СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Повторение. Имя существительное

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Повторение. Имя существительное»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА

5 КЛАСС


Тема: «Повторение. Имя существительное»

ЦЕЛИ

Обучающие:

  • систематизация знаний обучающихся об имени существительном;

  • повторение орфограмм, связанных с правописанием имён существительных.

Развивающие:

  • развитие творческих способностей учащихся; орфографической зоркости, самоконтроля.

Воспитательные:

  • воспитывать интерес к предмету, позитивное отношение к изучению русского языка;

  • расширение кругозора обучающихся;

  • воспитание эстетического вкуса.

ЗАДАЧИ урока через планируемые результаты:

Личностные

  • продолжить создание ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности, условий для развития уважительного отношения учеников друг к другу;

  • формировать сознательное отношение к собственной безопасности и здоровью.

Предметные

  • знать общее грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксическую роль имён существительных;

  • умение находить существительные в тексте, разбирать их.

Метапредметные

Регулятивные:

  • формировать умение формулировать тему урока, цели урока, умение принимать и сохранять учебную задачу;

  • учиться корректировать выполнение задания в соответствии с планом;

  • уметь оценивать свою работу.

Коммуникативные:

  • развивать умение работать с информацией на уроке, связно излагать мысли;

  • сохранять и развивать умение сотрудничать в паре и группе, отвечать на вопросы, слушать и слышать;

  • формулировать, высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Познавательные:

  • формировать умение работать с текстом, выполняя учебно-познавательные действия, осуществляя логические операции анализа, синтеза, классификации;

  • понимать и интегрировать информацию в имеющийся запас знаний, преобразовывать, структурировать и применять с учётом решаемых задач;

  • извлекать нужную информацию.

Тип урока: урок повторения.

Оборудование: компьютер, интерактивная доска, маршрутные листы


Этапы

урока

Деятельность учителя

Осуществляемая

деятельность

учащихся

Формируемые умения (универсальные учебные действия)

Организационный момент

3 мин

Создается атмосфера доброжелательности и творческой активности

Прозвенел звонок наш в срок.

Вы готовы начать урок?

Все ль на месте? Всё в порядке?

Значит, можно всем садиться.

– Добрый день, дети! Сегодня у нас необычный урок.

Во-первых, на нашем уроке присутствуют ваши родители. Поприветствуем их. Во-вторых, сегодня мы играем - путешествуем по станциям. Мы до урока сформировали команды в зависимости от ваших познавательных и межличностных интересов.

– В начале урока я прошу вас выбрать капитанов команд и дать название своим командам. Оформите, пожалуйста, маршрутные листы: запишите фамилию, имя капитана, членов команды и название.

(Играет музыка.)

- Капитанов прошу представить свои команды.





Слушают учителя. Демонстрируют готовность к уроку.








Капитаны представляют команды.

Личностные: положитель­но относятся к учению, познавательной деятельно­сти, желают приобретать новые знания, умения, со­вершенствовать имеющиеся. Познавательные: осознают учебно-познавательную за­дачу.

Регулятивные: планируют в сотрудничестве с учите­лем, одноклассниками или самостоятельно необходи­мые действия

Актуализация знаний

2 мин

- Итак, мы начинаем наш урок. Посмотрите на экран. Слайд № 1.

Вторник

Поезд – Поле

Везение

– Ребята, как вы думаете, почему я взяла слово «вторник»?

– Объясните, в чем различие буквосочетаний «ПО» в словах «поле» и «поезд».

– Докажите, что в слове «везение» 3 морфемы.

– Молодцы, ребята! Вы справились с этим заданием! И каждой команде сегодня необходимо будет везение.


На экране читают слова.



Ответ: сегодня вторник.

Ответ: в слове «поле» ПО – корень, а слове «поезд» ПО – приставка

Ответ: - Е окончание, ВЕЗ- корень, -ЕНИ- суффикс, поэтому в этом слове 3 морфемы


Познавательные: выпол­няют учебно-познаватель­ные действия в материали­зованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации. Регулятивные: принима­ют и сохраняют учебную задачу.

Коммуникативные: выска­зывают и обосновывают свою точку зрения

Целеполагание

и планирование

7 мин

Слайд № 2

– Ребята! Еще раз посмотрите на эти слова. Ваша задача заключается в следующем: определить тему нашего урока. Предлагаю подсказку: из первого слова взять приставку, из второго - корень, из третьего - суффикс, из четвертого - окончание.

Поезд

Вторник

Везение

Поле

– Итак, тема нашего урока «Повторение». Ну а что мы будем повторять? Посмотрите на слова. Что общего между ними?

- О чем мы будем говорить на уроке?

– Какие цели мы можем перед собой поставить?

– Действительно, мы повторим и обобщим знания об имени существительном.

