Повторение темы «Предложения с обособленными членами».
Практикум
ВЫБЕРИТЕ ИЗ ДАННЫХ УТВЕРЖДЕНИЙ ВЕРНЫЕ.
1) Распространённые определения, стоящие перед определяемым словом, никогда не обособляются.
2) Обособляются любые определения, если относятся к личному местоимению.
3) Обособляются два и более определения, стоящие после определяемого слова.
4) Обособляются распространённые приложения, стоящие после определяемого слова.
5) Приложения с союзом как обособляются, если имеют значение причины.
2)
3)
4)
5)
ВЫБЕРИТЕ ИЗ ДАННЫХ УТВЕРЖДЕНИЙ ВЕРНЫЕ.
6) Распространённые и одиночные приложения, стоящие после имени собственного, не обособляются.
7) Деепричастные обороты, представляющие собой фразеологизмы, не обособляются.
8) Обстоятельства, выраженные одиночными деепричастиями, не обособляются.
9) Одиночные деепричастия, перешедшие в наречия, не обособляются.
10) Деепричастные обороты, стоящие после союза, никогда не отделяются от него запятой.
7)
9)
1. В каком предложении есть обособленное определение? Знаки препинания не расставлены.
2. Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении: Ржавая осока всё ещё зелёная склонялась к земле.
1) Раскинувший свои зелёные ветки ясень стоял среди других деревьев.
2) Почки набухшие за ночь готовы были распуститься.
1) Запятая ставится: выделяется распространённое определение, стоящее после определяемого слова.
3. Найдите предложение, в котором определение, стоящее перед определяемым словом, должно быть обособлено. Знаки препинания не расставлены.
3) Высокие сухие былинки не шевелятся.
2) Запятая ставится: выделяется сравнительный оборот.
1) Обиженный и злой Иван не отвечал на мои вопросы.
2) Дувший со всех сторон ветер усиливался.
4) Гористая даль была неопределённая смутная сумрачная.
3) Запятая ставится: выделяется деепричастный оборот.
4) Запятая не ставится: простое предложение ничем не осложнено.
3) Охотники шли по поросшей травой дороге.
4) Приглашённые на совещание специалисты прибыли вовремя.
2) Почки , набухшие за ночь, готовы были распуститься.
1) Запятая ставится: выделяется распространённое определение, стоящее после определяемого слова.
1) Обиженный и злой, Иван не отвечал на мои вопросы.
определение, стоит перед определяемым словом и имеет обстоятельственное значение причины
4. Укажите предложение с обособленным обстоятельством. Знаки препинания не расставлены.
5. Найдите предложение c обособленным приложением. Знаки препинания не расставлены.
1) В лёгкой капельке свежей и чистой отразился сверкающий день.
2) Усталый и побледневший месяц всё ещё висел на огромном небе.
1) Мы увидели лунную дорожку ведущую к горизонту.
6. Найдите предложение c обособленным дополнением. Знаки препинания не расставлены.
3) Мальчишка поднялся с земли и сломя голову побежал вперёд.
2) Нас учителей гимназии в городе хорошо знали.
1) Все ученики кроме самых маленьких работали в школьном дворе.
2) В конце лета двадцатого августа мы отправились в поход.
4) Отражаясь в стеклянной водной глади по небу тихо плыли облака.
3) Он человек небедный и может позволить себе собирать антиквариат.
4) Несмотря на непогоду люди не расходились.
3) Вместо связного рассказа у меня получились какие-то отрывки.
4) Кроме книг мы взяли с собой тетради и альбомы.
4) Отражаясь в стеклянной водной глади, по небу тихо плыли облака.
2) Нас , учителей гимназии, в городе хорошо знали.
1) Все ученики , кроме самых маленьких, работали в школьном дворе.
7. Укажите предложение с уточняющим обстоятельством. Знаки препинания не расставлены.
8. В каком предложении на месте пропуска следует поставить запятую?
1) В прошлом году мы останавливались здесь по дороге на станцию.
2) Недавно в нашем городе поставили необычный памятник.
