Урок 5/5 класс 10 дата _____________________________
Тема урока: Повторение. Действительные числа.
Цели урока:
Образовательные:
обобщить понятие степени;
отработать умение находить значение степени с действительным показателем;
закрепить умения использовать свойства степени при упрощении числовых и алгебраических выражений.
Развивающие:
развивать умение обобщать, систематизировать на основе сравнения, делать вывод;
активизировать самостоятельную деятельность;
развивать познавательный интерес.
Воспитательные:
воспитание коммуникативной и информационной культуры обучающихся;
Тип урока: обобщающий.
Вид урока: защита групповых заданий.
Методы обучения: обсуждение, взаимообучение, взаимоконтроль.
Внутрипредметная связь: формулы Бинома – Ньютона, арифметический корень натуральной степени, формулы разложения на множители.
Межпредметная связь:
Средства обучения: Мультимедийное оборудование, компьютер, карточки с домашним заданием.
Карточки с задачами.
Презентации по темам.
Методы контроля:
Материально – техническое оснащение: Мультимедийное оборудование, компьютер, рабочие материалы (листы с заданиями).
Литература:
Алимов Ш.А. и др. Алгебра и начала анализа. 10 (11) кл. – М.,2011.
Колмогоров А.Н. и др. Алгебра и начала анализа. 10 (11) кл. – М., 2000.
Этапы урока:
Вступительное слово преподавателя. Представление команд.
Презентации учащихся по различным темам:
степень с натуральным показателем;
степень с целым отрицательным показателем и с нулём ;
степень с дробным показателем;
степень с иррациональным показателем;
решение задач.
Самостоятельная работа;
Подведение итогов; рефлексия.
Домашнее задание.
Организационный момент: Я хочу начать урок с той притчи, которую вам прочла в конце прошлого урока.
Притча: «Однажды царь решил выбрать из своих придворных первого помощника. Он подвёл всех к огромному замку. «Кто первым откроет, тот и будет первым помощником». Никто даже не притронулся к замку. Лишь один визирь подошёл и толкнул замок, который открылся. Он не был закрыт на ключ.
Тогда царь сказал: «Ты получишь эту должность, потому что полагаешься не только на то, что видишь и слышишь, а надеешься, на собственные силы и не боишься сделать попытку». В чём смысл этой притчи? (Ответы учащихся).
Я уверена, что каждый из вас пытался, пробовал, чтобы решить поставленную перед вами задачу.
Итак, завершилось ваше путешествие по огромному острову «Оревал ньют». Хранителями этого острова являются французский ученый Николай Орем (1330-1382 г.), изучивший степень с дробным показателем, английский математик Джон Валлис (1606-1703), который ввёл использование современной символики степеней нулевым, отрицательным и дробным
показателями и английский физик, математик и астроном Исаак Ньютон
(1642-1727), нашедший формулу для различных степеней суммы двух чисел.
В освоении этого острова вам помогли знания шестого алгебраического действия – возведение в степень и его свойств, умения распределиться на группы, работать дружно в команде, чувство времени. Чтобы сделать высадку на остров вы должны были показать свои знания и умения по теме степень за определённый промежуток времени. И вы с этим справились. Сейчас вы нам всё это расскажете.
Задания были по следующим темам:
степень с натуральным показателем;
степень с целым отрицательным показателем и с нулём;
степень с дробным показателем;
степень с иррациональным показателем;
применение формул Бинома Ньютона;
решение задач.
А распределились мы на следующие команды:
Презентация команды «».
Мы знатоки темы «Степень с натуральным показателем». Дружно вспомнив, определение степени числа a с натуральным показателем n (n 0) и его свойства мы справились с заданием. Посмотрите на экран:
Степенью числа a с натуральным показателем n, больше 1, называется произведение n множителей, каждый из которых равен a: an =a·a·a·a·…·a (n раз) , a- основание степени, n- показатель степени. При этом a є R (множеству действительных чисел).
А теперь рассмотрим примеры на экране:
23 = 2·2·2=8; (-3)5 =(-3)·(-3)·(-3)·(-3)·(-3) = -243:
()2 = () ·) = ;
(1,3)4 = 1,3·1,3·1,3·1,3= 2,8561;
(4 = · · · = 11·11= 121.
