СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Повторение. Второстепенные члены предложения.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок русского языка по теме "Повторение. Второстепенные члены предложения", УМК "Планета знаний".

Просмотр содержимого документа
«Повторение. Второстепенные члены предложения.»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

Тип урока: Урок систематизации знаний (общеметодологической направленности)

Тема: Повторение. Второстепенные члены предложения.

УМК: Планета знаний

Класс:

Цель: Углубить представление о строении предложений с второстепенными членами и их ролью (группа подлежащего, группа сказуемого). Дать понятие о распространенных и нераспространенных предложениях. Способствовать развитию чувства языка: роль порядка слов в предложении




Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1) Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности.



1. Организация начала урока:

Здравствуйте, ребята меня зовут Айжанар Аликовна. Сегодня я у вас проведу урок русского языка.

Давайте улыбнёмся друг другу и постараемся сохранить хорошее настроение на весь день. А теперь присаживайтесь на свои рабочие места.
Нам предстоит очень большая и плодотворная работа на уроке.

Запишите число, классная работа.

Учащиеся активизируются.

Эмоционально настраиваются на урок.

Регулятивные:

-нацеливание на успешную деятельность.

Личностные:

- выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание проявлять новое.

Коммуникативные:

- формирование умения слушать и слышать


2) Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном действии.



Расшифруйте слово на экране.(Берёза)

Лексическое значение. Лиственное дерево с белой (реже - с тёмной корой) и сердцевидными листьями. (Словарь Ожегова).

Что ещё нам известно об этом дереве? (символ России, берёз. сок, береста, «берёзовая каша» - наказание розгами за проступок).

Подберите имена прилагательные к слову берёза.

Запишем это слово. Подчеркнём орфограмму в слове, поставим ударение. (учитель-на доске).

Подберите однокоренные слова. Запишем. (3-4 шт.) (пишу на доске

 Разберите слова по составу.

Что нужно помнить, при записи однокоренных слов?

Вывод: В однокоренных словах корень пишется одинаково.



Отвечают на вопросы.


Регулятивные:

- умение действовать по плану и планировать свою деятельность;

- умение контролировать процесс и результаты своей деятельности, включая осуществление предвосхищающего контроля в сотрудничестве с учителем и сверстниками;


3) Этап выявления места и причины затруднения.




А теперь посмотрите на экран, прочитайте слова. На какие группы можно разделить эти понятия?

Сейчас вы поработаете в парах. Давайте вспомним правила работы. Разделите слова на группы, записывая каждую в отдельный столбик.

Корень Местоимение

Суффикс Существительное

Подлежащее Глагол

Приставка Сказуемое

Окончание Прилагательное

Назовите части слова. Части речи. Члены предложения.

Проверяем… ХОРОШО!!!



Читают.


Части слова, части речи, члены предложения.


Работа с карточками в парах.




.






Познавательные:

- выдвижение гипотез, их обсуждение, доказательства;

Регулятивные:

- составление плана и последовательности действий Личностные:

- развитие познавательных интересов учебных мотивов;


4) Этап построения проекта выхода из затруднения.



Давайте вспомним, что такое подлежащее?

А что такое сказуемое?

Подлежащее-это то, о чём или о ком говорится в предложении.

Сказуемое-это то, что говорится о подлежащем.

Они являются главными членами предложения (или грамматической основой).

А чем являются сказуемое и подлежащее.

Составьте предложение только из подлежащего и сказуемого.

А все ли предложения состоят только из грамматической основы?

Как называются такие члены?

Скажите, а всё ли мы знаем о второстепенных членах?


Кто попробует сформулировать цель нашего урока?

А для того, чтобы достичь этой цели, нам нужно поставить перед собой определённые задачи: (читаю)

1.Вспомнить роль второстепенных членов предложения

2. Установить связь между главными и второстепенными членами.

3. Составить предложения с второстепенными членами.

Хорошо, задачи поставлены, перейдём к их решению. Итак, наша 1 задача …



Отвечают на поставленные вопросы.


Отвечают на вопросы учителя.


Приводят свои примеры (2-3)



Второстепенные члены предложения.


Цель урока: повторить второстепенные члены предложения.

Регулятивные:

- постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что еще не известно;

Познавательные:

- постановка и решение проблемы;

Личностные:

- развитие познавательных интересов учебных мотивов;

Коммуникативные:

- умение ясно и четко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции.


5) Этап реализации построенного проекта.



Посмотрите на экран. Прочитайте предложения. Стоят берёзки. Снега растаяли. Дрожат ветки.

Смогли ли вы представить себе берёзы, о которых говорится? Какие они?

Что можем сказать об этих предложениях?

Итак, мы не смогли представить себе берёзы, какими их описал автор.

Но русский язык необычен и своеобразен. Закройте глаза, послушайте стихотворение и попробуйте представить себе картину, описанную поэтессой Натали Самоний. Готовы?