Сегодня на уроке мы должны знать/ вспомнить:

• что такое имя существительное;

• грамматические категории имени существительного;

• чем является имя существительное в предложении.

научиться:

• находить имена существительные;

• определять грамматические категории имён существительных.

Капитаны записывают в маршрутных листах тему урока: Повторение. Имя существительное


Слайд № 3

– Сейчас мы повторим основные признаки имени существительного.

– Итак, ребята, мы повторили основные признаки имен существительных. И я знаю, что эти знания помогут вам выполнить задания на станциях.

Слушают учителя. Совместно определяют цель.


Работают по заданию




Определяют тему урока



Ответ: эти слова являются именами существительными




Формулируют цель учебной дея­тельности в диа­логе с учителем


Ответ: повторить знания об имени существительном. Вспомнить признаки имен существительных.

Капитаны записывают тему урока в маршрутных листах




Изучают слайд и вспоминают основные морфологические признаки: род, число, падеж, склонение, разряды (одушевленные/неодушевленные, собственное/нарицательное)

Познавательные: извлека­ют необходимую информа­цию из объяснения, выска­зываний одноклассников, систематизируют знания. Регулятивные: планируют необходимые действия. Коммуникативные: строят монологические высказы­вания, осуществляют со­вместную деятельность

Уточнение цели

игры, условия

деятельности

3 мин

Игра. Время на каждой станции до 4 минут.

– Помогать нам сегодня будут ваши родители.

Их роль - это начальники станций. У каждой станции есть свое название, а у каждого начальника станции - по 5 пакетов с заданиями для каждой команды.

Начальник станции проверяет ответы, делает запись в маршрутном листе команды и выставляет баллы (если есть ошибки, то знакомит ребят с правильным ответом).

Я выступаю сегодня в качестве инструктора. Если необходима помощь, то я вам помогу.

Участвуют родители. Каждому родителю выдаются заранее таблицы с правильными ответами.

Максимальный балл – 70.

За каждый неверный ответ минус 1 балл.

– Условия, ребята, вам понятны?

А сейчас небольшое видео-приглашение на игру.


Знакомятся с правилами игры.



Работа по теме

урока. Игра-путешествие

20 мин



Звучит гонг – начало игры. Во время работы на станциях тихо звучит веселая мелодия.

Задание на станции «Число»

1. Поставьте имена существительные в форму множественного числа:

Выполняя договор…,
Инженер… и шофер…,
Столяр... и маляр… -
Потрудились все на славу,
Чтоб за месяц… зимы,
Возвести домов квартал…

2. Поставьте существительные АПЕЛЬСИН, ГРАММ, НОСОК, СОЛДАТ, ЧУЛОК, ГРУЗИН в форму множественного числа родительного падежа.

Задание на станции «Род»

1. Распределите данные слова по родам:

Рейка, непоседа, спортсмен, семя, академия, окно, депо, кофе, нелепость, зазнайка, соня.

2. Сделайте вывод.

Задание на станции «Падеж»

1. Раскройте скобки, определите падеж:

Сколько (время), дорожить (время). 
Полковым (знамя), под (бремя) усталости. 
В горячем (пламя), крупные (семя). 
Назвать по (имя), идти по (путь).

2. Определите у слова БАНТЫ падеж:

Банты Алла потеряла,

И о бантах плачет Алла.

«Нет бантов!». Не беда,

Бабочки летят сюда!

Банты эти прилетели,

На косички Алле сели.

Бантами довольна Алла,

О таких она мечтала.

Алла новым бантам рада,

Ей других совсем не надо!

Задание на станции «Разряды»

Работа с учебником

1. С. 120-121, упр. 25. Выписать 3 собственных и 3 нарицательных имен существительных. Обосновать выбор.

2. С. 123, упр. 29. Выписать из текста по 3 одушевленных и неодушевленных имени существительных.

Задание на станции «Склонение»

1. Исправить ошибки, оформить верно таблицу:

1 склонение

2 склонение

3 склонение


небо

пальто

кофе

скворец

мозоль

медаль

такси

(пара) задач

тюль

жюри

помидор

шампунь



Выполняют задания. Делают выводы.


Коммуникативные: фор­мулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения

Личностные: приобретают мотивацию процесса обра­зования; стремятся к приоб­ретению новых знаний.

Познавательные: устанав­ливают взаимосвязь между объемом приобретенных на уроке знаний, умений, навыков и операционных, исследовательских, аналити­ческих умений как интегри­рованных, сложных действий






Познавательные: приобре­тают умения использовать знания и умения в практиче­ской деятельности и повсе­дневной жизни. Регулятивные: исправляют и объясняют ошибки. Коммуникативные: форму­лируют собственные мысли

Рефлексия

2 мин


- Молодцы, ребята. Вы выполнили все задания. Итог нашей игры сейчас подведут начальники станций и объявят команду-победителя.

