СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Познавательное развитие - важно ли это?

Нажмите, чтобы узнать подробности

Познавательное развитие - важнейшее направление в работе с детьми, так как оно предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, их свойствах и отношениях;  представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.

Просмотр содержимого документа
«Познавательное развитие - важно ли это?»

Познавательное развитие - важно ли это?



Вы, наверное, замечали, что познавательная активность дошкольников очень высока: каждый ответ взрослого рождает новые вопросы и это является главным аспектом формирования у детей дошкольного возраста познавательных интересов и познавательных действий в различных видах деятельности.

У старших дошкольников познавательное развитие – это сложный комплексный процесс, который представляет собой разные формы ориентации ребёнка в окружающем его мире, в себе самом и регулируют его деятельность.

Благодаря познавательной активности ребенка происходит зарождение первичного образа мира. Образ мира формируется в процессе развития познавательной сферы, которая состоит из 3 - х компонентов:

1. познавательные процессы (восприятие, внимание, память, воображение, мышление)

2. информация (опыт и достижения, накопленные человечеством на пути познания мира)

3. отношение к миру (эмоциональная реакция на отдельные объекты, предметы, явления и события нашего мира)

Все компоненты познавательной сферы тесно связаны между собой.

Для развития познавательной активности детей важно, чтобы их окружение содержало стимулы, способствующие знакомству детей со средствами и способами познания, развитию их интеллекта и представлений об окружающем.

В старшем дошкольном возрасте темп умственного развития детей весьма интенсивный и динамичный. Ребенок хочет знать все. Дети этого возраста познают не только внешние качества предметов и явлений, но и их существенные внутренние свойства, связи и отношения между ними.

Шестилетний ребёнок может многое. Но не следует, и переоценивать его умственные возможности. Тип его мышления специфичен и во многом зависит от эмоций ребёнка.

Свойства или признаки предмета становятся для ребёнка объектом специального рассмотрения. Таким образом, в деятельности ребёнка-дошкольника возникают категории величины, формы, цвета, пространственных отношений.

Одним из основных путей развития познавательной активности ребёнка – расширение и обогащение его опыта, развитие интересов. В этом отношении очень эффективны экскурсии, поездки, разнообразные формы детского экспериментирования.

Экспериментирование тесно связано у дошкольников с практическим преобразованием предметов и явлений. В процессе таких преобразований, имеющих творческий характер, ребёнок выявляет в объекте все новые свойства, связи и зависимости. При этом наиболее значимым для развития творчества дошкольника является сам процесс поисковых преобразований.

Не маловажно – моделирование, которое осуществляется в разных видах деятельности – игре, конструировании, рисовании, лепке и др. Благодаря моделированию ребёнок способен к опосредованному решению познавательных задач. В старшем дошкольном возрасте расширяется диапазон моделируемых отношений. С помощью моделей ребёнок материализует математические, логические, временные отношения.

В момент познавательной активности на ряду с наглядно-образным появляется словесно-логическое мышление. Это только начало его развития. Благодаря содержательному общению и обучению, развитию познавательной деятельности у ребёнка формируется образ мира: первоначально ситуативные представления систематизируются и становятся знаниями, начинают формироваться общие категории мышления (часть, целое, пространство, предмет, система предметов, случайность и т.д.).

В результате усвоения систематизированных знаний у детей формируются обобщённые способы умственной работы и средства построения собственной познавательной деятельности, развивается диалектическое мышление, способность к прогнозированию будущих изменений.

Таким образом, в старшем дошкольном возрасте познавательный интерес является одним из эффективных, ведущих мотивов, побуждающих ребёнка к овладению знаниями. Познавательный интерес, по мере его развития, становится мотивом умственной деятельности, основой формирования пытливости ума.