Своя игра по теме «Причастие»
Внеурочное занятие по русскому языку в 7А классе
Подготовила учитель русского языка и литературы
ГБОУ школы № 7 г. Санкт-Петербурга
Свистунова Татьяна Эвальдовна
http://aida.ucoz.ru
А. С. Пушкин писал о
выразительной краткости причастий: «Причастия вообще… обыкновенно избегают в разговоре. Мы не говорим: карета, скачущая по мосту; слуга метущий комнату; мы говорим: которая скачет; который метёт, заменяя выразительную краткость причастий вялым оборотом».
http://aida.ucoz.ru
Цели внеурочного занятия:
-проверка знаний обучающихся о причастии;
-обогащение словарного запаса за счёт использования причастий в речи;
-привитие уважения, любви к родному языку и культуре речи.
Задачи:
-формировать школьника как личности;
-развивать его волю, самостоятельность мышления, творческие способности, ценностные ориентации.
- воспитывать эстетическое отношение к слову.
У моря.
Петька и Мишка плелись по пустынному берегу моря, усеянному галькой, отшлифованной волнами. От колышущегося моря веяло странным покоем и тишиной. Лучи не зашедшего ещё за горизонт солнца скользили по лёгким волнам, набегавшим на берег. Пропитанная полынным запахом длинная степная дорога, тянувшаяся к морю от далёкого города, осталась позади, а впереди во всю даль и ширь расстилалось открытое море, не имеющее границ. И ребятам казалось, что они добрались до самого края света, что дальше уже нет ничего. Есть одно тихо плещущееся море, а над ним такое же бескрайнее небо, лишь кое-где покрытое бледно-розовыми облачками.
Мальчики, утомлённые долгим путём, шли молча. Их головы прятались за ворохами сухого бурьяна, собранного ими для будущего костра.
У моря.
Петька и Мишка пл…лись по пусты…ому берегу моря, усея…ому галькой, отшлифова…ой волнами. От колышущ…ся моря веяло странным покоем и т…шиной. Лучи (не) зашедшего ещё за г…ризонт солнца скользили по лё…ким волнам, (на)б…гавшим на бере…. Пропита…ая полы…ым зап…хом дли…ая степная дорога, т…нувшаяся к морю от далёкого города, осталась позади, а впереди во всю даль и ширь расстилал…сь открытое море, не имеющее гр…ниц. И ребятам к…залось, что они добрались до самого края света, что дальше уже нет ничего. Есть одно тихо плещущ…ся море, а над ним такое же бе…крайн… небо, лишь кое-где покрытое бледно-розовыми обл…чками.
Мальчики, утомлё…ые долгим путём, шли молча. Их головы прятались за ворохами сухо… бурьяна, собра…ого ими для будущего к…стра.
У моря.
1 Петька и Мишка плелись по пустынному берегу моря, 2 усеянному галькой, отшлифованной волнами. От 3 колышущегося моря веяло странным покоем и тишиной. Лучи 4 не зашедшего ещё за горизонт солнца скользили по лёгким 5 волнам, набегавшим на берег. Пропитанная полынным 6 запахом длинная степная дорога, тянувшаяся к морю от 7 далёкого города, осталась позади, а впереди во всю даль и 8 ширь расстилалось открытое море, не имеющее границ. И 9 ребятам казалось, что они добрались до самого края света, что 10 дальше уже нет ничего. Есть одно тихо плещущееся море, а 11 над ним такое же бескрайнее небо, лишь кое-где покрытое 12 бледно-розовыми облачками.
13 Мальчики, утомлённые долгим путём, шли молча. Их головы 14 прятались за ворохами сухого бурьяна, собранного ими для 15 будущего костра.
У моря.
Петька и Мишка плелись по пустынному берегу моря, усеянному галькой, отшлифованной волнами. От колышущегося моря веяло странным покоем и тишиной. Лучи не зашедшего ещё за горизонт солнца скользили по легким волнам, набегавшим на берег. Пропитанная полынным запахом длинная степная дорога, тянувшаяся к морю от далёкого города, осталась позади, а впереди во всю даль и ширь расстилалось открытое море, не имеющее границ. И ребятам казалось, что они добрались до самого края света, что дальше уже нет ничего. Есть одно тихо плещущееся море, а над ним такое же бескрайнее небо, лишь кое-где покрытое бледно-розовыми облачками.
Мальчики, утомлённые долгим путём, шли молча. Их головы прятались за ворохами сухого бурьяна, собранного ими для будущего костра.
- Причастие с зависимыми словами образует причастный оборот;
- определяемое слово не входит в причастный оборот;
- определяемое слово может находиться до причастного оборота, тогда он выделяется запятыми;
- определяемое слово может находиться после причастного оборота, тогда запятые не ставятся;
У моря.
Петька и Мишка плелись по пустынному берегу моря, усеянному галькой, отшлифованной волнами. От колышущегося моря веяло странным покоем и тишиной. Лучи не зашедшего ещё за горизонт солнца скользили по легким волнам, набегавшим на берег. Пропитанная полынным запахом длинная степная дорога, тянувшаяся к морю от далёкого города, осталась позади, а впереди во всю даль и ширь расстилалось открытое море, не имеющее границ. И ребятам казалось, что они добрались до самого края света, что дальше уже нет ничего. Есть одно тихо плещущееся море, а над ним такое же бескрайнее небо, лишь кое-где покрытое бледно-розовыми облачками.