1) Я понимаю ваши слова ___ как отказ от моего предложения.
9. В каком предложении допущена пунктуационная ошибка?
3) Летом в июле месяце поспевает малина.
2) Наш сосед известен ___ как опытный садовод.
1) Я не хотел возвращаться, а, вернувшись домой, никого не застал.
2) Листва берёз висит не шелохнувшись.
4) Моя собака ласковое лохматое чудо встречает нас радостным лаем.
3) Во время обеда Маша сидела ___ как на иголках.
4) Как опытный учитель ___ Ирина Станиславовна сразу замечала изменения в настроении учеников.
3) Олень постоял в нерешительности и, сделав прыжок, оказался за кустами.
4) Вся команда чинит паруса не покладая рук.
3) Летом , в июле месяце, поспевает малина.
4) Как опытный учитель, Ирина Станиславовна сразу замечала изменения в настроении учеников. (Обособляются приложения с союзом как, если они имеют значение причины).
1) Я не хотел возвращаться, а вернувшись домой, никого не застал. (После союза «а» перед ДО запятая ставится в том случае, если ДО можно опустить без вреда для структуры предложения. В данном случае ДО опустить нельзя, поэтому после союза «а» запятая не нужна).
1) Нарушая тишину утра, гул моря, изредка прерываемый криком чаек , доносился в открытые окна.
2) Смущённый, ОН стоял перед нами, теребя платок и что-то рассматривая под ногами.
10. В каком предложении допущена пунктуационная ошибка?
1) Нарушая тишину утра, гул моря, изредка прерываемый криком чаек доносился в открытые окна.
2) Смущённый он стоял перед нами, теребя платок и что-то рассматривая под ногами.
3) Ослеплённый яростью, Сергей не услышал брошенных ему вдогонку слов и, опрокидывая коробки, помчался по коридору.
4) Спокойная величавая река уходила вперёд, сжимаясь меж громадными уступами скал, и исчезала в ярко зеленеющих долинах.
СИНТАКСИЧЕСКИЙ РАЗБОР
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Нарушая тишину утра , гул моря, изредка прерываемый криком чаек , доносился в открытые окна.
СИНТАКСИЧЕСКИЙ РАЗБОР ПРЕДЛОЖЕНИЯ
как?
чего?
какой?
Нарушая тишину утра , гул моря, изредка прерываемый криком чаек , доносился в открытые окна.
сущ.
/
прич.
/
нар.
сущ.
/
сущ.
деепр.
сущ.
~~~~~~~~
~~~~~~~~~~~~~~~~~
во что?
какие?
/
сущ.
прил.
гл.
пр.
сущ.
~~~~~~~~
~~~~
- Повествовательное
- Невосклицательное
- Простое
- 2/составное
- Распространённое
- Полное
- Осложнённое ДО и ПО
[ / /, x , / /, x ].
~~~~
Раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы.
Есть в памят … нашего народа образы городов легендарных. Среди них самый извес … ный град Китеж. Стари (н, нн) ое пр..дание ра(с, сс)казывает, что град Китеж был основан князем Юрием Долгоруким и его внуком князем Георгием. Во время наше(?)ствия хана Батыя Бог (не)допустил, что(бы) православный город подвергся ра(з, с)граблению, а его жители – поруганию. (З, с)делав город невид..мым, он таинстве(н, нн)ым образом скрыл его на дне озера Светлояр. Кое(кто) уверен, что над водами озера до(сих)пор слышны колокольные звоны. Только услыш..т их (не)каждый, а лиш(?) человек, достигший чистой жизн... Сказители утверждали, что град Китеж жив, там царят доброта и праведность. (Не)честивцы туда (не)допускаются.
Но есть города, пользующиеся славой легендарных за свои ратные заслуги. В различные времена под их стенами, на их площадях и улицах решалась судьба Отечества, а значит, и твоя судьба. Смоленск Малоярославец Сталинград Орёл – этот перечень каждый из вас может продолжить.