- А сейчас я попрошу вас продолжить предложения:

Сегодня на уроке я убедился в том, что существительные….

Я вспомнил(а) о том, что существительные…

Мне необходимо повторить материал о…

Я доволен (довольна) своей работой на уроке, потому что…

Мне понравился (не понравился) урок, потому что…

Слушают учителя



Продолжают предложения


Познавательные: приобре­тают умения использовать полученные знания и умения в практической деятельно­сти и повседневной жизни. Регулятивные: оценивают свою работу.

Коммуникативные: выска­зывают и обосновывают свою точку зрения

Домашнее задание

1 мин

Домашнее задание (на листочках распечатано каждому ученику):

- Итак, в тексте необходимо будет найти имена существительные, выполнить в тетрадях морфологический разбор 3 существительных.

Варкалось. Хливкие шорьки пырялись по наве. И хрюкотали зелюки, как мамазюки в мове.

Записывают домашнее задание.

Заключительное слово учителя

2 мин

- Молодцы, ребята! Вы приняли активное участие в сегодняшней игре по станциям, которая позволила вам применить те знания, которые были получены на уроках русского языка.

А теперь слово родителям.

Родители подводят итоги, объявляют результаты.

Учитель выставляет оценки командам.

Давайте скажем спасибо нашим родителям.

Спасибо за урок!

Слушают учителя.


Приложение

Маршрутный лист

Команды __________________________________________________________________


Капитан__________________________________________________________


Члены команды___________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

_______________________________________________________________



Тема урока _________________________________________________________________



1 команда

п/п

Станция

Баллы

1

Род


2

Склонение


3

Число


4

Падеж


5

Разряды




2 команда

Маршрутный лист

Команды _______________________________________________________


Капитан__________________________________________________________


Члены команды___________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

_______________________________________________________________



Тема урока _________________________________________________________________





п/п

Станция

Баллы

1

Склонение


2

Число


3

Падеж


4

Разряды


5

Род



3 команда

Маршрутный лист

Команды __________________________________________________________________


Капитан__________________________________________________________


Члены команды___________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

_______________________________________________________________



Тема урока _________________________________________________________________



п/п

Станция

Баллы

1

Число


2

Падеж


3

Разряды


4

Род


5

Склонение







4 команда

Маршрутный лист

Команды __________________________________________________________________


Капитан__________________________________________________________


Члены команды___________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

_______________________________________________________________



Тема урока _________________________________________________________________




п/п

Станция

Баллы

1

Падеж


2

Разряды


3

Род


4

Склонение


5

Число




5 команда

Маршрутный лист

Команды __________________________________________________________________


Капитан__________________________________________________________


Члены команды___________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

_______________________________________________________________



Тема урока _________________________________________________________________




Тема урока _________________________________________________________________


п/п

Станция

Баллы

1

Разряды


2

Род


3

Склонение


4

Число


5

Падеж



Приложение №2

Ответы на станции «Число»

Таблица с правильными ответами для родителей

1 задание

2 задание

Договоры, инженеры, шоферы, столяры, маляры, месяцы, кварталы


Апельсинов, граммов, носков, солдат, чулок, грузин


Ответы на станции «Род»

Таблица с правильными ответами для родителей

М.Р.

Ж.Р.

С.Р.

Общего рода

спортсмен

Рейка

семя

непоседа

кофе

академия

окно

зазнайка

кофе

нелепость

депо

соня


Ответы на станции «Падеж»

Времени (Р.п) – временем (Т.п.)

Банты (В.п) Алла потеряла,

И о бантах (П.п)плачет Алла.

«Нет бантов (Р.п)!». Не беда,

Бабочки летят сюда!

Банты (И.п) эти прилетели,

На косички Алле сели.

Бантами (Т.п) довольна Алла,

О таких она мечтала.

Алла новым бантам (Д.п) рада,

Ей других совсем не надо!


Знаменем (Т.п.) - бременем (Т.п.)

Пламени (П.п.) – семена (И.п.)

По имени (Д. п.) – по пути (Д. п.)


Ответы на станции «Склонение»

1 скл.

2 скл.

3 скл.

несклоняемые

(много) дач, (много) задач

Небо, тюль, помидор, скворец, шампунь

Мозоль, медаль,

Пальто, такси, жюри

кофе

В 4 колонку дети записывают слова, которые не вошли в первые 3 столбца, и дают название этой колонке – несклоняемые



Ответы на станции «Разряды»


Собственные

Нарицательные

Камчатка, Курильское озеро, Алаид

Народы, вулкан, горы


Одушевленные

Неодушевленные

Кукла, торговец, матери

Витрина, место, платье

( возможны и другие варианты)


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!