Каков был замысел, план урока и почему?

а) Каково место урока в теме, разделе, курсе? Как он связан с предыдущими, на что в них опирается? Как он работает на последующие уроки, темы, разделы? Как был определен тип урока и почему?

б) Какие особенности учащихся были учтены при подготовке к уроку и почему?

в) Какие задачи ставились и решались на уроке и почему?

г) Почему была избрана именно такая структура урока?

д) Обоснование хода урока, деятельность учителя и учащихся. Почему был сделан акцент именно на данном содержании, выбрано именно такое содержание методов, средств, форм обучения? Как осуществлялось управление учебной деятельностью школьников (стимулирование, организация, контроль, оценка, работа над ошибками) и почему?

е) Какие условия были созданы для проведения урока (учебно-материальные, морально-психологические, гигиенические, эстетические)

2. Были ли отклонения от плана в ходе урока, если да, то почему?

3. Удалось ли решить на необходимом уровне поставленные задачи урока и избежать при этом перегрузки учащихся? Самооценка урока.

4. Каковы причины неудач и недостатков проведенного урока?

5. Какие выводы из результатов урока необходимо сделать на будущее?


5. Примерные вопросы для анализа и самоанализа

  1. Какова характеристика реальных учебных возможностей учащихся. Какие особенности учащихся были учтены при планировании данного урока?

  2. Каково место данного урока в теме, разделе, курсе. Какова его форма?

  3. Какие задачи решались на уроке?

  4. Почему выбранная структура урока была рациональна для решения этих задач?

  5. Выбор и применение учителем разнообразных источников сообщения ученикам знаний.

  6. Воспитание интереса к предмету.

  7. Как осуществлялся контроль за усвоением ЗУН?

  8. Характер, объем и дифференцированность домашнего задания.

9. Владение учащимися общеучебными умениями навыками.

10.Удовлетворенность учащихся.

11. Соблюдение здоровьесберегающих требований к уроку.


6. Примерные вопросы для анализа и самоанализа

(по Поташнику М. М.)

  1. Какова характеристика реальных учебных возможностей учащихся? Какие особенности учащихся были учтены при планировании данного урока?

  2. Каково место данного урока в теме, разделе, курсе? Как он связан с предыдущими, на что в них опирается? Как этот урок работает на последующие уроки, темы, разделы? В чем специфика этого урока? Каков его тип?

  3. Какие задачи решались на уроке:

а) образовательные,

б) воспитательные,

в) задачи развития?

Была ли обеспечена их комплексность? Взаимосвязь? Какие задачи были главными, стержневыми? Как учтены в задачах особенности класса, отдельных групп школьников?

4. Почему выбранная структура урока была рациональна для решения этих задач? Рационально ли выделено место в уроке для опроса, изучения нового материала, закрепления, домашнего задания и т.п.? Рационально ли было распределено время, отведенное на все этапы урока? Логичны ли «связки» между этапами урока?

5. На каком содержании (на каких понятиях, идеях, положениях, фактах) делался главный акцент на уроке и почему? Выбрано ли главное, существенное?

6. Какое сочетание методов обучения избрано для раскрытия нового материала? Дать обоснование выбора методов обучения.

7. Какое сочетание форм обучения было избрано для раскрытия нового материала и почему? Необходим ли был дифференцированный подход к учащимся? Как он осуществлялся и почему именно так?

8. Как организован был контроль усвоения знаний, умений и навыков? В каких формах и какими методами осуществлялся? Почему?

9. Как использовался на уроках учебный кабинет, какие средства обучения? Почему?

10. За счет чего обеспечивалась высокая работоспособность школьников в течение всего урока?

11. За счет чего на уроке поддерживалась хорошая психологическая атмосфера, общение? Как было реализовано воспитательное влияние личности учителя?

12. Как и за счет чего обеспечивалось на уроке и в домашней работе школьников рациональное использование времени, предупреждение перегрузки школьников?

13. Запасные методические «ходы» на случай непредвиденной ситуации.

14. Удалось ли полностью реализовать все поставленные задачи? Если не удалось, то как и почему? Когда учитель планирует восполнение нереализованного?




7. Примерные вопросы для анализа и самоанализа

(по Куриленко Т.М.)

  1. Была ли достигнута цель урока? 

  2. Как были использованы воспитательные возможности учебного материала в целях всестороннего развития личности учащегося? 

  3. Все ли учащиеся работали на уроке и как они работали? 

  4. Как использовалось время на урока? Имели ли место потери времени на уроке и что было их причиной? 

  5. Какие знания усвоили учащиеся, какие умения закрепили? 

  6. Какие были недостатки в ходе урока и почему? 

  7. Какие изменения в структуру и содержание урока внес бы учитель, если бы его пришлось повторить? 


Памятка-алгоритм для самоанализа урока

Первый этап:

  1. каковы первые впечатления;

  2. какая общая оценка урока;

  3. какое настроение (хорошее, среднее, плохое, очень плохое);

  4. доволен ни собой;

  5. все ли задуманное выполнено или многое не успели;

  6. доволен ли ребятами.

Второй этап:

  1. достигнуты ли на уроке поставленные цели;

  2. оптимально ли протекал учебный процесс;

  3. формировался ли познавательный интерес школьников;

  4. достигнута ли взаимосвязь в формировании знаний, умений и навыков;

  5. соблюдались ли на уроке требования организации труда (экономия времени, четкость организации рабочего места учителя и учащихся, четкость организации деятельности школьников и т.д.)

  6. как работали учащиеся на уроке: активность, работоспособность, мера их занятости, внимание, отношение к делу, ответственность, самостоятельность.

  7. удалось ли установит контакт с учащимися, благоприятен ли психологический климат, не было ли безразличных учащихся.

  8. довольны ли своим поведением, стилем и методами проведения урока.

  9. Что надо исправить, изменить, дополнить на следующем уроке.





Памятка-алгоритм для самоанализа урока

(по Шамовой Т.И.)

  1. Дать краткую характеристику класса, выделить группу учащихся с различным уровнем овладения программным материалом. 

  2. Охарактеризовать тему урока; степень сложности вообще и трудности для данного класса или отдельных учеников. 

  3. Обосновать постановку триединой дидактической цели (далее – ТДЦ) урока, тип и его структуру. 

  4. Выделить главный этап и дать его полный анализ, основываясь на реальный результат (далее – РР) обучения на уроке. 

  5. Показать, как другие этапы работали на главный этап. 

  6. Дать оценку успешности достижения ТДЦ урока, обосновать показатели РР. 

  7. Наметить перспективы совершенствования своей деятельности. 




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!