СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Познавательное развитие

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тематический контроль по познавательному развитию

Просмотр содержимого документа
«Познавательное развитие»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 1 «Капитошка» г. Назарово Красноярского края

Адрес: 662200, Красноярский край, г. Назарово, ул. Арбузова, 71 «В»

тел. 8(39155) 7-17-38; sad220471.kapitо[email protected]



ПРИКАЗ


от «11» марта 2019 г. № 5-Б

О проведении тематического контроля


С целью выяснения состояния работы по развитию познавательной активности и любознательности у воспитанников в МБДОУ «Детский сад «Капитошка»


приказываю:

  1. Создать комиссию для проведения тематической проверки в составе:

Шуклина Г.В. - председатель комиссии, заведующий;

Финочко С.В. – член комиссии, старший воспитатель;

Петрова Т.Н. – член комиссии, воспитатель;

Белолипецкая В.В.. – член комиссии, педагог-психолог.

  1. Провести тематический контроль по теме: «Состояние работы по развитию познавательной активности и любознательности у воспитанников ДОУ» с 11 по 29 марта 2019 года по следующим направлениям:

    • обследование уровня развития познавательных интересов и любознательности у детей.

    • система планирования работы.

    • уровень профессионального мастерства воспитателей.

    • создание условий.

    • взаимодействие с родителями.

  1. Утвердить план проведения тематического контроля (Приложение № 1).

  2. Утвердить Положение о смотре методического обеспечения «Центра занимательной математики» (Приложение № 2).

  3. Контроль выполнения данного приказа возложить на старшего воспитателя Финочко С.В.





Заведующий МБДОУ

«Детский сад «Капитошка» __________ Г.В. Шуклина



С приказом ознакомлены:

Ст. воспитатель ___________ С.В. Финочко

Воспитатель ___________ Т.Н. Петрова


Педагог-психолог ___________ В.В. Белолипецкая






Приложение № 1

к приказу № 5-Б от 11.03.2019г.

заведующий ДОУ _______ Г.В. Шуклина


План проведения тематического контроля по теме:

«Состояние работы по познавательному развитию дошкольников в ДОУ»

с 11 по 29 марта 2019 года


Цель: Выяснить состояние работы в МБДОУ «Детский сад «Капитошка» по развитию познавательной активности и любознательности у воспитанников ДОУ, определить причины и факторы, влияющие на качество педагогической работы по познавательному развитию детей.


Вопросы контроля

Методы контроля

Рабочие материалы

Срок

Ответственный

1. Обследование уровня развития познавательных интересов и любознательности у детей.

  • Наблюдение пед. процесса

Карта анализа НОД (деятельность детей)


18-29.03

Ст. воспитатель, воспитатели

  • Изучение познавательного интереса детей

Анкета «Изучение познавательных интересов детей», методика «Маленький любознайка»

2. Система планирования воспитательно-образовательной деятельности с детьми в группах.

  • Анализ календарных планов.

Карта проверки календарных планов



11-15.03

Ст. воспитатель

3. Уровень профессионального мастерства воспитателей.

  • Анализ организации и проведения открытых мероприятий

Карта самоанализа открытого мероприятия по познавательному развитию детей


11-29.03


Заведующий ДОУ,

ст. воспитатель, воспитатели




  • Анализ профессионального мастерства воспитателей

Карта самооценки проф. мастерства воспитателя

4. Создание условий


  • Анализ условий для познавательного развития детей по ФГОС ДО

Карта самообследо-вания условий для познавательного развития детей по ФГОС ДО. Положение о смотре-конкурсе на лучшее методическое обеспечение «Центра занимательной математики».


25.03


ст. воспитатель,

воспитатели





  • Смотр-конкурс развивающих игр и центра занимательной математики

5. Работа с родителями.

  • Анкетирование родителей

Опросник для родителей по данному вопросу


18-22.03


ст. воспитатель




Приложение № 1

к приказу № 5-Б от 11.03.2019г.

заведующий ДОУ _______ Г.В. Шуклина


Положение

о смотре центров активности «занимательной математики».


I. Общие положения

1.1. Настоящее положение определяет порядок проведения смотра методического обеспечения «Центра занимательной математики».

1.2. Основным объектом смотра является организация предметно-пространственной развивающей среды групп ДОУ, а предметом – соответствие созданных условий принципам построения в соответствии с ФГОС ДО.

1.3. Проведение смотра н методического обеспечения «Центра занимательной математики» в ДОУ проводится с целью:

  • активизации деятельности педагогов ДОУ;

  • создания комфортных условий для успешного развития познавательной активности ребенка в детском саду.

Дата проведения смотра: 25 марта 2019 г.


II Участники конкурса

2.1. В конкурсе принимают участие все группы ДОУ.


III Критерии оценки содержания уголков

3.1. Наглядный демонстрационный материал (комплекты цифр; комплекты геометрических фигур разных размеров, разного цвета; плоскостные предметные картинки и игрушки для счета; демонстрационный материал «Поиграй и сосчитай», картинки по временам года и частям суток и другое).

3.2. Раздаточный материал (комплекты геометрических фигур разных размеров, разного цвета; комплекты цифр и картинок с предметами; мелкие игрушки и предметы – матрешки, грибочки, рыбки и др.; счетные палочки и другое).

