ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА
5 КЛАСС
Тема: «Повторение. Имя существительное»
ЦЕЛИ
Обучающие:
систематизация знаний обучающихся об имени существительном;
повторение орфограмм, связанных с правописанием имён существительных.
Развивающие:
развитие творческих способностей учащихся; орфографической зоркости, самоконтроля.
Воспитательные:
воспитывать интерес к предмету, позитивное отношение к изучению русского языка;
расширение кругозора обучающихся;
воспитание эстетического вкуса.
ЗАДАЧИ урока через планируемые результаты:
Личностные
продолжить создание ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности, условий для развития уважительного отношения учеников друг к другу;
формировать сознательное отношение к собственной безопасности и здоровью.
Предметные
знать общее грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксическую роль имён существительных;
умение находить существительные в тексте, разбирать их.
Метапредметные
Регулятивные:
формировать умение формулировать тему урока, цели урока, умение принимать и сохранять учебную задачу;
учиться корректировать выполнение задания в соответствии с планом;
уметь оценивать свою работу.
Коммуникативные:
развивать умение работать с информацией на уроке, связно излагать мысли;
сохранять и развивать умение сотрудничать в паре и группе, отвечать на вопросы, слушать и слышать;
формулировать, высказывать и обосновывать свою точку зрения.
Познавательные:
формировать умение работать с текстом, выполняя учебно-познавательные действия, осуществляя логические операции анализа, синтеза, классификации;
понимать и интегрировать информацию в имеющийся запас знаний, преобразовывать, структурировать и применять с учётом решаемых задач;
извлекать нужную информацию.
Тип урока: урок повторения.
Оборудование: компьютер, интерактивная доска, маршрутные листы
Этапы урока | Деятельность учителя | Осуществляемая деятельность учащихся | Формируемые умения (универсальные учебные действия) |
Организационный момент 3 мин | Создается атмосфера доброжелательности и творческой активности Прозвенел звонок наш в срок. Вы готовы начать урок? Все ль на месте? Всё в порядке? Значит, можно всем садиться. – Добрый день, дети! Сегодня у нас необычный урок. Во-первых, на нашем уроке присутствуют ваши родители. Поприветствуем их. Во-вторых, сегодня мы играем - путешествуем по станциям. Мы до урока сформировали команды в зависимости от ваших познавательных и межличностных интересов. – В начале урока я прошу вас выбрать капитанов команд и дать название своим командам. Оформите, пожалуйста, маршрутные листы: запишите фамилию, имя капитана, членов команды и название. (Играет музыка.) - Капитанов прошу представить свои команды. | Слушают учителя. Демонстрируют готовность к уроку. Капитаны представляют команды. | Личностные: положительно относятся к учению, познавательной деятельности, желают приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся. Познавательные: осознают учебно-познавательную задачу. Регулятивные: планируют в сотрудничестве с учителем, одноклассниками или самостоятельно необходимые действия |
Актуализация знаний 2 мин | - Итак, мы начинаем наш урок. Посмотрите на экран. Слайд № 1. Вторник Поезд – Поле Везение – Ребята, как вы думаете, почему я взяла слово «вторник»? – Объясните, в чем различие буквосочетаний «ПО» в словах «поле» и «поезд». – Докажите, что в слове «везение» 3 морфемы. – Молодцы, ребята! Вы справились с этим заданием! И каждой команде сегодня необходимо будет везение. | На экране читают слова. Ответ: сегодня вторник. Ответ: в слове «поле» ПО – корень, а слове «поезд» ПО – приставка Ответ: - Е окончание, ВЕЗ- корень, -ЕНИ- суффикс, поэтому в этом слове 3 морфемы | Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу. Коммуникативные: высказывают и обосновывают свою точку зрения |
Целеполагание и планирование 7 мин | Слайд № 2 – Ребята! Еще раз посмотрите на эти слова. Ваша задача заключается в следующем: определить тему нашего урока. Предлагаю подсказку: из первого слова взять приставку, из второго - корень, из третьего - суффикс, из четвертого - окончание. Поезд Вторник Везение Поле – Итак, тема нашего урока «Повторение». Ну а что мы будем повторять? Посмотрите на слова. Что общего между ними? - О чем мы будем говорить на уроке? – Какие цели мы можем перед собой поставить? – Действительно, мы повторим и обобщим знания об имени существительном. Сегодня на уроке мы должны знать/ вспомнить: • что такое имя существительное; • грамматические категории имени существительного; • чем является имя существительное в предложении. научиться: • находить имена существительные; • определять грамматические категории имён