СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Познавательно - речевой проект " Хлеб всему голова "

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Познавательно - речевой проект " Хлеб всему голова "»






ТИП ПРОЕКТА: познавательно-речевой, с элементами

исследовательский деятельности.


ПО КОЛИЧЕСТВУ УЧАСТНИКОВ: групповой.

УЧАСТНИКИ: воспитанники подготовительной

родители воспитанников, учитель-логопед, воспитатель.


ВОЗРАСТ: 5 – 6 лет.

ПО ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТИ: среднесрочный


Воспитатели : Тимофеева М. И.

Хорева Е. Н.



Проблема

После обеда в каждой группе остается много хлеба. Дети часто забывают взять его с тарелочки, это объясняют тем, что не хотят или не любят. Многие могут играть с хлебом, лепить шарики, кидать, крошить.

Но ведь хлеб издавна считался нашим богатством. На Руси к хлебу всегда относились с почтением и благоговением. Слагали песни, стихи, пословицы:

  • Хлеб – батюшка, водица — матушка.

  • Хлеб – дар божий.

  • Без хлеба и мёдом сыт не будешь.

  • .Хлеб - всему голова.

В настоящее время у детей недостаточно сформированы знания о ценности хлеба, о процессе выращивания хлеба, о труде людей, участвующих в производстве хлеба. Этому способствует и низкий уровень заинтересованности родителей к воспитанию у детей бережного отношения к хлебу, уважение к традициям русского народа.


Актуальность.


В жизни каждого человека понятие «хлеб» входит с рождения. И в сознании человеческом хлеб представляется не только караваем на столе, но и мерилом нравственных ценностей, символом того, что приносит человеку самоотверженный, непрестанный труд.

В дошкольном детстве закладываются основы личностной культуры человека, приверженность к общечеловеческим духовным ценностям. Ребенок учится ориентироваться в природе, предметах, созданных руками человека, явлениях окружающей действительности, общественной и собственной жизни.

В последнее время нас всё чаще волнует отношение детей к хлебу. Всегда ли мы бережно относимся к хлебу? Кто использует хлеб для питания? Всегда ли хлеба было вдоволь на столе у людей? От чего зависят урожай хлеба и разнообразие его на прилавках магазина? Как хлеб попадает на наш стол? Кто заботится о том, чтобы мы могли приобрести его к своему столу? Ответить на эти вопросы 48% детей группы №1 не смогли. Остальные 52 % воспитанников затрудняются с ответами, их знания по теме очень бедны.

Это еще раз подтверждает, что надо расширять и углублять знания детей о хлебе, способах его получения, работе хлеборобов, пекарей. Чем больше дети будут знать о нем, тем дороже он станет им. Мы хотим воспитать детей, знающих каким способом получают муку, хлеб и уважающих труд хлеборобов, а также научить бережно относиться к хлебу.


Как же научить уважать хлеб? В нашей стране относились к хлебу всегда по-особенному.
Если человек в чем-то не очень разбирается, о нем говорят: думает, что булки на деревьях растут.
Вместе с ребятами старшей группы мы решили проследить весь путь хлеба: от зернышка до нашего стола, увидеть разнообразие хлебобулочной продукции.



Модель трёх вопросов:

Что мы знаем?

Что хотим узнать?

Где мы можем узнать?

Хлеб продается в магазине

Хлеб бывает белый и черный

Хлеб вкусный и ароматный

Он полезный

Сеют зерно и отвозят на мельницу

Хлеб пекут из муки

Как растет хлеб?

Как готовится тесто?

Какой хлеб полезней?

Как правильно кушать хлеб?

Спросить у взрослых

Посмотреть в интернете

Прочитать в книге, энциклопедии

Посмотреть кино или мультики

Сходить в музей

Цель:

формирование у детей первоначальных представлений о процессе получении хлеба, о значимости его для человека.

Задачи:

1. Изучить историю возникновения хлеба.