3.3. Наличие в группе занимательного математического  материала (картотеки):

  • Картотека задач – шуток, головоломок, заданий на сообразительность, ребусов, игр на нахождение сходства и различия, занимательных примеров и др.;

  • Картотека математических загадок;

  • Картотека математических пословиц и поговорок;

  • Картотека математических считалок;

  • Картотека задач в стихах;

  • Картотека стихотворений, сказок о цифрах, числах и других математических понятиях;

  • Лабиринты, головоломки;

  • Другие картотеки.

3.4. Наличие в группе оригинально оформленного уголка занимательной математики с интересным названием, где систематизирован и доступен для детей весь указанный материал.

3.5. Разнообразие дидактических игр математического характера (наличие д/игр по основным подразделам: «Количество и счет», «Величина», «Форма», «Ориентировка в пространстве», «Время» + различные математические лото, домино и др)

Для детей 1,5-3 лет

  • Настольно-печатные игры с использованием специальных пособий на различение геометрических фигур по цвету, размеру, форме (рамки-вкладыши).

  • Геометрическая мозаика.

  • Две-три матрешки.

  • Пирамидки из 3—4 колец одинакового и разного цвета.

  • Игры на развитие сенсорных процессов и способностей («Закрой окошечко»).

  • Настольно-печатные игры математического характера (по направлениям – величина, форма, цвет)

Для детей 3—4 лет

  • Игры на соотнесение предметов, геометрических фигур по цвету, размеру и группировка их по 1—2 признакам.

  • Настольно-печатные игры с использованием специальных пособий на различение и называние геометрических фигур по цвету, размеру, форме (рамки-вкладыши).

  • Геометрическая мозаика.

  • Две-три матрешки.

  • Пирамидки из 3—4 колец одинакового и разного цвета.

  • Игры на развитие сенсорных процессов и способностей (геометрическое лото, «Подбери ключ к замку»).

  • Настольно-печатные игры математического характера (по направлениям – величина, форма, счет, ориентировка в пространстве и т.п.)

Для детей 4—5 лет

    • Игры для понимания символики, схематичности и условности («На что похоже?», «Дострой»).

    • Игры для освоения величинных, числовых, пространственно-временных отношений («Составь такой же узор»).

    • Пирамидка деревянная с квадратными или прямоугол. элементами

    • Объемный сортировщик с отверстиями 4 видов и вкладышами разных форм и сечением

    • Мозаика с основой со штырьками и плоскими элементами 4(8) цветов

    • Домино

    • Рамки-вкладыши

    • Настольно-печатные игры математического характера (по направлениям – величина, форма, счет, ориентировка в пространстве и т.п.

Для детей 5—6 лет

  • Набор вкладышей по принципу матрешки

  • Мозаика

  • Объемная игра-головоломка на комбинаторику из кубиков, составленных из 2 частей различных конфигурации и цвета

  • Рамки и вкладыши

  • Тематические домино с цветными и теневыми изображениями

  • Конструктор из элементов с логическими вкладышами на темы «Форма», «счет», «расположение»

  • Настольно-печатные игры математического характера (по направлениям – величина, форма, счет, ориентировка в пространстве и т.п.)

Для детей 6- 7 лет

  • Мозаика с плоскостными элементами различных геометрических форм

  • Объемный игры головоломки

  • Рамки и вкладыши тематические

  • Домино

  • Игры с цифрами, монетами.

  • Календарь, модель календаря.

  • Шашки, шахматы

  • Настольно-печатные игры математического характера (по направлениям – величина, форма, счет, ориентировка в пространстве и т.п.)

3.6. Наличие развивающих, интеллектуальных, логико – математических игр, соответственно возрасту детей группы (кубики Никитина, Рамки – вкладыши Монтессори, Танграм, Монгольская игра, Колумбово яйцо, Вьетнамская игра, Волшебный круг,  Пентамино, Геоконт,  Уникуб, блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, игры Воскобовича и др.)


IV. Оценка смотра:

4.1. Создать комиссию для проведения смотра методического обеспечения «Центра занимательной математики»:

Шуклина Г.В. - председатель комиссии, заведующий;

Финочко С.В. – член комиссии, старший воспитатель;

Петрова Т.Н. – член комиссии, воспитатель;

Белолипецкая В.В.. – член комиссии, педагог-психолог.

4.2. Результаты смотра оформляются в виде справки.


V. Подведение итогов.

5.1. Итоги смотра подводятся согласно плана контроля.

5.2. Критерии оценки: разнообразие, достаточное количество д/игр, эстетичность оформления

5.2. Результаты смотра будут представлены на педсовете.

















МАТЕРИАЛЫ КОТРОЛЯ.

1. Обследование уровня развития познавательных интересов и любознательности у детей.

Для оценки изучения уровня развития любознательности, познавательной активности проводится анкетирование воспитателя, который на основе наблюдений за поведением детей в естественной обстановке и бесед с родителями детей, выбрали ответы на вопросы анкеты.

Анкета «Изучение познавательных интересов детей» переработана на основе анкеты «Изучение познавательных интересов» (В.С.Юркевича).


Анкета «Изучение познавательных интересов»

Вопросы

Возможные ответы

Балы

Количество ответов

1

Как часто ребенок подолгу занимается в уголке познавательного развития, экспериментирования?

а) часто

б) иногда

в) очень редко

5

3

1


2

Что предпочитает ребенок, когда задан вопрос на сообразительность?

а) рассуждает самостоятельно

б) когда как

в) получить готовый ответ от других

5

3

1


3

Насколько эмоционально ребенок относится к интересному для него занятию, связанному с умственной работой?

а) очень эмоционально

б) когда как

в) эмоции ярко не выражены (по сравнению с другими ситуациями)

5

3

1


4

Часто ли задает вопросы: почему? зачем? как?