существительных. Капитаны записывают в маршрутных листах тему урока: Повторение. Имя существительное Слайд № 3 – Сейчас мы повторим основные признаки имени существительного. – Итак, ребята, мы повторили основные признаки имен существительных. И я знаю, что эти знания помогут вам выполнить задания на станциях. | Слушают учителя. Совместно определяют цель. Работают по заданию Определяют тему урока Ответ: эти слова являются именами существительными Формулируют цель учебной деятельности в диалоге с учителем Ответ: повторить знания об имени существительном. Вспомнить признаки имен существительных. Капитаны записывают тему урока в маршрутных листах Изучают слайд и вспоминают основные морфологические признаки: род, число, падеж, склонение, разряды (одушевленные/неодушевленные, собственное/нарицательное) | Познавательные: извлекают необходимую информацию из объяснения, высказываний одноклассников, систематизируют знания. Регулятивные: планируют необходимые действия. Коммуникативные: строят монологические высказывания, осуществляют совместную деятельность |
Уточнение цели игры, условия деятельности 3 мин | Игра. Время на каждой станции до 4 минут. – Помогать нам сегодня будут ваши родители. Их роль - это начальники станций. У каждой станции есть свое название, а у каждого начальника станции - по 5 пакетов с заданиями для каждой команды. Начальник станции проверяет ответы, делает запись в маршрутном листе команды и выставляет баллы (если есть ошибки, то знакомит ребят с правильным ответом). Я выступаю сегодня в качестве инструктора. Если необходима помощь, то я вам помогу. Участвуют родители. Каждому родителю выдаются заранее таблицы с правильными ответами. Максимальный балл – 70. За каждый неверный ответ минус 1 балл. – Условия, ребята, вам понятны? А сейчас небольшое видео-приглашение на игру. | Знакомятся с правилами игры. | |
Работа по теме урока. Игра-путешествие 20 мин | Звучит гонг – начало игры. Во время работы на станциях тихо звучит веселая мелодия. Задание на станции «Число» 1. Поставьте имена существительные в форму множественного числа: Выполняя договор…, Инженер… и шофер…, Столяр... и маляр… - Потрудились все на славу, Чтоб за месяц… зимы, Возвести домов квартал… 2. Поставьте существительные АПЕЛЬСИН, ГРАММ, НОСОК, СОЛДАТ, ЧУЛОК, ГРУЗИН в форму множественного числа родительного падежа. Задание на станции «Род» 1. Распределите данные слова по родам: Рейка, непоседа, спортсмен, семя, академия, окно, депо, кофе, нелепость, зазнайка, соня. 2. Сделайте вывод. Задание на станции «Падеж» 1. Раскройте скобки, определите падеж: Сколько (время), дорожить (время). Полковым (знамя), под (бремя) усталости. В горячем (пламя), крупные (семя). Назвать по (имя), идти по (путь). 2. Определите у слова БАНТЫ падеж: Банты Алла потеряла, И о бантах плачет Алла. «Нет бантов!». Не беда, Бабочки летят сюда! Банты эти прилетели, На косички Алле сели. Бантами довольна Алла, О таких она мечтала. Алла новым бантам рада, Ей других совсем не надо! Задание на станции «Разряды» Работа с учебником 1. С. 120-121, упр. 25. Выписать 3 собственных и 3 нарицательных имен существительных. Обосновать выбор. 2. С. 123, упр. 29. Выписать из текста по 3 одушевленных и неодушевленных имени существительных. Задание на станции «Склонение» 1. Исправить ошибки, оформить верно таблицу: 1 склонение | 2 склонение | 3 склонение | | небо пальто кофе скворец | мозоль медаль такси (пара) задач | тюль жюри помидор шампунь | | | Выполняют задания. Делают выводы. | Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения Личностные: приобретают мотивацию процесса образования; стремятся к приобретению новых знаний. Познавательные: устанавливают взаимосвязь между объемом приобретенных на уроке знаний, умений, навыков и операционных, исследовательских, аналитических умений как интегрированных, сложных действий Познавательные: приобретают умения использовать знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни. Регулятивные: исправляют и объясняют ошибки. Коммуникативные: формулируют собственные мысли |
Рефлексия 2 мин | - Молодцы, ребята. Вы выполнили все задания. Итог нашей игры сейчас подведут начальники станций и объявят команду-победителя. - А сейчас я попрошу вас продолжить предложения: Сегодня на уроке я убедился в том, что существительные…. Я вспомнил(а) о том, что существительные… Мне необходимо повторить материал о… Я доволен (довольна) своей работой на уроке, потому что… Мне понравился (не понравился) урок, потому что… | Слушают учителя Продолжают предложения | Познавательные: приобретают умения использовать полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни. Регулятивные: оценивают свою работу. Коммуникативные: высказывают и обосновывают свою точку зрения |
