Педагогический совет
«Организация работы с учащимися, имеющими
низкую учебную мотивацию»
Цель педагогического совета: формировать у педагогических работников установку на использование методов и приёмов повышения учебной мотивации обучающихся.
Задачи педагогического совета:
- обсуждение проблем работы педагогических работников со слабоуспевающими учащимися в условиях классно-урочной системы;
- разработка дополнительных мер, позволяющих адаптировать систему работы каждого учителя к особенностям слабоуспевающих обучающихся;
Форма проведения: традиционная
Ход проведения педагогического совета:
…Влияние мотивации – это вещь деликатная, легко не обнаруживается,
но в конце концов дающая о себе знать
роковым образом.
П.Я.Гальперин
Стремясь принципиально и объективно проанализировать причины слабой успеваемости в нашей школе, сделав анализ анкетирования слабоуспевающих учащихся на предмет их тревожности и мотивированности, мы попытаемся разработать систему деятельности по повышению качества знаний учащихся, постараемся разобраться в наших недоработках и наметить пути их исправления.
1. От анализа проблем слабой успеваемости в школе-интернате до разработки системы деятельности по повышению качества знаний.
Первое, с чем сталкиваются практические педагоги, — проблема мотивированности, заинтересованности и обучаемых, и обучающих в учебном процессе. Попытаемся разобраться в теории данного вопроса: необходимо ли, полезно ли, интересно ли учить и учиться?.., можем ли мы повлиять на процесс формирование учебной мотивации?..
1.1. Формирование учебной мотивации обучающихся: от теории к практике.
1.2. Начальная школа: арсенал средств коррекционной работы (из опыта работы)
1.3. Химия и биология: методический багаж для развития мотивации (из опыта работы)
1.4. Физика и математика: инструментарий для преодоления неуспеваемости (из опыта работы)
Важнейшее условие предупреждения неуспеваемости – это индивидуальный подход к ученикам и правильная организация их домашней самостоятельной работы. В подготовке домашнего задания ключевое место занимает самоподготовка, которая является очевидным резервом помощи слабоуспевающим обучающимся.
1.5. Самоподготовка – дополнительный резерв помощи слабоуспевающим обучающимся (из опыта работы).
Важный принцип работы с неуспевающими – изучение личности в развитии. Часто «разгадка» личности ребёнка содержится в условиях его семейного воспитания. Серьёзной причиной неуспеваемости становятся педагогические ошибки родителей. На помощь может прийти СППС, с консультациями, деловыми советами, рекомендациями.
1.6. СППС: консультации, деловые советы, рекомендации (из опыта работы).
1.7. Как помочь ребёнку избавиться от комплекса неудачника.
Проблемы школьника, приводящие к неуспеваемости, могут возникнуть на любом этапе обучения, поэтому так важна совместная профилактическая работа педагога-психолога, педагогического коллектива и родителей.
1.8. От феномена выученной беспомощности – к феномену сознательного оптимизма. Рекомендации по предотвращению психологических причин школьной неуспеваемости.
От анализа проблем слабой успеваемости
в школе-интернате до разработки системы деятельности
по повышению качества знаний
(информация заместителя директора по УР)
Педагоги всегда стремятся дать ученикам как можно больше знаний. И как бывает обидно, что вкладываешь душу в работу, а ученики не могут запомнить то, что ты говоришь, не вникают в учебный материал. Давайте поразмышляем, почему это происходит. От чего зависит успешность обучения?
На показатель успеваемости оказывает влияние как объективные, так и субъективные причины: отсутствие современной материальной базы в школе, невнимание к учёбе ребёнка со стороны родителей, отсутствие терпения у педагогов и т.д. В нашей школе большинство слабоуспевающих учащихся – 50% наших учащихся находятся на удовлетворительном уровне учебных достижений – большинство из них отличаются неудовлетворительным прилежанием и неразвитыми способностями. Но, к сожалению, есть и учащиеся, которые плохо учатся порой вследствие недостаточно умелого, методически необоснованного преподавания.
