СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Повестка и сценарий педагогического совета

Категория: Завучу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Представлены повестка и сценарий педагогического совета на тему "Трансформация содержания специального образования  в контексте компетентностного подхода"

Просмотр содержимого документа
«Повестка и сценарий педагогического совета»

ПОВЕСТКА ДНЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОВЕТА

«Трансформация содержания специального образования

в контексте компетентностного подхода»


  1. Трансформация содержания специального образования в контексте компетентностного подхода.

1.1. Компетентностный подход в образовании: методологические основания, история и современность.

1.2. Реализация компетентностного подхода на уроках.

1.3. Особенности коррекционно-педагогической работы с детьми с нарушениями зрения в контексте компетентностного подхода

    1. 1.4. Профессиональная компетентность педагога как условие повышения качества образования

1.5. Информационная культура педагога – залог повышения уровня профессиональной компетенции.


Литература:

  1. Шинкаренко, В.А. Профессиональная компетентность педагога как условие повышение качества специального образования / В.А.Шинкаренко // Специальная адукацыя. – 2008. - №6. – С.3-5

  2. Андреев, В.И. Профессионализм педагога в контексте идеологии белорусского госудаства / В.И.Андреев // Народная асвета. – 2005. - №12. - С.57-59

  3. Егорова, Ю.Н. О мыследеятельностной компетентности педагога / Ю.Н.Егорова // Народная асвета. – 2005. - №12. - С.60-63

  4. Молчан, Л.В. Сущность и структура информационной компетентности педагогов / Л.В.Молчан // Народная асвета. – 2009. - №1. - С.15-20

  5. Хуторской, А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования / А.В.Хуторской // Народное образование. - 2003. - №2. - С. 586

  6. Дзюбенко, С.В. Критерии и показатели уровня развития исследовательской компетентности педагога / С.В.Дзюбенко // Кіраванне ў адукацыі. – 2008. - №4. – С.3-11

  7. Ресурсы Интернета




Ход педагогического совета:

Трансформация содержания образования в контексте компетентностного подхода актуальная проблема не только для специального образования, но и для всего мирового сообщества – проблема, связанная с модернизацией содержания образования, оптимизацией способов и технологий организации образовательного процесса и, конечно, переосмыслением целей и результатов образования.

1. Трансформация содержания специального образования в контексте компетентностного подхода.


Для обсуждения проблем компетентностного подхода в образовании необходимо ответить на вопросы о том, какие методологические основы обусловили поиск новой концепции образования, какова была история возникновения данной концепции и её сегодняшнее положение в современном образовании. И наконец, есть необходимость определиться в самом понятии “компетенция”.

1.1. Компетентностный подход в образовании: методологические основания, история и современность.


Сегодня практически все участники образовательного процесса понимают бесперспективность увеличения объема знаний или изменения узкопредметного содержания; информация удваивается каждые 5-7 лет, выучить все — невозможно. Альтернатива тоже ясна — выпускники школы должны жить в быстро меняющемся мире, а для этого им нужно многое уметь. Образование в трактовке компетентностного подхода: главное — не сумма усвоенной информации, а способность человека действовать в различных, в том числе и реальных проблемных ситуациях. Как же реализовать компетентностный подход на уроках?

1.2. Реализация компетентностного подхода на уроках.


В условиях модернизации образования возникает необходимость в выявлении особенностей коррекционно-педагогической работы с детьми с нарушениями зрения в контексте компетентностного подхода. Каковы же особенности реализации новой концепции в условиях нашей школы?

1.3. Особенности коррекционно-педагогической работы с детьми с нарушениями зрения в контексте компетентностного подхода


Эффективность любых преобразований и реформ в сфере образования непосредственно зависит от того, насколько к ним подготовлены педагоги. Неслучайно вопросы их профессиональной компетентности и профессионализма являются объектом исследований и публикаций известных психологов и педагогов. Что же включает в себя понятие профессиональная компетентность педагога?

    1. 1.4. Профессиональная компетентность педагога как условие повышения качества образования


Эффективность образования всегда зависела от уровня подготовки педагогов. Процесс информатизации образования предъявляет высокие требования к профессиональным качествам и уровню подготовки педагога, к его профессиональной компетентности.

