СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Повторение и обобщение изученного материала по теме "Лексика" в 5 классе

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Эта работа представляет собой технологическую карту по теме "Повторение и обобщение изученного матераиала по теме "Лексика" в 5 классе

Просмотр содержимого документа
«Повторение и обобщение изученного материала по теме "Лексика" в 5 классе»

Тема урока: " Повторе­ние и об­общение изученного материала в разделе "Лексика".

Класс: 5

Планируемые результаты:

- Личностные: осознание лексического богатства русского языка, стремление к речевому самосовершенствованию; развитию логическое мышление.

- Метапредметные: осознавать роль слова для выражения мыслей; способность определять цель своей деятельности; оценивать достигнутые результаты

- Предметные: знать предмет изучения лексикологии; знать содержание понятий, изучаемых лексикологией; уметь находить понятия в тексте; определять слово по лексическому значению, толковать лексическое значение слова; правильно писать слова с орфограммами, связанными с лексическим значением слова.

Тип урока: урок моделирования.

Оборудование: раздаточный материал каждому учащемуся, проектор, экран, презентация к уроку.

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе по теме

"Повторение и обобщение изученного материала в разделе "Лексика".

Условные обозначения: универсальные учебные действия - УУД;

Л - личностные; Р - регулятивные; П - познавательные; К – коммуникативные

Этап урока


Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы и методы работы

Формируемые УУД

1. Организационный этап.

Цель этапа: включение учащихся в деятельность.





Длительность этапа - 2 мин.

Создаёт эмоциональный настрой, проверяет готовность к уроку, раздаёт листы-карточки каждому учащемуся.

-Здравствуйте! Какое удивительное слово, особенное. Когда мы произносим его, не только приветствуем друг друга, но и желаем здоровья. Поэтому чаще говорите «Здравствуйте!» (все вместе) – это слово обладает оздоровительной силой. В нём, как и в слове, здоровье, много звуков, которые заряжают бодростью.

Предлагает выбрать из предложенных картинок ту, которая соответствует настроению.

Подготовка к работе.

Приветствуют учителя и друг друга.

Выбирают, рисуют соответствующий настроению символ.

Приём графической рефлексии.


хорошо



безразлично



тревожно

Слайд 1.

Самоопределение (Л),

Метапредметные результаты:

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К)


2.Мотивация к учебной деятельности.

Цель этапа:

сосредоточение внимания, возбуждение интереса к уроку, поиск решения учебной задачи.




Длительность этапа - 2 мин.

Создаёт проблемную ситуацию. Организует повторение знаний, закрепление умений.

- Перед вами словосочетания. В некоторых словах пропущена буква. Что нужно учитывать, вставляя пропущенную букву? Вставьте пропущенные буквы: Слайд 2.

зап(е) вать песню - зап(и)вать водой;

скр(е)пить листочки - скр(и)петь от ветра;

прим(е)рять пальто - прим(и)рить друзей

Организует проверку.

- Что вы учитывали, когда вставляли пропущенную букву?

Выполняют задание, определяя лексическое значение слов.

Частично-поисковый.

Применение знаний.

Беседа.

Метапредметные результаты:

анализ объектов с целью выделения признаков (П),

Самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели (Р).

Контроль (Р)

Оценка (Р)

3. Актуализация знаний и создание проблемной ситуации.

Цель этапа: подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению нового способа действий.















Длительность этапа - 12 мин.

1. Организует подготовку учащихся к самостоятельному выполнению пробного действия. Организовывает дифференцированную работу.

- Что такое лексическое значение слова?

Запишите термины, которые вы узнали по их лексическому значению, самостоятельно или воспользуйтесь подсказкой.

Слова, имеющие одно лексическое значение -


Слова, одной и той же части речи, одинаковые по звучанию и написанию, но совершенно разные по лексическому значению -

Слова, имеющие несколько лексических значений -

Слова одной и той же части речи, которые обозначают одно и то же, но могут отличаться друг от друга оттенками лексического значения и употребления в речи -

Раздел науки о языке, в котором изучается лексика -

Словарный состав языка -


Слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением -

Слова-подсказки: лексика, лексикология, омонимы, синонимы, антонимы, многозначные слова, однозначные слова.

Слайд 4.

Отвечают на вопросы учителя.

Заполняют таблицу самостоятельно или используя подсказку.

