СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 18.07.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Повторение по теме "Причастие". Работа с текстом.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок повторения и обобщения знаний по теме Причастие.Работа с текстом.

Просмотр содержимого документа
«Повторение по теме "Причастие". Работа с текстом.»

Предмет: русский язык

Класс: 7 «в»

Учитель Каширина Татьяна Геннадьевна

Тема: Повторение по теме «Причастие»

Тип урока: повторение

Цель урока:

  • закрепить знания учащихся, полученные ранее:

  • грамматические признаки причастия;

  • отличие причастия от прилагательного;

  • причастный оборот, его место по отношению к определяемому слову, правила его выделения запятыми;

  • правописание   суффиксов причастий краткой и полной формы,

  • развивать речь учащихся, активизировать самостоятельную работу детей.

Оборудование: тетради, учебники, схемы, таблицы, карточки, ноутбук, интерактивная доска, Е.А.Быстрова, и др. учебник русского языка 7 класса- М.: ООО «Русское слово»,2017

ХОД УРОКА

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

I. 1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

Цель этапа: выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности

1.Организация рабочей обстановки. Приветствие.

Добрый день, ребята! Как ваше настроение?

1. Приветствуют учителя.

Самоопределение, смыслообразование (Л)

Планирование учебного сотрудничества (К)

2.Вызов исходной мотивации

Постановка целей и задач урока

Вот свойство мое обязательное:
Склоняюсь я, как прилагательное.
На все вопросы его отвечаю,
Глагол по значению напоминаю.

П. Чесноков.

– Ребята, я думаю, вы поняли о какой части речи говорит в своем четверостишии П.Чесноков?

-К сегодняшнему уроку мы подошли с полным багажом знаний по теме причастие.

Как вы думаете, как сегодня будет звучать тема сегодняшнего урока?

Какие задачи мы поставим сегодня перед собой?

– И в течение урока мы будем раскрывать все свойства причастия, которые вы уже знаете, используя для этого различные задания.



(чтение эпиграфа – загадки)








О причастии 





Повторение по теме причастие


Повторить и обобщить знания, полученные о причастии, Формировать умение находить причастие и определять его грамматические признаки; Вырабатывать практические умения находить и выделять запятыми причастный оборот.


– Какие основные признаки причастия вы можете назвать? 

(Рассуждения учащихся)

(1) самостоятельная часть речи;

2) обозначает признак предмета по действию;

3) совершенного и несовершенного вида;

4) бывают настоящего и прошедшего вида;

5) изменяются по родам, числам и падежам;

6) бывают действительными и страдательными и др.)


- От какой части речи образуются причастия?

От глагола и прилагательного


Задание «Веришь или нет?»

Задача – определить, верное или ложное суждение содержится в вопросе, и доказать свою точку зрения.

- Верите ли вы, что причастие – изменяемая часть речи?

- Верите ли вы, что причастия своим внешним видом похожи на прилагательные?

- Верите ли вы, что причастия не связаны с глаголом?

- Верите ли вы, что у причастия нет будущего времени?

- Верите ли вы, что у причастий не может быть краткой формы?

- Верите ли вы, что у причастия нет зависимых слов?

- Верите ли вы, что правописание суффиксов причастий не зависит от спряжения глагола?

- Верите ли вы, что причастие в предложении выполняет роль определения?

- Верите ли вы, что знаете, что такое причастие и сможете его определить в любом тексте?

Работа с сигнальными карточками:

красные- не согласны

зеленые- согласны


- Ребята, за окном зима. Многие писатели и поэты изображали это время года в своём творчестве. Вот несколько поэтических зимних отрывков.

Чародейкою Зимою
Околдован, лес стоит –
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит. (Ф. И. Тютчев)

Чудная картина,
Как ты мне родна:
Белая равнина,
Полная луна,
Свет небес высоких,
И блестящий снег,
И саней далёких
Одинокий бег. (А.А. Фет)

Заколдован невидимкой,
Дремлет лес под сказку сна,
Словно белою косынкой
Подвязалася сосна. (С.А. Есенин)

-Встретились ли в этих отрывках причастия

Околдован,

Блестящий,

Заколдован,


- Сегодня я предлагаю вам отправиться на прогулку в зимний лес. А для нашей прогулки я предлагаю выбрать рассказ советского писателя Юрия Нагибина «Зимний дуб».

Но прежде чем отправиться в лес, дорога длинная, и я предлагаю вам собрать в дорогу корзинку

Учащимся раздаются карточки с текстами


Работа в группах.

- Ребята, представьте, что вам нужно отправиться в лес на прогулку. Соберите свои «корзинки для пикника». ( Каждая группа получает карточку с написанными на нём словосочетаниями. Работа в постоянных группах.) Помните, что положить в «корзинку» вы должны только те продукты, в названии которых встречаются причастия. Орфограммы обозначьте.

Группа 1.

Пропита..ный сиропом бисквит

варё..ный картофель

купле..ная на рынке клубника

привезё..ный издалека ананас

солё..ные огурцы

запечё..ные яблоки

Группа 2.

Тушё..ное мясо

фарширова..ные помидоры

реза..ная крупными кольцами морковь

копчё..ная рыба

приготовле..ный по особому рецепту картофель

обжаре..ный лук

Группа 3.

Масле..ные блины

маринова..ный перец

купле..ная петрушка

жаре..ные баклажаны

сорва..ные с дерева груши

тушё..ная в маринаде рыба

- Проведём проверку. По ходу выступлений сверим с вами заполнение таблицы.

Слайд 5.(С правильными ответами.)