1.5. Информационная культура педагога – залог повышения уровня профессиональной компетенции.


1. ТРАНСФОРМАЦИЯ СОДЕРЖАНИЯ СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В КОНТЕКСТЕ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА

Традиционная направленность общего образования на преимущественное усвоение системы знаний не отвечает вызовам совре­менного общества, требующим воспитания самостоятельных, инициативных и ответ­ственных его членов, способных взаимодей­ствовать в решении социальных, производ­ственных и экономических задач. Совре­менная жизнь предполагает существенное усиление самостоятельной и продуктивной деятельности школьников, развитие их лич­ностных качеств и творческих способностей, умений самостоятельно приобретать новые знания в условиях быстро меняющегося со­циума, взаимодействовать в трудовом кол­лективе, работая на общий результат.

Компетентностный подход акцентирует внимание на развитии практически целесообразной деятельности учащихся, выдвигая на первый план общие и специальные умения, непосредственно востребуемые в жиз­ни и в последующем профессиональном образовании. В этом смысле данный подход способствует существенному уточнению це­лей образования, усилению его воспитатель­ной, прикладной и практической направ­ленности.

В условиях образовательной интеграции наиважнейшим является обеспечение связи получаемых знаний с жизнью, без чего не­возможна активная адаптация в окружающем мире. Социальная ситуация развития ученика в условиях специального учрежде­ния образования и школы общего типа ча­сто не благоприятствует овладению им но­выми социальными связями и подготовке к независимому, самостоятельному образу жизни. Соприкосновение выпускника с со­циальной реальностью вызывает разочаро­вание. Знания, полученные в школе, ока­зываются не всегда применимыми в нашей действительности. Ограниченная жизненная компетенция затрудняет успешную интегра­цию в жизнь общества. Задачи адаптации детей с отклонениями в развитии к окру­жающей действительности, необходимость компенсации недостаточного социального развития, побуждающие искать иные пути обучения и воспитания, привели к перео­смыслению имеющегося опыта и развитию новых педагогических идей и подходов.

Преобладающим является мнение прак­тических работников, родителей и учёных, что специальное образование не может быть копией, калькой образования в школе об­щего типа. Оно иное даже при общности решаемых задач. Хорошее специальное об­разование - это то, которое обеспечивает улучшение качества жизни детей, коррек­цию имеющихся нарушений, социальную адаптацию и интеграцию в обществе. Хоро­шее специальное образование - это не то, которое обеспечивает приобретение сведе­ний, т. е. знаний об окружающем мире, а то, которое помогает успешно работать в бу­дущем и стать востребованным человеком в реальной жизни.

Следует признать, что современное спе­циальное образование жёстко регламентиро­вано программами по предметам. Потребно­сти и возможности учащихся в большей мере декларируются, в меньшей мере реализуют­ся. Между знаниями учащихся и умениями их использования в жизни наблюдается не­соответствие, свидетельствующее не в пользу последних. Школа, получается, не несёт от­ветственности за жизненные результаты уче­ников, потому что привязана к учебному ма­териалу в его предметной форме и в меньшей мере к формированию «целостной личности», хорошего человека и работника.

Современная жизнь, рыночная экономи­ка делают необходимыми формирование но­вой системы знаний, умений и навыков, под­готовку к самостоятельной деятельности, ре­ализацию компетентностного подхода.

Данная проблема обусловливает выде­ление основных, определяющих подходов к специальному образованию, вытекающих из требований современности. Таким под­ходом является социально ориентирован­ный.

Не менее важен культурологический под­ход. Содержание специального образова­ния не может не учитывать нормы цивилизационной и национальной культуры.

Определяющим в специальном образова­нии является также потребностный подход, требующий учёта при определении содержания обучения возможностей и потребностей учащихся.

С потребностным подходом тесно связан антропоцентрический. В центре образовательного процесса находится ученик с его возможностями, опытом, интересами, пред­почтениями. В этом смысле специальное об­разование противостоит образованию в шко­ле общего типа с её ориентацией на стан­дарты для всех учащихся, на усреднённые показатели образованности, обученности, подготовленности.

Специальное образование органично рас­сматривать в контексте экологического под­хода, который учитывает жизненный мир ребёнка, его жизненный контекст, доступ­ность для коммуникации и передачи опыта.

