Организационный момент. | Здравствуйте, ребята. Сегодня я вас хочу пригласить совершить поход в осенний лес. Согласны? Тогда закройте глаза, представьте себе, что вы идете по осеннему лесу. Идёте не торопясь, любуясь хорошей погодой, дышите свежим воздухом, разглядываете разноцветные листья. Откройте глаза, посмотрите вокруг, улыбнитесь. Итак, мы пошли в поход, конечно же, не в настоящий, а в поход за знаниями. А это гораздо сложнее! Но я считаю, что у нас всё получится. | Приветствие. |
Актуализация знаний | Чтобы правильно писать слова, необходимо соблюдать инструкции, в которых указываются условия выбора правильных написаний (орфограмм) в словах, то есть соблюдать орфографические правила. Вспомним, что условия выбора – это фонетические, словообразовательные, морфологические, синтаксические и смысловые особенности слов, которые и определяют, что и как писать в каждом конкретном случае. Обычно в орфографическом правиле соединяются 2 – 3 условия выбора. Необходимо запоминать условия выбора орфограмм и понимать их связь с правильным написанием. Вспомним известные нам правила правописания корней слов. В корнях бывают орфограммы – гласные и орфограммы – согласные. Орфограммы – безударные гласные в корне слова могут чередоваться, проверяться ударением, а могут не проверяться никакими правилами. Запишите 2 предложения: Изл..жите содержание параграфа учебника. Эти места удивляют богатой р..стительностью. Назовите орфограмму в выделенных словах. - О чем пойдет сегодня речь на уроке? - Сформулируйте тему урока. - Сформулируйте цель урока. | Изложите содержание параграфа учебника. Эти места удивляют богатой растительностью. - О правописание чередующихся гласных о-а, е-и. - Правописание корней. |
Работа по теме урока | 1.Вспомним чередование каких гласных мы изучили? 2.В каких корнях? 3.От чего зависело правописание гласных в корнях? На доске запись: Пос…дили бер…жные руки р…сточек в землю и начала из него р…сти вишенка: р…сла, подр…стала и выр…сла в пышное дерево. Задание: вставить пропущенные буквы, выделить орфограммы. Вспомним алгоритм: 1.Выдели корень в слове. 2.Если проверяемая гласная в корне слова, подбери проверочное слово. 3.Если чередующаяся гласная в корне слова, посмотри на опознавательные признаки орфограммы. Запишите в тетради: Растаял и растение. Однокоренные ли это слова? Почему? -Попробуйте объяснить выбор буквы в корне -лаг-/-лож-. Какое правило может получиться? Сформулируйте правило. | - о//а, е//и Лаг-лож , кас-кос Раст(ращ)-рос Гар-гор, зар-зор Бер-бир, тер-тир, пер-пир, стел-стил, мер-мир -суффикс А; -ударение; -согласные СТ-Щ; Посадили бережные руки росточек в землю и начала из него расти вишенка: росла, подрастала и выросла в пышное дерево. |
Физминутка | Раз –налево, два – направо, Три –наверх, четыре - вниз. А теперь по кругу смотрим, Чтобы лучше видеть мир. Взгляд направим ближе, дальше, Тренируя мышцу глаз. Видеть скоро будем лучше, Убедитесь вы сейчас! А теперь нажмем немного Точки возле своих глаз. Сил дадим им много-много, Чтоб усилить в «тыщу» раз! | |
Закрепление изученного материала | Работа со словосочетаниями. - Ребята, запишите словосочетания, объясните орфограммы. Переложить рукописи из шкафа на полку, слагаемые успеха, проложить курс корабля, полагать начало какому-нибудь делу, диаметрально противоположные мнения, основополагающий научный труд, заложить вход камнями, сказать предположительно, отправить наложенным платежом, прилагать все силы, выгодное капиталовложение. Выборочный диктант. Я читаю пословицы, вы записываете слова только с корнями -раст-, -ращ-, -рос-. 1)Растения тянутся к свету, а народы к миру. 2)Сломить дерево – секунда, а вырастить - годы. 3)И камень лежа мхом обрастает. 4) Где сосна взросла, там она и красна. -Проверяем по цепочке, комментируем написание. От данных глаголов образуйте существительные и запишите их. Выделите корни с чередованием. • Излагать – … • Предлагать – … • Предполагать • Располагать – … • Слагать – … • Прилагать- Работа с текстом. Спишите текст, вставляя пропущенные буквы, выделите корни в словах с чередующимися гласными и грамматические основы. Ночлег в лесу Однажды мы с семьёй решили устроить ночлег в лесу. Папа разл…жил вещи, уст…новил п…латку и подг…товил место для к…стра. Наш маленький лагерь распол…гался напод…лёку от реки. Вечером мы с…дели под пологом ветвей. Рядом были непрох…димые зар…сли кр…пивы. В л…су разд…вались т….инственные ш…рохи. Мы зам…рали от страха. Папа ш…потом успокаивал нас. Ноч… прошла сп…койно. Утром мы пошли соб…рать грибы. Вдруг бл…снула молния и начался дождь. Мы вым…кли до нитки! Приб…жали к п..латке и стали выт…раться полотенцем. Как кр…сиво вокруг! Повсюду бл…стят капли р…сы, г…рят звёздоч…ками на листьях и р…сточках. Мы не пож…лели, что выбрались в лес. | - Изложение, предложение, предположение, расположение, сложение, приложение. Однажды мы с семьёй решили устроить ночлег в лесу. Папа разложил вещи, установил п…латку и подготовил место для костра. Наш маленький лагерь располагался неподалёку от реки. Вечером мы сидели под пологом ветвей. Рядом были непроходимые заросли крапивы. В лесу раздавались таинственные шорохи. Мы замирали от страха. Папа шепотом успокаивал нас. Ночь прошла спокойно. Утром мы пошли собирать грибы. Вдруг блеснула молния и начался дождь. Мы вымокли до нитки! Прибежали к палатке и стали вытираться полотенцем. Как красиво вокруг! Повсюду блестят капли росы, горят звёздочками на листьях и росточках. Мы не пожалели, что выбрались в лес. |
Самостоятельная работа | Буквенный диктант «Проверяю себя» 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Растение, росток, выросло, выращенный, заросли, расти, выращивать, ростовщик, отросла, отрасль. | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 а о о а о а а о о а |