Тема урока: " Повторение и обобщение изученного материала в разделе "Лексика".
Класс: 5
Планируемые результаты:
- Личностные: осознание лексического богатства русского языка, стремление к речевому самосовершенствованию; развитию логическое мышление.
- Метапредметные: осознавать роль слова для выражения мыслей; способность определять цель своей деятельности; оценивать достигнутые результаты
- Предметные: знать предмет изучения лексикологии; знать содержание понятий, изучаемых лексикологией; уметь находить понятия в тексте; определять слово по лексическому значению, толковать лексическое значение слова; правильно писать слова с орфограммами, связанными с лексическим значением слова.
Тип урока: урок моделирования.
Оборудование: раздаточный материал каждому учащемуся, проектор, экран, презентация к уроку.
Технологическая карта урока русского языка в 5 классе по теме
"Повторение и обобщение изученного материала в разделе "Лексика".
Условные обозначения: универсальные учебные действия - УУД;
Л - личностные; Р - регулятивные; П - познавательные; К – коммуникативные
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы и методы работы | Формируемые УУД |
1. Организационный этап. Цель этапа: включение учащихся в деятельность. Длительность этапа - 2 мин. | Создаёт эмоциональный настрой, проверяет готовность к уроку, раздаёт листы-карточки каждому учащемуся. -Здравствуйте! Какое удивительное слово, особенное. Когда мы произносим его, не только приветствуем друг друга, но и желаем здоровья. Поэтому чаще говорите «Здравствуйте!» (все вместе) – это слово обладает оздоровительной силой. В нём, как и в слове, здоровье, много звуков, которые заряжают бодростью. Предлагает выбрать из предложенных картинок ту, которая соответствует настроению. | Подготовка к работе. Приветствуют учителя и друг друга. Выбирают, рисуют соответствующий настроению символ. | Приём графической рефлексии. хорошо безразлично тревожно Слайд 1. | Самоопределение (Л), Метапредметные результаты: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К) |
2.Мотивация к учебной деятельности. Цель этапа: сосредоточение внимания, возбуждение интереса к уроку, поиск решения учебной задачи. Длительность этапа - 2 мин. | Создаёт проблемную ситуацию. Организует повторение знаний, закрепление умений. - Перед вами словосочетания. В некоторых словах пропущена буква. Что нужно учитывать, вставляя пропущенную букву? Вставьте пропущенные буквы: Слайд 2. зап(е) вать песню - зап(и)вать водой; скр(е)пить листочки - скр(и)петь от ветра; прим(е)рять пальто - прим(и)рить друзей Организует проверку. - Что вы учитывали, когда вставляли пропущенную букву? | Выполняют задание, определяя лексическое значение слов. | Частично-поисковый. Применение знаний. Беседа. | Метапредметные результаты: анализ объектов с целью выделения признаков (П), Самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели (Р). Контроль (Р) Оценка (Р) |
3. Актуализация знаний и создание проблемной ситуации. Цель этапа: подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению нового способа действий. Длительность этапа - 12 мин. | 1. Организует подготовку учащихся к самостоятельному выполнению пробного действия. Организовывает дифференцированную работу. - Что такое лексическое значение слова? Запишите термины, которые вы узнали по их лексическому значению, самостоятельно или воспользуйтесь подсказкой. Слова, имеющие одно лексическое значение - | Слова, одной и той же части речи, одинаковые по звучанию и написанию, но совершенно разные по лексическому значению - | Слова, имеющие несколько лексических значений - | Слова одной и той же части речи, которые обозначают одно и то же, но могут отличаться друг от друга оттенками лексического значения и употребления в речи - | Раздел науки о языке, в котором изучается лексика - | Словарный состав языка - | Слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением - | Слова-подсказки: лексика, лексикология, омонимы, синонимы, антонимы, многозначные слова, однозначные слова. Слайд 4. | Отвечают на вопросы учителя. Заполняют таблицу самостоятельно или используя подсказку. Воспроизводят известные им знания, осознают их. | Приём "Найди соответствия". Проблемное задание. Дифференцированная общеклассная фронтальная работа. | Метапредметные результаты: анализ объектов с целью выделения признаков (П). Метапредметные результаты: Самооценка (Р) Корректировка (Р) |