Выделенные подходы позволяют перей­ти к рассмотрению компетентностного под­хода комплексно: с позиций общепедагоги­ческих и с учётом специфики специального образования.

Компетентностный подход — это, безу­словно, новое явление в специальном об­разовании. Компетент­ностный подход рассматривался как систе­мообразующий компонент в содержании об­разования. Если раньше компетентностный подход ассоциировался только со сферой профессионального образования, то теперь о нём говорят применительно к дидактике школы и вооружению учащихся компетен­циями.

Опираясь на мнения И. А. Зимней [2, с. 24], О. Е. Лисейчикова, Г. К. Селевко [6, с. 39], А. В. Хуторского [7; 8], мы опреде­ляем в специальном образовании компетен­цию как способность и готовность действо­вать в жизненно важных ситуациях. Под­чёркиваем, что это не только способность делать что-нибудь хорошо, эффективно, но и готовность к деятельности, основанной на знаниях и опыте, ориентированных на са­мостоятельность и поведенческую зрелость.

Компетентность рассматривается как вла­дение компетенцией, готовность к проявле­нию компетенций, владение умениями и на­выками, способами деятельности по отноше­нию к данному кругу реальных объектов.

В перспективе специальное образова­ние видится обеспечивающим прежде все­го подготовку учащихся к практической деятельности. Для этого они должны на каждом занятии планировать и выполнять, различные виды деятельности. Основной задачей специальной школы становится коммуникативно-воспитательная, воспол­няющая дефицит живого общения между участниками образовательного процесса, обеспечивающая коррекционную и практи­ческую ориентированность, деятельностную и жизненную направленность обучения. На базе овладения ключевыми компетенция­ми может произойти переход от простого к сложному, от конкретного к абстрактному, может стать перспективным повседневное образование и самостоятельные усилия в этом направлении. Таким образом, «предметоцентризм», знаниевое образование сменя­ется новым типом образования, в котором знания являются лишь одним из компонен­тов. В докладе ЮНЕСКО «В новое тысяче­летие» задачи сформулированы предельно чётко: «научить учиться; научить жить; на­учить жить вместе; научить работать и за­рабатывать».

В контексте компетентностного подхо­да специальное коррекционное образова­ние рассматривается не как процесс форми­рования знаний, умений и навыков, а как процесс формирования ключевых образова­тельных компетенций. Это означает, что в каждом конкретном учебном предмете ве­дётся поиск и выявляются ключевые ком­петенции, устанавливается их иерархия. В некоторых предметах в качестве главных выступают коммуникативная и личност­ная компетенция, в других – социальная (социально-бытовая) и информационная, яв­ляющаяся составляющим звеном ключевой познавательно-информационной компетен­ции. Формирующиеся компетенции отра­жаются в стандартах специального образо­вания, в программах, учебниках, методи­ках обучения.

Предполагается, что со временем резуль­таты обучения также найдут выражение на языке компетенций. Учащиеся с особенно­стями психофизического развития в кон­тексте демонстрации владения компетен­циями будут предъявлять не только доку­мент об образовании, но и портфель своих учебных достижений, отражающих владе­ние способами деятельности, наличие ми­нимально необходимого опыта деятельно­сти в области данной компетенции. Пока­зателями владения компетенциями могут выступать образцы выполнения учебных заданий по общеобразовательным предме­там, изделий на уроках труда, примеры ре­альных действий ученика, отражающие его ценностно-смысловую ориентацию и лич­ностную зрелость.

Главными признаками реализации компетентностного подхода в специальном образовании является его личностная ориен­тированность и деятельностный характер, что, на наш взгляд, требует:

  • усиления практического характера школьного образования;

  • формирования «жизненных навыков», востребованных в повседневной действиительности и обеспечивающих жизнеспособность личности;

  • освоения базовых ключевых компетенций, которые носят надпредметный характер и по большому счёту относятся к трём основным сферам жизнедеятельности - социальной, трудовой, личной.

ВЫВОДЫ:

  1. На этом историческом этапе специальное образование выполнило цели и задачи, поставленные в Концепции реформирования специального образования (1999). В свете современных подходов к образованию требуется осмысление путей его дальнейшего развития. Отмечается необходимость повышения социальной и экономической эффективности образования лиц с особенностями психофизического развития, стимулирования их способности и обеспечения их готовности включиться в определённую деятельность.

