СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока: «Второстепенные члены предложения».

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний

Цели урока: повторение и обобщение изученного по теме «Второстепенные члены предложения», закрепить умение различать второстепенные члены предложения; развивать орфографическую и пунктуационную зоркость.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока: «Второстепенные члены предложения».»

Конспект урока по русскому языку (8 класс)

Тема урока: «Второстепенные члены предложения».

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний

Цели урока: повторение и обобщение изученного по теме «Второстепенные члены предложения», закрепить умение различать второстепенные члены предложения; развивать орфографическую и пунктуационную зоркость.

Оборудование: конверты с карточками, карточки – цифры, тест по теме,
рабочий материал к уроку (нормы оценок, материалы к
творческой работе), ноутбуки.

Ход урока:

1. Этап мотивации и целеполагания

Класс делится на 3 группы, каждая группа получает конверт с одинаковым набором слов – терминов, имеющих отношение к теме «Второстепенные члены предложения». Каждой группе необходимо выбрать те термины, которые характеризуют 1группа - определение, 2группа - дополнение, 3группа – обстоятельство.

После проверки задания учащиеся формулируют цели урока: повторить теоретический материал о второстепенных членах предложения, закрепить навыки по различению второстепенных членов предложения, нахождению в тексте.

2. Этап обобщения и систематизации знаний

Задание 1. Работа с сигнальными карточками

У каждой группы набор карточек с цифрами от 1 до 5. На доске записано пять предложений. Учитель называет определённое языковое явление, а учащимся нужно поднять номер предложения, в котором оно встречается.

Предложения:
1. Гости просили Татьяну спеть.
2. Несмотря на поздний час, в доме никто не спал.
3. На другой день Пьер приехал проститься.
4. Осетин – извозчик неутомимо погонял лошадей.
5. Лестница на чердак была очень крутая.
• В этом предложении есть несогласованное определение(5)
• В этом предложении есть обстоятельство уступки(2)
• В этом предложении есть приложение(4)
• В этом предложении дополнение выражено неопределённой формой глагола (1)
• В этом предложении есть обстоятельство времени(3)
- Подводятся итоги работы в группах. Выставляются баллы.

Задание 2. «Цифровой диктант».
На доске записаны условные обозначения:
1- согласованные определения,
2- несогласованные определения,
3- приложение
Учитель читает пример, а ученики записывают соответствующую цифру.
Примеры: газета «Звезда», соловей-разбойник, ваза из хрусталя, изумлённый взгляд, Москва – река, платье из ситца, город Волгоград, яйца всмятку, врач – стоматолог, носки из шерсти, карие глаза, макароны по-флотски, глиняный кувшин, котлеты из рыбы (2)


Взаимопроверка: ученики обмениваются тетрадями и проверяют работу своего соседа.

Газета «Звезда» (3)

соловей-разбойник (3)

ваза из хрусталя (2)

изумлённый взгляд (1)

Москва – река (3)

платье из ситца(2)

город на Волге (2)

яйца всмятку (2)

врач – стоматолог (3)

носки из шерсти (2)

карие глаза (1)

макароны по-флотски (2)

глиняный кувшин (1)

котлеты из рыбы (2)

*дополнительное задание: перестроить словосочетания, построенные по типу управления, в словосочетания с согласованием


Задание 3.Конструирование предложений
Конструируем предложение, записывая его в тетради. (Раздаточные материалы напечатаны для каждого ученика)

- Из первого предложения (Осенью птицы улетают на юг) возьмите обстоятельство времени, употребив его как существительное в именительном падеже, единственного числа. (Осень)
- Из второго предложения ( Осенний морозец разрумянил щёки) возьмите сказуемое, употребив его без приставки в настоящем времени. (румянит)
-Из третьего предложения ( Кисти винограда свисают до земли) возьмите слово, обозначающее подлежащее, употребив его в качестве дополнения.(кисти)
- Из четвёртого предложения (Рябины украшают наши леса) возьмите существительное в роли подлежащего, сделайте его дополнением, употребив в родительном падеже. (рябин)
- Какое предложение у вас получилось? (Осень румянит кисти рябин)
- Подчеркните второстепенные члены предложения. Назовите их. (кисти –дополнение, рябин – дополнение)


Задание 4. Осложнённое списывание

Задание: списать текст, вставить пропущенные буквы, знаки препинания

Родной язык надо любить как мать как музыку и надо уметь хорошо г_в_рить что(бы) пер_дать свою мысль другому ясно и просто.

Буд_шь пон_мать мысли людей – легче будет жить, и умнее стан_шь, да и тебя все будут пон_мать…   (М.Горький)

Задание по тексту:

1)Определите тему и основную мысль текста. / Текст о языке, об отношении к нему. Надо любить родной язык и уметь хорошо говорить, чтобы тебя понимали.