2. Узнать, почему хлеб называют хлебом, как хлеб выращивали раньше.

3. Дать детям представление о том, какой путь проходит зерно, чтобы

стать хлебом.

4. Формировать представление о труде взрослых в сельском хозяйстве и

промышленности.

5. Обогащать словарный запас детей новыми словами. Учить правильно

строить предложения , высказывать свои мысли.

6. Развивать творческие способности детей.

7. Способствовать детской любознательности, расширять кругозор.

8. Воспитывать бережное отношение к хлебу и уважение к труду людей

разных профессий, занимающихся выращиванием и производством хлеба.

ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА



  1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ЭТАП


 Деятельность педагогов :

- определение проблемы,

- определения уровня знаний детей по теме,

- постановка цели и задач,

- определение методов работы,

- составление плана мероприятий по реализации проекта;

- анкетирование родителей воспитанников,

- вызвать положительный отклик родителей на существующую проблему.



Совместная  деятельность педагогов и родителей:

подбор :

-методической, научно-популярной и художественной литературы, иллюстративного материала;

-материалов для изобразительной и продуктивной, коррекционной деятельности детей;

-материалов, игрушек, атрибутов для игровой деятельности;

- презентаций на данную тему.

  1. ОСНОВНОЙ ЭТАП (ПРАКТИЧЕСКИЙ)






ПЛАНИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ



Педагог

Образовательная область

Формы и методы работы

Познавательное развитие.


ОД: ”Хлеб - всему голова” с использованием ИКТ.

«Злаки родного края»- рассматривание зёрен пшеницы, ржи, ячменя .

Экскурсия на пищеблок «Кто печет нам пирожки?»

Оформление мини музея «Хлеб всему голова».

Посадка злаковых.

Социально-коммуникативное развитие.






Беседы : ”Откуда хлеб пришёл”,

“Как выращивают хлеб”,

”О сборе урожая”,

”О культуре поведения за столом и бережном отношении к хлебу”,

”О профессиях хлебороба, пекаря”,

”Путешествие на хлебозавод”,

”Комбайны-великаны”,

”Главная машина –трактор”.

Дидактические игры

«Что из чего?», 

«Узнай на вкус»,

 «Кто больше назовет», 

«От зернышка до булочки»,

 «Какой хлеб?»,

 «Что сначала, что потом?» и другие.

Сюжетная игра: «Хлебный магазин», «В музее хлеба»

Речевое развитие




Этические беседы на основе прочитанных произведений: Г.Х.Андерсен : ”О девочке, которая наступила на хлеб”, М.Пришвин “Лисичкин хлеб”.

Инсценировка сказки “Колобок”.

Чтение и обсуждение:

Б. Вовк. «Мякиш»,

Я. Тайц «Всё здесь».

Стихотворения:

 «Ломоть хлеба», «Зернышко пшеницы» В. Орлов,

 «Хлебушек душистый» С. Погореловский,

 «Лето пролетело» В. Воронько и другие.

Чтение и заучивание пословиц, поговорок, потешек, считалок, стихотворений о хлебе и хлебобулочных изделиях.

Художественно-эстетическое развитие












Аппликация ”Колосок из макарон”.

Выкладывание колоска из овса на пластилиновой дощечке.

Рисование ”Колосок”.

Рассматривание репродукций картин русских художников :

Ш.Шишкин “Рожь”,

Н.Купреянов “Вспашка”,” Посев”, “Уборка”,

И.Репин “Л.Толстой на пашне”,

А.Васнецов “Жнецы”,

Т.Яблонский “На колхозном току”.

Лепка из солёного теста.

Раскрашивание раскрасок на тему:

«Хлеб, хлебобулочные изделия» .

Конструирование из строительного материала:  «Грузовые машины».

Физическое развитие

Подвижные игры: «Где мы были мы не скажем, что мы делали, покажем!», «Из муки – не из муки».

Хороводная игра «Каравай»,  «Белый хлеб».

Физкультминутки: «Замесим тесто», «Колоски».