  2. Предварительное видение компетентностного подхода позволяет считать, что его реализация de facto означает:

а) образовательный процесс станет прак­тическим, деятельностным, привлекатель­ным, обеспечивающим формирование жиз­неспособной личности;

б) образовательные стандарты специального образования, программы будут соответствовать современным гуманистическим идеям и тенденциям в образовании, традиционным представлениям о содержании коррекционно-образовательного процесса и вновь разработанному компетентностному подходу;

в) оценка компетенций в отличие от сложившейся системы оценивания знаний, умений и навыков потребует преимущественного оценивания деятельности школьников и портфеля учебных достижений, отражающих продукты, образцы их деятельности, выступающие в качестве основных показателей владения компетенциями.

  1. Компетентностный подход реализуется через систему ключевых, базовых, общих для всех предметов компетенций и через предметные, формируемые в рамках отдельных предметов компетенции, включающие проявление социально одобряемого поведения и взаимосвязанных качеств личности.

  2. Потребуется разработка системы видов деятельности применительно к каждому предмету и формы адекватного методического обеспечения, созданного с учётом требований компетентностного подхода.


1.4. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПЕДАГОГА КАК УСЛОВИЕ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ

Под профессиональной компетентностью педагога понимается совокупность профессиональных и личностных качеств, необходимых для успешной педагогической деятельности.

Достаточно полное определение профессиональной компетентности дают Л.Н. Захарова, В. В. Соколова, В.М. Соколов: «Под профессиональной компетентностью целесообразно понимать способность эффективно решать практические задачи по социализации развивающейся личности, обеспечению внутренних условий, деятельностной интеграции личности в общество за счет развития ценностных ориентаций, ориентированности в природе, обществе, духовном опыте людей, самом себе, формирование практических умений деятельностной социально желаемой самореализации...»

Профессионально компетентным можно назвать учителя, который на достаточно высоком уровне осуществляет педагогическую деятельность, педагогическое общение, достигает стабильно высоких результатов в обучении и воспитании учащихся.

В качестве основных элементов педагогической компетентности, Н.В.Кузьмина выделяет следующие:

1) Специальная компетентность в области преподаваемой дисциплины.

2) Методическая компетентность в области способов формирования знаний, умений и навыков у учащихся.

3) Психолого-педагогическая компетентность в сфере обучения.

4) Дифференциально-психологическая компетентность в области мотивов, способностей, направленности обучаемых.

5) Рефлексия педагогической деятельности или аутопсихологическая компетентность.

Специальная компетентность включает глубокие знания, квалификацию и опыт деятельности в области преподаваемого предмета, по которому ведется обучение; знание способов решения технических, творческих задач, связанных с конкретным заданием.

Методическая компетентность включает владение различными методами обучения, знание дидактических методов, приемов и умение применять их в процессе обучения, знание психологических механизмов усвоения знаний и умений в процессе обучения.

Психолого-педагогическая компетентность предполагает владение педагогической диагностикой, умение строить педагогически целесообразные отношения с обучаемыми, осуществлять индивидуальную работу на основе результатов педагогической диагностики; знание возрастной психологии, психологии межличностного и педагогического общения; умение пробуждать и развивать у обучаемых устойчивый интерес к выбранной специальности, к преподаваемому предмету.

Дифференциально-психологическая компетентность включает умение выявлять личностные особенности, установки и направленность обучаемых, определять и учитывать эмоциональное состояние людей; умение грамотно строить взаимоотношения с руководителями, коллегами, учащимися.

Аутопсихологическая компетентность подразумевает умение осознавать уровень собственной деятельности, своих способностей; знание о способах профессионального самосовершенствования; умение видеть причины недостатков в своей работе, в себе; желание самосовершенствования.

Развитие профессиональной компетентности – это развитие творческой индивидуальности, формирование восприимчивости к педагогическим инновациям, способностей адаптироваться в меняющейся педагогической среде. От профессионального уровня педагога напрямую зависит социально-экономическое и духовное развитие общества.