( Представитель от группы выступает с результатами проделанной работы, объясняет условия выбора орфограммы).

Орфограммы обозначьте.

Группа 1.

Пропита..ный сиропом бисквит

варё..ный картофель

купле..ная на рынке клубника

привезё..ный издалека ананас

солё..ные огурцы

запечё..ные яблоки

Группа 2.

Тушё..ное мясо

фарширова..ные помидоры

реза..ная крупными кольцами морковь

копчё..ная рыба

приготовле..ный по особому рецепту картофель

обжаре..ный лук

Группа 3.

Масле..ные блины

маринова..ный перец

купле..ная петрушка

жаре..ные баклажаны

сорва..ные с дерева груши

тушё..ная в маринаде рыба



Чтение отрывка из рассказа Ю.Нагибина «Зимний дуб»

Чтение учениками


-О чем текст.,


О красоте родной природы


-Определите тему текста, озаглавьте его.

Красота зимнего леса


-Определите, к какому типу речи относится данный текст?



-Докажите, что Ю. Нагибин очеловечивает, одушевляет природу.

-Какими частями речи пользуется автор в описании природы? Какова доля причастий в тексте?

-Какие формы причастий представлены в этом фрагменте?

- Какую роль они играют в описании?

-Какое звучание причастия придают тексту?

(Отвечая на вопросы, приводите примеры из текста).



(Глаголы, причастия, деепричастия, прилагательные)







(Глагольные признаки причастий помогают представить картину зимнего леса в движении)


-Встретились ли вам причастия

Да


Как вы отличили их от других частей речи

По суффиксам


– Какие еще особенности характерны причастию?

Образованы от глаголов


Чем страдательные причастия отличаются от действительных? 

Суффиксами, испытывают на себе действия


– Приведите примеры из текста Нагибина

Груженные снегом, очарованный мир,


– Итак, мы рассмотрели один из признаков причастия.
– Обратим внимание на доску.

– Объясните, что это за схема. 
– Что вы знаете о причастном обороте?
– Приведите примеры предложений с причастными оборотами.  (Запись предложений)


Едва они вступили в лес и тяжко гружённые снегом еловые лапы сомкнулись за их спиной, как сразу перенеслись в иной, очарованный мир покоя и беззвучия.

Иногда деревья расступались, открывая солнечные, весёлые полянки, перечёркнутые заячьим следом, похожим на часовую цепочку. Попадались и крупные следы в виде трилистника, принадлежавшие какому-то большому зверю.

Попадались и крупные следы в виде трилистника, принадлежавшие какому-то большому зверю.


– Ребята, мы с вами уже отмечали, что причастия сходны с прилагательными, причастия могут терять глагольные признаки и переходить в прилагательные, такие прилагательные будут иметь переносное значение. И они называются отглагольные прилагательные

Отглагольные прилагательные


-Как отличить причастие от отглагольного прилагательного

Причастие обозначает временный признак,можно заменить только глаголом.

Отглагольное прилагательное постоянный признак, можно заменить другим прилагательным-синонимом

.


Можно ли из причастий образовать отглагольные прилагательные

Да, можно

гружённые снегом- груженые лапы,


Какое ключевое слово для нашего текста?

Образуйте от него возможные формы причастий. Как они зазвучали?

Зима, красота, волшебство, снег

Зимующий, перезимовавший, зимуемый, перезимованный


Синквейн с ключевым словом. Каждый из нас. Хоть и немного, но поэт. Этот процесс творческий, поэтому сложный, однако в этом ваша индивидуальность.

Проба пера удалась.
























Зима
Снежная, пушистая
Блестит, морозит, кружится
Какая красивая холодная зимушка!
Новый год!

Зимний день!

Весёлый, праздничный.

Радует, удивляет, восхищает.

Что он делает?

Приносит людям радость!


Зима
Ранняя, неожиданная
Закружила, сверкает, одевает
Прекрасное снежное время года
Веселье

Зима
Русская, настоящая
Превратила, околдовала, нарядила
Пора снегопадов, метелей, морозов
Валенки

Зима
Предстоящая, необычная
Ожидается, отличается, представляется
Скоро первый закружит снежок
Сюрприз

Зима
Снежная, морозная
Запорошила, укрыла, обрадовала
Зимние наряды необыкновенно красивы
Сказка

Зима
Долгая, скучная
Надоела, владеет, не отступает
Скучаю по летнему теплу
Хандра

Зима
Петербургская, не суровая
Исцеляет, меняет,утешает
Вояж изменит мою жизнь
Впечатление

Зима
Веселая, сладкая
Спешит, смешит, сверкает
Приносит радость в жизнь
Восторг

Зима
Холодная, прекрасная
Обжигает, устилает, привлекает
Самое лучшее время года
Красота

Причастие

настоящего, прошедшего

обозначает, образует, переходит

обладает свойствами и глагола, и двойник имени прилагательного

часть речи

Причастие.

Страдательно, действительное.

Изменяется, обозначается, образовывается.

Обозначает признак предмета по действию.

Форма глагола.



Подведение итогов.

-Чем отличается причастие от прилагательного ? от глагола?

-Где чаще всего встречаются причастия?





В художественных текстах


Домашнее задание

     На выбор:

1)Написать сочинение «Декабрь», используя для описания причастия.

2)Проанализировать учебники геометрии, биологии, газетные статьи, сделать вывод: в текстах каких стилей чаще всего употребляются причастия.

Учащиеся записывают домашнее задание


Рефлексия.

-Что было трудным на уроке?

-Что вызвало интерес?

-Стоило ли вам сегодня приходить на урок?

Учащиеся отвечают





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!