СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Повторение по теме "Местоимение"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Повторение по теме "Местоимение"»

Урок русского языка в 6 А классе

«Повторение по теме «Местоимение»

(Учитель русского языка и литературы: Легенкина М.В.)

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Цель урока: обобщить и систематизировать знания, полученные при изучении темы “Местоимение”.

Задачи урока:

  1. Образовательные

Повторить и обобщить теоретические сведения и закрепить практические навыки по теме.

Уметь находить местоимения в тексте, определять их разряд, правильно употреблять и писать местоимения.

Расширять лексический запас учащихся.

  1. Развивающие:

Развивать интеллектуальные качества учащихся, познавательный интерес к предмету;

развивать орфографическую зоркость, логическое мышление, творческие способности, умение сравнивать, обобщать;

вырабатывать умение практического применения полученных знаний; активизировать самостоятельную работу учащихся.

  1. Воспитательные:

Вызвать чувства интереса к изучаемой теме,

пробудить у учащихся уважение и любовь к родному языку;

воспитывать в детях доброжелательность, чувства товарищества, взаимовыручки.

Ход урока

1.Организационный момент

Здравствуйте, ребята.

Хочу начать наш урок со стихотворения, вы мне помогайте его читать, добавляя слова.

Две последние недели

Вы за партами сидели,

Изучали в напряжении

Тему вы … (местоимение)

Все разряды изучили,

Записали их в тетрадь

И, конечно, обещали

Никогда … (не забывать)

Чтобы знания по теме

Вам надёжно сохранить,

Мы должны их, безусловно,

… (повторить и закрепить)

 

Так чем же мы займёмся на сегодняшнем уроке? Сформулируйте тему урока.

Открываем тетради, записываем сегодняшнее число: Тринадцатое апреля. Классная работа. Тему урока «Повторение по теме «Местоимение».

Какую цель каждый из вас поставит перед собой, работая по данной теме? (повторить часть речи, вспомнить правописание местоимений, повторить разряды местоимений, уметь правильно употреблять местоимения в речи)

2. Начнем с Разминки - с загадок о местоимениях

Я прочитаю вам загадки, отгадками на них будут местоимения. Вам нужно будет назвать местоимение:

В каком местоимении 2 звука, но 1 буква? я

Какие два личных местоимения мешают движению по дорогам? я-мы

Первый слог – личное местоимение, второй – звук, который издает лягушка, вместе – овощ. ты-ква

Назовите самые чистые личные местоимениями? вы-мы-ты

Какое местоимение требует чистоты? Может быть и местоимением, и глаголом? мой

3. Вот какими интересными могут быть местоимения. Я приведу вам пример одного высказывания. Значение этого выражения расскажу в конце урока.

Я все свое ношу с собой.

В чем его особенность? Интересно, что в этой фразе всего 6 слов. А какие это части речи? (Из 6 слов – 4 местоимения)

Учёные доказали, что после глагола и существительного местоимение занимает по употребительности третье место.

Есть ли в этом предложении слово или слова, в которых не совпадает количество букв и звуков? Назовите их. 

4. А что такое местоимение и что мы узнали об этой удивительной части речи? Я начну предложение, а вы продолжите (Повторение теоретического материала. Фронтальный опрос по вопросам):

1)Местоимение - это часть речи, которая... (указывает на предмет, но не называет его)

2)Местоимения изменяются... (как правило, изменяются по падежам, есть местоимения, которые изменяются по родам и числам.)

3)В предложении местоимения обычно бывают... (подлежащим, дополнением)

4)Возвратное местоимение (себя) не имеет... (И.п., рода и числа)

5)Вопросительные местоимения служат... (для выражения вопроса)

6)В неопределенных местоимениях кое, то, либо, нибудь, пишутся ... (через дефис)

7)В каких случаях не и ни в отрицательных местоимениях пишутся раздельно?
(когда между местоимениями и не/ни есть предлог)

4) Я знаю несколько разрядов местоимений (личные, возвратное, вопросительные, относительные, неопределенные, отрицательные, притяжательные, указательные, определительные)

5. Группировка местоимений по разрядам

На партах карточки с местоимениями. Я показываю разряд местоимения, встает тот, у кого есть местоимения этого разряда и по очереди называет их, все остальные внимательно слушают и проверяют.

