СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Познавая неизвестное

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Познавая неизвестное" для 3-4 классов.

Просмотр содержимого документа
«Познавая неизвестное»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение городского округа Тольятти


«Школа №2 имени Героя Социалистического Труда И.В.Комзина»



Утверждаю. Согласовано: Рассмотрено.

Директор МБУ Школа №2 Зам. директора по УВР На заседании МО

_____Н.Ф.Тихонова _____ _О.П.Юрковец Протокол №

« » _______ 20__ « » _______ 20__ « » _______ 20__





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по внеурочной деятельности

по общеинтеллектуальному направлению

«Познавая неизвестное» для 3 - 4 классов

учителя Железновой Натальи Николаевны














2015 год


Пояснительная записка

Рабочая программа кружка «Познавая неизвестное» составлена на основе Закона РФ «Об образовании», в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения.

Проблема работы с одаренными учащимися чрезвычайно актуальна для современного российского общества. Кружок «Познавая неизвестное» призван содействовать развитию познавательных возможностей учащихся по многим учебным предметам. Успешное овладение знаниями в начальных классах общеобразовательной школы невозможно без интереса детей к учебе. Как известно, основной формой обучения в школе является урок. В настоящее время актуально также проведение внеурочных мероприятий, призванных систематизировать и углублять знания школьников. Программа направлена на развитие логического мышления и речи. Она разработана для обеспечения развития познавательных и творческих способностей ребят, подготовки их к участию в интеллектуальных играх, олимпиадах и дает возможность раскрыть многие качества, лежащие в основе логического и творческого мышления. Программа призвана помочь детям стать более раскованными и свободными в своей интеллектуальной деятельности


I.  Нормативно-правовая и документальная основа:


Нормативно-правовой основой введения в учебный процесс общеинтеллектуального курса по внеурочной деятельности «Познавая неизвестное» являются:

- Закон РФ «Об образовании»;

- Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка»;

- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования;

- Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;

- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации N 69 от 31 января 2012 г. «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом от 5 марта 2004 г. N 1089».

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об использовании дистанционных образовательных технологий» от 6 мая 2005 г. № 137.



II.Актуальность программы


В рамках перехода на ФГОС педагогический коллектив нашей школы столкнулся с необходимостью поиска новых решений для организации неотъемлемой части образовательного процесса - внеурочной деятельности учащихся. На стадии введения Стандартов второго поколения перед педагогами возникли следующие задачи:

• разработать программу внеурочной деятельности, удовлетворяющую интересам детей и отвечающую социальному заказу родителей;

• расширить доступ обучающихся к современным образовательным технологиям и средствам обучения через использование очно-дистанционных технологий;

• максимально включить во внеурочную деятельность системно-деятельностный и практико-ориентированный подход в обучении, использование современных образовательных технологий.

Именно очно-дистанционная форма организации внеурочной деятельности способствует решению вышеизложенных задач, расширяет рамки школьных учебников, повышает заинтересованность учащихся в глубоком изучении программного материала, содействует интеллектуальному и духовно- нравственному развитию личности школьников, становлению и проявлению их индивидуальности. Система дистанционного образования, основанная на принципах открытости и доступности, позволяет привлечь к совместной деятельности педагогов и учащихся находящиеся на расстоянии друг от друга посредством телекоммуникационных технологий и ресурсов сети Интернет и это не дань моде, а требование современного мира.

Преимущества программы очно-дистанционного кружка внеурочной деятельности «Познавая неизвестное»

Образовательное учреждение получает:

• Возможность организовать дистанционную форму обучения на базе школы.

•Возможность общеобразовательного учреждения участвовать в сетевых проектах.

• Возможность минимизировать расходы общеобразовательного учреждения на организацию внеурочной деятельности.

Учитель получает:

• Приобретение опыта организации дистанционной формы обучения.

• Повышение своей квалификации .

• Возможность стать участником сетевого проекта.

• Возможность заниматься проектной деятельностью.

Для родителей и учащихся актуально будет:

• Совместное проведение времени с ребёнком за учебно-познавательным процессом.

• Ранняя профориентация по способностям своего ребёнка.

• Эффективная организация времени ребёнка.

• Формирование соответствующего круга друзей, среди которых ребёнок чувствует интерес к учёбе.

Сами ученики в свою очередь:

• Приобретают навыки работы в информационно-образовательном пространстве.

• Развивают навыки ведения проектной деятельности.

• Формирую своё личное электронное портфолио.

• Школьникам прививается культура использования Интернет-ресурсов.





III. Цели и задачи


Цель программы :

разработка системы мероприятий общеинтеллектуальной направленности для подготовки учащихся начальных классов к предметным олимпиадам.

Данная цель достигается через решение следующих задач:

- развитие у детей умения анализировать и решать задачи повышенной трудности;

- решение нестандартных логических задач;

- раскрытие творческих способностей ребенка;

- создание условий для применения полученных знаний в нестандартных ситуациях.