2. Организует выявление учащимися места затруднения. Организует работу в парах: -Дайте устное определение известным вам терминам: лексика - это… омонимы - это… синонимы - это… антонимы - это... многозначное слово - это… однозначное слово - это… Слайд 5. | Выстраивают устное высказывание; рассказывают правила, изученные ранее; выслушивают соседа по парте. | Фронтальный опрос. Работа в парах | Метапредметные результаты: управление поведением партнёра (К); выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К); умение слушать партнёра (К); оценивание партнёра по работе (К); контроль (Р); оценка (Р) |
4. Мотивация учебной деятельности. Физминутка. Длительность этапа - 2 мин. | Создаёт эмоциональный настрой. - Поставьте на мишени 1 точку-выстрел, которая отражала бы ваши знания по этой теме. Учитель организовывает физминутку. Раз – подняться, потянуться, Два – нагнуться, разогнуться, Три – в ладошки три хлопка, Головою три кивка. На четыре – руки шире, Пять – руками помахать, Шесть – на место тихо сесть. | Оценивают то, что уже усвоено. Выполняют физминутку. | Беседа. Приём "мишень". | Самоопределение (Л) Метапредметные результаты: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К) |
5. Постановка целей и задач урока. Цель этапа: Создание проблемной ситуации. Фиксация новой учебной задачи. Длительность этапа - 7 мин. | Организует процесс открытия новых знаний. Организует погружение в проблему, создаёт ситуацию разрыва: -для чего нужно повторять полученные ранее сведения? - Перед вами рисунок шкатулки (табличка), из которой "выпали" все предметы и перемешались. Разложите предметы (слова) в нужные ящички (ячейки таблички)."Лишние" слова подчеркните. многозначные слова | омонимы | синонимы | антонимы | | | | | | | | | прямое значение | переносное значение | | | | | Игла, ключ, золотое (кольцо), железное (здоровье), тяжелый - трудный, весёлый - грустный, ледяной (взгляд), земля, наряд, блистать - блеск, рано - поздно, (стакан из) стекла - (вода) стекла, грусть - скорбь, ледяная глыба. Организует проверку. Слайд 6. | Формулируют тему урока. Ставят цель. Высказывают предположения. (Закрепить, пополнить, систематизировать сведения по изученной теме) Пытаются решить задачу известным способом. Фиксируют проблему. | Диалог. Беседа. Проблемный. Проблемно-поисковый. Приём "шкатулка". | Метапредметные: умение строить связный текст (К); целеполагание (К); выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К). Формулирование проблемы (предметные). |
6. Моделирование ситуации. Цель: подготовка к обобщенной деятельности. Воспроизведение на новом уровне. Совместное исследование проблемы. Длительность этапа - 5 мин. | Организует усвоение учащимися нового способа действий при решении типовых заданий. Проблемные вопросы: 1. Можно ли считать антонимами (синонимами, омонимами) слова разных частей речи? 2. Чем отличаются многозначные слова от омонимов? Докажите. - Мы часто сравниваем предметы, явления. При сравнении сопоставляем размер, цвет, материал, из которого сделан предмет, его назначение. Мы находим что-то общее, отмечаем различия. Опираясь на свои знания, сравните растения нашего региона по ряду признаков, используя в работе синонимы и антонимы. Организует обсуждение различных вариантов, совместную деятельность. Вводит понятие "контекстуальные антонимы, синонимы". Организует обсуждение. Слайд 7,8. | Принимают и сохраняют учебную цель и задачу. Воспринимают ответы одноклассников. Участвуют в обсуждении. Фиксируют в графической модели и буквенной форме выделенные связи и отношения. Проводят коллективное исследование. Составляют диаграмму. | Моделирование. Проблемные вопросы. Беседа. Наглядный. Иллюстрация (визуальный ряд). | Метапредметные результаты: Извлекать информацию, представленную визуальным рядом (П); перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую - строить таблицу (П); осуществлять анализ и синтез (П); устанавливать причинно-следственные связи (П); строить рассуждения (П); воспринимать ответы одноклассников (К); выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К); осуществлять самоконтроль (Р). Предметные: использовать богатство русского языка; правильно подбирать нужные слова. |
