Этап | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
1) Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности. | 1. Организация начала урока: Здравствуйте, ребята меня зовут Айжанар Аликовна. Сегодня я у вас проведу урок русского языка. Давайте улыбнёмся друг другу и постараемся сохранить хорошее настроение на весь день. А теперь присаживайтесь на свои рабочие места. Нам предстоит очень большая и плодотворная работа на уроке. Запишите число, классная работа. | Учащиеся активизируются. Эмоционально настраиваются на урок. | Регулятивные: -нацеливание на успешную деятельность. Личностные: - выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание проявлять новое. Коммуникативные: - формирование умения слушать и слышать |
2) Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном действии. | Расшифруйте слово на экране.(Берёза) Лексическое значение. Лиственное дерево с белой (реже - с тёмной корой) и сердцевидными листьями. (Словарь Ожегова). Что ещё нам известно об этом дереве? (символ России, берёз. сок, береста, «берёзовая каша» - наказание розгами за проступок). Подберите имена прилагательные к слову берёза. Запишем это слово. Подчеркнём орфограмму в слове, поставим ударение. (учитель-на доске). Подберите однокоренные слова. Запишем. (3-4 шт.) (пишу на доске Разберите слова по составу. Что нужно помнить, при записи однокоренных слов? Вывод: В однокоренных словах корень пишется одинаково. | Отвечают на вопросы. | Регулятивные: - умение действовать по плану и планировать свою деятельность; - умение контролировать процесс и результаты своей деятельности, включая осуществление предвосхищающего контроля в сотрудничестве с учителем и сверстниками; |
3) Этап выявления места и причины затруднения. | А теперь посмотрите на экран, прочитайте слова. На какие группы можно разделить эти понятия? Сейчас вы поработаете в парах. Давайте вспомним правила работы. Разделите слова на группы, записывая каждую в отдельный столбик. Корень Местоимение Суффикс Существительное Подлежащее Глагол Приставка Сказуемое Окончание Прилагательное Назовите части слова. Части речи. Члены предложения. Проверяем… ХОРОШО!!! | Читают. Части слова, части речи, члены предложения. Работа с карточками в парах. . | Познавательные: - выдвижение гипотез, их обсуждение, доказательства; Регулятивные: - составление плана и последовательности действий Личностные: - развитие познавательных интересов учебных мотивов; |
4) Этап построения проекта выхода из затруднения. | Давайте вспомним, что такое подлежащее? А что такое сказуемое? Подлежащее-это то, о чём или о ком говорится в предложении. Сказуемое-это то, что говорится о подлежащем. Они являются главными членами предложения (или грамматической основой). А чем являются сказуемое и подлежащее. Составьте предложение только из подлежащего и сказуемого. А все ли предложения состоят только из грамматической основы? Как называются такие члены? Скажите, а всё ли мы знаем о второстепенных членах? Кто попробует сформулировать цель нашего урока? А для того, чтобы достичь этой цели, нам нужно поставить перед собой определённые задачи: (читаю) 1.Вспомнить роль второстепенных членов предложения 2. Установить связь между главными и второстепенными членами. 3. Составить предложения с второстепенными членами. Хорошо, задачи поставлены, перейдём к их решению. Итак, наша 1 задача … | Отвечают на поставленные вопросы. Отвечают на вопросы учителя. Приводят свои примеры (2-3) Второстепенные члены предложения. Цель урока: повторить второстепенные члены предложения. | Регулятивные: - постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что еще не известно; Познавательные: - постановка и решение проблемы; Личностные: - развитие познавательных интересов учебных мотивов; Коммуникативные: - умение ясно и четко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции. |