а) часто

б) иногда

в) очень редко

5

3

1


5

Проявляет интерес к символическим «языкам»: пытается самостоятельно «читать» схемы, карты, чертежи и делать что-то по ним (лепить, конструировать);

а) часто

б) иногда

в) очень редко

5

3

1


6

Проявляет интерес к познавательной литературе

а) часто

б) иногда

в) очень редко

5

3

1


30-22 баллов – потребность выражена сильно;

21 –18 баллов – потребность выражена умеренно;

17 и меньше баллов – потребность выражена слабо















Изучение познавательных интересов детей в группе «________________»







ФИ ребенка

Как часто ребенок подолгу занимается в центре познавательного развития?

Часто ли задает вопросы: почему? зачем? как?

Проявляет интерес к символическим «языкам»: пытается самостоятельно «читать» схемы, карты, чертежи и делать что-то по ним (лепить, конструировать)

Проявляет интерес к познавательной литературе

Что предпочитает ребенок, когда задан вопрос на сообразительность?

Насколько эмоционально ребенок относится к интересному для него занятию, связанному с умственной работой?



методика «Маленький любознайка»



название выбранного центра

часто

иногда

очень редко

часто

иногда

очень редко

часто

иногда

очень редко

часто

иногда

очень редко

рассуждает самостоятельно

когда как

получить готовый ответ от других

очень эмоционально

когда как

эмоции ярко не выражены (по сравнению с другими ситуациями)















































































































































































































































































































































































ФИ ребенка

Как часто ребенок подолгу занимается в центре познавательного развития?

Часто ли задает вопросы: почему? зачем? как?

Проявляет интерес к символическим «языкам»: пытается самостоятельно «читать» схемы, карты, чертежи и делать что-то по ним (лепить, конструировать)

Проявляет интерес к познавательной литературе

Что предпочитает ребенок, когда задан вопрос на сообразительность?

Насколько эмоционально ребенок относится к интересному для него занятию, связанному с умственной работой?





методика «Маленький любознайка»



название выбранного центра

часто

иногда

очень редко

часто

иногда

очень редко

часто

иногда

очень редко

часто

иногда

очень редко

рассуждает самостоятельно

когда как

получить готовый ответ от других

очень эмоционально

когда как

эмоции ярко не выражены (по сравнению с другими ситуациями)





































































































































































































































































Методика "Маленький любознайка" предполагает выбор картинок, со схематичным изображением Центра занимательной математики с разными материалами и играми, и других схематичных изображений различных центров развивающей среды (Центр творчества, Игровой центр, Литературный центр). Воспитатель предлагает детям осуществить из четырех один выбор: "К тебе пришел Любознайка. Где бы ты посоветовал ему позаниматься?" Ответы фиксируются в протоколе.








Карта проверки

планирования образовательной деятельности

по познавательному развитию дошкольников.

Проверку проводил ________________________________________

Дата ___________________


Планирование различных видов деятельности детей

Возрастные группы

№ 1

№ 2

№ 3

№ 4

№ 5

№ 6

№ 7

№ 8

№ 9

№ 10

№ 11

  1. Планирование НОД

    • Математическое развитие

    • Природный мир

    • Предметный мир

    • Исследовательская деятельность












2. Формы организации работы с детьми в режиме дня:












  • Опыты, эксперименты:












  • Школа мышления: дидактические игры












  • Интеллектуальные игры












  • Общение о предметном мире












  • Досуг познавательного характера












  1. Индивидуальная работа по познавательному развитию детей:

  • Закрепление материала НОД;

  • Коррекционная работа













  1. Взаимодействие с родителями:

3.1. Консультации, беседы по познавательному развитию дошкольников












3.2. Наглядная информация по познавательному развитию дошкольников












3.3. Другие формы












Выводы и рекомендации:






Условные обозначения:

«+» - отражено в планах;

«-» - не отражено в планах;

«!» - планирование на достаточно высоком уровне.


3. Уровень профессионального мастерства воспитателей.


Карта самооценки профессионального мастерства воспитателей ДОУ

(курсивом выделены – правильные ответы)

  1. К развивающим технологиям относятся (подчеркните): компьютерные игры, наглядный материал, блоки Дьеныша, дидактический материал М. Монтесорри, рабочие тетради, игры Никитиных, литература.

  2. Дидактический материал блоков Дьеныша направлен на развитие:

    • Связной речи

    • Умение кодировать и декодировать информацию

    • Обучение количественному составу числа из единиц

    • Тренирует внимание, память, восприятие.


  1. Соотнесите дидактические пособия с автором

Цветные палочки

=


=


=


=

Джордж Кюизенер

Логические блоки

Золтан Дьенеш

«Сложи узор»

Борис Павлович Никитин

Рамки-вкладыши «Геометрические фигуры», «Животные» и др.

Мария Монтессори

Игровизор

Вячеслав Вадимович Воскобович


  1. В подготовительной группе при организации НОД используется мотивация:

    • Проблемные ситуации

    • Вхождение в воображаемую игровую ситуацию

    • Образное оживление игрушки

    • Интерес детей к миру взрослых

    • Игра-путешествие по станциям с заданиями

    • Познавательные и соревновательные мотивы.

    • Нравственные мотивы


  1. Показателями любознательности и активной познавательной деятельности дошкольников является:

    • Владение приемами измерения, сравнения, классификации, записи арифметических действий.

