Тема: Повторяем правописание безударных окончаний имен существительных 1-го, 2-го, 3 –го склонения
Цель:
существительных трёх склонений;
совершенствовать умение правильно писать окончания существительных 1, 2, 3 склонения;
развивать внимание, память, логическое мышление, речь учащихся.
воспитывать интерес к русскому языку, бережное отношение к природе.
Ход урока.
1. Орг. момент.
Ребята, начать наш урок я хотела бы с пословицы:
"Знание собирается по каплям".
Как вы ее понимаете?
У. Вы знаете, что наши знания – это богатство, которое мы складываем в сундучок, а когда нужно, достаем и используем. Сегодня вам понадобятся эти знания т.к. на этом уроке мы будем повторять «Правописание безударных падежных окончаний имён существительных 1-3 склонений в единственном числе”. Начнем с проверки домашнего задания.
Кто и какие трудности испытывал при выполнении домашнего задания? Что вам помогло?
2. Проверка домашнего задания.
1 группа - уч. стр. 64 упр 5
2 группа – тетрадь УПБО стр. 46 упр 109
-Откройте тетради, запишите число, классная работа.- с комментированием.
II. Минутка чистописания
На доске. АНИМИРОВА. . АЛФАВИТ
Нам нужно отгадать ключевое слово.
Назовите букву, которая стоит в алфавите перед буквой р;
Безударная гласная в словах: земля, лесок;
Назовите букву, которая стоит в алфавите после буквы п;
Безударная гласная в словах: река, печёт;
13-я буква алфавита;
6-я буква алфавита;
Парная согласная букве з;
Безударная гласная в словах: окно, вода;
Назовите букву, которая стоит в алфавите между буквами й, л.
Мы с вами собрали слово: перелесок. – картина Левитана « Март».
Что такое перелесок? (Небольшой лес, отдалённый полянами от других лесных участков).
Какие слова спрятались в слове перелесок? (Лес, лесок).
Запишите слова в тетрадь, обратите внимание на нижнее и верхнее соединение букв.
Что объединяет все эти слова?? (Имена существительные).
Докажите. (Они отвечают на вопрос "Что?").
Разбор слов по состав. 1 ученик у доски.
-Что вы вспомнили при выполнении этих заданий?
III. Закрепление и совершенствование приобретённых ЗУН.
2. Словарная работа.
- Скажите, для чего мы каждый день повторяем словарные слова.
-А теперь слушаем внимательно задание, записать слова, выделить окончание и указать падеж. Сколько падежей в русском языке? Назовите их. Как мы определяем падеж? А если одинаковые вопросы, тогда, что вам помогает? Значит, о чем мы с вами вспомнили?
(деревня, около дороге, к березе, осину.… погодой…,о ветре.)
Что вы заметили?
- 3. Работа по картине. А теперь еще раз посмотрим на нашу репродукцию.
- А что вы еще видите на этой картинке.
( снег, деревья, лошадь, дом, дорога…)
- Определите склонение этих слов.
Так что такое склонение?
– Какого склонения бывают существительные?
– Какие существительные относятся к 1? 2? 3 склонению? А как вы определяете склонение? А если слова стоит во множественном числе? А существуют несклоняемые существительные? Какие? А теперь давайте еще раз повторим алгоритм определения склонений имен существительных. АЛГОРИТМ. СЛАЙД
VI. ФИЗМИНУТКА
4. Работа в паре. слайд
А теперь пользуясь нашим алгоритмом? Определите склонение имен существительных объясняя друг другу, как вы действуете.
1 вариант приближался к деревне (1 скл.) освещался солнцем (2 скл.) в снежную пыль (3 скл.) утро наступило (2 скл.) | 2 вариант наловил в озере (2 скл.) раздавался в тишине (1 скл.) сверкает солнце (2 скл.) тёмной ночью (3 скл) |
-А теперь посмотрим, что у вас получилось. У каждого на столе лежит солнышко и туча.
-Если ваша пара справилась без затруднений, то возьмите солнышко, но если были трудности, хоть у кого- либо, то тучка. Давайте посмотрим, что у вас получилось?
Какой можно сделать вывод?
VII.ФИЗМИНУТКА
Дифференцированное задание.
Теперь переходим к последнему заданию
На столах у вас лежат карточки по уровням. Прочитайте задания. Что непонятно.
1й уровень.
Задание: Списать текст, дописать пропущенные окончания существительных. Определить склонение и падеж у существительных в ед. ч..
К околиц… деревн… по тропинк… бежит хохлатый жаворонок. С первым снег… появляется он на деревенской улиц… . Весь день жаворонок проводит в поисках пищ… на окраин… деревн… На мороз… жаворонок не зябнет.
2й уровень.
Задание: Составить и записать предложения из каждой строчки. Определить склонение и падежи имён существительных в ед. ч., дописать окончания.
тропинка, из деревн…, узкая, детей, привела, к рощ…, еловой;
висели, высокой, шишки, на ветк…, ел…;
белка, с ветк…, прыгала, на ветк…;
недалеко, от, остановились, дети, полянк…;
трухлявый, на полянк…, пень, стоял.
3й уровень.
Задание: По опорным словам составить мини - сочинение “Лес”. У существительных ед. ч. определить склонение и падеж:
в лесу, деревья, красиво, птицы, тихо, ветка, снег, звери, скрипит
-Что у вас получилось? Проверка от каждой группы.
IX. Обобщение по теме.
Мы завершаем наш урок. И мне бы хотелось, что бы вы ответили, с какими знаниями вы его заканчиваете. Если вы все хорошо поняли все, то поднимите солнышко, если необходимо подучить что- то, то тучка.
И в конце урока мне бы хотелось, чтобы вы ответили
Сегодня на уроке - узнал, открыл для себя…
- научился, смог..
- могу похвалить себя и своих одноклассников за…
X. Домашнее задание.