Мальчики, утомлённые долгим путём, шли молча. Их головы прятались за ворохами сухого бурьяна, собранного ими для будущего костра.
-по пустынному берегу моря, усеянному галькой,
-галькой, отшлифованной волнами,
- не зашедшего ещё за горизонт солнца
-по легким волнам, набегавшим на берег
-пропитанная полынным запахом длинная степная дорога
-дорога, тянувшаяся к морю от далёкого города,
- море, не имеющее границ
-тихо плещущееся море
-небо, лишь кое-где покрытое бледно-розовыми облачками
-мальчики, утомлённые долгим путём
-бурьяна, собранного ими для будущего костра
У моря.
Петька и Мишка плелись по пустынному берегу моря, усеянному галькой, отшлифованной волнами. От колышущегося моря веяло странным покоем и тишиной. Лучи не зашедшего ещё за горизонт солнца скользили по лёгким волнам, набегавшим на берег. Пропитанная полынным запахом длинная степная дорога, тянувшаяся к морю от далёкого города, осталась позади, а впереди во всю даль и ширь расстилалось открытое море, не имеющее границ. И ребятам казалось, что они добрались до самого края света, что дальше уже нет ничего. Есть одно тихо плещущееся море, а над ним такое же бескрайнее небо, лишь кое-где покрытое бледно-розовыми облачками.
Мальчики, утомлённые долгим путём, шли молча. Их головы прятались за ворохами сухого бурьяна, собранного ими для будущего костра.
Оснащение урока:
-Компьютер с мультимедийным проектором.
-Мультимедийная презентация урока.
-Раздаточный материал.
В древнегреческой мифологии самые интересные и необычные существа – это кентавры.
Верхняя часть туловища – это руки и туловище человека, а нижняя их часть – туловище лошади. Вот такие необычные существа – свои кентавры – есть и в русском языке, и это причастия. Согласны ли вы с таким выражением?
На какие части речи
похоже причастие?
Причастие имеет
свойства прилагательного
Причастие имеет
- Отвечает на вопросы КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ?
свойства глагола
- Имеет совершенный и несовершенный вид
- Имеет настоящее и прошедшее время
- Изменяется по числам, а в единственном числе по родам
На особенности причастия ещё в XVIII веке обратил внимание Михаил Васильевич Ломоносов.
О причастиях Ломоносов писал: "Сии глагольные имена служат к сокращению человеческого слова, заключая в себя имени и глагола силу…" Иными словами, причастие совмещает в себе и признаки глагола, то есть действие предмета, и черты признака предмета. Именно поэтому к причастию можно задавать разные вопросы: "что делающий?" или "что делавший?" и "какой?".
- Проверочная работа. I в а р и а н т
- I. Найти словосочетание «прилаг.+сущ.» (сущ.-главное слово)
- 1. Чернеющая пропасть; 4. спелый крыжовник;
- 2. черная ночь; 5. теплый дождь.
- 3. белого цвета;
- II. Найти словосочетание . «причас..+сущ.» (сущ.-главное слово)
- 1. Мокрый снег; 4. лаявшая собака;
- 2. синее небо; 5. темный горизонт.
- 3. поспевающий крыжовник;
- III. Найти словосочетание « прилаг.+сущ.» (сущ.-главное слово)
- 1. Стоящий мальчик; 4. светлое небо;
- 2. засеянное поле; 5. собранные грибы.
- 3. летящая птица;
- IV. Найти словосочетание . «причас.+сущ.» (сущ.-главное слово)
- 1. Болотная вода; 4. мелкий брод;
- 2. горячая печь; 5. последний лист.
- 3. спеющая ягода;
- I. Найти словосочетание «прилаг.+сущ.» (сущ.-главное слово)
- 1. Висящая лампа; 4. зеленеющая рожь;
- 2. висячая лампа; 5. летучая мышь;
- 3. летящая птица; 6. зеленый дуб.
- II. Найти словосочетание «прилаг.+сущ.» (сущ.-главное слово)
- 1. Читающий мальчик; 4. скошенная трава;
- 2. читальный зал; 5. каменный дом;
- 3. созревающие зерна; 6. поющие птицы.
- III. Найти словосочетание . «причас.+сущ.» (сущ.-главное слово)
- 1. Нарастающий шум; 4. растаявший снег;
- 2. пожелтевшие листья; 5. низкие облака;
- 3. высохшая трава; 6. желтая рожь.
- IV. Найти словосочетание. «причас.+сущ.» (сущ.-главное слово)
- 1. Пахучее молоко; 4. кипящий раствор;
- 2. пахнувшее белье; 5. орудийные залпы;
- 3. молчаливые люди; 6. смотревший вперед.
Выберите условные знаки,
соответствующие
вашей работе
!
- Мне всё понятно, я всё усвоил
?
- У меня есть вопросы
-
- Мне надо ещё раз всё повторить