IV Описание места курса в учебном плане

Общий объем учебного времени кружка «Познавая неизвестное» в 3 и 4 классах составляет по 68 часов, 2 часа в неделю.

Процесс освоения программы построен на сочетании очных и дистанционных мероприятий.

Кружок “Познавая неизвестное»» представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для детей в возрасте от 9 до 10 лет. Состав группы постоянный, до 26 человек.

V Структура


Структура программы:

Кружок «Познавая неизвестное» (60 часов) ,

внеклассные мероприятия (8 часов)

Программа кружка «Познавая неизвестное» состоит из двух предметных разделов:

I раздел. Математика. Информатика ( Решение и анализ задач по математике и информатике, посещение музеев ) (30 часов + 4 часа выездных мероприятий)

II раздел. Русский язык. Литературное чтение. Окружающий мир.( Выполнение и анализ олимпиадных заданий по литературному чтению , русскому языку, окружающему миру, посещение библиотек) (30 часов + 4 часа выездных мероприятий).

Внутри каждого раздела предусмотрены выездные мероприятия (посещение музеев, выставок , библиотек)



VIФормы проведения кружка «Познавая неизвестное»

  • дистанционные игры

  • библиотечные уроки

  • конкурсы,

  • экскурсии,

  • олимпиады,

  • научно-исследовательские конференции

Данные формы внеурочной деятельности проводятся очно или дистанционно через:

  • Использование электронной почты

  • Использование ресурсов Интернет.

  • Использование  программ Skype.


VIIЛичностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса

Личностные результаты

 развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;

 развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;

 воспитание чувства справедливости, ответственности;

 развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.

Метапредметные результаты

 Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.

 Объяснять (доказывать) выбор деталей или способа действия при заданном условии.

 Анализировать предложенные возможные варианты верного решения.

 Осуществлять развернутые действия контроля и самоконтроля.


Универсальные учебные действия

 Сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания.

 Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы.

 Применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками.

 Анализировать правила игры. Действовать в соответствии с заданными правилами.

 Включаться в групповую работу. Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его.

 Выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии.

 Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения,

 использовать критерии для обоснования своего суждения.

 Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.

 Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.


VIII Содержание курса

I раздел. Математика. Информатика.

Решение нестандартных, комбинаторных задач по математике. Решение задач по математике конкурса-игры «Кенгуру». Решение задач по информатике для 3-4 классов игры-конкурса «Инфознайка», интеллектуального заочного конкурса «Познание и творчество», эвристической олимпиады «Совёнок». Анализ олимпиад по математике, информатике текущего года. Посещение краеведческого музея, музея Эйнштейна (г.Тольятти)


II раздел. Русский язык. Литературное чтение. Окружающий мир.

Выполнение заданий по русскому языку для 3-4 классов игры-конкурса «Русский медвежонок », интеллектуального заочного конкурса «Познание и творчество». Выполнение заданий по литературному чтению для 3-4 классов интеллектуального заочного конкурса «Муравьишка», дистанционной олимпиады «Нескучная зима», участие в литературном конкурсе «Веснушки». Выполнение заданий по окружающему миру для 3-4 класса дистанционного интеллектуального конкурса «Познание и творчество», дистанционной олимпиады «Нескучная зима», конкурса «Человек и природа» эвристической олимпиады «Совёнок», «Наше наследие». Анализ олимпиад по русскому языку, литературному чтению, окружающему миру текущего года. Поиск информации в энциклопедии. Посещение библиотек.



Учебно- тематический план по внеурочной деятельности «Познавая неизвестное»(общеинтеллектуальное направление) 3 класс

(68часов)

Тема

Всего часов

теория

практика


I Раздел. (1, 2 ЧЕТВЕРТЬ)

Математика. Информатика

34

-

34

1-6

Решение нестандартных, комбинаторных задач по математике.

6

-

6

7-12

Решение задач по математике дистанционного интеллектуального конкурса «Муравьишка», « Кенгуру»

6

-

6

13-18

Решение задач игры-конкурса по информатике «Инфознайка» «КИТ».

6

-

6

19-24

Решение задач по информатике интеллектуального заочного конкурса «Познание и творчество».

6

-

6

25-27

Анализ олимпиад по математике текущего года.

3

-

3

28-30

Анализ олимпиад по информатике текущего года.

3

-

3

31-34

Посещение музея Эйнштейна(г.Тольятти)

4

-

4



II раздел. (3, 4 ЧЕТВЕРТЬ)

Русский язык. Литературное чтение. Окружающий мир.

34

-

34

35-40

Выполнение заданий по русскому языку заочного интеллектуального конкурса «Познание и творчество».

6

-

6

41-46

Выполнение заданий по русскому языку игры-конкурса «Русский медвежонок ».

