СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Повышение качества образования на уроках физики.

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Необходимость повышения качества образовательного процесса в школе вызвала к жизни появление и внедрение в учебный процесс современных технологий, основой которых является интеграция учебных предметов.

Просмотр содержимого документа
«Повышение качества образования на уроках физики.»

ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ НА УРОКАХ ФИЗИКИ.

Вокруг проблемы качества образования ведётся много споров. Борьба за качество образования выдвигается как ведущая задача в деятельности образовательных учреждений. Каждый ищет её решения по-своему. Качество образования сводится к качеству обучения. Именно обученность ребёнка, вне зависимости от того, какой подход (знаниевый или компетентностный) признаётся оптимальным, провозглашается главным критерием качества образования. На обученность работают все виды контроля: стартовый, рубежный и итоговый.

Киплинг писал: “Образование – величайшее из земных благ, если оно наивысшего качества. В противном случае оно совершенно бесполезно”.

Наиболее трудным для модернизации звеном общеобразовательной школы является основная школа, где наблюдается многопредметность, наибольшая перегруженность, снижение учебной мотивации, низкий уровень практической и деятельностной подготовки учащихся. Необходимость повышения качества образовательного процесса в школе вызвала к жизни появление и внедрение в учебный процесс современных технологий, основой которых является интеграция учебных предметов.

Американский педагог Лоренс Питер – «Нет ничего нового под солнцем, но есть кое-что старое, чего мы не знаем».

А кое-что старое – это проблемный метод обучения учащихся на уроке. Эффективность проблемного обучения доказана теоретиками и хорошо осознана практиками.

На каком уроке наиболее полно раскрывается учитель? Убеждена, что на уроке изучения нового материала. И для меня важнейшим показателем профессионализма является такая формулировка педагогического кредо: «Не давать информацию в готовом виде. Работать так, чтобы ребята сами открывали новые знания».

Везде ли и всем ли нужно проблемное обучение?

Да, везде и всем! И начальной школе, и средней школе и старшему звену. Эта технология для каждого учителя, независимо от того, какой предмет он преподает и в каком классе.

Преемственность обучения физике я проследила на примере ведения созданного мною пропедевтического курса исследования по физике в рамках курса «Окружающий мир» (1-4 классы)

Использование исследовательского метода в практике преподавания и организации процесса познания имеет большое значение, так как позволяет обеспечить поисковую ориентацию обучающихся, направленную на творческое развитие личности, накопление ребятами достоверных конкретно-образных представлений об окружающей действительности, фактических знаний, которые являются основой для последующего их осознания. В ходе реализации исследовательского метода в процессе познания окружающего мира младшие школьники овладевают практическими умениями и навыками, выявляя характер и особенности объектов окружающей среды по их признакам и свойствам.

Ценность опытов заключается в том, что их проведение способствует пониманию явлений, происходящих в природе, выявлению причинных связей.

Семи - восьмилетние дети достигают больших успехов в освоении знаний о природе. Они узнают не только факторы, но и достаточно сложные закономерности, лежащие в основе природных явлений. Творчество в экспериментировании обуславливает создание новых проявлений способностей ребёнка.

Пример: урок – исследование «Невидимая сила»

Технологии:

Технология проблемного диалога, оценивание учебных успехов.

Оборудование:

учебник «Окружающий мир. Человек и природа» 4 класс ВахрушевА.А., компьютер на рабочем месте учителя, медиапроектор , экран, карточки для индивидуальной работы, интерактивная доска, Интернет.

Актуализация знаний (проблемная ситуация)

- Из чего состоят все тела?

- Какие самые мелкие частицы вам известны?

- Всегда ли магнит притягивает другой магнит? Какие результаты взаимодействия магнитов вы знаете?


Демонстрируем опыты:


1.Притяжение и отталкивание магнитов

2. Исследование электризации тел (электризация эбонитовой палочки о мех и взаимодействие с бумажными султанчиками).

3. Исследование заряда с помощью электрофорной машины.


Формулируем вопросы:


Что вы наблюдали в ходе опытов?

Как вы думаете, почему это происходит?


Постановка проблемы:

Ребята, попробуйте объяснить увиденное. Что это может быть?


Поиск решения:

Можно ли встретить эти явления в природе? (учащиеся предполагают, что это молния)

Демонстрируем интерактивный опыт по взаимодействию двух предметов с разными зарядами, соединенных проводом ( сайт «Классная физика», 8 класс, тема «Электрический ток»).