ДЕТИ.

Знакомство с хлебобулочными изделиями. Наблюдения за всходами пшеницы, овса и ржи. Разучивание игр, стихотворений, участие в экскурсиях на кухню, инсценировках и продуктивной деятельности. Поиск с родителями новых знаний о хлебе, его производстве и подготовка сообщений.



РОДИТЕЛИ.

Беседа «Значение хлеба в жизни человека».

Поиск новых знаний о хлебе, его производстве и подготовка сообщений. Участие в оформлении фото выставки «Я пеку ,пеку, пеку…».

Участие в оформление мини-музея « Хлеб всему голова».

Участие в оформлении стенда «Пословицы и поговорки о хлебе».

Анкетирование на тему: «Хлеба к обеду в меру бери…».

Участие в изготовлении хлебобулочных изделий.









  1. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП



  • анализ достижения поставленной цели и полученных результатов;

  • обобщение результатов работы, формулировка выводов;

  • обобщение собранного в процессе работы над проектом материала;

  • чаепитие «Блинчики-блины»;

  • подготовка презентации проекта.







Ожидаемые результаты по проекту:

1. Воспитанники познакомятся с историей возникновения хлеба.

2. Узнают, как хлеб выращивали раньше.

3. У детей сформируется представление о том, какой путь проходит зерно, чтобы стать хлебом.

4. Воспитанники много узнают о труде взрослых в сельском хозяйстве и

промышленности. Будут бережнее относиться к хлебу и к труду людей.

5. Обогатится словарный запас детей новыми словами. Они научатся правильно строить предложения , высказывать свои мысли.

6. Проявятся творческие способности детей.

7. Расширится кругозор воспитанников. Дети познакомятся с названиями хлебобулочных изделий (батон, хлеб, пирожки, баранки, пряники);

8. Узнают о пользе хлеба для человека.




ПРОДУКТЫ ПРОЕКТА:


- Стенд «Откуда хлеб пришел на стол» .

- Фотовыставка «Самая вкусная булочка моя!» .

- Книжки-малышки.

- Выставка рисунков «Хлебобулочные изделия».

- Картотека дидактических игр.

- Мини-музей «Хлеб всему голова»



Паутинка проекта

Этап

СРОКИ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ

СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

РЕЗУЛЬТАТ

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

Работа с родителям

подготовительный

 

Определение педагогом целей и задач в соответствии с возрастом и образовательными областями; планирование деятельности;

Выявление первоначальных знаний детей о хлебе.

Подбор литературы, фотографий.

Ввод детей в проблему.

Принятие задач проекта.

Беседа с родителями

«Значение хлеба в жизни человека»

Уровень знаний по теме «ВОВ»:

Высокий – 0%

Средний – 48%

Низкий – 52%.

Родители информированы, у детей вызван интерес.

основной

 

Социально-коммуникативное развитие

Беседы: «Как выращивают хлеб», «Откуда хлеб пришел», ”О сборе урожая”,

”О культуре поведения за столом и бережном отношении к хлебу”,

”О профессиях хлебороба, пекаря”,

”Путешествие на хлебозавод”,

”Комбайны-великаны”,

”Главная машина –трактор”.

.

Рассматривание выставки в книжном уголке;

рассматривание иллюстраций «Хлеб всему голова».

Информирование по тематике бесед.

Беседа «Техника приготовления хлеба»

Развитие свободного общения детей со взрослыми, коммуникативных навыков, всех компонентов речи.

Познавательное развитие

Экскурсия в мини-музей «Хлеб всему голова»;

НОД: «Откуда хлеб пришел»

Д/и «Что сначала, что потом», «Добавь словечко», «Лабиринт».

Сбор информации о профессиях связанных с производством хлеба

Появление познавательного интереса у детей.

Речевое развитие

Образовательная деятельность. Составление рассказов на тему: «Как раньше относились к хлебу», «Есть такая профессия –хлеб растить»

Д/и «Составь предложение»,

«Угадай на ощупь».