Изменения, происходящие в современной системе образования, делают необходимостью повышение квалификации и профессионализма учителя, т. е. его профессиональной компетентности. Основная цель современного образования – соответствие актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства, подготовка разносторонне развитой личности гражданина своей страны, способной к социальной адаптации в обществе, началу трудовой деятельности, самообразованию и самосовершенствованию. А свободно мыслящий, прогнозирующий результаты своей деятельности и моделирующий образовательный процесс педагог является гарантом достижения поставленных целей.

Именно поэтому в настоящее время резко повысился спрос на квалифицированную, творчески мыслящую, конкурентоспособную личность учителя, способную воспитывать личность в современном, динамично меняющемся мире.

Исходя из современных требований можно определить основные пути развития профессиональной компетентности педагога:

  1. Работа в методических объединениях, творческих группах;

  2. Исследовательская деятельность;

  3. Инновационная деятельность, освоение новых педагогических технологий;

  4. Различные формы педагогической поддержки;

  5. Активное участие в педагогических конкурсах и фестивалях;

  6. Трансляция собственного педагогического опыта;

  7. Использование ИКТ и др.

Но не один из перечисленных способов не будет эффективным, если педагог сам не осознает необходимости повышения собственной профессиональной компетентности. Отсюда вытекает необходимость мотивации и создания благоприятных условий для педагогического роста. Необходимо создать те условия, в которых педагог самостоятельно осознает необходимость повышения уровня собственных профессиональных качеств. Анализ собственного педагогического опыта активизирует профессиональное саморазвитие педагога, в результате чего развиваются навыки исследовательской деятельности, которые затем интегрируются в педагогическую деятельность. Педагог должен быть вовлечен в процесс управления развитием школы, что способствует развитию его профессионализма.

Развитие профессиональной компетентности – это динамичный процесс усвоения и модернизации профессионального опыта, ведущий к развитию индивидуальных профессиональных качеств, накоплению профессионального опыта, предполагающий непрерывное развитие и самосовершенствование.

Можно выделить этапы формирования профессиональной компетентности:

  • самоанализ и осознание необходимости;

  • планирование саморазвития (цели, задачи, пути решения);

  • самопроявление, анализ, самокорректировка.

Говоря о профессиональной компетентности учителя нельзя не сказать о создании портфолио учителя. Портфолио есть отражение профессиональной деятельности, в процессе формирования которого происходит самооценивание и осознается необходимость саморазвития. С помощью портфолио решается проблема аттестации педагога, т.к. здесь собираются и обобщаются результаты профессиональной деятельности. Создание портфолио – хорошая мотивационная основа деятельности педагога и развития его профессиональной компетентности.

Формирование профессиональной компетентности – процесс цикличный, т.к. в процессе педагогической деятельности необходимо постоянное повышение профессионализма, и каждый раз перечисленные этапы повторяются, но уже в новом качестве. Вообще, процесс саморазвития обусловлен биологически и связан с социализацией и индивидуализацией личности, которая сознательно организует собственную жизнь, а значит, и собственное развитие.

В каком соотношении находятся профессиональная компетентность и педагогическое мастерство учителя? В свое время исчерпывающий ответ на этот вопрос дал А. С. Макаренко. Отвергая утверждения о предопределенности педагогического мастерства врожденными особенностями, задатками, он показал его обусловленность уровнем профессиональной компетентности. Педагогическое мастерство, основанное на умении, на квалификации, по его мнению, это знание воспитательного процесса, умение его построить, привести в движение. Нередко же педагогическое мастерство сводят к умениям и навыкам педагогической техники, в то время как данные умения лишь один из внешне проявляющихся компонентов мастерства.