Готовясь к педагогическому совету, сделав глубокий анализ причин, пришла к выводу: что некоторые педагоги не всегда профессионально преподают свой предмет, порой не всегда хотят доходчиво объяснять новый материал, не заботятся о регулярном повторении и закреплении пройденного, не развивают от урока к уроку речь учащихся, не учат класс работать активно и самостоятельно, не требуют от ребят точных, ясных и развёрнутых ответов, обязательного и чёткого выполнения всех заданий – классных и домашних.
На уроке и самоподготовке у некоторых педагогов слабая дисциплина, ученики скучают или потихоньку занимаются посторонним делом, в то время как один из них отвечает, порой монотонная проверка домашнего задания отнимает по 20-25 минут учебного времени. После неё педагог вызывает одного учащегося, которого опрашивает в течение 10 или 15 минут. А в минуты, оставшиеся до звонка, начинается торопливое и сбивчивое объяснение нового материала, содержание которого просто не успевает дойти до слабоуспевающих учащихся, а таких в нашей школе большинство. Раздаётся звонок – и учитель наскоро задаёт классу задание к следующему уроку, не успев толком разъяснить, как его надо выполнять. А на самоподготовке в силу множества причин воспитатель не всегда в состоянии разъяснить пробелы. И как закономерный итог: при такой организации образовательного процесса количество слабоуспевающих учащихся в классе постепенно увеличивается.
Опыт передовых учителей доказывает, что главное – вызвать у ученика желание учиться. Я убеждена, это достижимо при налаживании процесса постоянного живого общения педагога с классом, с каждым учеником. Пробелы в знаниях целесообразно ликвидировать на уроке, а не на дополнительных занятиях. Ведь слабая успеваемость чаще всего вытекает из невнимания к конкретному ученику.
Одно из важных условий повышения успеваемости – систематический контроль за работой учеников, опрос у доски и с места. Необходим полный деловой и эмоциональный контакт педагога с ребёнком. Просматривая классные журналы, вынуждена отметить, что порой отдельные слабоуспевающие опрашиваются один-два раза в четверть, а на протяжении всего учебного года не более 6-8 раз. Педагоги предпочитают вызывать к доске хорошо успевающих ребят. Не обращаются к отстающим они и с вопросами, а спрашивают тех, от кого ожидают получить правильный ответ. Между тем опрос отстающих должен проводиться чаще, чем успевающих.
Для того чтобы сильный ученик мог стать примером для слабых, необходимо тщательно продумывать их взаимодействие. Продуктивные формы такого взаимодействия – это, например, взаимный опрос учеников, когда один из них задаёт другому вопрос по изучаемому материалу, работа консультантов.
Как же развивать познавательную самостоятельность? Я уверена, что на первый план в работе с учащимися, испытывающими трудности в обучении, должны выдвигаться воспитательные и развивающие педагогические воздействия. Можно даже допустить временное снижение требований к неуспевающим учащимся, что позволит им постепенно наверстать упущенное.
Одновременно с нейтрализацией причин неуспеваемости важно детально продумать пути создания особо благоприятных условий для учащихся, испытывающих трудности в учёбе: улучшить контроль за их работой на уроке, создать условия для развития у них самостоятельности. В этих целях можно использовать игровую и практическую деятельность, приобщать старших учащихся к обучению более младших.
Также важно организовать дифференцированную работу учителя на учебном занятии, например с временными группами учащихся. Целесообразно выделять несколько групп учащихся с разным уровнем успеваемости. Ведь наша задача не только в том, чтобы подтягивать слабых до необходимого уровня, но и в том, чтобы дать адекватную нагрузку средним и сильным учащимся.
В общении с учащимися с низким уровнем мотивации очень важно проявлять сердечность и доброжелательность, опираться на положительные черты личности. Порой школьник искренне убеждён в том, что он плохой, что у него ничего хорошего не выйдет. Сознание своей неисправимости и неполноценности отрицательно влияет на поведение ребёнка. Высказанное же педагогом доверие к нравственным силам так называемых трудных подростков способствует появлению у них ответственности за своё поведение и учебный труд.