Рассматривание вместе с детьми фотоматериалов о сегодняшних хлеборобах

Расширение тематического словаря, развитие логического мышления.

Художественно-эстетическое развитие

Чтение художественных произведений,

просмотр презентаций.

Пересказ историй;

рисование «Колосок», «Хлебобулочные изделия».

Рекомендуется приобрести раскраски «Хлеб всему голова»

Чувство радости от творческой деятельности, гордости от полученных результатов.

 

Физическое развитие.

Формировать потребность у воспитанников в двигательной активности и физическом совершенствовании.

П/и « Каравай» «Колосок и мыши»,.

Досуг с родителями и детьми «Блины на масленицу»

Радость от яркого праздника, от времени проведенного вместе с родителями.

заключительный

 

Повышение уровня знаний детей о ВОВ и ветеранах.

Коллективное панно «Курская битва», сюжетно - ролевая игра «Танковое сражение».

Покупка саженцев сирени и совместная их посадка.





Развитие активного интереса к данной теме.





 

Режимные моменты

Совместная работа педагога с детьми

Совместная работа родителей с детьми

Свободная творческая деятельность детей

1 Утро

Беседа «Любимые хлебобулочные изделия» .

Индивидуальная работа «Назови хлебобулочные изделия».

Помощь в подборе иллюстраций, фотографий.

 

Совместная творческая работа - фото «Я пеку, пеку, пеку…».

 Лепка из соленого теста «Любимые хлебобулочные изделия»

2 Непосредственно образовательная деятельность.

НОД (Познавательное развитие): «Герои жатвы».

П/и «Каравай».

НОД (Художественно-эстетическое развитие): «Колосок».

Просмотр клипа «Хлеб всему голова».

Чтение произведения :

Б. Вовк  «Мякиш».

Конструирование «Хлебозавод» , из разных видов конструкторов.

3 Прогулка

Наблюдение «Кто еще любит хлебные крошки и зерна?»

Рекомендуется понаблюдать с детьми за кормушками.

Лепка из снега «Пирожки».

4 Вторая половина дня.

Чтение произведения : «Ломоть хлеба», «Зернышко пшеницы» В. Орлова.

Рекомендуется сходить в магазин посмотреть разнообразие хлебобулочных изделий.

Аппликация «Колосок из макарон».

ПЛАН ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПРОЕКТА (ОСНОВНОЙ ЭТАП)




 






















ВЫВОДЫ


  Цель проекта достигнута.

Проведенная диагностика знаний по теме показала, что:

- дети получили в игровой и занимательной форме новые для себя знания, уточнили и углубили представления о то, что хлеб является ежедневным продуктом питания человека,

- узнали откуда берётся хлеб и как его производят. 

Появилось  уважение к труду взрослых, бережное отношение к хлебу. Сформировались навыки исследовательской деятельности.

Развилась познавательная активность, самостоятельность, творчество.

Все это способствует не только познанию природы, но и, утверждению в самом себе человеческого достоинства, доброты, сопереживания всему живому.

Дети самостоятельно смогли сделать выводы по результатам исследовательской деятельности:

  1. Пшеницу можно вырастить не только в поле, но и в ящиках на подоконнике.

  2. Зерновым культурам, как и всем растениям для роста необходимы:

  • плодородная почва

  • свет

  • вода

  • тепло

  • уход (правильная посадка, полив).

  1. Пшеница является ценным и необходимым продуктом питания, содержащим в себе много витаминов. Из неё можно приготовить много блюд (из нее мелят муку и пекут пироги, варят кашу, добавляют в супы).

  2. Существует много разных сортов хлеба и хлебобулочных изделий, которые отличаются внешним видом, вкусовыми качествами.


Использование проектного метода  по теме «Хлеб всему голова» способствовало систематизации знаний детей, привлечению родителей к образовательному процессу. Позволило образовательный процесс сделать более качественным и интересным для детей.