Тема: Повторение изученного о частях речи.
Цель:
- обеспечить повторение и отработку основных учебно-языковых, правописных и речевых умений и навыков;
- продолжить развитие умения различать части речи и находить в тексте;
- воспитывать у детей любовь и заботливое отношение к животным.
Ход урока.
Ι. Организационный момент.
ΙΙ. Грамматическая разминка.
а) Назовите гласные буквы русского языка; (Слайд 1) .
б) Назовите гласные звуки русского языка;
в) Что вы знаете о гласных буквах е ё и ю я ?
г) Какими гласными буквами могут обозначать 2 звука? Перечислите позиции.
д) Почему количество букв в слове может не совпадать с количеством звуков в слове?
е) Приведите примеры несовпадений.
ΙΙΙ.Языковая разминка.
1. Прочитайте предложение. Запишите его. Заменяя транскрипцию орфографическим написанием. Расставьте знаки препинания. (Слайд 2).
Аист сядет у гнезда. Закинет голову [назат], громко застучит [дли´ным] клювом.
2. Объясните постановку знаков препинания с помощью схемы
[ - = , = , = ].
3. Выпишите все словосочетания, укажите части речи .
5. Разбери по составу глагол застучит и прилагательное длинным.
ΙV. Формулирование темы и цели урока.
- Расшифруйте эту схему (Слайд 3), и вы узнаете, что мы будем сегодня повторять.


(Имя существительное обозначает предмет. Имя прилагательное – признак предмета.
Глагол – действие предмета. В предложении имена существительные могут быть подлежащими, а глаголы – сказуемыми, т.е. главными членами предложения.)
Сегодня мы будем повторять изученные части речи (Слайд 4).
V. Повторение изученного. Развитие учебно-языковых и читательских умений.
Работа над определением.
- Прочитайте, что такое морфология.
2. Упр. 35 – самостоятельно с последующей проверкой (Слайд 5).
Работа по тексту упражнения.
Беседа с детьми о животных дома.
Цель: любовь к меньшим братьям и заботливое отношение к ним.
Самостоятельная работа над заданием упражнения. Получаются группы слов: имена существительные, имена прилагательные, глаголы, местоимения, союзы, предлоги.
3. Упр. 36 (Слайд 6).
Вывод: в группе однокоренных слов могут быть слова разных частей речи. Среди слов одной части речи встречаются однокоренные.
Упр.37 – выполняется устно по заданию.
Вывод: имена существительные обозначают предметы, местоимения же указывают на предметы, но не называют их. Поэтому в данном стихотворении использование местоимений делает речь непонятной.
VI. Итог урока.
- Назовите все изученные части речи. Расскажите о них.
Дом.задание. (Слайд 7)
1)Упр. 5. с.40
2)Выучить определение на стр. 29.