7. Применение знаний и умений в новой ситуации. Цель этапа: применение знаний и умений в новой ситуации; конструирование нового способа действия. Длительность этапа - 6 мин. | Организует самостоятельное выполнение учащимися задания. Создаёт ситуацию успеха для каждого ученика. Неожиданно донёсся запах подснежника. Стоит на земле цветок, крохотная капля голубого неба, такой простой и откровенный первовестник радости и счастья, кому оно положено и доступно. Но для каждого он сейчас украшение жизни. Вот так и среди нас: есть скромные люди с чистым сердцем, незаметные и маленькие, но с огромной душой. Они – то и украшают жизнь, вмещая в себя всё лучшее, что есть в человечестве, - доброту, простоту, доверие. Так и подснежник кажется капелькой неба на земле. (Г.Троепольский) - найдите в тексте антонимы - найдите синонимы - найдите многозначные слова - найдите слова, употреблённые в переносном значении Слайд 9. | Выполняют задание. Анализируют текст. Находят в тексте понятия. | Самостоятельная работа над учебным материалом. Работа с текстом. | Метапредметные результаты: волевая регуляция в ситуации затруднения (Р); выделение и осознание усвоенного (Р). Свободная ориентация и восприятие текста художественного стиля (П). Умение чувствовать красоту и выразительность русского языка (Л). |
8. Рефлексия. Цель этапа: Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса. Длительность этапа -3 мин. | Организует оценивание учащимися собственной деятельности. -Поставьте точку-выстрел на мишени, которая отражала ваши знания по этой теме на данный момент. Сравните с предыдущей мишенью. Кто улучшил свои знания? Закончите предложения: Я понял, что… Я узнал, что… Теперь я могу... Я научился… Для меня сегодня было важным … Собирает работы. | Продолжают предложенные учителем предложения:(на выбор) Я понял, что... Я узнал... Теперь я могу... Я научился... | Приём графической рефлексии. хорошо безразлично тревожно Приём "незаконченное предложение" | Личностные результаты: самооценка на основе успешности; адекватное понимание причин успеха/ неуспеха в учебной деятельности. Контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П). |
9. Домашнее задание. Цель этапа: Осознание учащимися своей учебной деятельности Длительность этапа - 2 мин. | Задаёт домашнее задание с учётом уровня подготовленности обучающихся: создать карту страны "Лексикология" самостоятельно или группой. (по желанию). | Осуществляют оценку урока и самооценку. | Метод проектов, презентации. | Метапредметные результаты: умение выражать свои мысли (К). Предметные: знание теоретических сведений по теме "Лексикология". |
Раздаточный материал (для ученика)
Ф.И.________________________________________________________________
1. Прочитайте словосочетания, вставьте пропущенную букву.
зап..вать песню - зап...вать водой, скр..пить листочки - скр..петь от ветра, прим..рять пальто - прим..рять друзей
2.Дайте определения. (Найди соответствия):
Слова, имеющие одно лексическое значение | | |
Слова, одной и той же части речи, одинаковые по звучанию и написанию, но совершенно разные по лексическому значению | |
Слова, имеющие несколько лексических значений | |
Слова одной и той же части речи, которые обозначают одно и то же, но могут отличаться друг от друга оттенками лексического значения и употребления в речи | |
Раздел науки о языке, в котором изучается лексика | |
Словарный состав языка | |
Слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением | |
Слова-подсказки: лексика, лексикология, омонимы, синонимы, антонимы, многозначные слова, однозначные слова.
3.Распределите данные пары слов и отдельные слова в нужные ячейки "шкатулки". Какие слова и словосочетания являются лишними?
многозначные слова | омонимы | синонимы | антонимы |
| | | |
| | | |
прямое значение | переносное значение |
| |
| |
Игла, ключ, золотое (кольцо), железное (здоровье), тяжелый - трудный, весёлый - грустный, ледяной (взгляд), земля, наряд, блистать - блеск, рано - поздно, (стакан из) стекла - (вода) стекла, грусть - скорбь, ледяная глыба.