    • Наличие познавательного интереса, проявление самостоятельности в процессе решения задач, задает вопросы, желание довести до конца.

    • Грамматически правильная речь, умение оценивать деятельность и результат.


  1. Определите особенности организации познавательной непосредственно образовательной деятельности детей в соответствии с ФГОС ДО (обведите в кружок):

Цель НОД:

  • накопление детьми необходимого личностного опыта

  • использование детьми приобретенного опыта, самостоятельное добывание знания

Позиция взрослого:

  • «учитель», отдален от детей (сидит за столом, стоит у доски)

  • «партнер», рядом с детьми (вместе), в круге, может пересесть если видит, что кто-то из детей особенно в нем нуждается

Позиция ребенка:

  • «учитель-ученик», взрослый – главный, он руководит и управляет ребенком

  • «партнер – партнер» - оба субъекты взаимодействия, они равны по значимости

Основная модель организации образовательного процесса:

  • учебная

  • совместная деятельность взрослого и ребенка

Основная форма работы с детьми:

  • занятие

  • рассматривание, наблюдение, чтение, реализация проектов, мастерская и т.п.

Карта самооценки профессионального мастерства воспитателей ДОУ


1. К развивающим технологиям относятся (подчеркните): компьютерные игры, наглядный материал, блоки Дьеныша, дидактический материал М. Монтесорри, рабочие тетради, игры Никитиных, литература.

2. Дидактический материал блоков Дьеныша направлен на развитие:

    • Связной речи

    • Умение кодировать и декодировать информацию

    • Обучение количественному составу числа из единиц

    • Тренирует внимание, память, восприятие.


  1. Соотнесите дидактические пособия с автором

Цветные палочки


Золтан Дьенеш

Логические блоки

Вячеслав Вадимович Воскобович

«Сложи узор»

Джордж Кюизенер

Рамки-вкладыши «Геометрические фигуры», «Животные» и др.

Мария Монтессори

Игровизор

Борис Павлович Никитин


  1. В подготовительной группе при организации НОД используется мотивация:

    • Проблемные ситуации

    • Вхождение в воображаемую игровую ситуацию

    • Образное оживление игрушки

    • Интерес детей к миру взрослых

    • Игра-путешествие по станциям с заданиями

    • Познавательные и соревновательные мотивы.

    • Нравственные мотивы


5. Показателями любознательности и активной познавательной деятельности дошкольников является:

    • Владение приемами измерения, сравнения, классификации, записи арифметических действий.

    • Наличие познавательного интереса, проявление самостоятельности в процессе решения задач, задает вопросы, желание довести до конца.

    • Грамматически правильная речь, умение оценивать деятельность и результат.


6. Определите особенности организации познавательной непосредственно образовательной деятельности детей в соответствии с ФГОС ДО (обведите в кружок):

Цель НОД:

  • накопление детьми необходимого личностного опыта

  • использование детьми приобретенного опыта, самостоятельное добывание знания

Позиция взрослого:

  • «учитель», отдален от детей (сидит за столом, стоит у доски)

  • «партнер», рядом с детьми (вместе), в круге, может пересесть если видит, что кто-то из детей особенно в нем нуждается

Позиция ребенка:

  • «учитель-ученик», взрослый – главный, он руководит и управляет ребенком

  • «партнер – партнер» - оба субъекты взаимодействия, они равны по значимости

Основная модель организации образовательного процесса:

  • учебная

  • совместная деятельность взрослого и ребенка

Основная форма работы с детьми:

  • занятие

  • рассматривание, наблюдение, чтение, реализация проектов, мастерская и т.п.

Выводы по результатам заполнения карты самооценки профессионального мастерства воспитателей


вопрос


Ответы воспитателей

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

  1. К развивающим технологиям относятся (подчеркните):

    • компьютерные игры,

    • наглядный материал,

    • блоки Дьеныша,

    • дидактический материал М. Монтесорри,

    • рабочие тетради,

    • игры Никитиных,

    • литература























  1. Дидактический материал блоков Дьеныша направлен на развитие:

  • Связной речи

  • Умение кодировать и декодировать информацию

  • Обучение количественному составу числа из единиц

  • Тренирует внимание, память, восприятие.























3. Соотнесите дидактические пособия с автором























4. В старшей группе при организации НОД используется мотивация:

    • Проблемные ситуации

    • Вхождение в воображаемую игровую ситуацию

    • Образное оживление игрушки

    • Интерес детей к миру взрослых

    • Игра-путешествие по станциям с заданиями

    • Познавательные и соревновательные мотивы.

    • Нравственные мотивы























5. Показателями любознательности и активной познавательной деятельности дошкольников является:

    • Владение приемами измерения, сравнения, классификации, записи арифметических действий.

    • Наличие познавательного интереса, проявление самостоятельности в процессе решения задач, задает вопросы.

    • Грамматически правильная речь, умение оценивать деятельность и результат.























