СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Повторение и систематизация знаний по теме "Местоимения"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная презентация предназначена для открытого урока по теме "Повторение и систематизация знаний по теме"Местоимения"

Просмотр содержимого документа
«Повторение и систематизация знаний по теме "Местоимения"»

Долгожданный дан звонок –   Начинается урок.   Снова сесть за парты рады.   Приступать к учебе надо .

Долгожданный дан звонок –  Начинается урок.  Снова сесть за парты рады.  Приступать к учебе надо .

МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ Ф.И.  ________________________________________________________________ Одиннадцатое апреля Классная работа ___________________________________________________________________________ ТЕМА УРОКА  ( Впишите, когда тема будет определена) : _______________________________________________________________________ ЦЕЛЬ УРОКА  ( Впишите, когда цель будет определена) : ____________________________________________________________________ «Всякий шаг вперёд должен опираться на повторение прежнего»(великий русский педагог и писатель К.Д.Ушинский). I Этот (воробей) II Такой (мяч)

МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ

Ф.И.  ________________________________________________________________

Одиннадцатое апреля

Классная работа

___________________________________________________________________________

ТЕМА УРОКА  ( Впишите, когда тема будет определена) : _______________________________________________________________________

ЦЕЛЬ УРОКА  ( Впишите, когда цель будет определена) : ____________________________________________________________________

«Всякий шаг вперёд должен опираться на повторение прежнего»(великий русский педагог и писатель К.Д.Ушинский).

I Этот (воробей)

II Такой (мяч)

Повторение и систематизация пройденного по теме «Местоимения»

Повторение и систематизация пройденного по теме «Местоимения»

ЦЕЛЬ УРОКА  ПОВТОРИТЬ И ЗАКРЕПИТЬ ПОЛУЧЕННЫЕ ЗНАНИЯ О МЕСТОИМЕНИИ

ЦЕЛЬ УРОКА ПОВТОРИТЬ И ЗАКРЕПИТЬ ПОЛУЧЕННЫЕ ЗНАНИЯ О МЕСТОИМЕНИИ

. Фирма “МЕСТОИМЕНИЕ” предлагает свои услуги по замещению в тексте любых имён: существительных; прилагательных; числительных

.

Фирма “МЕСТОИМЕНИЕ” предлагает свои услуги по замещению в тексте любых имён:

существительных;

прилагательных;

числительных

УКАЗАТЕЛЬ С ЗАДАНИЕМ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ МЕСТОИМЕНИЕ ПРЕДЛОГ   Что общего в названиях? Что лишнее? Чем местоимение отличается от других частей речи?

УКАЗАТЕЛЬ С ЗАДАНИЕМ

СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ

ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ

ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ

МЕСТОИМЕНИЕ

ПРЕДЛОГ

  Что общего в названиях?

Что лишнее?

Чем местоимение отличается от других частей речи?

Фирма “МЕСТОИМЕНИЕ”

Фирма “МЕСТОИМЕНИЕ”

«Всякий шаг вперёд должен опираться на повторение прежнего». (великий русский педагог и писатель К.Д.Ушинский).

«Всякий шаг вперёд должен опираться на повторение прежнего». (великий русский педагог и писатель К.Д.Ушинский).

Упражнение 1 Найдите и подчеркните личные местоимения. Я, он, вас, воз, ты, нас, нос, мне, который, мну, яму, тебе, ничто, тобой, табун, вес, но, оно.

Упражнение 1 Найдите и подчеркните личные местоимения.

Я, он, вас, воз, ты, нас, нос, мне, который, мну, яму, тебе, ничто, тобой, табун, вес, но, оно.

2-ой этаж себя

2-ой этаж

себя

отдел возвратного местоимения себя Упражнение 2 Поставьте местоимение себя в нужную форму. Определите падеж. Тебе нужно взять с … учебник. Петя пригласил нас к … в гости. Мы часто говорим между … о наших друзьях .

отдел возвратного местоимения

себя

Упражнение 2 Поставьте местоимение себя в нужную форму. Определите падеж.

Тебе нужно взять с … учебник.

Петя пригласил нас к … в гости.

Мы часто говорим между … о наших друзьях

.

Отдел указательных местоимений Тот, этот, такой, таков, столько.  3-ий этаж

Отдел указательных местоимений

Тот, этот, такой, таков, столько.

3-ий этаж

Упражнение 3  Просклоняйте указательные местоимения . I Этот (воробей) II Такой (мяч)

Упражнение 3 Просклоняйте указательные местоимения .

I Этот (воробей)

II Такой (мяч)

4-ый этаж  “ Никаких претензий не принимаем. На вопросы отвечать некому. И винить некого”. «Даже спросить не у кого и поговорить не с кем»

4-ый этаж

“ Никаких претензий не принимаем. На вопросы отвечать некому. И винить некого”.

