СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Повторение темы «Предложения с обособленными членами». Практикум

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Повторение темы «Предложения с обособленными членами». Практикум»

Повторение темы «Предложения с обособленными членами». Практикум

Повторение темы «Предложения с обособленными членами».

Практикум

ВЫБЕРИТЕ ИЗ ДАННЫХ УТВЕРЖДЕНИЙ ВЕРНЫЕ. 1) Распространённые определения, стоящие перед определяемым словом, никогда не обособляются. 2) Обособляются любые определения, если относятся к личному местоимению. 3) Обособляются два и более определения, стоящие после определяемого слова. 4) Обособляются распространённые приложения, стоящие после определяемого слова. 5) Приложения с союзом как обособляются, если имеют значение причины. 2) 3) 4) 5)

ВЫБЕРИТЕ ИЗ ДАННЫХ УТВЕРЖДЕНИЙ ВЕРНЫЕ.

1) Распространённые определения, стоящие перед определяемым словом, никогда не обособляются.

2) Обособляются любые определения, если относятся к личному местоимению.

3) Обособляются два и более определения, стоящие после определяемого слова.

4) Обособляются распространённые приложения, стоящие после определяемого слова.

5) Приложения с союзом как обособляются, если имеют значение причины.

2)

3)

4)

5)

ВЫБЕРИТЕ ИЗ ДАННЫХ УТВЕРЖДЕНИЙ ВЕРНЫЕ. 6) Распространённые и одиночные приложения, стоящие после имени собственного, не обособляются. 7) Деепричастные обороты, представляющие собой фразеологизмы, не обособляются. 8) Обстоятельства, выраженные одиночными деепричастиями, не обособляются. 9) Одиночные деепричастия, перешедшие в наречия, не обособляются. 10) Деепричастные обороты, стоящие после союза, никогда не отделяются от него запятой. 7) 9)

ВЫБЕРИТЕ ИЗ ДАННЫХ УТВЕРЖДЕНИЙ ВЕРНЫЕ.

6) Распространённые и одиночные приложения, стоящие после имени собственного, не обособляются.

7) Деепричастные обороты, представляющие собой фразеологизмы, не обособляются.

8) Обстоятельства, выраженные одиночными деепричастиями, не обособляются.

9) Одиночные деепричастия, перешедшие в наречия, не обособляются.

10) Деепричастные обороты, стоящие после союза, никогда не отделяются от него запятой.

7)

9)

1. В каком предложении есть обособленное определение? Знаки препинания не расставлены.

2. Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении:  Ржавая осока всё ещё зелёная склонялась к земле.

1) Раскинувший свои зелёные ветки ясень стоял среди других деревьев.

2) Почки набухшие за ночь готовы были распуститься.

1) Запятая ставится: выделяется распространённое определение, стоящее после определяемого слова.

3. Найдите предложение, в котором определение, стоящее перед определяемым словом, должно быть обособлено. Знаки препинания не расставлены.

3) Высокие сухие былинки не шевелятся.

2) Запятая ставится: выделяется сравнительный оборот.

1) Обиженный и злой Иван не отвечал на мои вопросы.

2) Дувший со всех сторон ветер усиливался.

4) Гористая даль была неопределённая смутная сумрачная.

3) Запятая ставится: выделяется деепричастный оборот.

4) Запятая не ставится: простое предложение ничем не осложнено.

3) Охотники шли по поросшей травой дороге.

4) Приглашённые на совещание специалисты прибыли вовремя.

2) Почки , набухшие за ночь, готовы были распуститься.

1) Запятая ставится: выделяется распространённое определение, стоящее после определяемого слова.

1) Обиженный и злой, Иван не отвечал на мои вопросы.

определение, стоит перед определяемым словом и имеет обстоятельственное значение причины

4. Укажите предложение с обособленным обстоятельством. Знаки препинания не расставлены.

5. Найдите предложение c обособленным приложением. Знаки препинания не расставлены.