Неуспеваемость – сложное и многогранное явление школьной действительности, требующее разносторонних подходов к работе по её преодолению.
В школе-интернате реализуется своя система для преодоления отставаний и неуспеваемости.
Успеваемость учеников школы подробно анализируется по итогам каждой четверти: ответственные за ведение школьной документации ведут учёт успеваемости класса по уровням, указывая количество учащихся на всех уровнях. По итогам каждой четверти составляется сводная ведомость отметок всех классов по предметам, всех учащихся по уровням, с выделением недорабатывающих и слабоуспевающих, всё это оформляется в виде электронных таблиц.
Согласно плану самоконтроля за обеспечением качества организации образовательного процесса постоянно отслеживается эффективность работы с учащимися, испытывающими трудности в обучении: анализируется система взаимодействия педагогов с учащимися, имеющими низкую мотивацию, проводятся беседы с участниками образовательного процесса, регулярно анализируется школьная документация. Традиционным в школе стало анкетирование учащихся «Дозировка домашнего задания», «Твоё отношение к учебному предмету».
В ходе посещений занятий обращается внимание на применение учителями форм и методов работы, направленных на предотвращение неуспеваемости: создание на уроке ситуации успеха, работу с памятками, применение карточек-консультантов, карточек с направляющим планом действий, карточек с образцами решения, карточек-тренажёров, выполнение заданий с выбором ответа, работу в группах.
Вместе с тем, необходимо обратить внимание на работу с учащимися, родителями по предупреждению неуспеваемости. Потому что по свидетельству учителей, такие учащиеся в так называемой группе риска часто не выполняют домашнее задание или выполняют не в полном объёме, не имеют на уроке необходимых школьных принадлежностей. Возможно, целесообразно за каждым из таких учащихся закрепить «наставника», который в течение определённого периода будет ежедневно отчитываться о готовности своего «подшефного». Индивидуальный рост и успехи каждого учащегося можно отражать в таблице. Эта рутинная, на первый взгляд, работа может оказаться чрезвычайно эффективной.
Следует сказать, что традиционный набор средств помощи слабоуспевающим – организация дополнительных, поддерживающих занятий, на которых применяются традиционные (такие же, как на учебном занятии) методы обучения и различные меры воздействия на ученика с целью развития мотивации учения, не только малоэффективны, но нередко вредны, так как не воздействуют на причину и только усугубляют «болезнь» неуспеваемости. Среди распространенных, но малоэффективных приёмов учебной деятельности – заучивание текста без предварительной логической обработки материала, выполнение различных упражнений без предварительного усвоения соответствующих правил, многократное механическое прочитывание текста учебника.
В ходе анализ проблем и причин неуспеваемости можно наметить следующие пути преодоления неуспеваемости: педагогическая профилактика, педагогическая диагностика, педагогическая терапия, воспитательное воздействие.
Педагогическая профилактика – поиски оптимальных педагогических систем, в том числе применение активных методов и форм обучения, новых педагогических технологий.
Педагогическая диагностика – систематический контроль и оценка результатов обучения, своевременное выявление пробелов в знаниях.
Педагогическая терапия – система мер по устранению отставания в учёбе. Занятия должны строиться по результатам глубокой диагностики, с подбором групповых и индивидуальных средств обучения.
Воспитательное воздействие. Поскольку неудачи в учёбе связаны чаще всего с плохим воспитанием, то с неуспевающими учащимися должна вестись индивидуальная воспитательная работа, которая обязательно включает в себя и работу с семьёй школьника.
К мерам предупреждения неуспеваемости необходимо отнести: всестороннее повышение эффективности каждого урока; формирование познавательного интереса к учению и положительных мотивов; индивидуальный подход к учащемуся; специальная система домашних заданий; усиление работы с родителями; привлечение ученического актива к борьбе по повышению ответственности ученика за учение.