Воспроизводят известные им знания, осознают их.

Приём "Найди соответствия".

Проблемное задание.

Дифференцированная общеклассная фронтальная работа.

Метапредметные результаты:

анализ объектов с целью выделения признаков (П).

Метапредметные результаты:

Самооценка (Р)

Корректировка (Р)


2. Организует выявление учащимися места затруднения. Организует работу в парах:

-Дайте устное определение известным вам терминам:

лексика - это…

омонимы - это…

синонимы - это…

антонимы - это...

многозначное слово - это…

однозначное слово - это…

Слайд 5.

Выстраивают устное высказывание; рассказывают правила, изученные ранее; выслушивают соседа по парте.

Фронтальный опрос.

Работа в парах

Метапредметные результаты:

управление поведением партнёра (К);

выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);

умение слушать партнёра (К);

оценивание партнёра по работе (К);

контроль (Р);

оценка (Р)

4. Мотивация учебной деятельности. Физминутка.




Длительность этапа - 2 мин.

Создаёт эмоциональный настрой.

- Поставьте на мишени 1 точку-выстрел, которая отражала бы ваши знания по этой теме.

Учитель организовывает физминутку.

Раз – подняться, потянуться,

Два – нагнуться, разогнуться,

Три – в ладошки три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре – руки шире,

Пять – руками помахать,

Шесть – на место тихо сесть.

Оценивают то, что уже усвоено.

Выполняют физминутку.

Беседа.

Приём "мишень".

Самоопределение (Л)

Метапредметные результаты:

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К)


5. Постановка целей и задач урока.

Цель этапа:

Создание проблемной ситуации. Фиксация новой учебной задачи.











Длительность этапа - 7 мин.

Организует процесс открытия новых знаний. Организует погружение в проблему, создаёт ситуацию разрыва:

-для чего нужно повторять полученные ранее сведения?

- Перед вами рисунок шкатулки (табличка), из которой "выпали" все предметы и перемешались. Разложите предметы (слова) в нужные ящички (ячейки таблички)."Лишние" слова подчеркните.

многозначные слова

омонимы

синонимы

антонимы









прямое значение

переносное значение





Игла, ключ, золотое (кольцо), железное (здоровье), тяжелый - трудный, весёлый - грустный, ледяной (взгляд), земля, наряд, блистать - блеск, рано - поздно, (стакан из) стекла - (вода) стекла, грусть - скорбь, ледяная глыба.

Организует проверку. Слайд 6.

Формулируют тему урока. Ставят цель. Высказывают предположения.

(Закрепить, пополнить, систематизировать сведения по изученной теме)


Пытаются решить задачу известным способом.

Фиксируют проблему.

Диалог.

Беседа.

Проблемный.











Проблемно-поисковый.

Приём "шкатулка".


Метапредметные:

умение строить связный текст (К);

целеполагание (К);

выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К).

Формулирование проблемы (предметные).



6. Моделирование ситуации.

Цель: подготовка к обобщенной деятельности.

Воспроизведение на новом уровне. Совместное исследование проблемы.




























Длительность этапа - 5 мин.

Организует усвоение учащимися нового способа действий при решении типовых заданий. Проблемные вопросы:

1. Можно ли считать антонимами (синонимами, омонимами) слова разных частей речи?

2. Чем отличаются многозначные слова от омонимов?

Докажите.

- Мы часто сравниваем предметы, явления. При сравнении сопоставляем размер, цвет, материал, из которого сделан предмет, его назначение. Мы находим что-то общее, отмечаем различия. Опираясь на свои знания, сравните растения нашего региона по ряду признаков, используя в работе синонимы и антонимы.

вишня

Общее

слива








Организует обсуждение различных вариантов, совместную деятельность. Вводит понятие "контекстуальные антонимы, синонимы".

Организует обсуждение. Слайд 7,8.

Принимают и сохраняют учебную цель и задачу.

Воспринимают ответы одноклассников. Участвуют в обсуждении.

Фиксируют в графической модели и буквенной форме выделенные связи и отношения.

Проводят коллективное исследование.

Составляют диаграмму.


Моделирование.

Проблемные вопросы.

Беседа.

Наглядный.

Иллюстрация (визуальный ряд).