2) Передать содержание текста одним предложением / Надо любить родной язык и уметь хорошо говорить, чтобы тебя понимали.

3) а) Найдите второстепенный член предложения, который, по образному замечанию В.М. Бурмако, «сидит на двух стульях», т.е. является дополнением и определением  / мысли людей

б) Определите тип связи, назовите второстепенный член предложения, аргументируйте свой ответ/управление, дополнение (мысли кого? людей), определение (мысли  чьи? людей).

в) Перестройте словосочетание со связью управление в синонимичное со связью согласование / (людские мысли) 

4. Найдите в тексте, аргументируя свой ответ

а) согласованное определение /родной язык, свою мысль, другому человеку

б) прямое дополнение /передать мысль, будешь понимать мысли, будут понимать тебя

в) косвенное дополнение /передать другому

г) обстоятельство образа действия /хорошо говорить, легче будет жить

Этап рефлексии

- Оцените свою деятельность на уроке. Что получилось? Над чем нужно поработать?

-Оцените работу в группе?

- Подумайте, что следует повторить перед контрольным диктантом?


Домашнее задание:

Выполнить тест по теме «Второстепенные члены предложения», упражнение № 123.

Тест по теме «Второстепенные члены предложения»

1.Дополнение отвечает на вопросы:

А) кто? что?

Б) какой? какая? какие?

В) косвенных падежей

Г) где? куда? откуда?

2.В каком предложении выделенное слово является дополнением?

А) Он выбрал профессию врача.

Б) Он выбрал профессию врача.

В) Он выбрал профессию врача.

Г) Он выбрал профессию врача.

3.Укажите предложение с прямым дополнением:

А) Девочки в поле собирали васильки.

Б) Я расскажу вам, ребята, о трудных днях войны.

В) На стене висел портрет А.С.Пушкина.

Г) Около дома лежали дрова.

4.Укажите предложение с косвенным дополнением:

А) Бабушка вязала свитер.

Б) Я пишу письмо другу.

В) Я рисую картину.

Г) С горы хорошо видно дом и школу.

5.Укажите предложение, в котором неверно выделено дополнение:

А) В городе мы посетили этнографический музей.

Б) В городе мы посетили этнографический музей.

В) После обеда Алексей сел за стол и написал письмо.

Г) Художник нарисовал автопортрет.

6.Укажите, какие слова являются дополнением в предложении Осенью я люблю погулять в нашем лесу, люблю собирать ягоды, грибы, любоваться речкой.

А) в нашем лесу, ягоды, грибы, речкой

Б) ягоды, грибы, речкой

В) осенью, ягоды, грибы, речкой

Г) в лесу, ягоды, грибы, речкой

7.Укажите предложение , в котором неверно выделено определение:

А) Наступила ранняя осень.

Б) Возьми эту книгу.

В) Это был дом из дерева.

Г) Столовая находилась в том же здании.

8.Укажите предложение с несогласованным определением:

А) Ранней весной хорошо выйти в поле!

Б) Этот случай удивил многих.

В) Встреча с одноклассниками состоится в субботу.

Г) Прозрачный лес один чернеет.

9.Укажите предложение с согласованным определением:

А) Грозовая туча прошла мимо.

Б) Недалеко был особняк в три этажа.

В) Недалеко был особняк с лепниной.

Г) Этот рассказ интересней.

10.Укажите предложение, в котором есть приложение:

А) В городе-крепости мы смотрели выставку.

Б) Русский язык – это один из совершеннейших языков мира.

В) Дедушка был добрейший человек.

Г) Около дома рос огромный дуб.

11.Укажите предложение, в котором на месте пропуска нужно поставить дефис:

А) Художник (..) Левитан писал прекрасные картины.

Б) Композитор (..) Чайковский известен на весь мир.

В) Вьётся улица (..) змея.

Г) Над рекой (..) Волгой льётся тихая песня.

12.Укажите предложение, в котором на месте пропуска не нужно ставить дефис:

А) Мальчик (..) киргиз проводил нас до дома.

Б) Девочки (..) старшеклассницы исполнили песню.

В) Профессор (..) математик выступил с докладом.

Г) Профессор (..) математики выступил с докладом.

13.Укажите предложение, в котором нет приложения:

А) Бабушка выписывает журнал «Крестьянка».

Б) Врач Кузнецова начала приём.

В) Студенты-кубинцы исполнили зажигательный танец.

Г) Гигантская скала закрывала часть пейзажа.

14.Укажите предложение с обстоятельством места:

А) С горы бежит поток проворный.

Б) Вчера я долго не мог заснуть.

В) И все почему-то вздохнули.

Г) Я сходил за картошкой.

15.Укажите предложение с обстоятельством причины:

А) Сенокос опоздал из-за дождей.

Б) Несмотря на дождь, мы пошли дальше.

В) В доме тихо играла музыка.

Г) Нас пригласили в филармонию послушать музыку.