1) В лёгкой капельке свежей и чистой отразился сверкающий день.

2) Усталый и побледневший месяц всё ещё висел на огромном небе.

1) Мы увидели лунную дорожку ведущую к горизонту.

6. Найдите предложение c обособленным дополнением. Знаки препинания не расставлены.

3) Мальчишка поднялся с земли и сломя голову побежал вперёд.

2) Нас учителей гимназии в городе хорошо знали.

1) Все ученики кроме самых маленьких работали в школьном дворе.

2) В конце лета двадцатого августа мы отправились в поход.

4) Отражаясь в стеклянной водной глади по небу тихо плыли облака.

3) Он человек небедный и может позволить себе собирать антиквариат.

4) Несмотря на непогоду люди не расходились.

3) Вместо связного рассказа у меня получились какие-то отрывки.

4) Кроме книг мы взяли с собой тетради и альбомы.

4) Отражаясь в стеклянной водной глади, по небу тихо плыли облака.

2) Нас , учителей гимназии, в городе хорошо знали.

1) Все ученики , кроме самых маленьких, работали в школьном дворе.

7. Укажите предложение с уточняющим обстоятельством. Знаки препинания не расставлены.

8. В каком предложении на месте пропуска следует поставить запятую?

1) В прошлом году мы останавливались здесь по дороге на станцию.

2) Недавно в нашем городе поставили необычный памятник.

1) Я понимаю ваши слова ___ как отказ от моего предложения.

9. В каком предложении допущена пунктуационная ошибка?

3) Летом в июле месяце поспевает малина.

2) Наш сосед известен ___ как опытный садовод.

1) Я не хотел возвращаться, а, вернувшись домой, никого не застал.

2) Листва берёз висит не шелохнувшись.

4) Моя собака ласковое лохматое чудо встречает нас радостным лаем.

3) Во время обеда Маша сидела ___ как на иголках.

4) Как опытный учитель ___ Ирина Станиславовна сразу замечала изменения в настроении учеников.

3) Олень постоял в нерешительности и, сделав прыжок, оказался за кустами.

4) Вся команда чинит паруса не покладая рук.

3) Летом , в июле месяце, поспевает малина.

4) Как опытный учитель, Ирина Станиславовна сразу замечала изменения в настроении учеников. (Обособляются приложения с союзом как, если они имеют значение причины).

1) Я не хотел возвращаться, а вернувшись домой, никого не застал. (После союза «а» перед ДО запятая ставится в том случае, если ДО можно опустить без вреда для структуры предложения. В данном случае ДО опустить нельзя, поэтому после союза «а» запятая не нужна).

1) Нарушая тишину утра, гул моря, изредка прерываемый криком чаек , доносился в открытые окна. 2) Смущённый, ОН стоял перед нами, теребя платок и что-то рассматривая под ногами. 10. В каком предложении допущена пунктуационная ошибка? 1) Нарушая тишину утра, гул моря, изредка прерываемый криком чаек доносился в открытые окна. 2) Смущённый он стоял перед нами, теребя платок и что-то рассматривая под ногами. 3) Ослеплённый яростью, Сергей не услышал брошенных ему вдогонку слов и, опрокидывая коробки, помчался по коридору. 4) Спокойная величавая река уходила вперёд, сжимаясь меж громадными уступами скал, и исчезала в ярко зеленеющих долинах. СИНТАКСИЧЕСКИЙ РАЗБОР ПРЕДЛОЖЕНИЯ Нарушая тишину утра , гул моря, изредка прерываемый криком чаек , доносился в открытые окна.

1) Нарушая тишину утра, гул моря, изредка прерываемый криком чаек , доносился в открытые окна.

2) Смущённый, ОН стоял перед нами, теребя платок и что-то рассматривая под ногами.

10. В каком предложении допущена пунктуационная ошибка?

1) Нарушая тишину утра, гул моря, изредка прерываемый криком чаек доносился в открытые окна.

2) Смущённый он стоял перед нами, теребя платок и что-то рассматривая под ногами.