6

-

6

47-52

Выполнение заданий по литературному чтению дистанционной олимпиады «Нескучная зима», заочного интеллектуального конкурса «Познание и творчество», конкурса «Веснушки»

6

-

6

53-58

Выполнение заданий по окружающему миру дистанционного интеллектуального конкурса «Муравьишка», дистанционной олимпиады «Нескучная зима», конкурса «Человек и природа».

6

-

6

59-60

Анализ олимпиад по русскому языку текущего года.

2

-

2

61-62

Анализ олимпиад по литературному чтению текущего года.

2

-

2

63-64

Анализ олимпиад по окружающему миру текущего года.

2

-

2

65-68

Поиск ответов на вопросы в энциклопедии.

Посещение детской библиотеки №6.

4

-

4


Итого

68

-

68










Учебно- тематический план по внеурочной деятельности «Познавая неизвестное»(общеинтеллектуальное направление) 4 класс

(68часов)

Тема

Всего часов

теория

практика


I Раздел. (1, 2 ЧЕТВЕРТЬ)

Математика. Информатика

34

-

34

1-6

Решение нестандартных, комбинаторных задач по математике.

6

-

6

7-12

Решение задач по математике дистанционного интеллектуального конкурса «ЭМУ-Эрудит», « Кенгуру»

6

-

6

13-18

Решение задач игры-конкурса по информатике «Инфознайка» «КИТ».

6

-

6

19-24

Решение задач по информатике интеллектуального заочного конкурса «Познание и творчество».

6

-

6

25-27

Анализ олимпиад по математике текущего года.

3

-

3

28-30

Анализ олимпиад по информатике текущего года.

3

-

3

31-34

Посещение краеведческого музея (г.Тольятти)

4

-

4



II раздел. (3, 4 ЧЕТВЕРТЬ)

Русский язык. Литературное чтение. Окружающий мир.

34

-

34

35-40

Выполнение заданий по русскому языку заочного интеллектуального конкурса «Познание и творчество», эвристической олимпиады «Совёнок»

6

-

6

41-46

Выполнение заданий по русскому языку игры-конкурса «Русский медвежонок ».

6

-

6

47-52

Выполнение заданий по литературному чтению дистанционной олимпиады «Нескучная зима», заочного интеллектуального конкурса «Познание и творчество», конкурса «Веснушки», олимпиады «Наше наследие»

6

-

6

53-58

Выполнение заданий по окружающему миру дистанционного интеллектуального конкурса «ЭМУ», дистанционной олимпиады «Нескучная зима», конкурса «Человек и природа», олимпиады «Наше наследие»

6

-

6

59-60

Анализ олимпиад по русскому языку текущего года.

2

-

2

61-62

Анализ олимпиад по литературному чтению текущего года.

2

-

2

63-64

Анализ олимпиад по окружающему миру текущего года.

2

-

2

65-68

Поиск ответов на вопросы в энциклопедии.

Посещение детской библиотеки

4

-

4


Итого

68

-

68





IX Ожидаемые результаты и способы определения результативности

Ожидаемые результаты:

- увеличение числа учащихся, занимающих призовые места в предметных олимпиадах школьного, муниципального уровня, всероссийского и международного уровней;

- повышение интереса учащихся к предметам: математика, информатика, литературное чтение, русский язык.


Способы определения результативности занятий кружка внеурочной деятельности "Познавая неизвестное":

 диагностика проводится в начале и конце учебного года;

участие обучающихся:

 в олимпиадах и конкурсах на разных уровнях;

 математических декадах (составление кроссвордов, викторин и т. д.);

 интеллектуальных играх (КВН, "Парад умников", "брейн-ринг" и т. д.);

 исследовательских проектах.




X Описание материально-технического обеспечения

Список рекомендуемой литературы:

1. Гейдман Б.П. Подготовка к математической олимпиаде. Начальная школа. 1-4 классы. – М.: Айрис-пресс, 2012.

2. Кедрова Г.В. Нестандартные задачи по математике: 1-4 классы. – М: ВАКО, 2011.

3. Козлова Е.Г. Сказки и подсказки. Задачи для математического кружка. – М.: МЦНМО, 2010.

4. Кенгуру-2009. Задачи, решения, итоги. – Спб. 2009.

5. Кенгуру. Задачи прошлых лет. 2001 – 2015 год. http://www.kenguru.sp.ru./allproblems.html

5. Математика. 1-4 классы. Олимпиадные задания / сост. Г.Т. Дьячкова. – Волгоград: Учитель, 2012. 6. Олимпиадные задания по русскому языку. 1-4 классы / сост. Г.Т. Дьячкова. – Волгоград: Учитель, 2013.

7. Олимпиадные задания для учащихся начальной школы. http://nachalka.ucoz.ru/blog/2008-04-14-16 8. Русский медвежонок – 2014. Задачи, решения, информация, статистика. – Киров. 2014.

9. Русский медвежонок – языкознание для всех. Условия задач. Ответы. 2014 – 2015 год. http://rm.kirov.ru/tasks.htm 10. 365 задач для эрудитов. – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2013.