Маршрутный лист Ф.И. ____________________________
1.Остановка «Теоретическая»
А)Продолжи…
Словосочетание – это__________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
Б)Словосочетания по главному слову бывают местоименные? (ДА, НЕТ)
В) В течение года является словосочетанием? (ДА, НЕТ)
Оценка:
2.Остановка «Надо подумать»
А) «Третий лишний». В каждом ряду укажите лишнее словосочетание.
1) Жаркое по-домашнему, по-осеннему скучно, по осеннему лесу.
2) Такой порядок, этот учебник, так скучно.
3) Читающая публика, уверенно читать, читая быстро
4) Рассказывать не торопясь, рассказавший историю, рассказывать интересно
5) Строить дом, задирать нос, моя книга.
6) Чесать языком, добрые люди, воздушный поцелуй
7) Изобразить на картине, красивый пейзаж, изображённый художником
8) Гулять в саду, читать быстро, ваш портрет.
Б) Запишите словосочетания, правильно подбирая существительные и прилагательные
Ближний, близкий (друг, деревня);
Дружественный, дружеский, дружный (помощь, государство, класс);
Завидный, завистливый (здоровье, сосед);
Враждебный, вражеский (разведчик, отношения);
Искусный, искусственный (работа, алмаз, бриллиант);
Ледяной, леденящий (взгляд, горка).
В) Дайте правильный ответ:
-Зависимое слово при согласовании могут быть выражены
1.наречиями
2.существительными
3.прилагательными
4.деепричастиями
5. причастиями
6.порядковыми числительными
Оценка:
3.Остановка «Творческая»
А)В таблице даны словосочетания. Определите вид связи и замените их синонимичными словосочетаниями, с указанным видом связи.
Бесшумно парили | | | У |
Кирпичная стена | | | У |
Говорит с уверенностью | | | П |
Турецкий кофе | | | П |
Танцы болгар | | | С |
Крыша из соломы | | | С |
Б) «Найди пару». Соотнесите словосочетание и вид связи. Вставьте пропущенные буквы.
1 | Шуба из ц…гейки | согласование |
2 | Громко ц..кнуть | управление |
3 | Ароматный ц…кломен | примыкание |
4 | Листья медуниц… | примыкание |
5 | Свинц…вая дробь | управление |
6 | Слишком больно | согласование |
Оценка:
В) В русском языке существуют стилистические синонимы. Это ряды слов с одинаковым лексическим значением, уместных в разных условиях общения.
- На какие две группы можно разделить словосочетания приютить в доме, предоставить жилплощадь, дать пристанище, поселить у себя, дать кров, крыша над головой?
Оценка:
4.Остановка «Коллективная»
Доктор Христиан Лодер поселился в Москве в середине XIX века. Он снял на Остоженке большой дом с простиравшимся до Москвы-реки садом. Здесь он основал водолечебницу для лечения тучных людей от ожирения.
Пациентами клиники были богатые люди. Пешком они ходили чрезвычайно редко. Врач предписывал им трехчасовые прогулки по саду бегом.
Москвичи глядели на куда-то бегущих людей и удивлялись.
А поджидавшие хозяев кучера объясняли:
— Это они лодыря гоняют.
Вот так от гонявшего своих пациентов Лодера и образовалось слово «лодырь», которым до сих пор называют бездельников. А уж правдивая это история или народный анекдот, кто знает...
-О чем этот текст?
-Что обозначает фразеологизм «гонять лодыря»?
-Назовите словосочетания, в которые входят причастия сначала в качестве зависимого слова; а затем в качестве главного. Объясните правописание окончаний причастий. Укажите способ подчинительной связи.
Оценка:
5.Остановка «Практическая»
В
опрос № 1
Словосочетание СЮРПРИЗОМ ОСЕНИ построено на основе УПРАВЛЕНИЯ. Замените его синонимичным словосочетанием со связью СОГЛАСОВАНИЕ.
Вопрос № 2
Словосочетание ПАДАЕТ БЕЗЗВУЧНО построено на основе ПРИМЫКАНИЯ. Замените его синонимичным словосочетанием со связью УПРАВЛЕНИЕ.
Вопрос № 3
Словосочетание НА ПРИВОКЗАЛЬНОЙ ПЛОЩАДИ построено на основе СОГЛАСОВАНИЯ. Замените его синонимичным словосочетанием со связью УПРАВЛЕНИЕ.
Вопрос № 4
Словосочетание С НЕОХОТОЙ СКРЫЛИСЬ построено на основе УПРАВЛЕНИЯ. Замените его синонимичным словосочетанием со связью ПРИМЫКАНИЕ.
Вопрос № 5
Словосочетание БЕНЗИНОВЫЙ ЗАПАХ построено на основе СОГЛАСОВАНИЯ. Замените его синонимичным словосочетанием со связью УПРАВЛЕНИЕ.