Выстраивая систему преодоления неуспеваемости, необходимо выяснить:
общие данные о домашних условиях (состав семьи, занятия родителей, наличие условий для работы ученика дома, краткие биографические сведения о ребёнке, перенесённые болезни, переезды семьи, переход ребёнка из школы в школу и т.д.);
степень участия членов семьи в воспитании ребёнка;
отношение ребёнка к родителям, к старшим и младшим братьям и сёстрам, к другим членам семьи;
участие ребёнка в домашнем труде;
степень самостоятельности ребёнка при подготовке домашних заданий (справляется сам или нуждается в помощи; сколько затрачивает времени на подготовку домашнего задания; работает сосредоточенно или отвлекается; контролируют ли его родители при подготовке уроков);
способы проведения ребёнком свободного от учебных занятий времени;
ну и, в конце концов, отношение ребёнка к школе (как реагирует на полученные отметки, как относится к учителям, отдельным предметам, своим товарищам).
Система мер по совершенствованию образовательного процесса
с целью повышения качества знаний
Профилактика типичных причин неуспеваемости, присущих определённым возрастным группам:
а) на первой ступени сосредоточить усилия на всемерном развитии у учащихся навыков учебно-познавательной деятельности и работоспособности;
б) на второй ступени, развивая указанные у младших школьников навыки, повысить требовательность, сделать акцент на формировании у учащихся сознательной дисциплины, ответственного отношения к учению. Здесь надо особое внимание обратить на благоприятный психологический микроклимат, тактичный, внимательный подход к учащимся, так как для этого возраста свойственны стремление к взрослости и повышенная раздражительность, - следует учитывать их интересы. Важно обратить внимание и на тщательную координацию объему домашних заданий по разным предметам;
в) на третьей ступени представляется особо важным сосредоточить внимание на формировании социально значимых мотивов учения.
2. Выявление и учёт специфических для школы-интерната причин отставания во всех классах, их устранение и профилактика.
3. Широкое ознакомление педагогических работников с типичными причинами неуспеваемости, со способами изучения личности учащихся, мерами предупреждения и преодоления их отставания в учении.
4. Обеспечение единства действий всего педагогического коллектива по предупреждению неуспеваемости школьников и повышению уровня их воспитанности, обращая внимание на достижение единства обучения и воспитания, установление межпредметных связей в обучении, координацию действий педагогов с ученическим активом, родителями и др.
5. Систематическое изучение трудностей в работе педагогов, всемерное улучшение практики самоанализа педагогами своей деятельности и их последующее самообразование.
6. Включение в тематику заседаний методических объединений вопросов, связанных с предупреждением неуспеваемости учащихся, и прочих проблем, над которыми будет работать школа.
7. Постоянный контроль за реализацией системы мер по предупреждению эпизодической и устойчивой неуспеваемости, осуществление специального контроля за работой с наиболее «трудными» школьниками, строгий учёт этой работы.
8. Обобщение передового опыта работы по предупреждению неуспеваемости и его широкое обсуждение.
Рекомендации педагогам
по предотвращению психологических причин
школьной неуспеваемости
(информация педагога-психолога)
Проблема организации работы с неуспевающими школьниками находится на стыке нескольких наук: педагогики, психологии, дефектологии, социологии. Так, к одному из факторов школьной неуспеваемости ученые и практики причисляют отклонения в психофизическом развитии ученика разной степени выраженности: легкая умственная отсталость, нарушения зрения, слуха, речи, задержка психического развития, последствия минимальных мозговых дисфункций, легких церебральных нарушений и др. В этом случае проблема проявляется уже в начальной школе и, как правило, требует приложения совместных усилий всех участников образовательного процесса. Но случается и так, что неуспевающими ученики становятся в средних и даже в старших классах, и их неуспеваемость не связана с названным фактором. Постараемся проанализировать ее причины.