Готовы работать? Начинаем!

Разряд

Местоимение

Личное

Я ТЫ МЫ ВЫ ОН ОНА ОНИ

Возвратное

СЕБЯ

Вопросительное

ЧЕЙ? ЧТО? СКОЛЬКО? КОТОРЫЙ? КАКОВ? КАКОЙ? КТО?

Относительное

КАКОВ КТО СКОЛЬКО ЧТО ЧЕЙ КАКОЙ КОТОРЫЙ

Неопределенное

НЕКТО КТО-ЛИБО КТО-ТО КОЕ-КТО

ЧТО-НИБУДЬ НЕЧТО КОЕ-ЧТО

Отрицательное

НИЧЕЙ НИЧТО НИКТО НИСКОЛЬКО НЕЧЕГО НЕКОГО НИКАКОЙ

Притяжательное

ИХ ТВОЙ ЕГО НАШ ВАШ СВОЙ МОЙ

Указательное

ТОТ ЭТОТ СТОЛЬКО ТАКОВ ТА ЭТА ТАКОЙ

Определительное

ВСЯКИЙ ЛЮБОЙ КАЖДЫЙ ВЕСЬ ДРУГОЙ ИНОЙ САМЫЙ

 

6. Проверочная работа.

У– указательное
О– относительное
- – отрицательное
Н– неопределенное

  1. А дома отец с матерью встречного и поперечного о детях спрашивали; никто ничего не знает.

  2. Опять на то же место вышла.

  3. Если бы вы знали, сколько птиц прилетело в наши края!

  4. В такую ночь невозможно уснуть.

  5. Ну да нечего делать, прошлого не воротишь.

  6. Вдруг что-то шлепнуло посреди тихой заводи.

  7. Выдра направлялась с живой рыбой во рту к густому кустарнику, которым был покрыт берег.

  8. Если за день ничему не научился, зря прожил день.

Ответы: -, у, о, у, -, н, о, -

Сдаём листы с проверочной работой на проверку

Молодцы, видно, что вы не сидели сложа руки и хорошо усвоили разряды местоимений. (Какую единицу языка я использовала в своей речи? Кто знает, что он обозначает? Проверим по словарю)

7. Что такое фразеологизм? (устойчивые сочетания слов, употребляется в переносном смысле, можно заменить одним синонимом)

Из предложенных фразеологизмов выберите те, в которых есть местоимения, а остальные зачеркните, объясните их значение.



Сидеть сложа руки

И нашим и вашим (одним и другим одновременно)

Ни в какие ворота (совершенно не подходит, никуда не годится)

Мерить на один аршин

Кусать себе локти (очень сильно сожалеть)

Как в воду канул

Взять себя в руки (сделать усилие над собой)

Себе на уме (скрытый, расчетливый, хитрый, заботящийся о собственной выгоде)

Не в своей тарелке (не в обычном, неудобном для себя состоянии)

Быть на седьмом небе

Зарубить себе на носу (запомнить крепко накрепко, навсегда)

Знать себе цену (правильно оценивать свои возможности, достоинства)

Бежать сломя голову

7. Дифференцированная работа (работа в карточках)

Оцените свои знания и умения по данной теме, посмотрите все три вида заданий и выберите подходящее вам. На карточках красного цвета повышенной сложности на 5 баллов, зеленого – средней сложности на 4 балла и желтого довольно легкое задание, но очень нужное для подготовки к ВПР на 3 балла.

Красная карточка.

Запишите подходящее местоимение. Составьте предложение с любым их местоимений. Сделайте морфологический разбор местоимения.