3) Ослеплённый яростью, Сергей не услышал брошенных ему вдогонку слов и, опрокидывая коробки, помчался по коридору.

4) Спокойная величавая река уходила вперёд, сжимаясь меж громадными уступами скал, и исчезала в ярко зеленеющих долинах.

СИНТАКСИЧЕСКИЙ РАЗБОР

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Нарушая тишину утра , гул моря, изредка прерываемый криком чаек , доносился в открытые окна.

СИНТАКСИЧЕСКИЙ РАЗБОР ПРЕДЛОЖЕНИЯ как? чего? какой? Нарушая тишину утра , гул моря, изредка прерываемый криком чаек , доносился в открытые окна. сущ. / прич. / нар. сущ. / сущ. деепр. сущ. ~~~~~~~~ ~~~~~~~~~~~~~~~~~ во что? какие? / сущ. прил. гл. пр. сущ. ~~~~~~~~ ~~~~ Повествовательное Невосклицательное Простое 2/составное Распространённое Полное Осложнённое ДО и ПО [ / /, x , / /, x ]. ~~~~

СИНТАКСИЧЕСКИЙ РАЗБОР ПРЕДЛОЖЕНИЯ

как?

чего?

какой?

Нарушая тишину утра , гул моря, изредка прерываемый криком чаек , доносился в открытые окна.

сущ.

/

прич.

/

нар.

сущ.

/

сущ.

деепр.

сущ.

~~~~~~~~

~~~~~~~~~~~~~~~~~

во что?

какие?

/

сущ.

прил.

гл.

пр.

сущ.

~~~~~~~~

~~~~

  • Повествовательное
  • Невосклицательное
  • Простое
  • 2/составное
  • Распространённое
  • Полное
  • Осложнённое ДО и ПО