«Даже спросить не у кого и поговорить не с кем»

Отдел отрицательных местоимений

Отдел отрицательных местоимений

5-ый этаж. «Отдел неопределенных местоимений» Игра из неопределенных местоимений Ответить на вопросы ,составив при этом диалог КАК ТЕБЯ ЗОВУТ? СКОЛЬКО ТЕБЕ ЛЕТ? ОТКУДА ТЫ РОДОМ? КУДА ТЫ НАПРАВЛЯЕШЬСЯ? ЧЕМ ТЫ БУДЕШЬ ЗАНИМАТЬСЯ?

5-ый этаж. «Отдел неопределенных местоимений»

Игра из неопределенных местоимений

Ответить на вопросы ,составив при этом диалог

КАК ТЕБЯ ЗОВУТ?

СКОЛЬКО ТЕБЕ ЛЕТ?

ОТКУДА ТЫ РОДОМ?

КУДА ТЫ НАПРАВЛЯЕШЬСЯ?

ЧЕМ ТЫ БУДЕШЬ ЗАНИМАТЬСЯ?

Фрагмент из м/ф «Буратино»

Фрагмент из м/ф «Буратино»

Физкультминутка раздельно через дефис слитно

Физкультминутка

раздельно

через дефис

слитно

6-ой этаж “Отдел определительных местоимений” Упражнение5 Найдите определительные местоимения в пословицах и поговорках ,подчеркните их как члены предложения. Разбитому кораблю- любой ветер в корму. За всякое дело берись умело. Иной язык мед принесет, другой беду накличет. Каждый кулик свое болото хвалит.       

6-ой этаж “Отдел определительных местоимений”

Упражнение5

Найдите определительные местоимения в пословицах и поговорках ,подчеркните их как члены предложения.

Разбитому кораблю- любой ветер в корму.

За всякое дело берись умело.

Иной язык мед принесет, другой беду накличет.

Каждый кулик свое болото хвалит.

 

7 и 8 этажи «Отдел вопросительных и относительных местоимений Упражнение 6. Определите ,где в предложениях вопросительное,а где относительное местоимение и какими членами предложения они являются. Мы вышли на поляну и увидели,что произошло в лесу. Кто об этом сообщил? Посмотрите,какие цветы растут на поляне. А каков народ?

7 и 8 этажи «Отдел вопросительных и относительных местоимений

Упражнение 6.

Определите ,где в предложениях вопросительное,а где относительное местоимение и какими членами предложения они являются.

Мы вышли на поляну и увидели,что произошло в лесу.

Кто об этом сообщил?

Посмотрите,какие цветы растут на поляне.

А каков народ?

9-ый этаж СОБЕРИ СЛОВО ПРИГОРОД-взять приставку ТЯЖЕСТЬ-взять корень СДЕЛАТЬ-взять 1 суффикс УДИВИТЕЛЬНЫЙ-взять 2 и 3 суффиксы ОТРИЦАТЕЛЬНЫХ-взять окончание

9-ый этаж

СОБЕРИ СЛОВО

ПРИГОРОД-взять приставку

ТЯЖЕСТЬ-взять корень

СДЕЛАТЬ-взять 1 суффикс

УДИВИТЕЛЬНЫЙ-взять 2 и 3 суффиксы

ОТРИЦАТЕЛЬНЫХ-взять окончание

Разряд притяжательных местоимений   Прочитайте стихотворные строки, найдите в них притяжательные местоимения, определите, каким членом предложения они являются и в каком падеже употребляются   Родимая земля…  Земля моих отцов,   Земля родных людей,   Печаль моя, забота и награда.  Наверно, земли есть и краше, и теплей,  Наверно, есть,  Но мне других не надо.  (Р.Рождественский)

Разряд притяжательных местоимений

Прочитайте стихотворные строки, найдите в них притяжательные местоимения, определите, каким членом предложения они являются и в каком падеже употребляются Родимая земля… Земля моих отцов,  Земля родных людей,  Печаль моя, забота и награда. Наверно, земли есть и краше, и теплей, Наверно, есть, Но мне других не надо.

(Р.Рождественский)

Дитмар Эльяшевич Розенталь  предупреждал: «Осторожно : местоимения!» Упражнение 8.  Обратимся к отрывку из рассказа А.Чехова «Ванька». Из письма героя: А вчерась мне была выволочка. Хозяин выволок меня за волосья на двор и отчесал шпандырем за то, что я качал ихнего ребятенка в люльке и по нечаянности заснул. А на неделе хозяйка велела мне почистить селедку, а я начал с хвоста, а она взяла селедку и ейной мордой начала меня в харю тыкать. ШМАНДЫРЬ - ремень, которым сапожники прикрепляют работу к ноге.Шпандорить, пришпандорить кого-нибудь, приструнить,  взять строго в руки.

Дитмар Эльяшевич Розенталь предупреждал: «Осторожно : местоимения!»

