Познай себя
- Самооценка – оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств, места среди других людей. Самооценка является важным регулятором поведения личности. От неё зависит отношения с окружающими, критичность, требовательность к себе, отношение к своим успехам и неудачам.
«Знаете ли вы себя?»
- Я знаю свои физические данные
- Я знаю свой характер
- Я знаю особенности своих органов чувств
- Я знаю свои способности (к чему я способен)
- Я знаю свои потребности (чего мне хочется)
На какую оценку вы знаете себя?
Кто я?
В течение 5 минут запишите в пять разных ответов на вопрос: «Кто Я?» Записывайте ответы так, как они приходят вам в голову.
Определение уровня тревожности
- Если вы согласны с утверждением, поставьте в бланке рядом с его номером «+», если нет — «—».
1. У меня бывают головные боли после напряженной работы.
2. Перед важными уроками мне снятся тревожные сны.
3. В школе я чувствую себя неуютно.
4. Мне трудно сосредоточить внимание на объяснении учителя.
5. Если преподаватель отступает от темы урока, меня это сбивает.
6. Меня тревожат мысли о предстоящем зачете или экзамене.
7. Иногда мне кажется, что я почти ничего не знаю о предмете.
8. Если у меня что-то не получается, я опускаю руки.
9. Я часто не успеваю усвоить учебный материал на уроке.
10. Я болезненно реагирую на критические замечания.
11. Неожиданный вопрос приводит меня в замешательство.
12. Мне трудно сосредоточиться на каком-либо задании или предмете.
13. Я боюсь отвечать, даже если хорошо знаю предмет.
14. Иногда мне кажется, что я не смогу усвоить весь учебный материал.
- 15. Мне больше нравятся письменные ответы, чем устные ответы у доски.
16. Меня тревожат возможные неудачи в учебе.
17. Когда я волнуюсь, я краснею и заикаюсь.
18. Я часто ссорюсь с друзьями из-за пустяков и потом жалею об этом.
19. Психологический климат в классе влияет на мое состояние.
- 20. После спора или ссоры с друзьями я долго не могу успокоиться.
Подсчитайте количество положительных ответов:
0—6 — низкий уровень тревожности
7—13 — средний уровень тревожности
14—20 — высокий уровень тревожности.
Чем меньше у вас положительных ответов, тем спокойней вы реагируете на события. Вас не слишком беспокоят ваши отношения с людьми и ваши успехи в школе. Этому может быть несколько объяснений.
Тест «Оценка школьных ситуаций»
- Оцените предложенные ситуации в баллах в зависимости от того, насколько они вас волнуют:
- 0 — не волнует, 1 — мало волнует,
- 2 — волнует, 3 — очень волнует,
- поставив балл рядом с соответствующим номером в бланке.
1. Ответ у доски.
2. Разговор с директором школы.
3. Учитель решает, кого спросить.
4. Тебя критикуют, в чем-то упрекают.
5. Выполнение контрольной работы, зачет или экзамен.
6. Учитель сообщает оценки за контрольную работу.
7. Ожидание родителей с родительского собрания.
8. Принятие важного решения.
9. Участие в соревнованиях, конкурсах.
10. Неожиданный вопрос учителя.
Результаты
до 10 баллов — низкий уровень тревожности;
11—20 баллов — средний уровень тревожности;
- 21—30 баллов — высокий уровень тревожности.
Если самооценка занижена, то человек:
- склонен чуть ли не в каждом деле находить непреодолимые препятствия;
- хуже приспосабливается к условиям жизни;
- трудно сходится со сверстниками;
- неуверен в себе, от критики приходит в отчаяние;
- слишком критичен к себе;
- имеет повышенный уровень тревожности.
Если самооценка завышена, то человек:
- слишком уверен в себе, в своей правоте и исключительности;
- не проявляет критичности и требовательности к себе;
- ставит себя выше других, что может привести к конфликтам;
- теряет внутренний стимул для развития личности.
Если самооценка адекватна, то человек:
- делает ошибки и учится на них;
- принимает свой физический облик таким, как есть, даже если он несовершенен;
- исследует новые возможности и интересы, используя их как потенциал для роста;
- пребывает в гармонии с собой, не чувствуя превосходства над другими людьми;
- с уважением относится к другим;
- заботится о своём физическом здоровье