[ / /, x , / /, x ].

~~~~

Раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы. Есть в памят … нашего народа образы городов легендарных. Среди них самый извес … ный град Китеж. Стари (н, нн) ое пр..дание ра(с, сс)казывает, что град Китеж был основан князем Юрием Долгоруким и его внуком князем Георгием. Во время наше(?)ствия хана Батыя Бог (не)допустил, что(бы) православный город подвергся ра(з, с)граблению, а его жители – поруганию. (З, с)делав город невид..мым, он таинстве(н, нн)ым образом скрыл его на дне озера Светлояр. Кое(кто) уверен, что над водами озера до(сих)пор слышны колокольные звоны. Только услыш..т их (не)каждый, а лиш(?) человек, достигший чистой жизн... Сказители утверждали, что град Китеж жив, там царят доброта и праведность. (Не)честивцы туда (не)допускаются. Но есть города, пользующиеся славой легендарных за свои ратные заслуги. В различные времена под их стенами, на их площадях и улицах решалась судьба Отечества, а значит, и твоя судьба. Смоленск Малоярославец Сталинград Орёл – этот перечень каждый из вас может продолжить. (По  А. Камкину)

Раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы.

Есть в памят нашего народа образы городов легендарных. Среди них самый извес ный град Китеж. Стари (н, нн) ое пр..дание ра(с, сс)казывает, что град Китеж был основан князем Юрием Долгоруким и его внуком князем Георгием. Во время наше(?)ствия хана Батыя Бог (не)допустил, что(бы) православный город подвергся ра(з, с)граблению, а его жители – поруганию. (З, с)делав город невид..мым, он таинстве(н, нн)ым образом скрыл его на дне озера Светлояр. Кое(кто) уверен, что над водами озера до(сих)пор слышны колокольные звоны. Только услыш..т их (не)каждый, а лиш(?) человек, достигший чистой жизн... Сказители утверждали, что град Китеж жив, там царят доброта и праведность. (Не)честивцы туда (не)допускаются.

Но есть города, пользующиеся славой легендарных за свои ратные заслуги. В различные времена под их стенами, на их площадях и улицах решалась судьба Отечества, а значит, и твоя судьба. Смоленск Малоярославец Сталинград Орёл – этот перечень каждый из вас может продолжить.

(По  А. Камкину)

в памят … в памят И – сущ. 3 скл. П.п. извес Т ный – известен извес…ный стари(н, нн)ое стари НН ое – ин + н пр Е дание – словарное слово пр..дание ра(с, сс)казывает ра СС казывает – приставка + корень (глух. +глух.) наше(?)ствия наш ес твия – ств НЕ допустил – НЕ с глаголами  (не)допустил что БЫ – союз (для того чтобы) что(бы) ра З граблению – звонкий + звонкий ра(з, с)граблению С делав – приставки З нет (з, с)делав

в памят

в памят И – сущ. 3 скл. П.п.

извес Т ный – известен

извес…ный

стари(н, нн)ое

стари НН ое – ин + н

пр Е дание – словарное слово

пр..дание

ра(с, сс)казывает

ра СС казывает – приставка + корень (глух. +глух.)

наше(?)ствия

наш ес твия – ств

НЕ допустил – НЕ с глаголами

(не)допустил

что БЫ – союз (для того чтобы)

что(бы)

ра З граблению – звонкий + звонкий

ра(з, с)граблению

С делав – приставки З нет

(з, с)делав

невид И мым – страд. прич., образов. от глагола II спр. невид..мым таинстве(н, нн)ым – енн таинстве(н, нн)ым кое(кто) кое-кто – кое до(сих)пор до сих пор – предлог + мест. + сущ. - раздельно услыш И т – II спр. услыш..т не к аждый – частица + мест. (не)каждый лиш(?) лиш Ь – наречие (уж, замуж, невтерпёж) жизн И – сущ. 3 скл., Р. п. жизн... НЕ честивцы – не употребляется без НЕ (не)честивцы (не)допускаются НЕ допускаются – НЕ с глаголами

невид И мым – страд. прич., образов. от глагола II спр.

невид..мым

таинстве(н, нн)ым – енн

таинстве(н, нн)ым

кое(кто)

кое-кто – кое

до(сих)пор

до сих пор – предлог + мест. + сущ. - раздельно

услыш И т – II спр.

услыш..т

не к аждый – частица + мест.

(не)каждый

лиш(?)

лиш Ь наречие (уж, замуж, невтерпёж)

жизн И – сущ. 3 скл., Р. п.

жизн...

НЕ честивцы – не употребляется без НЕ

(не)честивцы

(не)допускаются

НЕ допускаются – НЕ с глаголами

Раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы. Есть в памяти народа образы городов легендарных. Среди них самый известный – град Китеж. Старинное предание рассказывает, что град Китеж был основан князем Юрием Долгоруким и его внуком, князем Георгием. Во время нашествия князя Батыя Бог не допустил, чтобы православный город подвергся разграблению, а его жители — поруганию. Сделав город невидимым, он таинственным образом скрыл его на дне озера Светлояр. Кое-кто уверен, что над водами озера до сих пор слышны колокольные звоны. Только услышит их не каждый, а лишь человек, достигший чистой жизни. Сказители утверждали, что град Китеж жив, там царят доброта и праведность. Нечестивцы туда не допускаются. Но есть города, пользующиеся славой легендарных за свои ратные заслуги. В различные времена под их стенами, на их площадях и улицах решалась судьба Отечества, а значит, и твоя судьба. Смоленск, Малоярославец, Сталинград, Орёл – этот перечень каждый из вас может продолжить. ((По  А. Камкину)

Раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы.

Есть в памяти народа образы городов легендарных. Среди них самый известный – град Китеж. Старинное предание рассказывает, что град Китеж был основан князем Юрием Долгоруким и его внуком, князем Георгием. Во время нашествия князя Батыя Бог не допустил, чтобы православный город подвергся разграблению, а его жители — поруганию. Сделав город невидимым, он таинственным образом скрыл его на дне озера Светлояр. Кое-кто уверен, что над водами озера до сих пор слышны колокольные звоны. Только услышит их не каждый, а лишь человек, достигший чистой жизни. Сказители утверждали, что град Китеж жив, там царят доброта и праведность. Нечестивцы туда не допускаются.

Но есть города, пользующиеся славой легендарных за свои ратные заслуги. В различные времена под их стенами, на их площадях и улицах решалась судьба Отечества, а значит, и твоя судьба. Смоленск, Малоярославец, Сталинград, Орёл – этот перечень каждый из вас может продолжить. ((По  А. Камкину)

«СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ» Кое-кто уверен, что над водами озера до сих пор слышны колокольные звоны. Только услышит их не каждый, а лишь человек, достигший чистой жизни. Сказители утверждали, что град Китеж жив, там царят доброта и праведность. Нечестивцы туда не допускаются. Найдите сложное предложение с подчинительной и бессоюзной связью. Начертите его схему. Сказители утверждали, что град Китеж жив, там царят доброта и праведность. [ – = ], (что – = ), [ = – и – ].

«СЛОЖНОЕ

ПРЕДЛОЖЕНИЕ»

Кое-кто уверен, что над водами озера до сих пор слышны колокольные звоны. Только услышит их не каждый, а лишь человек, достигший чистой жизни. Сказители утверждали, что град Китеж жив, там царят доброта и праведность. Нечестивцы туда не допускаются.

Найдите сложное предложение с подчинительной и бессоюзной связью. Начертите его схему.

Сказители утверждали, что град Китеж жив, там царят доброта и праведность.

[ – = ], (что – = ), [ = – и – ].

«СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ» Найдите сложное предложение, одна из частей которого представляет собой неполное предложение. Обоснуйте свой выбор. Старинное предание рассказывает, что град Китеж был основан князем Юрием Долгоруким и его внуком, князем Георгием. Во время нашествия князя Батыя Бог не допустил, чтобы православный город подвергся разграблению, а его жители — поруганию. Сделав город невидимым, он таинственным образом скрыл его на дне озера Светлояр. Во время нашествия князя Батыя Бог не допустил, чтобы православный город подвергся разграблению, а его жители — поруганию.  – Предложение неполное, так как в третьей части опущено сказуемое «подверглись», на месте пропуска сказуемого стоит тире.

«СЛОЖНОЕ

ПРЕДЛОЖЕНИЕ»

Найдите сложное предложение, одна из частей которого представляет собой неполное предложение. Обоснуйте свой выбор.

Старинное предание рассказывает, что град Китеж был основан князем Юрием Долгоруким и его внуком, князем Георгием. Во время нашествия князя Батыя Бог не допустил, чтобы православный город подвергся разграблению, а его жители — поруганию. Сделав город невидимым, он таинственным образом скрыл его на дне озера Светлояр.

Во время нашествия князя Батыя Бог не допустил, чтобы православный город подвергся разграблению, а его жители — поруганию.

– Предложение неполное, так как в третьей части опущено сказуемое «подверглись», на месте пропуска сказуемого стоит тире.

«СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ» Объясните постановку знаков препинания в последнем предложении. Смоленск Малоярославец Сталинград, Орёл – этот перечень каждый из вас может продолжить. Смоленск , Малоярославец , Сталинград ,  (запятыми разделяются однородные подлежащие с бессоюзной связью) Орёл –  (тире разделяет однородные подлежащие и обобщающее слово) этот перечень каждый из вас может продолжить. –

«СЛОЖНОЕ

ПРЕДЛОЖЕНИЕ»

Объясните постановку знаков препинания в последнем предложении.

Смоленск Малоярославец Сталинград, Орёл – этот перечень каждый из вас может продолжить.

Смоленск , Малоярославец , Сталинград , (запятыми разделяются однородные подлежащие с бессоюзной связью) Орёл (тире разделяет однородные подлежащие и обобщающее слово) этот перечень каждый из вас может продолжить.