Также пришлось нам вспомнить свойства степени. Напомним вам. Посмотрите на экран:
Свойства степени | Словесная формулировка | Примеры |
a1 = a | | 171 = 17; ()1 = . |
an ·am = an+m | При умножении степеней с равными основаниями снование остаётся прежним, а показатели складываются. | 57·53 =510 |
an :am = an-m | При делении степеней с равными основаниями основание остаётся прежним, а показатели вычитаются. | 3,117 : 3,115 = 3,12 |
(an)m = a n ·m | При возведении степени в степень основание остаётся прежним, а показатели умножаются. | (()2)3 = ()6 |
(a· b)n = an ·bn | При умножении степеней с равными показателями основаниями основания умножаются, а показатель остаётся прежним. | 22·32 = (2·3)2 = 62 |
()n = | При делении степеней с равными показателями основания делятся, а показатель остаётся прежним. | ()2 = = |
II. Презентация команды «».
В моей команде были те, кто владел информацией о степени с целым отрицательным показателем и нулём. При работе со степенью отрицательным показателем надо помнить, что основание a ≠ 0. Это связано с неопределённостью «на нуль делить нельзя». Также неопределённостью считается 00. Далее рассмотрим таблицу. Внимание на экран:
Определение | Примеры |
a-n = , a0 | 2-3 = = ; 1,6-1 = = =; )-3 = = |
()-n = ()n | ()-2 = ()2 =; |
a-1 = | 9-1 = |
При этом свойства степеней сохраняются. Рассмотрим примеры. Смотрим на экран.
Примеры:
3-7·3-3 =3-10
3,4-11 : 3,4-5 = 3,4-11-(-5) = 3, 4-11+5 = 3,4-6
(()-3)-5 = ()15
2-2·3-2 = (2·3)-2 = 6-2
= ( )-2 = ()2 =
III. Презентация команды «»
Моя команда легко справилась с примерами со степенью дробным показателем: . Обратите внимание на экран:
= , где a 0, m принадлежит множеству целых чисел Z, а n множеству натуральных чисел N.
=0, если a=0, 0. Но при этом мы должны были знать и свойство арифметического корня натуральной степени = = ()m.
А теперь рассмотрим примеры. Смотрим на экран.
= = 8; = = ()2 = 22 = 4; = = = ()3 = = 8;
А свойства степеней справедливы и на множестве дробных чисел. Разберём примеры по экрану:
Примеры:
· = = = 8;
: = = = = 3;
()-4 = = = = ()-1 = =;
· = = = = 9;
: = = = = ()3 = = 125.
IV. Презентация команды «»
Нам попалось труднейшее задание. Мы тоже справились им. А были у нас примеры степенью с иррациональным показателем, хотя свойства степеней такие же. Но при этом надо уметь использовать свойства арифметического корня натуральной степени. Вот они на экране:
примеры:
· = = 1;
: = = 0,027;
= = = 125;
·= ;
: = .
V. Презентация команды «»
Нам пришлось вспомнить формулы Бинома Ньютона и формулы разложения на множители. Посмотрите на экран, мы вам их напомним.
А задания были с буквенными выражениями. Вот они на экране.
= = (прим. формулу (a -b) · (a +b) = a2 –b2);
( + )2 – ( - )2 = ()2 +2 +()2 - ()2 +2 -()2 = 4 = 4. (Применили формулы Бинома Ньютона).
VI. Презентация команды «»
А мы решили следующие задачи. Задача 1. Условие и решение задачи на экране.
1,395· 104 · = 1, 395·106 га.
А теперь разберём задачу 2.
Численность населения острова «Оревалньют» примерно 9 млн. человек. Определите среднее число жителей на 1 км2. Решение:
9·106 : 1, 395·104 = 6,45·102 =645 человек на квадратный километр.
Задача 3.
1, 495·108 =1,495·102·106 = 149, 5·106 = 149,5 миллионов километров.
Побывав на острове, вы улучшили свои знания и умения.
Теперь я думаю, что вы успешно справитесь с самостоятельной работой. Каждое задание имеет условную балловую оценку по степени его сложности.
На оценку «3» необходимо выполнить правильно задания, оценённые в 1-3 балла, на «4», задания, оценённые в 3-5 баллов. На оценку «5» - задания, оценённые в 4 -7 баллов. (Приложение).
Рефлексия: У какой команды лучшая эмблема? А у какой команды самый лучший девиз? Какая команда лучше всех выступила?
Домашнее задание: Повторить параграф 5. Решить № 68-71(a).
Приложение
Самостоятельная работа
Вариант 1
1. Какому из промежутков или а принадлежит число a, если:
1) (2 балла)
Вычислить (2-4)
2. (. (1 балл)
3. (2 балла)
4.. (3 балла)
5. Представить в виде степени с основанием d выражение
(4 балла)
Сравните числа (6-8):
6.. (2 балла)
7. (2 балла)
8. (3 балла)
Решите уравнения (9-10):
9.. (4 балла)
10. (4 балла)
11. Зная, что . (5 баллов)
12. Вычислить значение выражения (
при (7 баллов)
Самостоятельная работа
Вариант 2
1. Какому из промежутков
принадлежит число а, если:
; 2) (2 балла)
Вычислить (2 - 4):
2. (1 балл)
3. (2балла)
4. (3 балла)
5. Представить в виде степени с основанием b выражение
. (4 балла)
Сравните числа(6-8)
6. и (2 балла)
7 (2 балла)
8. 1 и . (3 балла)
Решить уравнения (9-10):
9. (4 балла)
10. (4 балла)
11. Зная, что (5 баллов)
12. Вычислить значение выражения () : ()
при (7 баллов)