Упражнение 8. Обратимся к отрывку из рассказа А.Чехова «Ванька». Из письма героя:

А вчерась мне была выволочка. Хозяин выволок меня за волосья на двор и отчесал шпандырем за то, что я качал ихнего ребятенка в люльке и по нечаянности заснул. А на неделе хозяйка велела мне почистить селедку, а я начал с хвоста, а она взяла селедку и ейной мордой начала меня в харю тыкать.

ШМАНДЫРЬ - ремень, которым сапожники прикрепляют работу к ноге.Шпандорить, пришпандорить кого-нибудь, приструнить, взять строго в руки.

Упражнение 9 Представьте, что вы корректоры в газете. Найдите ошибки в употреблении местоимений . В кабинете Плюшкина беспорядок был страшный, подумать было нельзя, что в нем обитал человек. Мальчик снял шляпу с головы и подбросил вверх. Когда Дубровский убил медведя, Троекуров на него не обиделся, а велел содрать с него шкуру. Гусь среди их был самый старый и степенный.  Я укорял меня за лень. Он всё время хвалит самого его.  Мы с ими давно дружим.  Они ждали него.

Упражнение 9

Представьте, что вы корректоры в газете. Найдите ошибки в употреблении местоимений .

  • В кабинете Плюшкина беспорядок был страшный, подумать было нельзя, что в нем обитал человек.
  • Мальчик снял шляпу с головы и подбросил вверх.
  • Когда Дубровский убил медведя, Троекуров на него не обиделся, а велел содрать с него шкуру.
  • Гусь среди их был самый старый и степенный. 
  • Я укорял меня за лень.
  • Он всё время хвалит самого его. 
  • Мы с ими давно дружим. 
  • Они ждали него.
ПРОВЕРЯЕМ 1.В кабинете Плюшкина беспорядок был страшный, подумать было нельзя, что в такой комнате обитал человек. 2.Мальчик с головы снял шляпу и подбросил вверх. 3.Когда Дубровский убил медведя, Троекуров на него не обиделся, а велел содрать с зверя шкуру. 4.Гусь среди них был самый старый и степенный.  5.Я укорял себя за лень. 6.Он всё время хвалит сам себя.  7.Мы с ними давно дружим.  8.Они ждали его.

ПРОВЕРЯЕМ

1.В кабинете Плюшкина беспорядок был страшный, подумать было нельзя, что в такой комнате обитал человек.

2.Мальчик с головы снял шляпу и подбросил вверх.

3.Когда Дубровский убил медведя, Троекуров на него не обиделся, а велел содрать с зверя шкуру.

4.Гусь среди них был самый старый и степенный. 

5.Я укорял себя за лень.

6.Он всё время хвалит сам себя. 

7.Мы с ними давно дружим. 

8.Они ждали его.

МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗБОР Твой дом стоит на горе твой-мест 1.дом(чей?)твой Н.ф.-твой 2.Пост.-притяж,непост-м.р,И.п,ед.ч. 3.дом(чей?)твой,определение

МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗБОР

Твой дом стоит на горе

твой-мест

1.дом(чей?)твой

Н.ф.-твой

2.Пост.-притяж,непост-м.р,И.п,ед.ч.

3.дом(чей?)твой,определение

ОПРЕДЕЛИТЕ РАЗРЯД МЕСТОИМЕНИЙ Пошёл однажды кто-то на прогулку и нашёл что-то . Поднял его и отправился домой. Навстречу ему некто , остановил его и спрашивает:  - Что несёшь?  - Что-то .  - А чьё оно ?  - Моё .  - Давай меняться?! У меня тоже есть кое-что . Несколько штук. Поменялись и пошли каждый своей дорогой: кто-то понёс домой кое-что , а некто что-то . Вот и вся история.

ОПРЕДЕЛИТЕ РАЗРЯД МЕСТОИМЕНИЙ

Пошёл однажды кто-то на прогулку и нашёл что-то . Поднял его и отправился домой. Навстречу ему некто , остановил его и спрашивает:

- Что несёшь?

- Что-то .

- А чьё оно ?

- Моё .

- Давай меняться?! У меня тоже есть кое-что . Несколько штук.

Поменялись и пошли каждый своей дорогой: кто-то понёс домой кое-что , а некто что-то . Вот и вся история.

Итог урока «Местоимения удобны. Они, как запасные игроки на футбольном поле или дублёры в театре, выходят на поле, когда вынужденно освобождают игру другие слова». (А.А. Реформатский)

Итог урока

«Местоимения удобны. Они, как запасные игроки на футбольном поле или дублёры в театре, выходят на поле, когда вынужденно освобождают игру другие слова».

(А.А. Реформатский)

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ Подобрать пословицы и поговорки с различными разрядами местоимений. Составить кроссворд на тему «Местоимение»   

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Подобрать пословицы и поговорки с различными разрядами местоимений.

Составить кроссворд на тему «Местоимение»

 

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!