6. Определите особенности организации познавательной непосредственно образовательной деятельности детей в соответствии с ФГОС ДО (обведите в кружок):

Цель НОД:

Позиция взрослого:

Позиция ребенка:

Основная модель организации образовательного процесса:

Основная форма работы с детьми:























Карта самоанализа организации образовательной деятельности с детьми

Ф.И.О. воспитателя________________________________________________________________

этапы деятельности

показатели

способы, средства, приемы на НОД

1. Актуализация знаний

Стимулирующие вопросы

Познавательная ситуация

Опора на опыт


2. Целеполагание


Мотивация* с учетом возраста детей

- вхождение в воображаемую ситуацию

- образное оживление игровой ситуации

- создание проблемной ситуации

- Мотивы интереса детей к миру взрослых

- Мотивы установления и сохранения положительных взаимоотношений со взрослыми и детьми

- Мотивы самолюбия и самоутверждения

- Познавательные и соревновательные мотивы

- Стремление выиграть, быть первым

- Нравственные мотивы


Цели:

- традиционная (накопление знаний)

- использование детьми приобретенного опыта

- самостоятельное добывание знания


3. Планирование

- составление и обсуждение предстоящей совместной деятельности вместе с детьми

- стимулирование детей на высказывание

- сопряжение индивидуальных интересов ребенка и работы группы

- выбор

- самостоятельность

- инициатива


4. Организация

- эмоциональное сопровождение

- возможность выбора наиболее значимых для ребенка вида и формы деятельности

- выбор материалов

- выбор партнера

- выбор места

- выбор способа

- проявление стремления ребенка находить свой способ решения

- речевая активность



* МОТИВАЦИЯ: Существует несколько подходов к мотивации детей, характерных для старшего дошкольного возраста:

1. Мотивы интереса детей к миру взрослых, через которые можно воздействовать на ребёнка, например, папа сделал скворечник из дерева, а мы сделаем из бумаги.

2. Игровые мотивы, например, игра-путешествие по станциям с заданиями. Но здесь должен быть результат деятельности для ребёнка, то к чему он будет стремиться.

3. Мотивы установления и сохранения положительных взаимоотношений со взрослыми и детьми. Я не могу решить задачку, кто мне поможет?

4. Мотивы самолюбия и самоутверждения. Молодец, у тебя хорошо получилось, помоги теперь соседу сделать его задание.

5. Познавательные и соревновательные мотивы. Кто быстрее всех сможет правильно разложить карточки по группам?

6. Стремление выиграть, быть первым. Здесь характерны такие задания, как: «Кто быстрее всех… Кто догадается? » и т. д.

7. Нравственные мотивы. На нашем участке мало цветов, но есть семена, что вы предложите с ними сделать?

8. Среди нравственных мотивов всё большее место в старшем дошкольном возрасте начинают занимать общественные мотивы Зимой птицам холодно и голодно, как мы можем им помочь?

5. Деятельность/ действия

Включенность педагога в деятельность:

- наравне с детьми

- добровольное присоединение детей к деятельности

- свободное общение и перемещение детей

- открытый временной конец (каждый работает в своем темпе)

Самостоятельность

Способы организации детей: индивидуальный, в парах, подгруппой (4-6 чел.), группой

Способы подачи информации: задачи даются ребенку в виде модели, чертежа, плоского рисунка, инструкции и т.п.


6. Самоконтроль

Соотнесение с поставленной целью (добился результата или нет)

- коллективный результат

- индивидуальный результат


7. Анализ

оценка результата, подведение итогов (старший возраст – итоговое суждение самих детей или взрослого; младший возраст – усиление положительных эмоций в связи с окончанием работ)

проблемы (что еще не решили, не сделали)

трудности (какие конкретно)

научился

речевая активность (овладение новыми словами)


8. Открытость

Принятие решения после НОД

- расскажем/расскажу (кому?)

- покажем/покажу (кому?)

- продолжим/ продолжу (с кем?)

- поиграем/поиграю (с кем?)

- почитаем/почитаю (что?)

- подарим/подарю (что?)

- научим/научу (кого?)


Деятельность детей на НОД

Поведение детей в процессе НОД:

  • проявление инициативы,

  • сохранение интереса на протяжении НОД,

  • активность слухового внимания, сосредоточенность при выполнении заданий

Проявление творчества детей во время НОД

Эмоциональный настрой детей.


использование дидактического материала

  • наглядный демонстрационный

  • раздаточный

  • разнообразие

  • соответствие возрасту


Условные обозначения: «+» - способы, приемы присутствуют, соответствуют возрасту;

«-» - способы, приемы не используются












4. Создание условий.


Карта обследования условий для познавательного развития детей

показатели смотра

оценка: от 0 до 5

1

10

1. Наглядный демонстрационный материал (комплекты цифр; комплекты геометрических фигур разных размеров, разного цвета; плоскостные предметные картинки и игрушки для счета; демонстрационный материал «Поиграй и сосчитай», картинки по временам года и частям суток и другое).

разнообразие,



достаточное количество



эстетичность оформления



2. Раздаточный материал (комплекты геометрических фигур разных размеров, разного цвета; комплекты цифр и картинок с предметами; мелкие игрушки и предметы – матрешки, грибочки, рыбки и др.; счетные палочки и другое).

разнообразие,



достаточное количество



эстетичность оформления



3. Наличие в группе занимательного математического  материала (картотеки):

  • Картотека задач – шуток, головоломок, заданий на сообразительность, ребусов, игр на нахождение сходства и различия, занимательных примеров и др.;

  • Картотека математических загадок;

  • Картотека математических пословиц и поговорок;

  • Картотека математических считалок;

  • Картотека задач в стихах;

  • Картотека стихотворений, сказок о цифрах, числах и других математических понятиях;

  • Лабиринты, головоломки;

  • Другие картотеки.

за каждую картотеку 2 балла



4. Наличие в группе оригинально оформленного уголка занимательной математики с интересным названием, где систематизирован и доступен для детей весь указанный материал.