Метапредметные результаты:

Извлекать информацию, представленную визуальным рядом (П);

перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую - строить таблицу (П);

осуществлять анализ и синтез (П);

устанавливать причинно-следственные связи (П);

строить рассуждения (П);

воспринимать ответы одноклассников (К);

выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);

осуществлять самоконтроль (Р).


Предметные:

использовать богатство русского языка;

правильно подбирать нужные слова.

7. Применение знаний и умений в новой ситуации.

Цель этапа:

применение знаний и умений в новой ситуации;

конструирование нового способа действия.

Длительность этапа - 6 мин.

Организует самостоятельное выполнение учащимися задания. Создаёт ситуацию успеха для каждого ученика.

Неожиданно донёсся запах подснежника.

Стоит на земле цветок, крохотная капля голубого неба, такой простой и откровенный первовестник радости и счастья, кому оно положено и доступно. Но для каждого он сейчас украшение жизни. Вот так и среди нас: есть скромные люди с чистым сердцем, незаметные и маленькие, но с огромной душой. Они – то и украшают жизнь, вмещая в себя всё лучшее, что есть в человечестве, - доброту, простоту, доверие. Так и подснежник кажется капелькой неба на земле. (Г.Троепольский)

- найдите в тексте антонимы

- найдите синонимы

- найдите многозначные слова

- найдите слова, употреблённые в переносном значении

Слайд 9.

Выполняют задание.

Анализируют текст.

Находят в тексте понятия.

Самостоятельная работа над учебным материалом.

Работа с текстом.

Метапредметные результаты:

волевая регуляция в ситуации затруднения (Р);

выделение и осознание усвоенного (Р).

Свободная ориентация и восприятие текста художественного стиля (П).

Умение чувствовать красоту и выразительность русского языка (Л).


8. Рефлексия.

Цель этапа:

Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.



Длительность этапа -3 мин.

Организует оценивание учащимися собственной деятельности.

-Поставьте точку-выстрел на мишени, которая отражала ваши знания по этой теме на данный момент. Сравните с предыдущей мишенью. Кто улучшил свои знания?

Закончите предложения:

Я понял, что…

Я узнал, что…

Теперь я могу...

Я научился…

Для меня сегодня было важным …


Собирает работы.

Продолжают предложенные учителем предложения:(на выбор)

Я понял, что...

Я узнал...

Теперь я могу...

Я научился...

Приём графической рефлексии.


хорошо



безразлично



тревожно


Приём "незаконченное предложение"

Личностные результаты: самооценка на основе успешности;

адекватное понимание причин успеха/ неуспеха в учебной деятельности.

Контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П).


9. Домашнее задание.

Цель этапа:

Осознание учащимися своей учебной деятельности

Длительность этапа - 2 мин.

Задаёт домашнее задание с учётом уровня подготовленности обучающихся: создать карту страны "Лексикология" самостоятельно или группой. (по желанию).

Осуществляют оценку урока и самооценку.

Метод проектов, презентации.

Метапредметные результаты: умение выражать свои мысли (К).

Предметные: знание теоретических сведений по теме "Лексикология".



Раздаточный материал (для ученика)

Ф.И.________________________________________________________________

1. Прочитайте словосочетания, вставьте пропущенную букву.

зап..вать песню - зап...вать водой, скр..пить листочки - скр..петь от ветра, прим..рять пальто - прим..рять друзей

2.Дайте определения. (Найди соответствия):

Слова, имеющие одно лексическое значение




Слова, одной и той же части речи, одинаковые по звучанию и написанию, но совершенно разные по лексическому значению


Слова, имеющие несколько лексических значений



Слова одной и той же части речи, которые обозначают одно и то же, но могут отличаться друг от друга оттенками лексического значения и употребления в речи


Раздел науки о языке, в котором изучается лексика



Словарный состав языка



Слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением


Слова-подсказки: лексика, лексикология, омонимы, синонимы, антонимы, многозначные слова, однозначные слова.

3.Распределите данные пары слов и отдельные слова в нужные ячейки "шкатулки". Какие слова и словосочетания являются лишними?

многозначные слова

омонимы

синонимы

антонимы









прямое значение

переносное значение





Игла, ключ, золотое (кольцо), железное (здоровье), тяжелый - трудный, весёлый - грустный, ледяной (взгляд), земля, наряд, блистать - блеск, рано - поздно, (стакан из) стекла - (вода) стекла, грусть - скорбь, ледяная глыба.