Домашнее задание 1 мин | Домашнее задание (на листочках распечатано каждому ученику): - Итак, в тексте необходимо будет найти имена существительные, выполнить в тетрадях морфологический разбор 3 существительных. Варкалось. Хливкие шорьки пырялись по наве. И хрюкотали зелюки, как мамазюки в мове. | Записывают домашнее задание. |
Заключительное слово учителя 2 мин | - Молодцы, ребята! Вы приняли активное участие в сегодняшней игре по станциям, которая позволила вам применить те знания, которые были получены на уроках русского языка. А теперь слово родителям. Родители подводят итоги, объявляют результаты. Учитель выставляет оценки командам. Давайте скажем спасибо нашим родителям. Спасибо за урок! | Слушают учителя. |
Приложение
Маршрутный лист
Команды __________________________________________________________________
Капитан__________________________________________________________
Члены команды___________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
_______________________________________________________________
Тема урока _________________________________________________________________
1 команда
№ п/п | Станция | Баллы |
1 | Род | |
2 | Склонение | |
3 | Число | |
4 | Падеж | |
5 | Разряды | |
2 команда
Маршрутный лист
Команды _______________________________________________________
Капитан__________________________________________________________
Члены команды___________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
_______________________________________________________________
Тема урока _________________________________________________________________
№ п/п | Станция | Баллы |
1 | Склонение | |
2 | Число | |
3 | Падеж | |
4 | Разряды | |
5 | Род | |
3 команда
Маршрутный лист
Команды __________________________________________________________________
Капитан__________________________________________________________
Члены команды___________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
_______________________________________________________________
Тема урока _________________________________________________________________
№ п/п | Станция | Баллы |
1 | Число | |
2 | Падеж | |
3 | Разряды | |
4 | Род | |
5 | Склонение | |
4 команда
Маршрутный лист
Команды __________________________________________________________________
Капитан__________________________________________________________
Члены команды___________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
_______________________________________________________________
Тема урока _________________________________________________________________
№ п/п | Станция | Баллы |
1 | Падеж | |
2 | Разряды | |
3 | Род | |
4 | Склонение | |
5 | Число | |
5 команда
Маршрутный лист
Команды __________________________________________________________________
Капитан__________________________________________________________
Члены команды___________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
_______________________________________________________________
Тема урока _________________________________________________________________
Тема урока _________________________________________________________________
№ п/п | Станция | Баллы |
1 | Разряды | |
2 | Род | |
3 | Склонение | |
4 | Число | |
5 | Падеж | |
Приложение №2
Ответы на станции «Число»
Таблица с правильными ответами для родителей
1 задание | 2 задание |
Договоры, инженеры, шоферы, столяры, маляры, месяцы, кварталы | Апельсинов, граммов, носков, солдат, чулок, грузин |
Ответы на станции «Род»
Таблица с правильными ответами для родителей
М.Р. | Ж.Р. | С.Р. | Общего рода |
спортсмен | Рейка | семя | непоседа |
кофе | академия | окно | зазнайка |
кофе | нелепость | депо | соня |
Ответы на станции «Падеж»
Времени (Р.п) – временем (Т.п.) | Банты (В.п) Алла потеряла, И о бантах (П.п)плачет Алла. «Нет бантов (Р.п)!». Не беда, Бабочки летят сюда! Банты (И.п) эти прилетели, На косички Алле сели. Бантами (Т.п) довольна Алла, О таких она мечтала. Алла новым бантам (Д.п) рада, Ей других совсем не надо! |
Знаменем (Т.п.) - бременем (Т.п.) |
Пламени (П.п.) – семена (И.п.) |
По имени (Д. п.) – по пути (Д. п.) |
|
Ответы на станции «Склонение»
1 скл. | 2 скл. | 3 скл. | несклоняемые |
(много) дач, (много) задач | Небо, тюль, помидор, скворец, шампунь | Мозоль, медаль, | Пальто, такси, жюри кофе |
В 4 колонку дети записывают слова, которые не вошли в первые 3 столбца, и дают название этой колонке – несклоняемые
Ответы на станции «Разряды»
Собственные | Нарицательные |
Камчатка, Курильское озеро, Алаид | Народы, вулкан, горы |
Одушевленные | Неодушевленные |
Кукла, торговец, матери | Витрина, место, платье |
( возможны и другие варианты)