наличие



достаточное количество д/игр,



эстетичность оформления



5. Разнообразие дидактических игр математического характера (наличие д/игр по основным подразделам: «Количество и счет», «Величина», «Форма», «Ориентировка в пространстве», «Время» + различные математические лото, домино и др)

Для детей 1,5-3 лет

  • Настольно-печатные игры с использованием специальных пособий на различение геометрических фигур по цвету, размеру, форме (рамки-вкладыши).

  • Геометрическая мозаика.

  • Две-три матрешки.

  • Пирамидки из 3—4 колец одинакового и разного цвета.

  • Игры на развитие сенсорных процессов и способностей («Закрой окошечко»).

  • Настольно-печатные игры математического характера (по направлениям – величина, форма, цвет)



разнообразие,



достаточное количество д/игр,



эстетичность оформления



6. Наличие развивающих, интеллектуальных, логико – математических игр, соответственно возрасту детей группы (кубики Никитина, Рамки – вкладыши Монтессори, Танграм, Монгольская игра, Колумбово яйцо, Вьетнамская игра, Волшебный круг,  Пентамино, Геоконт,  Уникуб, блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, игры Воскобовича и др.)

разнообразие,



достаточное количество д/игр,



эстетичность оформления






Карта обследования условий для познавательного развития детей

показатели смотра

оценка: от 0 до 5

6

11

1. Наглядный демонстрационный материал (комплекты цифр; комплекты геометрических фигур разных размеров, разного цвета; плоскостные предметные картинки и игрушки для счета; демонстрационный материал «Поиграй и сосчитай», картинки по временам года и частям суток и другое).

разнообразие,



достаточное количество



эстетичность оформления



2. Раздаточный материал (комплекты геометрических фигур разных размеров, разного цвета; комплекты цифр и картинок с предметами; мелкие игрушки и предметы – матрешки, грибочки, рыбки и др.; счетные палочки и другое).

разнообразие,



достаточное количество



эстетичность оформления



3. Наличие в группе занимательного математического  материала (картотеки):

  • Картотека задач – шуток, головоломок, заданий на сообразительность, ребусов, игр на нахождение сходства и различия, занимательных примеров и др.;

  • Картотека математических загадок;

  • Картотека математических пословиц и поговорок;

  • Картотека математических считалок;

  • Картотека задач в стихах;

  • Картотека стихотворений, сказок о цифрах, числах и других математических понятиях;

  • Лабиринты, головоломки;

  • Другие картотеки.

за каждую картотеку 2 балла



4. Наличие в группе оригинально оформленного уголка занимательной математики с интересным названием, где систематизирован и доступен для детей весь указанный материал.

наличие



достаточное количество д/игр,



эстетичность оформления



5. Разнообразие дидактических игр математического характера (наличие д/игр по основным подразделам: «Количество и счет», «Величина», «Форма», «Ориентировка в пространстве», «Время» + различные математические лото, домино и др)

Для детей 3—4 лет

  • Игры на соотнесение предметов, геометрических фигур по цвету, размеру и группировка их по 1—2 признакам.

  • Настольно-печатные игры с использованием специальных пособий на различение и называние геометрических фигур по цвету, размеру, форме (рамки-вкладыши).

  • Геометрическая мозаика.

  • Две-три матрешки.

  • Пирамидки из 3—4 колец одинакового и разного цвета.

  • Игры на развитие сенсорных процессов и способностей (геометрическое лото, «Подбери ключ к замку»).

  • настольно-печатные игры математического характера (по направлениям – величина, форма, счет, ориентировка в пространстве и т.п.)



разнообразие,



достаточное количество д/игр,



эстетичность оформления



6. Наличие развивающих, интеллектуальных, логико – математических игр, соответственно возрасту детей группы (кубики Никитина, Рамки – вкладыши Монтессори, Танграм, Монгольская игра, Колумбово яйцо, Вьетнамская игра, Волшебный круг,  Пентамино, Геоконт,  Уникуб, блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, игры Воскобовича и др.)

разнообразие,



достаточное количество д/игр,



эстетичность оформления





Карта обследования условий для познавательного развития детей

показатели смотра

оценка: от 0 до 5

5

7

1. Наглядный демонстрационный материал (комплекты цифр; комплекты геометрических фигур разных размеров, разного цвета; плоскостные предметные картинки и игрушки для счета; демонстрационный материал «Поиграй и сосчитай», картинки по временам года и частям суток и другое).

разнообразие,



достаточное количество



эстетичность оформления



2. Раздаточный материал (комплекты геометрических фигур разных размеров, разного цвета; комплекты цифр и картинок с предметами; мелкие игрушки и предметы – матрешки, грибочки, рыбки и др.; счетные палочки и другое).

разнообразие,



достаточное количество



эстетичность оформления



3. Наличие в группе занимательного математического  материала (картотеки):

  • Картотека задач – шуток, головоломок, заданий на сообразительность, ребусов, игр на нахождение сходства и различия, занимательных примеров и др.;

  • Картотека математических загадок;

  • Картотека математических пословиц и поговорок;

  • Картотека математических считалок;

  • Картотека задач в стихах;

  • Картотека стихотворений, сказок о цифрах, числах и других математических понятиях;

  • Лабиринты, головоломки;

  • Другие картотеки.

за каждую картотеку 2 балла



4. Наличие в группе оригинально оформленного уголка занимательной математики с интересным названием, где систематизирован и доступен для детей весь указанный материал.