Зачастую причины неуспеваемости подростков и старшеклассников наслаиваются одна на другую, и тогда сложно понять, какая из них была главной. Психологические причины, лежащие в основе неуспеваемости, делятся на две взаимосвязанные группы;
– недостатки познавательной деятельности;
– недостатки в развитии мотивационной сферы.
Недостатки познавательной деятельности: эти недостатки имеют место тогда, когда школьник плохо понимает учебный материал, не способен усваивать школьные предметы. Среди психологических причин первой группы российский психолог И. В. Дубровина выделяет три подгруппы.
1. Несформированность приемов учебной деятельности.
К малоэффективным способам учебной работы относятся, например, механическое заучивание без предварительного осмысления материала, выполнение различных упражнений без усвоения соответствующих правил, недостатки внутреннего контроля деятельности и др. При усвоении текста учебника неуспевающие школьники используют такой способ работы, как многократное прочитывание. Между тем, чтобы усвоить материал, нужно опираться на рациональные приемы смысловой обработки: группировка текста, выделение опорных пунктов, составление плана, логической схемы прочитанного, формулирование главной мысли и т.д.
Относительная легкость учебного, труда в начальных классах и небольшой объем усваиваемой информации позволяют ученикам на первых порах использовать непродуктивные приемы без заметного отставания в учебе. Однако увеличение количества учебных предметов и усложнение материала в средних и старших классах приводят к стойкому отставанию школьника в учебе. Наиболее популярными в большинстве современных школ способами воздействия на неуспевающего ученика являются наказание и назначение дополнительных занятий. Однако, как правило, способы эти не только малоэффективны, но и еще больше усугубляют отставание школьника. В то же время недостаточно внимания уделяется формированию у подростков навыков анализа собственных ошибок.
Неуспевающих школьников следует учить эффективным приемам учебной деятельности. Важно, во-первых, найти и сохранить позитивные стороны используемых подростком навыков, во-вторых, проанализировать причины слабых, отрицательных сторон отдельных приемов, не лишая при этом подростка права на индивидуальность умственной работы.
2. Недостаточное развитие психических, процессов.
В подростковом возрасте эти недостатки объясняются особенностями мышления, составляющими ядро интеллектуальной деятельности человека. Если подростки не используют мышление в учебной деятельности, то они испытывают затруднения, связанные с концентрацией внимания, восприятием учебного материала и с его запоминанием. И наоборот, когда ученик начинает мыслить, его проблемы с памятью, вниманием и восприятием уменьшаются или исчезают.
Чтобы успешно усвоить учебную программу в средних и старших классах, школьник должен уметь самостоятельно мыслить, обобщать полученную информацию, находить новые направления поиска решения учебных задач. Неумение и нежелание активно мыслить - отличительные качества «интеллектуально пассивных», неуспевающих школьников. Интеллектуальная пассивность является следствием неправильного воспитания и обучения, когда ученик не прошел определенный путь умственного развития, не получил необходимые интеллектуальные навыки и умения. Например, это происходит тогда, когда в обучении делается упор на развитие такой функции человеческого мозга, как память, а развитию мышления уделяется меньше внимания.
Педагоги и родители чаще всего показателем развитого мышления считают получение точного ответа при решении задач (эта норма работы активно используется на уроках математики и физики). Однако, если учитель больше значения придает самому ответу, чем логическим рассуждениям на пути к нему, вряд, ли он станет целенаправленно работать над развитием мыслительных процессов у своих учеников.
Неудачников больше всего там, где обучение ведется в отрыве от жизни и не стимулирует мышление обучаемых. В таком случае школьники к подростковому возрасту обнаруживают, что мозг им нужен в основном для механического запоминания, а не для того, чтобы удовлетворить свой интерес, реализовать идею, решить задачу. Еще хуже то, что большая часть фактов, которые ученикам приходится запоминать, мало связана с их жизнью. Перегрузка памяти подростка в сочетании с возрастающей оторванностью преподавания от реальной жизни приводит не только к неудачам в учебе, конфликтам с учителями и родителями, но и к отказу вообще посещать школу.