4.Заполните таблицу. Сравните, используя синонимы и антонимы.
5. Работа с текстом.
Неожиданно донёсся запах подснежника!... Стоит на земле цветок, крохотная капля голубого неба, такой простой и откровенный первовестник радости и счастья, кому оно положено и доступно. Но для каждого он сейчас украшение жизни. Вот так и среди нас: есть скромные люди с чистым сердцем, незаметные и маленькие, но с огромной душой. Они – то и украшают жизнь, вмещая в себя всё лучшее, что есть в человечестве, - доброту, простоту, доверие. Так и подснежник кажется капелькой неба на земле. (Г. Троепольский)
Слова, употреблённые в переносном значении. ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6 .Продолжите предложения
Я понял, что...____________________________________________________________________
Я узнал, что...____________________________________________________________________
Теперь я могу...__________________________________________________________________
Я научился______________________________________________________________________
Для меня сегодня было важным ____________________________________________________
7. Мишень.
1. 2.
Раздаточный материал (для учителя)
1. Прочитайте словосочетания, вставьте пропущенную букву.
запевать песню - запивать водой
скрепить листочки - скрипеть от ветра
примерять пальто - примирять друзей
2.Дайте определения. (Найди соответствия):
Слова, имеющие одно лексическое значение | | однозначные |
Слова, одной и той же части речи, одинаковые по звучанию и написанию, но совершенно разные по лексическому значению | омонимы |
Слова, имеющие несколько лексических значений | многозначные |
Слова одной и той же части речи, которые обозначают одно и то же, но могут отличаться друг от друга оттенками лексического значения и употребления в речи | синонимы |
Раздел науки о языке, в котором изучается лексика | лексикология |
Словарный состав языка | лексика |
Слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением | антонимы |
Слова-подсказки: лексика, лексикология, омонимы, синонимы, антонимы, многозначные слова, однозначные слова.
3.Распределите данные пары слов и отдельные слова в нужные ячейки "шкатулки". Какие слова и словосочетания являются лишними?
многозначные слова | омонимы | синонимы | антонимы |
Игла | Ключ | тяжёлый - трудный | рано - поздно |
Земля | наряд | грусть - скорбь | весёлый - грустный |
прямое значение | переносное значение |
золотое кольцо | железное здоровье |
ледяная глыба | ледяной взгляд |
Лишние слова: блистать - блеск (разные части речи: глагол - существительное) - не являются синонимами; (стакан из) стекла - (вода) стекла (разные части речи: существительное - глагол) - не являются омонимами.
4.Заполните таблицу. Сравните, используя синонимы и антонимы.
вишня | общее | слива |
листики нежно- зелёные | фрукт | листики темно-зелёные, плотные |
Красная | Садовое дерево | Синяя, жёлтая, бордовая |
сладкая | небольшая | с кисловаым вкусом |
| вкусная, полезная | |
Заполняется совместно с учителем.
5. Работа с текстом.
Неожиданно донёсся запах подснежника!... Стоит на земле цветок, крохотная капля голубого неба, такой простой и откровенный первовестник радости и счастья, кому оно положено и доступно. Но для каждого он сейчас украшение жизни. Вот так и среди нас : есть скромные люди с чистым сердцем, незаметные и маленькие, но с огромной душой. Они – то и украшают жизнь, вмещая в себя всё лучшее, что есть в человечестве, - доброту, простоту, доверие. Так и подснежник кажется капелькой неба на земле. (Г. Троепольский)
Найдите в тексте антонимы: маленький - огромный
Найдите синонимы: положено - доступно; незаметные - маленькие; доброта - простота - доверие; радость - счастье.
Многозначные слова: донёсся, каждый, украшают.
Слова, употреблённые в переносном значении: крохотная капля голубого неба; первовестник радости и счастья; с чистым сердцем; с огромной душой.
6 .Продолжите предложения
Я понял, что...____________________________________________________________________
Я узнал, что...____________________________________________________________________
Теперь я могу...__________________________________________________________________
Я научился______________________________________________________________________
Для меня сегодня было важным ____________________________________________________
7. Мишень.
1. 2.