Вывод о направленном движении электронов (понятие электрического тока)


Как человек использует электрический ток?

Какую работу выполняет электрический ток и почему его называют невидимой силой? Демонстрация опыта работы электрической цепи из лампочки, источника тока, ключа и соединительных проводов.


Связаны ли электричество и магнетизм между собой?


Демонстрации:

  • опыта Эрстеда,

  • опыта, демонстрирующего притяжение к гвоздю, обвитого проводником с током, металлических скрепок,

  • вращение катушки с током в магнитном поле (вращение катушки – источник механической работы)


Учитель:

  1. Человек научился использовать электрическую энергию. Обратимся к интерактивной доске. Расскажите о применении электричества (электротранспорт, электроприборы).

  2. Люди научились превращать электрическую энергию в другие виды энергии: энергию движения, тепла.

  3. Этот вид энергии удобен еще и тем, что можно обойтись без длинных проводов и электростанции (возвращаемся к опыту с использованием электрической цепи из лампочки, источника тока, ключа и соединительных проводов).

Получила ли лампочка энергию от электростанции? Откуда лампочка получила энергию? (подводим учащихся к выводу)

Батарейка – маленькая электростанция, источник электрического тока.


Итог урока:


Что нового вы узнали на уроке?

Что такое невидимая сила? Почему ее так назвали?


Рефлексия:

На столах у детей карточки, на которых учащиеся должны отметить предметы, работающие от батареек.

Определите количество выделенных предметов: фонарик, мобильный телефон, магнитофон, видеокамера, фотоаппарат, настенные часы, наручные часы (количество перечисленных предметов – 7. Правильный ответ – 7)

Обсуждаем с учащимися неуказанные предметы.


Пример: Строение вещества. Чтобы вести разговор о том, что все вещества состоят из мельчайших частиц (молекул, атомов) предлагаю объяснить факт исчезновения куска сахара в стакане с чаем. Оказывается, сахар не исчез, ведь сохранилось его отличительное свойство (чай стал сладким), вероятнее всего он распался на мельчайшие крупинки. Выдвигаем гипотезы, проверяем с детьми, насколько мала эта частица.

Дальше – больше! В 7 классе, кроме ситуаций из повседневной жизни, ставлю эксперименты - как фронтальные, так и демонстрационные, использую фрагменты из художественной литературы.

Все тоже строение вещества, но теперь мы должны ввести новые положения, ранее для них неизвестные, чтобы углубить знания, расширить понятия и знакомимся с молекулярной теорией. Разговор происходит более осознанный - доказываем, что между молекулами есть промежутки.

Учитель

Ученики

проведение фронтального эксперимента

Формирует вопрос: почему так получилось?

на столе у ребят представлены: один стакан с водой, другой стакан с раствором сульфата аммония (раствор медного купороса), два измерительных цилиндра.

необходимо отмерить 50 мл. воды с помощью одной мензурки, 50 мл. медного купороса – с помощью другой

проделывают измерения

теперь необходимо смешать две этих жидкости – прилить раствор медного купороса в мензурку с водой

проделывают опыт

теоретически: 50мл + 50мл=100мл

да, это верно

практически: посмотрите, сколько в мензурке стало жидкости?

97 мл., 98мл., 96 мл.


почему же так получилось?

гипотезы ребят

начинаем разговор о том, что между молекулами есть промежутки

все вещества состоят из молекул, между которыми есть промежутки


Можно сделать вывод, что основные моменты для повышения качества образования это:

- качественная подготовка к уроку.
Здесь начинает закладываться успех ученика. Но обучение не может быть качественным, если оно не личностно ориентировано, если не созданы условия для развития каждого ребенка, даже не очень способного к обучению. 

- психологический настрой на урок, на процесс обучения.

Мы хотим познакомить ребят с картиной мира и научить пользоваться ею для постижения мира и упорядочивания своего опыта. Поэтому процесс обучения, по моему мнению, должен сводиться к выработке навыка истолкования своего опыта. Это достигается тем, что ребята в процессе обучения учатся использовать полученные знания во время выполнения конкретных заданий, имитирующих жизненные ситуации. Решение проблемных творческих продуктивных задач – главный способ осмысления мира. При этом разнообразные знания, которые могут запомнить и понять учащиеся, не являются единственной целью обучения, а служат лишь одним из его результатов.