СТЫДЛИВАЯ БЕРЁЗКА
Стоят берёзки-скромницы,
Поникли от стыда:
Растаяли от солнышка
На веточках снега.
И ветки оголённые,
Как плечики дрожат,
Ведь март, шалун и ветреник,
Не сшил для них наряд.
Лучи – иголки с нитками,
Сошьют берёз наряд.
И листики зелёные
Шелками зашуршат:
Берёзки станут радостней
И краше во сто крат!!!

Какие берёзы вы себе представили? (ответы)

Давайте сравним первую запись с тем, что мы прочитали.

Что вы можете сказать теперь?

Итак, какую же роль играют второстепенные члены предложения?

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Давайте, немного отдохнём. Очнулись деревья от зимнего сна. (потянулись) В марте по лесу гуляет весна. (ходьба на месте). В овраге ручьи шаловливо звенят. (хлопки). И с юга на родину птицы летят. (машем «крыльями).

Игра «Деревья- кустарники-трава». Вдох-выдох. Садитесь, пожалуйста!


Представили, но неполно.



Предложения состоят только из грамматической основы.

Полно, выразительно, передаёт красоту, помогает создать образ.

Второстепенные члены уточняют, поясняют, дополняют и т.д.


Личностные:

- развитие познавательных интересов учебных мотивов;

Коммуникативные:

- умение ясно и четко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции.


6) Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи.



Интересно, а верный ли мы сделали вывод о роли второстепенных членов? Как мы можем это проверить?

Давайте откроем учебник на стр. 91 и сравним свой ответ с правилом.

Правильно мы с вами сделали вывод? А теперь прочитайте 2 и 3 части.

О чём ещё можно узнать из этого правила? (распрост. и нераспрост.).

Какое предложение называется распространённым, а какое нераспространенным?


Приведите примеры.

Вернёмся к нашему плану. Какую задачу мы решали?

Мы узнали, какую роль играют второстепенные члены предложения?

Что же ещё необходимо?


Запишем под диктовку с комментированием предложение:

Весной по дорожкам побежали говорливые ручейки. Какое это предложение по цели высказывания? По интонации?

Выполним задание, воспользуясь алгоритмом. Он есть у каждого на парте. Прочтите… Как установить связь между…

  • Найти грамматическую основу предложения. (подлежащее и сказуемое).

  • Найти слова, к которым можно задать вопрос от подлежащего.

  • Найти слова, к которым можно задать вопрос от сказуемого.

  • Найти слова, к которым можно задать вопрос от других второстепенных членов.

Выполним задание…












Выполняют упражнения.

Личностные - знание основных моральных норм работы в группе (справедливого распределения, взаимопомощи, ответственности);

Коммуникативные:

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.


7) Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.




Вернёмся к нашему плану. Какую задачу мы ещё не решили?

Сейчас я предлагаю вам побыть редакторами. Кстати, а кто это?

Редактор – это тот, кто занимается редактированием. Он корректирует, исправляет ошибки.

Учебник с .91 упражнение 139.

Поработаем в группах. Вспомним правила работы в группе.

Ну, что же, господа редакторы, каков результат вашей работы?

А сейчас запишите получившиеся у вас предложения по вариантам:

1вариант –1-е и 3-е,

2 вариант - 2-е и 3-е. Меняемся тетрадями и проверяем правильность написания.


Работают самостоятельно.


Осталось решить 3-ю задачу: научиться составлять предложения с второстепенными членами.



Обсуждение в группах.


Проверка.

Регулятивные:

- умение действовать по плану и планировать свою деятельность;

- умение контролировать процесс и результаты своей деятельности, включая осуществление предвосхищающего контроля в сотрудничестве с учителем и сверстниками;

Личностные:

- готовность к сотрудничеству, оказанию помощи, - оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающие личностный моральный выбор;


8) Этап включения в систему знаний и повторения.




Давайте вернёмся к нашему плану. Все ли задачи мы с вами выполнили? Значит, мы достигли цели урока?

(ДОП – НО) с. 91 упр. 138 (УСТНО) Прочитайте задание…

Выполняют упражнения в группах.













Познавательные:

- преобразование модели в соответствии с содержанием учебного материала и поставленной учебной целью

Коммуникативные:

- постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

- умение слушать и вступать в диалог;


9) Этап рефлексии учебной деятельности.




Вспомните, как вы работали на протяжении всего урока, и поставьте итоговую оценку за весь урок:

– всё понял на уроке, трудностей не было;

–имел трудности на уроке;

- было сложно, не понял тему урока.


В учебнике на с. 91, упр.137. Правило. Ознакомьтесь, пож-та. Есть вопросы?

Урок окончен. Спасибо. Молодцы!

Отвечают на вопросы.

Подводят итоги.


Регулятивные:

- выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознания качества и уровня усвоения;





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!