Когда педагогами используется тесно связанный с жизнью материал, а от учеников требуется его осмысление, отпадает необходимость в давлении извне, например, в запугивании низкими отметками.
3. Неадекватное использование ребенком своих индивидуально-типологических особенностей, проявляемых в познавательной деятельности.
К ним относятся особенности темперамента и характера, способности ученика. Так, среди основных свойств темперамента выделяют силу (слабость) и подвижность (инертность) нервной системы. Сила нервной системы характеризует ее работоспособность, выносливость и устойчивость к раздражителям, а подвижность - высокие скоростные показатели нервных процессов. Ученики со слабой и инертной нервной системой оказываются в числе неуспевающих потому, что у них не выработаны специальные приемы организации учебной деятельности. Учителю необходимо помнить, что учебная работа таких учеников при высоком темпе подачи материала, неожиданных опросах, быстром переключении с одного вида задания на другой в шумной, неспокойной обстановке будет непродуктивна.
Влияют на продуктивность деятельности и особенности характера. Например, волевые черты определяют умение и готовность человека сознательно регулировать свои усилия по преодолению трудностей и направлять собственное поведение в соответствии с определенными задачами. Неразвитость волевых черт характера обусловливает неспособность школьника ставить и достигать цели в учебной деятельности. А такие эмоциональные черты характера, как впечатлительность и тревожность, могут привести к тому, что неуспевающие будут испытывать стресс от выполнения даже не слишком сложных заданий.
Зная индивидуально-типологические особенности своих учеников, учитель может вовремя определить неблагоприятное развитие учебной ситуации на уроке.
Недостатки в развитии мотивационной сферы: уменьшение внимания к учебным занятиям у подростков часто связано и с расширением сферы их жизнедеятельности: ребята начинают активно посещать различные кружки, заниматься спортом, много, времени отводят неформальному общению со сверстниками и развлечениям. Чувство взрослости, стремление к независимости и в то же время осознание себя все еще зависимым от взрослых человеком порождает у подростка массу внутренних и внешних противоречий, что очень часто влечет за собой снижение успеваемости в средних классах. Сами по себе возрастные особенности не могут быть причиной неуспеваемости, но они в известной мере объясняют те поведенческие реакции неуспевающих школьников, которые формируются при неблагоприятных условиях обучения и воспитания.
Нередко подросток перестает учиться потому, что у него возникают проблемы взаимодействия и конфликты со сверстниками, учителями или родителями, а иногда - со всеми сразу. Для подростка, испытывающего дефицит позитивного отношения к себе со стороны окружающих, очень непросто преодолеть нарушение психологического равновесия, вызванного чувством незащищенности. Взрослеющий человек и так не: слишком уверен в себе, а проблемы, связанные с физиологическими и социальными переменами, еще больше усиливают его внутренние сомнения и недоверие к окружающему миру. Нередко неуспевающие школьники пополняют ряды лиц, совершающих преступления. По мнению английского психолога Р. Бернса, было бы неверно поддерживать у школьников, которые не проявляют больших способностей к учебе, представление о том, что высшей ценностью и главным фактором всякой личностной оценки является превосходная успеваемость. У каждого подростка есть свои сильные стороны, свои положительные качества, на которых чуткий взрослый должен помочь ему выстроить прочный фундамент позитивной самооценки.
В ряде случаев неуспеваемость подростка обусловлена неправильным стилем воспитания, которого придерживаются его родители. Одна крайность – недостаток внимания и контроля (вплоть до полной безнадзорности), отсутствие истинного интереса к делам, волнениям, увлечениям подростка. Другая крайность – чрезмерная опека, мелочный контроль за каждым шагом, система постоянных запретов и неусыпного наблюдения за подростком.
