СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Повторение темы "Приставки"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Повторение темы "Приставки"»

Урок 23 Дата проведения: 01.10.21 Класс: 5-В

Тема урока: «Приставки».

Цели урока: познакомить с приставкой как значимой частью слова; формировать умения выделять приставки в словах, образовывать с помощью приставок новые слова.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные:создать условия для формирования представлений детей о приставке как значимой части слова;обеспечить усвоения учащимися умения находить приставку среди других частей слова, образовывать новые слова с помощью приставки;помочь учащимся осознать социальную, практическую и личностную значимость материала.

Метапредметные:

познавательные: развивать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; строить речевое высказывание в устной форме; выдвигать гипотезу; проводить сравнение и классификацию слов; устанавливать причинно-следственные связи; делать обобщение; искать и выделять необходимую информацию; моделировать информацию;

коммуникативные: формировать умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

регулятивные: учить ставить новую учебную задачу в сотрудничестве с учителем; принимать и сохранять учебную задачу; осуществлять контроль по результату и способу действия.

Личностные:

формировать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе; учебно-познавательные мотивы; учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой языковой задачи; способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Оборудование: учебники, тетради, презентация, разноуровневые карточки, схема-опора “грамматический человек”

Тип урока: обобщение знаний.

Ход урока

  1. Организационный момент.

2. Введение в тему.

- Ребята вы любите рисовать? (Да)

- сейчас   мы будем рисовать лицо человечка. А знаете, при помощи чего мы его нарисуем? Сейчас подскажу. Какой раздел русского языка мы с вами сейчас изучаем? (Морфемика). А что такое морфемика? А что такое морфема? Рисуя лицо этого человечка, вы проверите сами себя, как обозначаются части слова и как они называются, и лицо человека “примет” определённое выражение.

- Что такое окончание? (Изменяемая часть слова)   Обозначьте значком, которым мы обозначаем окончание левый глаз.  

- Часть слова без окончания, называется …? (Основа) Нарисуйте над глазом чёлочку, тем значком, которым мы обозначаем основу.

- Какая часть в слове самая главная?  (Корень) Обозначьте  рот в виде корня.

- Что такое суффикс? (Часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов) Обозначьте  значком суффикса   правый глаз.

Ну вот и все, мы нарисовали все морфемы, все части лица, верно? Нет? А чего не хватает на лице? И какую морфему мы с вами забыли изобразить? Правильно, приставку.

- А помните ли вы из курса 4 класса, что такое приставка? (Часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов) Обозначьте  значком приставки нос.

А теперь проверьте, у всех ли  получился   такой “человек”, как у меня. Давайте, мы назовем его «морфемный человечек». Ребята, смотрите, какое выражение лица у нашего человечка? Печальное, правда? А почему? Наверное, потому что он не знает, знаете ли вы все о приставках? Давайте, мы ему покажем наши знания, и сделаем так, чтобы выражение его лица к концу урока изменилось и стало веселым! Хорошо?


И так, ребята, назовите мне тему нашего урока сегодня?

Совершенно верно, “Приставка”. Откройте тетради и запишите число, классная работа, “Приставка”.

- Поставьте цели  занятия. Чему мы будем учиться? (Будем учиться образовывать новые слова при помощи приставок, находить приставки в словах)

3. Работа по теме урока . Слайд

Прочитайте задание. (вставьте недостающую по смыслу часть слова. Воспользуйтесь подсказкой). Устная работа

…бежал за угол

…бежал из дома

…бежал первым

…бежал через дорогу

…бежал от края

Подсказка:

За- вы- при- пере- от- про-


-Какие выводы можно сделать? Что узнали о приставке? (пишется перед корнем, образует новые слова )

4. Первичное закрепление.

4.1. Работа с учебником . Упр.97

5. Физминутка.

А теперь физминутка. Ребята, давайте попробуем с помощью рук изобразить все известные нам морфемы.

6. 6.1Работа у доски.

Резерв. Выполним задание: Работа в тетрадях. Слайд

Спишите текст, раскройте скобки, вставьте орфограммы. Выделите приставки.

(За)м..тает пурга белый пут..,
Хочет (в)мя..ких сн..гах
(По)т..нуть.
Вет..р резвый уснул
(На)пути.
Не пр..ехать (в)л..су,
Не пройти. С. Есенин.

7. Закрепление материала. Самостоятельная работа

- А сейчас поработаем самостоятельно по карточкам. У вас на листках три задания разного уровня сложности. Выберите задание по своим возможностям. Проверять ваши работы я буду сама, когда соберу тетради.


Задание №1

Прочитай внимательно текст. Выпиши подчеркнутые слова, выдели приставку, если она есть.
Пришла зима. Первые снежинки закружились в воздухе. Лес весь пушистый и белый. Теперь тетеревам незачем прятаться в лесную чащу. Прямо с деревьев нырнули вниз, в мягкий пушистый снег, и закопались в нем. Ветер не дует, и от врагов спрятаться можно. Хорошо там!


№2.  Распределите данные ниже слова на 3 столбика:

                      1)без приставки
                     2)с одной приставкой

                      3) с двумя приставками

Поразмыслить, обледенеть, приободрить, природа, безвкусный, пробуждение,  выпить, залив, переподготовка, прицеп, воздух, рассмотреть, победитель.

Упражнение 3. Проверь написание слов с приставкой и без приставки. Если найдёшь ошибки, исправь. Приставки выдели.