Овладение педагогическим мастерством доступно каждому педагогу при условии целенаправленной работы над собой. Оно формируется на основе практического опыта. Но не любой опыт становится источником профессионального мастерства. Таким источником является только труд, осмысленный с точки зрения его сущности, целей и технологии деятельности. Педагогическое мастерство – это сплав личностно-деловых качеств и профессиональной компетентности учителя-воспитателя. Учителя-мастера выгодно отличает от других, прежде всего характер конструктивной деятельности с учетом как ближних, так и дальних перспектив. Так, при разработке урока по конкретной теме мастера имеют в виду всю систему знаний ученика и тот результат, который они хотят получить через несколько лет. Многие учителя наибольшие трудности испытывают в организаторской и коммуникативной деятельности, но эти трудности как бы запрограммированы неумением предвидеть возможные затруднения и предотвратить их системой мер. Конечная цель у такого учителя обычно теряется в суматохе повседневности, поэтому проектирование осуществляется с учетом только ближайших перспектив. Итак, получается, что главная причина трудностей в осуществлении организаторской и коммуникативной деятельности – недостатки в развитии конструктивных умений, в частности прогностических. Коренным отличием в структуре знаний рядовых учителей и мастеров является постоянно совершенствующееся знание психологии детей и умелое применение методики благодаря этому знанию. В.А. Сухомлинский писал: «Не забывайте, что почва, на которой строится ваше педагогическое мастерство, – в самом ребенке, в его отношении к знаниям и к вам, учителю. Это – желание учиться, вдохновение, готовность к преодолению трудностей. Заботливо обогащайте эту почву, без нее нет школы».


1.5. ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА ПЕДАГОГА – ЗАЛОГ ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ

Существуют определенные квалификационные характеристики учителя, общие требования к специалисту, должностные и функциональные обязанности педагога и т.д. А какие качества учителя могут указывать на то, что педагог является профессионально компетентным (компетентный [от лат. сompetentis – соответствующий, способный] – знающий, осведомленный, авторитетный в какой-нибудь области) и уровень его компетентности соответствует требованиям инновационной педагогики?

Профессиональная деятельность педагога за последние несколько лет претерпела значительные изменения. Многие проблемы современного образования (повышение профессионального уровня учителя, освоение новых образовательных технологий, переход от принципа «образование на всю жизнь» к «образованию через всю жизнь») сегодня оказываются напрямую связанными с информационными и коммуникационными технологиями. Учитель сегодня должен обладать так называемой «двойной компетенцией», т. е. помимо сугубо традиционных профессиональных знаний иметь современные знания и навыки работы с информационными технологиями, высокую информационную культуру, что, в свою очередь, требует изменения всего компонентного состава и структуры традиционной методической системы.

Формирование информационной культуры педагога – залог повышения уровня профессиональной компетенции, как фактора повышения качества образования. Уровень сформированности информационной культуры учителя определяется:

  • во-первых, знаниями об информации, информационных процессах, моделях и технологиях;

  • во-вторых, умениями и навыками применения средств и методов обработки и анализа информации в различных видах деятельности;

  • в-третьих, умением использовать современные информационные технологии в образовательной деятельности;

  • в-четвертых, мировоззренческим видением окружающего мира как открытой информационной системы.

Конструирование урока с использованием новых информационных технологий и ресурсов Интернет требует от учителя высокой степени профессиональной компетентности, а именно (и, прежде всего) информационных, аналитических, прогностических и проективных умений на этапе его подготовки, организационных и мобилизационных умений на этапе педагогической реализации.

Предполагается, что компетентность интегрирует в себе 3 аспекта – когнитивный (знания), операциональный (способы деятельности и готовность к осуществлению деятельности) и аксиологический (наличие определенных ценностей). Это объясняется тем, что компетентный специалист является индивидуальностью, самостью, обладающей способностью осознавать и рефлектировать собственные ценности, сопоставлять, оценивать себя и иное, проектировать будущее.

Одной из главных задач современного общего образования является формирование информационной компетентности. На наш взгляд, центральное место в формировании информационной компетентности занимает информационная среда общеобразовательной школы.

Под информационной образовательной средой общеобразовательной школы понимается специально организованный комплекс компонентов, обеспечивающих системную интеграцию новых информационных технологий в педагогическую систему школы с целью построения личностно- ориентированной педагогической системы. Информационная образовательная среда не может возникнуть стихийно. Ее формирование – это целенаправленный управленческий процесс.

В условиях развивающейся информационной образовательной среды школы осуществляется интенсификация всех уровней учебно-воспитательного процесса, повышается эффективность и качество процесса обучения за счет возможностей, предоставляемых информационной образовательной средой. Формирование информационно-образовательной среды школы на основе применения информационно-коммуникационных технологий является ключевым моментом в создании оптимальных условий для развития и саморазвития учителя, совершенствования его учебно-методической деятельности, педагогического творчества и информационной компетентности.