(По А. Камкину)
в памят …
в памят И – сущ. 3 скл. П.п.
извес Т ный – известен
извес…ный
стари(н, нн)ое
стари НН ое – ин + н
пр Е дание – словарное слово
пр..дание
ра(с, сс)казывает
ра СС казывает – приставка + корень (глух. +глух.)
наше(?)ствия
наш ес твия – ств
НЕ допустил – НЕ с глаголами
(не)допустил
что БЫ – союз (для того чтобы)
что(бы)
ра З граблению – звонкий + звонкий
ра(з, с)граблению
С делав – приставки З нет
(з, с)делав
невид И мым – страд. прич., образов. от глагола II спр.
невид..мым
таинстве(н, нн)ым – енн
таинстве(н, нн)ым
кое(кто)
кое-кто – кое
до(сих)пор
до сих пор – предлог + мест. + сущ. - раздельно
услыш И т – II спр.
услыш..т
не к аждый – частица + мест.
(не)каждый
лиш(?)
лиш Ь – наречие (уж, замуж, невтерпёж)
жизн И – сущ. 3 скл., Р. п.
жизн...
НЕ честивцы – не употребляется без НЕ
(не)честивцы
(не)допускаются
НЕ допускаются – НЕ с глаголами
Раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы.
Есть в памяти народа образы городов легендарных. Среди них самый известный – град Китеж. Старинное предание рассказывает, что град Китеж был основан князем Юрием Долгоруким и его внуком, князем Георгием. Во время нашествия князя Батыя Бог не допустил, чтобы православный город подвергся разграблению, а его жители — поруганию. Сделав город невидимым, он таинственным образом скрыл его на дне озера Светлояр. Кое-кто уверен, что над водами озера до сих пор слышны колокольные звоны. Только услышит их не каждый, а лишь человек, достигший чистой жизни. Сказители утверждали, что град Китеж жив, там царят доброта и праведность. Нечестивцы туда не допускаются.
Но есть города, пользующиеся славой легендарных за свои ратные заслуги. В различные времена под их стенами, на их площадях и улицах решалась судьба Отечества, а значит, и твоя судьба. Смоленск, Малоярославец, Сталинград, Орёл – этот перечень каждый из вас может продолжить. ((По А. Камкину)
«СЛОЖНОЕ
ПРЕДЛОЖЕНИЕ»
Кое-кто уверен, что над водами озера до сих пор слышны колокольные звоны. Только услышит их не каждый, а лишь человек, достигший чистой жизни. Сказители утверждали, что град Китеж жив, там царят доброта и праведность. Нечестивцы туда не допускаются.
Найдите сложное предложение с подчинительной и бессоюзной связью. Начертите его схему.
Сказители утверждали, что град Китеж жив, там царят доброта и праведность.
[ – = ], (что – = ), [ = – и – ].
«СЛОЖНОЕ
ПРЕДЛОЖЕНИЕ»
Найдите сложное предложение, одна из частей которого представляет собой неполное предложение. Обоснуйте свой выбор.
Старинное предание рассказывает, что град Китеж был основан князем Юрием Долгоруким и его внуком, князем Георгием. Во время нашествия князя Батыя Бог не допустил, чтобы православный город подвергся разграблению, а его жители — поруганию. Сделав город невидимым, он таинственным образом скрыл его на дне озера Светлояр.
Во время нашествия князя Батыя Бог не допустил, чтобы православный город подвергся разграблению, а его жители — поруганию.
– Предложение неполное, так как в третьей части опущено сказуемое «подверглись», на месте пропуска сказуемого стоит тире.
«СЛОЖНОЕ
ПРЕДЛОЖЕНИЕ»
Объясните постановку знаков препинания в последнем предложении.
Смоленск Малоярославец Сталинград, Орёл – этот перечень каждый из вас может продолжить.
Смоленск , Малоярославец , Сталинград , (запятыми разделяются однородные подлежащие с бессоюзной связью) Орёл – (тире разделяет однородные подлежащие и обобщающее слово) этот перечень каждый из вас может продолжить.
–