1) Личное местоимение, 1 л., ед.ч. Т.п. (со мной)

  1. Неопределенное местоимение, Д.п. с суффиксом -то- (чему-то?)

  2. Указательное местоимение, П.п., ж.р. (о той)

  1. Возвратное местоимение, Р.п. с предлогом С (с себя)

  2. Личное местоимение, З л., ед.ч., ж.р., Т.п. с предлогом О (о ней)

Зеленая карточка.

Прочитайте предложения, найдите местоимения, подчеркните их как член предложения и определите их разряд и падеж. Сделать синтаксический разбор выделенного предложения.

1. Кто много читает, тот много знает._________________________________

2. Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к языку._________ 

3. Книги расскажут тебе о далеком прошлом ___________________________

Желтая карточка

Прочитайте текст, исправите повторение одного и того же слова в тексте. Запишите правильный вариант. Выполните разбор по составу выделенного слова.

В доме у нас жил ёжик, ёжик был ручной. Когда ёжика гладили, ёжик прижимал к спине колючки и делался совсем мягким. За это мы ёжика прозвали Пушком.

Начинаем проверку. Проверяем текст на желтых карточках.

А кто мне докажет, что это текст. (Предложения связаны по смыслу и грамматически) Назовите тему текста. Сформулируем главную мысль текста.



8. Орфографическая разминка

Я читаю местоимение, вы показываете, как оно пишется: слитно – руки вверх соединить, через дефис –качаете головой, раздельно - повороты туловища влево-вправо.

Некого, что-то, ни у кого, кем-то, никого, кое-что, никто, кому-либо, не с кем, некоторые, кое-кто, никому, нечего, кому-нибудь.

9. Творческий словарный диктант. Самостоятельная работа в тетрадях под диктовку учителя. Два человека у доски.  Самопроверка в парах. Выставление оценок (0-5, 1-2 -4, 3-5 – 3). Сделать фонетический разбор местоимения мой.

  • местоимение в начальную форму.
    Моего - (мой), кого-то - (кто-то), никого - (никто), со мной - (я), нашего - (наш), твоего - (ты), ваши - (ваш), своему - (свой), никакому - (никакой), ему - (он)

Какие орфограммы нам встретились при написании местоимений?  

10. Прочитайте стихотворение, найдите ошибки, замените неправильные формы притяжательных местоимений правильными.

Как-то раз во дворе из собачьей миски

Пять чумазых поросят кушали сосиски.

Папа к ним подошёл, крикнул возмущённо:

«Так съедите вы у пса весь обед евонный!»

Закричала хрюшка-мать: «Отойди от будки:

Детям надо наполнять ихние желудки».

Папа грустно пробурчал в пятачок широкий:

«Слушать я уже устал ейные упрёки.

Детям всё прощают тут, дети хрюшками растут,

И такая дребедень происходит каждый день».

А.Хайт 

10. Итог урока

Мы заканчиваем наш урок. Давайте посмотрим, с каким багажом мы закончили изучать тему «Местоимение»

Поднимите красные птички, кто все понял и готов к ВПР; желтые – готовы к ВПР, но нужно еще повторить орфограммы.

А я, прощаясь с вами, хочу закончить урок выражением «Все свое ношу с собой»

Древнегреческий мудрец Биант Приенский(VI в. до н.э.), спасаясь от врагов, покидал город налегке. Кто-то спросил у мудреца, где его вещи, на что Биант ответил: «Всё своё ношу с собой». В отличие от сограждан, старавшихся захватить больше вещей, мудрец полагал истинным имуществом не пожитки, а интеллект. Однако на протяжении многих веков его слова цитируют, имея в виду не ум, не мудрость как подлинное богатство человека, а скудность его личного имущества.

Я же желаю, чтобы вы каждый день убеждались, что подлинное богатство не пожитки, не личные вещи, а ум, мудрость, интеллект. Надеюсь, что наш урок прибавил вам его. Спасибо за урок.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!