Вопрос № 6
Словосочетание ИСПУГАННО ОТДЁРНУЛ построено на основе ПРИМЫКАНИЯ. Замените его синонимичным словосочетанием со связью УПРАВЛЕНИЕ.
Вопрос № 7
Словосочетание В ЗАРОСЛЯХ ВЕРЕСКА построено на основе УПРАВЛЕНИЯ. Замените его синонимичным словосочетанием со связью СОГЛАСОВАНИЕ.
Оценка: ИТОГОВАЯ:
Тема: Повторение по теме «Словосочетание»
Цель: систематизация знаний о словосочетании и видах синтаксической связи, отработка умений определять способы связи слов в словосочетании; повторение ранее изученных орфограмм.
Задачи урока:
Образовательная: закрепление знаний о способах связи слов в словосочетании, формирование умений определять способы связи слов в словосочетании; развитие орфографических навыков;
развивающая: работа над выразительными средствами языка, развитие навыков монологической речи, развитие навыков сопоставления, умений анализировать языковой материал, процесс собственной учебной деятельности, овладение нормами литературного языка;
воспитательная: создание условий для воспитания уважительного отношения к чужому мнению, культуры учебного труда, требовательного отношения к себе и своей работе.
УУД:
• Личностные УУД: ориентирование в системе моральных норм и ценностей.
• Регулятивные УУД: целеполагание и планирование своей деятельности; принятие решения в проблемных ситуациях на основе переговоров; осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме; контролируют и оценивают свои действия как по результату, так и по способу действия.
• Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; практическое усвоение морально-этических принципов общения и сотрудничества; действуют с учѐтом позиции другого, умеют согласовывать свои действия.
• Познавательные УУД: проводят сравнение и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным критериям; определяют основную и второстепенную информацию; строят логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей.
Планируемые результаты:
Предметные:
• Знать: строение словосочетаний; отношения между компонентами словосочетания; отличие словосочетаний от слова и предложения; способы выражения;
• Уметь: вычленять словосочетание из предложений; выполнять разбор словосочетаний; определять способы связи слов в словосочетании; использовать в устной и письменной речи; находить в тексте цельные словосочетания, давать толкование; развитие орфографических навыков;
Личностные: воспитание уважительного отношения к чужому мнению, культуры учебного труда, требовательного отношения к себе и своей работе.
Метапредметные: развитие навыков монологической речи, развитие навыков парной и групповой работы, развитие навыков и способностей критического мышления (навыков сопоставления, формулирования и проверки гипотез, умений анализировать языковой материал, процесс собственной учебной деятельности);
Тип урока: повторительно-обобщающий.
Ход урока
Мотивационный этап.
1.Знакомство с Маршрутным листом. Приложение 1.
2. Подпишите свой маршрутный лист и определите свое настроение.
3.Знакомство с системой оценивания. (Пятибалльная оценка. Учащийся оценивает себя сам(Остановка «Надо подумать», Остановка «Коллективная» ) или получает оценку товарища(Остановка «Теоретическая», Остановка «Творческая», Остановка «Практическая»)
Приложение 2 «Критерии оценивания»
II. Актуализация знаний.
1. Остановка «Теоретическая».. 3 минут.
- проверка и оценивание.
III.Практическая работа.
1.Остановка «Надо подумать» 6 минут
-самопроверка по ключу и оценивание своей работы. Приложение 3
2.Самостоятельная работа. Остановка «Творческая». 6 минут.
-взаимопроверка по ключу. Работа в парах. Приложение 4.
3.Остановка «Коллективная». Работа с текстом. 5 минут.
Гонять лодыря - бездельничать, праздно проводить время. Бить баклуши, валять дурака.
-самооценивание.
IV. Динамическая пауза. «Гонять лодыря»
(Учащиеся встают, садится тот, кто первый поднимет руку и правильно определит вид связи.)
-Определите тип связи.
Ехать быстро
Красящий забор
Мощёная улица
Очень ветрено
Освобождение армией
Лестно говорить
Пятый в строю
Очень дружно
Помогал маме
Отвечать, не думая
Писать аккуратно
Папин портфель
Грустный мальчик
Кофе по-турецки
Дежурный класс
Пришёл мириться
Пятый кабинет
Счастливая улыбка
Видеть из окна
Понимаю тему
Сделать по-своему
Свой человек
Поливающий из лейки
Подошёл ко мне
Говорить насчёт погоды
Понятно объяснять
Очень красиво
Неубранная комната
Прийти вовремя
Наш приз
Необыкновенно громко
Куцый хвост
Хвастун от природы
Промок насквозь
Крикнул звонко
Интересное путешествие
Письмо по-немецки
Каждый день
Книжка с картинками
Пятнадцатая конфета
V.Продолжение работы.
1. Остановка «Практическая»
-самостоятельная работа. Проверка по ключу. Приложение 5.
VI.Подведение итога урока.
-Сделайте синтаксический разбор словосочетаний:
кофе по-турецки,
мои знания,
построили школу.