Родители и учителя должны уметь разумно реагировать на изменения взаимоотношений с подростком. Правильно будет, с одной стороны, предоставить ему независимость, к которой он стремится, а с другой – не терять реального контроля над поведением сына или дочери. Взрослые должны обеспечить подросткам свободу выбора и действий в рамках устойчивой системы принципов, регламентирующих поведение. Всякий человек, а подросток в особенности, нуждается в каких-то ориентирах, направляющих его деятельность. Полная независимость чревата возникновением состояния тревожности (даже для взрослых). Указывая подростку возможные жизненные ориентиры, и родители, и педагоги помимо всего прочего демонстрирует ему, что кто-то о нем заботится. Структура, задаваемая взрослыми, не должна быть слишком жесткой, необходимо так или иначе оставлять подростку возможность проявить свою компетентность.
Важная потребность подростка – потребность осознавать себя личностью, быть уверенным в уважении и положительной оценке со стороны других людей, а также в собственной значимости. Помощь школьнику в преодолении неуспеваемости должна начинаться с создания условий для реализации этой потребности.
В основе отрицательной мотивации неуспевающих зачастую лежит привычка к неудаче. Американский психолог М. Селигман назвал это явление феноменом выученной беспомощности. Суть его заключается в том, что человек, изначально лишенный возможности контролировать некий важный для него процесс, оказывается беспомощным, в ситуации, когда приходится действовать самостоятельно. Неуспевающий школьник настолько привыкает к отрицательному результату своей учебной деятельности, что изначально нацелен на порицание, низкие отметки и замечания. У него даже не возникает потребности своими силами справиться с трудной ситуацией. Страдание, уход в себя, агрессивное поведение, нарушение дисциплины, пропуски занятий, депрессия - далеко не полный перечень последствий провалившихся попыток неуспевающего ученика осознать себя успешной личностью. Противоположность названному явлению – феномен сознательного оптимизма. Он характеризуется способностью человека влиять на свое мышление и через него - на свое поведение. Важное средство помощи неуспевающему ученику - формирование у него, такой способности.
Родители и педагоги должны убедить неуспевающего подростка в том, что трудности преодолимы, что удовлетворение жизненно важных потребностей во многом зависит от собственных усилий человека. Каждый сам в ответе за выбор такой линии поведения, которая приведет его к ощущению собственной значимости.
Рекомендации учителям
1. Обучайте неуспевающего подростка рациональным навыкам и приемам учебной работы. Учитывайте индивидуальные и возрастные особенности школьников в образовательном процессе.
2. Поощряйте неуспевающих учеников к безбоязненному расспрашиванию обо всем, что им непонятно. Создавайте для них ситуацию успеха на уроках. Научите их целеполаганию, планированию, навыкам самоконтроля.
3. Используйте на уроках учебные задачи, развивающие мышление. Способствуйте проявлению самостоятельности суждений в учебной деятельности.
4. Сделайте доступной для неуспевающих школьников внеклассную деятельность. Не всегда успехи, достигнутые вне урока, служат залогом достижений в учебе, но они могут стать дополнительным стимулом в стремлении добиваться и учебных успехов.
5. Создавайте на уроке условия, при которых реализуются потребности учеников в общении со сверстниками и в самоутверждении для активизации учебной мотивации неуспевающих школьников.
6. Минимизируйте последствия от сделанных неуспевающим школьником ошибок. Показывайте ценность ошибки как попытки выполнить задание. (Отрицательный результат — тоже результат). Обучите подростков навыкам анализа собственных ошибок.
7. И главное. В работе со слабоуспевающими обучающимися не раздражайтесь, будьте терпимы и настойчивы. Помните: максимум поощрения, минимум наказания!
1. Дубровина, И. В. Рабочая книга школьного психолога / И. В. Дубровина [и др.]. - М.: Просвещение, 1991. - 303 с.
Глассер, У. Школы без неудачников / У. Глассер. - М.: Прогресс, 1991. - 184 с.
Берне, Р. Развитие Я-концепцйи и воспитание / Р. Берне. - М.: Прогресс, 1986. - 420 с.
Селигман, М. Новая позитивная психология: научный взгляд на счастье и смысл жизни / М. Селигман. - М.: София, 2006. - 368 с.