5) Этап реализации построенного проекта. | Посмотрите на экран. Прочитайте предложения. Стоят берёзки. Снега растаяли. Дрожат ветки. Смогли ли вы представить себе берёзы, о которых говорится? Какие они? Что можем сказать об этих предложениях? Итак, мы не смогли представить себе берёзы, какими их описал автор. Но русский язык необычен и своеобразен. Закройте глаза, послушайте стихотворение и попробуйте представить себе картину, описанную поэтессой Натали Самоний. Готовы? СТЫДЛИВАЯ БЕРЁЗКА Стоят берёзки-скромницы, Поникли от стыда: Растаяли от солнышка На веточках снега. И ветки оголённые, Как плечики дрожат, Ведь март, шалун и ветреник, Не сшил для них наряд. Лучи – иголки с нитками, Сошьют берёз наряд. И листики зелёные Шелками зашуршат: Берёзки станут радостней И краше во сто крат!!! Какие берёзы вы себе представили? (ответы) Давайте сравним первую запись с тем, что мы прочитали. Что вы можете сказать теперь? Итак, какую же роль играют второстепенные члены предложения? ФИЗКУЛЬТМИНУТКА Давайте, немного отдохнём. Очнулись деревья от зимнего сна. (потянулись) В марте по лесу гуляет весна. (ходьба на месте). В овраге ручьи шаловливо звенят. (хлопки). И с юга на родину птицы летят. (машем «крыльями). Игра «Деревья- кустарники-трава». Вдох-выдох. Садитесь, пожалуйста! | Представили, но неполно. Предложения состоят только из грамматической основы. Полно, выразительно, передаёт красоту, помогает создать образ. Второстепенные члены уточняют, поясняют, дополняют и т.д. | Личностные: - развитие познавательных интересов учебных мотивов; Коммуникативные: - умение ясно и четко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции. |
6) Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи. | Интересно, а верный ли мы сделали вывод о роли второстепенных членов? Как мы можем это проверить? Давайте откроем учебник на стр. 91 и сравним свой ответ с правилом. Правильно мы с вами сделали вывод? А теперь прочитайте 2 и 3 части. О чём ещё можно узнать из этого правила? (распрост. и нераспрост.). Какое предложение называется распространённым, а какое нераспространенным? Приведите примеры. Вернёмся к нашему плану. Какую задачу мы решали? Мы узнали, какую роль играют второстепенные члены предложения? Что же ещё необходимо? Запишем под диктовку с комментированием предложение: Весной по дорожкам побежали говорливые ручейки. Какое это предложение по цели высказывания? По интонации? Выполним задание, воспользуясь алгоритмом. Он есть у каждого на парте. Прочтите… Как установить связь между… Найти грамматическую основу предложения. (подлежащее и сказуемое). Найти слова, к которым можно задать вопрос от подлежащего. Найти слова, к которым можно задать вопрос от сказуемого. Найти слова, к которым можно задать вопрос от других второстепенных членов. Выполним задание… | Выполняют упражнения. | Личностные - знание основных моральных норм работы в группе (справедливого распределения, взаимопомощи, ответственности); Коммуникативные: - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. |
7) Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону. | Вернёмся к нашему плану. Какую задачу мы ещё не решили? Сейчас я предлагаю вам побыть редакторами. Кстати, а кто это? Редактор – это тот, кто занимается редактированием. Он корректирует, исправляет ошибки. Учебник с .91 упражнение 139. Поработаем в группах. Вспомним правила работы в группе. Ну, что же, господа редакторы, каков результат вашей работы? А сейчас запишите получившиеся у вас предложения по вариантам: 1вариант –1-е и 3-е, 2 вариант - 2-е и 3-е. Меняемся тетрадями и проверяем правильность написания. | Работают самостоятельно. Осталось решить 3-ю задачу: научиться составлять предложения с второстепенными членами. Обсуждение в группах. Проверка. | Регулятивные: - умение действовать по плану и планировать свою деятельность; - умение контролировать процесс и результаты своей деятельности, включая осуществление предвосхищающего контроля в сотрудничестве с учителем и сверстниками; Личностные: - готовность к сотрудничеству, оказанию помощи, - оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающие личностный моральный выбор; |
8) Этап включения в систему знаний и повторения. | Давайте вернёмся к нашему плану. Все ли задачи мы с вами выполнили? Значит, мы достигли цели урока? (ДОП – НО) с. 91 упр. 138 (УСТНО) Прочитайте задание… | Выполняют упражнения в группах. | Познавательные: - преобразование модели в соответствии с содержанием учебного материала и поставленной учебной целью Коммуникативные: - постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; - умение слушать и вступать в диалог; |
9) Этап рефлексии учебной деятельности. | Вспомните, как вы работали на протяжении всего урока, и поставьте итоговую оценку за весь урок: – всё понял на уроке, трудностей не было; –имел трудности на уроке; - было сложно, не понял тему урока. В учебнике на с. 91, упр.137. Правило. Ознакомьтесь, пож-та. Есть вопросы? Урок окончен. Спасибо. Молодцы! | Отвечают на вопросы. Подводят итоги. | Регулятивные: - выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознания качества и уровня усвоения; |