Создание единого информационного пространства в школе требует привлечения к работе всего педагогического коллектива, учащихся, и, несомненно, родителей.

Ключевой фигурой информационной образовательной среды является учитель. Именно учитель решает, в каком качестве, в каком объеме и для каких целей могут быть использованы средства ИТ в учебном процессе.

Сегодня очевидно, что учитель, действующий в рамках привычной "меловой технологии", существенно уступает своим коллегам, ведущим занятия с использованием мультимедиа-проектора, электронной доски и компьютера, обеспечивающего выход в Интернет.

Для эффективного использования возможностей информационной образовательной среды педагог должен соответствовать следующим требованиям:

  • владеть основами работы на компьютере, а также иметь доступ к информационному образовательному пространству и уметь его использовать;

  • работать с мультимедийными программами;

  • знать основы работы в Интернет, стать для учащихся проводником в освоении Интернет и обучать их эффективному использованию информационных ресурсов для своего образования.

В настоящее время в системе образования сложились основные направления применения в учебном процессе новых информационных технологий, среди которых использование в процессе обучения автоматизированных систем и комплексов; использование экспертных систем и систем поддержки принятия решений; освоение информационных технологий с ориентацией на дальнейшее применение в профессиональной деятельности; использование информационных технологий в качестве дидактического средства и для моделирования различных объектов и процессов; повышение творческой составляющей учебной и исследовательской деятельности.

Использование универсальных информационных программ и средств информатики в процессе обучения: текстовые редакторы, электронные таблицы, системы управления базами данных, мультимедиа-технологии делают учебный процесс более интересным и творческим.

Информатизация учебного процесса на современном этапе выдвигает задачу перехода к новым педагогическим технологиям и прогрессивным методам образования. В связи с этим важнейшими задачами совершенствования учебного процесса являются как повышение информационной культуры преподавателей, как следствие повышение уровня образования и учащихся, так и проблемы адаптации информационных технологий в сфере образования, разработки единых стандартов при создании программных продуктов. Эти изменения естественно обсуждать в контексте трансформации учебных курсов, изменения их содержания, методов и организационных форм обучения в условиях становления школы. Обновленное содержание образования вместе с поддерживающими и обеспечивающими этот процесс средствами вычислительной техники – основа всех учебных программ нового поколения, предлагаемых сегодняшним школьникам. Основным тормозом на пути внедрения этих программ является методическая практика, существующее содержание учебных курсов, закрытая учебная архитектура. Новое содержание и новые информационные технологии должны предлагаться совместно с новыми педагогическими технологиями, новыми методами и организационными формами учебной работы, новыми регламентами работы школы. Нужна последовательная образовательная политика, позволяющая каждому работнику школы осознать себя участником планомерных долгосрочных изменений образовательного процесса.

Сегодня особенно необходимы практические образцы, демонстрирующие:

  • естественную интеграцию в учебный процесс доступных в школе новых информационных технологий;

  • переход учителей к сознательному использованию всего богатства потенциально доступных методических и информационных средств;

  • повышение качества образовательной работы, использование всех преимуществ существующей образовательной системы, решение стоящих перед обществом долгосрочных социальных проблем.

В «школе информационного общества» учитель перестал быть основным источником сведений об окружающем мире, а главный акцент сегодня должен делаться на освоении способов деятельности. Изменяются традиционные представления об основных функциях школьного учебника: современное учебное издание помимо текста включает в себя ссылки на web-источники, мультимедийные приложения и специализированные инструменты учебной работы (компьютерные среды, виртуальные лаборатории, интерактивные учебные материалы, тренажеры и т. п.). В современном информационном обществе на передний план выходит задача развития навыков и освоения новых средств коммуникации (обмена результатами информационной работы). Естественно ожидать, что эти изменения должны найти отражение в характере и содержании учебной работы школьников.

Для использования средств ИКТ в своей деятельности учитель должен:

  • знать о существовании общедоступных источников информации и уметь ими пользоваться;

  • уметь понимать и сознательно использовать различные формы и способы представления данных в вербальной, графической и числовой формах;

  • владеть методами анализа и синтеза, уметь оценивать достоверность и практическую полезность имеющихся данных с различных точек зрения, использовать их для решения конкретных практических задач.