наличие



достаточное количество д/игр,



эстетичность оформления



5. Разнообразие дидактических игр математического характера (наличие д/игр по основным подразделам: «Количество и счет», «Величина», «Форма», «Ориентировка в пространстве», «Время» + различные математические лото, домино и др)

Для детей 4—5 лет

    • Игры для понимания символики, схематичности и условности («На что похоже?», «Дострой»).

    • Игры для освоения величинных, числовых, пространственно-временных отношений («Составь такой же узор»).

    • Пирамидка деревянная с квадратными или прямоугол. элементами

    • Объемный сортировщик с отверстиями 4 видов и вкладышами разных форм и сечением

    • Мозаика с основой со штырьками и плоскими элементами 4(8) цветов

    • Домино

    • Рамки-вкладыши

    • Настольно-печатные игры математического характера (по направлениям – величина, форма, счет, ориентировка в пространстве и т.п.



разнообразие,



достаточное количество д/игр,



эстетичность оформления



6. Наличие развивающих, интеллектуальных, логико – математических игр, соответственно возрасту детей группы (кубики Никитина, Рамки – вкладыши Монтессори, Танграм, Монгольская игра, Колумбово яйцо, Вьетнамская игра, Волшебный круг,  Пентамино, Геоконт,  Уникуб, блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, игры Воскобовича и др.)

разнообразие,



достаточное количество д/игр,



эстетичность оформления







Карта обследования условий для познавательного развития детей

показатели смотра

оценка: от 0 до 5

2

3

8

1. Наглядный демонстрационный материал (комплекты цифр; комплекты геометрических фигур разных размеров, разного цвета; плоскостные предметные картинки и игрушки для счета; демонстрационный материал «Поиграй и сосчитай», картинки по временам года и частям суток и другое).

разнообразие,




достаточное количество




эстетичность оформления




2. Раздаточный материал (комплекты геометрических фигур разных размеров, разного цвета; комплекты цифр и картинок с предметами; мелкие игрушки и предметы – матрешки, грибочки, рыбки и др.; счетные палочки и другое).

разнообразие,




достаточное количество




эстетичность оформления




3. Наличие в группе занимательного математического  материала (картотеки):

  • Картотека задач – шуток, головоломок, заданий на сообразительность, ребусов, игр на нахождение сходства и различия, занимательных примеров и др.;

  • Картотека математических загадок;

  • Картотека математических пословиц и поговорок;

  • Картотека математических считалок;

  • Картотека задач в стихах;

  • Картотека стихотворений, сказок о цифрах, числах и других математических понятиях;

  • Лабиринты, головоломки;

  • Другие картотеки.

за каждую картотеку 2 балла




4. Наличие в группе оригинально оформленного уголка занимательной математики с интересным названием, где систематизирован и доступен для детей весь указанный материал.

наличие




достаточное количество д/игр,




эстетичность оформления




5. Разнообразие дидактических игр математического характера (наличие д/игр по основным подразделам: «Количество и счет», «Величина», «Форма», «Ориентировка в пространстве», «Время» + различные математические лото, домино и др)

Для детей 5—6 лет

  • Набор вкладышей по принципу матрешки

  • Мозаика

  • Объемная игра-головоломка на комбинаторику из кубиков, составленных из 2 частей различных конфигурации и цвета

  • Рамки и вкладыши

  • Тематические домино с цветными и теневыми изображениями

  • Конструктор из элементов с логическими вкладышами на темы «Форма», «счет», «расположение»

  • Настольно-печатные игры математического характера (по направлениям – величина, форма, счет, ориентировка в пространстве и т.п.)



разнообразие,




достаточное количество д/игр,




эстетичность оформления




6. Наличие развивающих, интеллектуальных, логико – математических игр, соответственно возрасту детей группы (кубики Никитина, Рамки – вкладыши Монтессори, Танграм, Монгольская игра, Колумбово яйцо, Вьетнамская игра, Волшебный круг,  Пентамино, Геоконт,  Уникуб, блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, игры Воскобовича и др.)

разнообразие,




достаточное количество д/игр,




эстетичность оформления





Карта обследования условий для познавательного развития детей

показатели смотра

оценка: от 0 до 5

4

9

1. Наглядный демонстрационный материал (комплекты цифр; комплекты геометрических фигур разных размеров, разного цвета; плоскостные предметные картинки и игрушки для счета; демонстрационный материал «Поиграй и сосчитай», картинки по временам года и частям суток и другое).

разнообразие,



достаточное количество



эстетичность оформления



2. Раздаточный материал (комплекты геометрических фигур разных размеров, разного цвета; комплекты цифр и картинок с предметами; мелкие игрушки и предметы – матрешки, грибочки, рыбки и др.; счетные палочки и другое).

разнообразие,



достаточное количество



эстетичность оформления



3. Наличие в группе занимательного математического  материала (картотеки):

  • Картотека задач – шуток, головоломок, заданий на сообразительность, ребусов, игр на нахождение сходства и различия, занимательных примеров и др.;

  • Картотека математических загадок;

  • Картотека математических пословиц и поговорок;

  • Картотека математических считалок;

  • Картотека задач в стихах;

  • Картотека стихотворений, сказок о цифрах, числах и других математических понятиях;

  • Лабиринты, головоломки;

  • Другие картотеки.

за каждую картотеку 2 балла



4. Наличие в группе оригинально оформленного уголка занимательной математики с интересным названием, где систематизирован и доступен для детей весь указанный материал.

