Просмотр содержимого документа
«Повышение продуктивности уроков русского языка на основе технологии сотрудничества»
Акцентируя внимание на проблемах современного образования, переходя на прогрессивные технологии обучения, в течение последних пяти лет работаю по методической теме «Повышение продуктивности уроков русского языка на основе технологии сотрудничества» На данном этапе цель моей работы: обеспечение успешности каждого обучающегося в процессе учебной деятельности и как следствие – повышение продуктивности урока. Педагогика сотрудничества – одна из личностно-ориентированных технологий обучения.
В своей деятельности я опираюсь на следующие принципы педагогики сотрудничества: идея свободного выбора, трудных целей; использование опорных конспектов, схем, опора на ключевые слова, избегая зубрёжки; идея совместной деятельности ученик и учитель (индивидуальная, групповая).
С первых лет работы в школе заметила, что дети не умеют высказывать свои мысли на уроках. Но во время перемен, после уроков свободно общаются. Я пришла к выводу, что происходит это из-за боязни неправильного ответа, стеснения перед одноклассниками. И только доверие друг к другу даёт возможность благоприятно воздействовать на ученика. Со временем стала использовать на уроках групповые формы работы. Девизом этой работы могут стать слова: «Учиться вместе, а не просто что-то выполнять вместе». Умение работать в группе приходит постепенно. Практика показывает, что вместе не только учиться легче и интереснее, но и эффективнее. Это касается не только учебных интересов, но и интеллектуального развития и нравственности. Помочь другу вместе решить проблему, разделить радость успеха и горечь поражения.
Использую приём обучения в команде. Цель зависит от успеха всей команды. Каждый учащийся приносит очки своей группе, стараясь улучшить свой результат. Эта форма работы хорошо используется в среднем звене: на этапе закрепления материала, на обобщающих уроках.
Например, фрагмент урока-семинара по теме «Употребление наречий» в 7 классе. Семинар – это такая форма, когда один работает на всех, а все – на одного. Результаты оцениваются 3 отметками: за устное выступление, за подготовленный по группам материал и за практическое задание, выполненное на уроке. Например, 2 группа искала происхождение наречий «дотла, замуж, сегодня, тотчас, опять, нечаянно» в «Кратком этимологическом словаре» Н.Шанского, В.Иванова, Т.Шанской. Представить материал классу нужно наглядно. 3 группа подготовила материал о роли наречий в нашей жизни. По частоте употребления на 1 месте-существительные, 2 место занимают глаголы, 3 место – местоимения, 4 место - предлоги и союзы, 5 место – прилагательные, 6 место- наречия. В тетрадях учеников нашли речевые ошибки в употреблении наречий: в словообразовании «взамуж», «откеда-отседа», плеоназм «очень прекрасный день» и т.д. Вот такого вида задания (поискового характера) получали разные группы учащихся.
Хочется сказать, что основные преимущества использования групповых форм работы в следующем:
Не все ученики готовы задавать вопросы учителю. Со временем страх исчезает.
Каждый понимает, что успех зависит не только от запоминания готовых правил, но и от способности приобретать и применять знания самостоятельно.
У ребёнка формируется собственная точка зрения, умение отстаивать своё мнение.
У ребят развивается чувство товарищества, взаимопомощи.
Каждый современный урок должен быть разным, что позволяет обучающемуся учиться применять знания в разных условиях, именно к этому мы должны его готовить.