Ночевать, наполнить, норисовать, наклеить. Сдание, сдать, сварить, смешать. Зогадка, заболеть, зоварка, зоопарк. Список, сдесь, сшить, срубить. Падруга, пазёмка, пальто, поведение. Дарить, домашний, даедать, дастроить. Простой, прапустить, прачитать, проглотить. Пасловица, пароход, подарок, повстречать. Задрожать, под зантом, заучить, забросить. Обезьяна, опжигать, обводить, опходить

Подведение итога.

Наше путешествие   завершилось. “Морфемный человек” благодарит вас

- Над какой темой работали  на занятии?

Хорошо, что сейчас вы знаете правильные ответы на вопросы. И теперь наш человечек доволен, перевернем корень, чтобы получилась улыбка.

Ваши ответы на вопросы и работа на уроке показали, что материал вами понят. Достигли ли мы целей урока?

Резерв. Игра с приставками

- Я буду называть только приставки, а вы догадайтесь, что нужно сделать. Представьте, что вы стоите перед домом.

Я вам говорю: в-! Что вы делаете? (Входим в дом.)

— А если я скажу: у- (уходим от дома), об- (обходим дом), от-(отходим от дома)?

Какой же вывод можно сделать из игры? (У каждой приставки своё значение.)

7. Задание на дом:  повторить правило стр.46, выполнить упр.105 или упр. 416 (Фролова)

8. Рефлексия.

И напоследок…

- Оцените итоги работы на уроке, дополняя предложения:

Мне удалось …

Меня удивило …

Мне понравилось …

Я могу похвалить себя за …

Мне было трудно …

- Спасибо. Мне приятно было с вами работать.

До свидания!


























































«3». Прочитай внимательно текст. Выпиши подчеркнутые слова, выдели приставку, если она есть.
Пришла зима. Первые снежинки закружились в воздухе. Лес весь пушистый и белый. Теперь тетеревам незачем прятаться в лесную чащу. Прямо с деревьев нырнули вниз, в мягкий пушистый снег, и закопались в нем. Ветер не дует, и от врагов спрятаться можно. Хорошо там!


«4» Распределите данные ниже слова на 3 столбика:

                      1)без приставки
                     2)с одной приставкой

                      3) с двумя приставками

Поразмыслить, обледенеть, приободрить, природа, безвкусный, пробуждение,  выпить, залив, переподготовка, прицеп, воздух, рассмотреть, победитель.


«5» Проверь написание слов с приставкой и без приставки. Если найдёшь ошибки, исправь. Приставки выдели.

Ночевать, наполнить, норисовать, наклеить. Сдание, сдать, сварить, смешать. Зогадка, заболеть, зоварка, зоопарк. Список, сдесь, сшить, срубить. Падруга, пазёмка, пальто, поведение. Дарить, домашний, даедать, дастроить. Простой, прапустить, прачитать, проглотить. Пасловица, пароход, подарок, повстречать. Задрожать, под зантом, заучить, забросить. Обезьяна, опжигать, обводить, опходить



«3». Прочитай внимательно текст. Выпиши подчеркнутые слова, выдели приставку, если она есть.
Пришла зима. Первые снежинки закружились в воздухе. Лес весь пушистый и белый. Теперь тетеревам незачем прятаться в лесную чащу. Прямо с деревьев нырнули вниз, в мягкий пушистый снег, и закопались в нем. Ветер не дует, и от врагов спрятаться можно. Хорошо там!


«4» Распределите данные ниже слова на 3 столбика:

                      1)без приставки
                     2)с одной приставкой

                      3) с двумя приставками

Поразмыслить, обледенеть, приободрить, природа, безвкусный, пробуждение,  выпить, залив, переподготовка, прицеп, воздух, рассмотреть, победитель.


«5» Проверь написание слов с приставкой и без приставки. Если найдёшь ошибки, исправь. Приставки выдели.

Ночевать, наполнить, норисовать, наклеить. Сдание, сдать, сварить, смешать. Зогадка, заболеть, зоварка, зоопарк. Список, сдесь, сшить, срубить. Падруга, пазёмка, пальто, поведение. Дарить, домашний, даедать, дастроить. Простой, прапустить, прачитать, проглотить. Пасловица, пароход, подарок, повстречать. Задрожать, под зантом, заучить, забросить. Обезьяна, опжигать, обводить, опходить






































  1. Заполни таблицу. Если верное утверждение, поставь +, если нет -.

1

2

3

4

5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 








Самостоятельная работа

Задание №1

Прочитай внимательно текст. Выпиши подчеркнутые слова, выдели приставку, если она есть.


Пришла зима. Первые снежинки закружились в воздухе. Лес весь пушистый и белый. Теперь тетеревам незачем прятаться в лесную чащу. Прямо с деревьев нырнули вниз, в мягкий пушистый снег, и закопались в нем. Ветер не дует, и от врагов спрятаться можно. Хорошо там!



_______________________________________________________________________________________

Задание №2

Вставить подходящие по смыслу приставки.


Вдруг лес _____гудел, все в нем ____шипело. По лесу _____ бежала поземка. _____ летел ветер, деревья _____качались. С еловых лапок ___летал снег. Началась пурга. Она _____должалась день и ночь, весь лес ____лепила снегом.

Задание №3

Составить текст из 3-5 предложений по иллюстрации на тему “Зимний лес”








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!