- Какие задания вам показались легкими, какие – трудными?
-Какие задания вам показались интересными?
VII.Рефлексия.
-подведите итог, определите средний балл.
-Определите свое настроение в конце урока.
VIII.Домашнее задание: упр.62 или 72.
Приложение 2
Критерии оценивания:
1.Остановка «Теоретическая»: +++ «5», ++ «4», + «3», - «2»
2.Остановка «Надо подумать»:
А)8 - «5», 7 – 6 «4»,4 – 5 «3», 3 – 0 «2».
Б)6 – «5», 5 – «4», 4 – 3 – «3», 2 – 0 «2».
В)3 – «5», 2- «4», 1 – «3», 0 – «2».
3.Остановка «Творческая»:
А)верно определили вид, заменили синонимичными, нет орфографических ошибок – «5»,
Допустили 2 – 3 ошибки «4»,
Допустили 4 – 5 ошибок «3»,
Допустили 6 и более ошибок «2».
Б)выполнили все верно «5»,
Допустили 1 – 2 ошибки – «4»,
Допустили 3 – 4 ошибки «3»,
Допустили более 5 ошибок – «2»
В)выполнили правильно «5»,
Сделали ошибку «4»,
Не выполнили «2».
4.Остановка «Коллективная»
-оценивается активность в работе, правильность выполнения заданий (самооценка)
5.Остановка «Практическая»
7 – «5», 6 – «4», 5- 4 «3», 3 – 0 «2»
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
2.Остановка «Надо подумать»
А) «Третий лишний». Лишнее словосочетание.
1) Жаркое по-домашнему, по-осеннему скучно, по осеннему лесу.
2) Такой порядок, этот учебник, так скучно.
3) Читающая публика, уверенно читать, читая быстро
4) Рассказывать не торопясь, рассказавший историю, рассказывать интересно
5) Строить дом, задирать нос, моя книга.
6) Чесать языком, добрые люди, воздушный поцелуй
7) Изобразить на картине, красивый пейзаж, изображённый художником
8) Гулять в саду, читать быстро, ваш портрет.
Б) Запишите словосочетания, правильно подбирая существительные и прилагательные
1.Ближняя деревня, близкий друг;
2.Дружественное государство, дружеская помощь, дружный класс;
3.Завидное здоровье, завистливый сосед;
4.Враждебное отношение, вражеский разведчик;
5.Искусная работа, искусственный алмаз, бриллиант;
6.Ледяной горка, леденящий взгляд.
В) Дайте правильный ответ:
-Зависимые слова при согласовании могут быть выражены
1.наречиями
2.существительными
3.прилагательными
4.деепричастиями
5. причастиями
6.порядковыми числительными
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
3.Остановка «Творческая»
А)
Бесшумно парили | П | Парили без шума | У |
Кирпичная стена | С | Стена из кирпича | У |
Говорит с уверенностью | У | Говорить уверенно | П |
Турецкий кофе | С | Кофе по-турецки | П |
Танцы болгар | У | Болгарские танцы | С |
Крыша из соломы | У | Соломенная крыша | С |
Б)
1 | Шуба из цигейки | управление |
2 | Громко цыкнуть | примыкание |
3 | Ароматный цикломен | согласование |
4 | Листья медуницы | управление |
5 | Свинцовая дробь | согласование |
6 | Слишком больно | примыкание |
В) Приютить в доме, предоставить жилплощадь, дать пристанище, дать кров –книжная речь; поселить у себя, крыша над головой -разговорная речь.
ПРИЛОЖЕНИЕ 5
5.Остановка «Практическая»
Вопрос № 1
Осенний сюрприз
Вопрос № 2
Падает без звука.
Вопрос № 3
На площади у вокзала
Вопрос № 4
Неохотно скрыться
Вопрос № 5
Запах бензина
Вопрос № 6
Отдернуть с испугом
Вопрос № 7
В вересковых зарослях
IV. Динамическая пауза. «Гонять лодыря»
(Учащиеся встают, садится тот, кто первый поднимет руку и правильно определит вид связи.)
-Определите тип связи.
Ехать быстро
Красящий забор
Мощёная улица
Очень ветрено
Освобождение армией
Лестно говорить
Пятый в строю
Очень дружно
Помогал маме
Отвечать, не думая
Писать аккуратно
Папин портфель
Грустный мальчик
Кофе по-турецки
Дежурный класс
Пришёл мириться
Пятый кабинет
Счастливая улыбка
Видеть из окна
Понимаю тему
Сделать по-своему
Свой человек
Поливающий из лейки
Подошёл ко мне
Говорить насчёт погоды
Понятно объяснять
Очень красиво
Неубранная комната
Прийти вовремя
Наш приз
Необыкновенно громко
Куцый хвост
Хвастун от природы
Промок насквозь
Крикнул звонко
Интересное путешествие
Письмо по-немецки
Каждый день
Книжка с картинками
Пятнадцатая конфета