Что привносит использование новых информационных и коммуникационных технологий в содержание образования? НИТ предоставляют новые инструменты для сбора, хранения, обработки, представления данных и коммуникации. Умение находить и собирать информацию, проверять ее достоверность – первый шаг на пути к самостоятельной работе с информационными источниками, к самостоятельному продуцированию личностно значимой информации.

Нельзя обойти вниманием обучение коммуникационным навыкам. Чаты и форумы в Интернете, текстовые редакторы со встроенными словарями синонимов и омонимов, средствами проверки правописания и стиля изложения материала приводят к возрастанию письменной речи учащихся. Быстро растет значение «графической грамотности», созданы программы для развития навыков рисунка, технического черчения. Структура и содержание общеобразовательных курсов предоставляют необходимое пространство для коммуникации. Дополнительно к традиционному ответу на уроках такие курсы предусматривают проведение ученических конференций, использование возможности групповой работы с соответствующими обязательными сообщениями о ходе ее выполнения и полученных результатах (внутри группы и в классе). Проверенным временем инструментом для такой работы является регулярный выпуск школьных газет, альманахов и других изданий. Важно, что эти виды работ входят в учебный курс в качестве одной из обязательных составляющих и объединяются с другими формами учебной работы. Такое коммуникационное пространство естественным образом предполагает использование вновь появляющихся средств ИКТ. Например, мультимедиа-проектор делает средства презентационной графики обязательным инструментом при подготовке выступлений учащихся; школьный сайт становится местом размещения подготовленных учениками публикаций; Интернет позволяет вынести учебные проекты за стены отдельной школы и сделать их телекоммуникационными. Новые информационные технологии помогают найти естественный путь превращения школьников в активных участников учебного процесса. Однако сами по себе ИКТ не решают этой задачи. Соответствующие направления должны быть заложены в соответствующих учебных курсах. Если этого нет, то вряд ли стоит ожидать, что ИКТ окажутся действительно полезным образовательным инструментом.

Высокий образовательный потенциал современных ИКТ уже не требует специальных доказательств. Цифровая информационная среда помогает изменить практику распространения информации в школе, что, в свою очередь, приводит к перераспределению ответственности за результаты учебной работы, дает учителю новый уровень свободы в принятии решений об изменении организации и методов обучения и принципиально меняет его работу. Распространение новых информационных технологий ведет к сближению школы и ее окружения, дает учащимся возможность находиться в такой же быстро меняющейся культурной среде, пользоваться теми же инструментами, с которыми они столкнутся через несколько лет, выйдя из школы. Работа по воплощению подобных изменений в жизнь должна стать одним из ключевых условий успеха модернизации школы.

На данном этапе информатизации образования в нашей школе основная часть коллектива владеет необходимыми пользовательскими навыками работы на компьютере, обучение и совершенствование навыков владения компьютером осуществляется преимущественно через индивидуальные консультации. Но, как показывает анализ практики, количество обученных педагогов далеко не совпадает с числом тех, кто компетентно (т.е. целенаправленно и самостоятельно, со знанием требований к профессиональной деятельности в условиях информатизации образовательного пространства и своих возможностей и ограничений) способен применять ИКТ в процессе обучения, воспитания, методической деятельности, собственного непрерывного профессионального педагогического образования. Иными словами, качественные изменения в профессиональной деятельности педагогов, прошедших обучение, не отвечают ожиданиям.

Здесь имеется ряд проблем, среди которых можно выделить следующие:

1. Для активного использования информационных технологий в образовательном процессе необходимы системные координаторы – педагоги, осуществляющие управление этим процессом. В задачи системных координаторов включить: создание школьного образовательного пространства, наполнение Интернет образовательными ресурсами, развитие единого информационного образовательного пространства школы, оказание консультативной, методической помощи учителям-предметникам.

2. Недостаточная оснащенность школы компьютерной техникой, периферийным оборудованием, имеющаяся техника морально устарела и применяется, в основном, для изучения информатики в рамках учебного предмета;

3. Отсутствие сервисных служб для технической поддержки, ремонта техники.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!