наличие



достаточное количество д/игр,



эстетичность оформления



5. Разнообразие дидактических игр математического характера (наличие д/игр по основным подразделам: «Количество и счет», «Величина», «Форма», «Ориентировка в пространстве», «Время» + различные математические лото, домино и др)

Для детей 6- 7 лет

  • Мозаика с плоскостными элементами различных геометрических форм

  • Объемный игры головоломки

  • Рамки и вкладыши тематические

  • Домино

  • Игры с цифрами, монетами.

  • Календарь, модель календаря.

  • Шашки, шахматы

  • Настольно-печатные игры математического характера (по направлениям – величина, форма, счет, ориентировка в пространстве и т.п.)



разнообразие,



достаточное количество д/игр,



эстетичность оформления



6. Наличие развивающих, интеллектуальных, логико – математических игр, соответственно возрасту детей группы (кубики Никитина, Рамки – вкладыши Монтессори, Танграм, Монгольская игра, Колумбово яйцо, Вьетнамская игра, Волшебный круг,  Пентамино, Геоконт,  Уникуб, блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, игры Воскобовича и др.)

разнообразие,



достаточное количество д/игр,



эстетичность оформления








5.


Опросник для родителей

Уважаемые родители!

Просим Вас подумать над некоторыми вопросами

познавательного развития детей и ответить на них


  1. Часто ли Ваш ребенок задает вопросы: почему? зачем? как? __________________


  1. Проявляет ли ребенок интерес к символическим «языкам»: пытается самостоятельно «читать» схемы, карты, чертежи и делать что-то по ним (лепить, конструировать)? (подчеркните) Часто, иногда, очень редко.


  1. Знакомы ли Вы с развивающими играми: блоки Дьеныша, палочки Кюизенера, игры Никитиных, Танграм, домино, лото, шашки, шахматы? (подчеркните с какими).


  1. Какие развивающие игры есть у вас дома? (подчеркните): блоки Дьеныша, палочки Кюизенера, игры Никитиных, Танграм, домино, лото, шашки, шахматы, другие __________________________________________________________________


  1. Как часто ребенок подолгу занимается познавательными играми? (подчеркните) Часто, иногда, очень редко


  1. Как Вы считаете, какова основная цель познавательного развития* детей в детском саду:

а) научить детей считать, решать задачи, выучить цифры;

б) научить детей ориентироваться в пространстве и во времени;

в) подготовить детей к обучению школе;

г) развивать у детей психические функции мышления, внимания, памяти, так, чтобы они в дальнейшем были способны к восприятию любой информации.


  1. В Вашей группе имеется наглядная информация по познавательному развитию детей? Насколько она полезна для Вас? (отметьте):

а) информация отсутствует;

б) информация есть, но воспитатель никогда не обращает на нее наше внимание;

в) информация есть, но крайне скудная;

г) я не обращаю на нее внимания;

д) информация интересная, но не имеет практической значимости для меня;

е) информации слишком много, трудно выбрать что-то полезное;

ж) наглядная информация интересна и полезна для меня.


  1. Какая помощь от педагогов детского сада Вам требуется по проблеме познавательного развития Вашего ребенка?(если да, то какая) _________________________________________ __________________________________________________________________________________


Спасибо за участие в опросе.


* Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии стран и народов мира.



Выводы по результатам анкетирования родителей

группы «_____________________»



Количество ответивших в баллах

Количество ответивших в процентах

Всего приняли участие в опросе:



1 вопрос

ДА



НЕТ



2 вопрос

Часто



иногда



очень редко



3 вопрос

блоки Дьеныша



палочки Кюизенера



игры Никитиных



домино



лото



шашки, шахматы



4 вопрос

блоки Дьеныша



палочки Кюизенера



игры Никитиных



домино, лото



шашки, шахматы



Танграм



5 вопрос

Часто



иногда



очень редко



6 вопрос

а) научить детей считать, решать задачи, выучить цифры;



б) научить детей ориентироваться в пространстве и во времени;



в) подготовить детей к обучению школе;



г) развивать у детей психические функции мышления, внимания, памяти



7 вопрос

а) информации нет



б) информация есть, но воспитатель никогда не обращает на нее внимание



в) информация есть, но крайне скудная;



г) я не обращаю на нее внимания;



д) информация интересная, но не имеет практической значимости для меня;



е) информации слишком много, трудно выбрать что-то полезное;



ж) наглядная информация интересна и полезна для меня



8 вопрос

Какая помощь от педагогов Вам требуется (если да, то какая)










Выводы по результатам анкетирования родителей



Количество ответивших в баллах

Количество ответивших в процентах

Всего приняли участие в опросе:



1 вопрос

ДА



НЕТ



2 вопрос

Часто



иногда



очень редко



3 вопрос

блоки Дьеныша



палочки Кюизенера



игры Никитиных



домино



лото



шашки, шахматы



4 вопрос

блоки Дьеныша



палочки Кюизенера



игры Никитиных



домино, лото



шашки, шахматы



Танграм



5 вопрос

Часто



иногда



очень редко



6 вопрос

а) научить детей считать, решать задачи, выучить цифры;



б) научить детей ориентироваться в пространстве и во времени;



в) подготовить детей к обучению школе;



г) развивать у детей психические функции мышления, внимания, памяти



7 вопрос

а) информации нет



б) информация есть, но воспитатель никогда не обращает на нее внимание



в) информация есть, но крайне скудная;



г) я не обращаю на нее внимания;



д) информация интересная, но не имеет практической значимости для меня;



е) информации слишком много, трудно выбрать что-то полезное;



ж) наглядная информация интересна и полезна для меня



8 вопрос

Какая помощь от педагогов Вам требуется (если да, то какая)











Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!