4.Заполните таблицу. Сравните, используя синонимы и антонимы.

вишня

общее

слива













5. Работа с текстом.

Неожиданно донёсся запах подснежника!... Стоит на земле цветок, крохотная капля голубого неба, такой простой и откровенный первовестник радости и счастья, кому оно положено и доступно. Но для каждого он сейчас украшение жизни. Вот так и среди нас: есть скромные люди с чистым сердцем, незаметные и маленькие, но с огромной душой. Они – то и украшают жизнь, вмещая в себя всё лучшее, что есть в человечестве, - доброту, простоту, доверие. Так и подснежник кажется капелькой неба на земле. (Г. Троепольский)

  • Найдите в тексте антонимы. __________________________________________________________________________

  • Найдите синонимы. ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  • Многозначные слова. ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  • Слова, употреблённые в переносном значении. ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6 .Продолжите предложения

Я понял, что...____________________________________________________________________

Я узнал, что...____________________________________________________________________

Теперь я могу...__________________________________________________________________

Я научился______________________________________________________________________

Для меня сегодня было важным ____________________________________________________

7. Мишень.



1. 2.







Раздаточный материал (для учителя)

1. Прочитайте словосочетания, вставьте пропущенную букву.

запевать песню - запивать водой

скрепить листочки - скрипеть от ветра

примерять пальто - примирять друзей

2.Дайте определения. (Найди соответствия):

Слова, имеющие одно лексическое значение



однозначные

Слова, одной и той же части речи, одинаковые по звучанию и написанию, но совершенно разные по лексическому значению

омонимы

Слова, имеющие несколько лексических значений


многозначные

Слова одной и той же части речи, которые обозначают одно и то же, но могут отличаться друг от друга оттенками лексического значения и употребления в речи

синонимы

Раздел науки о языке, в котором изучается лексика


лексикология

Словарный состав языка


лексика

Слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением

антонимы



Слова-подсказки: лексика, лексикология, омонимы, синонимы, антонимы, многозначные слова, однозначные слова.

3.Распределите данные пары слов и отдельные слова в нужные ячейки "шкатулки". Какие слова и словосочетания являются лишними?

многозначные слова

омонимы

синонимы

антонимы

Игла

Ключ

тяжёлый - трудный

рано - поздно

Земля

наряд

грусть - скорбь

весёлый - грустный

прямое значение

переносное значение

золотое кольцо

железное здоровье

ледяная глыба

ледяной взгляд

Лишние слова: блистать - блеск (разные части речи: глагол - существительное) - не являются синонимами; (стакан из) стекла - (вода) стекла (разные части речи: существительное - глагол) - не являются омонимами.

4.Заполните таблицу. Сравните, используя синонимы и антонимы.

вишня

общее

слива

листики нежно- зелёные

фрукт

листики темно-зелёные, плотные

Красная

Садовое дерево

Синяя, жёлтая, бордовая

сладкая

небольшая

с кисловаым вкусом


вкусная, полезная


Заполняется совместно с учителем.

5. Работа с текстом.

Неожиданно донёсся запах подснежника!... Стоит на земле цветок, крохотная капля голубого неба, такой простой и откровенный первовестник радости и счастья, кому оно положено и доступно. Но для каждого он сейчас украшение жизни. Вот так и среди нас : есть скромные люди с чистым сердцем, незаметные и маленькие, но с огромной душой. Они – то и украшают жизнь, вмещая в себя всё лучшее, что есть в человечестве, - доброту, простоту, доверие. Так и подснежник кажется капелькой неба на земле. (Г. Троепольский)

  • Найдите в тексте антонимы: маленький - огромный

  • Найдите синонимы: положено - доступно; незаметные - маленькие; доброта - простота - доверие; радость - счастье.

  • Многозначные слова: донёсся, каждый, украшают.

  • Слова, употреблённые в переносном значении: крохотная капля голубого неба; первовестник радости и счастья; с чистым сердцем; с огромной душой.

6 .Продолжите предложения

Я понял, что...____________________________________________________________________

Я узнал, что...____________________________________________________________________

Теперь я могу...__________________________________________________________________

Я научился______________________________________________________________________

Для меня сегодня было важным ____________________________________________________

7. Мишень.



1. 2.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!