Ассоциация профессиональной образовательной организации
«Техникум экономики и предпринимательства»
| Утверждаю Директор АПОО ТЭП Н.Н. Никольская « »___________2016 г.
|
Программа
профессиональной пробы
для учащихся 9 классов
«Продажи - двигатель торговли»
Тамбов 2016
Информационная карта
Организация разработчик | Ассоциация профессиональной образовательной организации «Техникум экономики и предпринимательства» |
Программа профессиональной пробы | «Продажи - двигатель торговли» |
Авторы-составители | Неплюева Светлана Владимировна, преподаватель профессиональных дисциплин и профессиональных модулей по специальности 38.02.04 «Коммерция» (по отраслям). Капустина Елена Николаевна, преподаватель профессиональных дисциплин и профессиональных модулей по специальности 38.02.04 «Коммерция» (по отраслям). |
Область применения программы профессиональной пробы | Экономика и управление ( науки об обществе) |
Аннотация | Программа профессиональной пробы знакомит учащихся 9-х классов с профессией «Менеджера по продажам».Выбрав профессию «Менеджер по продажам», Вы точно не останетесь без работы, так как получите все необходимые знания для успешной профессиональной реализации своего будущего.
Участвуя в профессиональной пробе обучающиеся познакомятся с основами экономики торговли и товароведения продовольственных и непродовольственных товаров, изучат правила учета товарно-материальных ценностей и денежных средств, отработают практические навыки по работе с торговой документацией, постигнут тонкости и хитрости психологии общения с покупателями. Участвуя в профессиональных пробах, ученик получает возможность "окунуться" в будущую профессию, разобраться в ее особенностях.
Результатом участия в профессиональной пробе будет самостоятельная подготовка и проведение рекламной компании определенной группы товаров. |
Продолжительность программы | Программа рассчитана на 8 часов обучения в группах численностью 2-10 человек. |
Количество страниц программы | 11 |
Пояснительная записка
Менеджер по продажам - это человек, которому необходимо самостоятельно принимать решения, действовать быстро и адекватно реагировать на ситуацию. Набор компетенций зависит от конкретной позиции, от того, в какой компании человек работает и какие продукты предлагает.
Каждую минуту, каждую секунду в мире продаются тысячи тонн товаров, заключаются сделки на услуги и оформляются миллионы бумаг. Все это требует огромной армии консультантов, торговых и рекламных агентов, менеджеров по продажам. Они делают свою нелегкую работу для того, чтобы в нужное время, в удобном месте вы могли бы купить все необходимое. Это непростая работа и она требует серьезной профессиональной подготовки и, если хотите, таланта. Мы привыкли к изобилию товаров на прилавках магазинов, к предложению множества услуг и воспринимаем это уже как норму жизни. В таких условиях работа менеджера по продажам требует особого подхода, знания психологии и приобретает особое значение.
Перспективы
Коммерция – это одна из самых перспективных сфер. Бизнес и торговые отношения постоянно развиваются и расширяют свои горизонты, открывая все больше возможностей для молодых. Профессия позволяет получить знания и применять их для успешного карьерного и личностного развития.
Цель программы — формирование у учащихся 9-х классов практического представления о профессиональной деятельности менеджера по продажам и выработка отношения к выбору данной профессии в дальнейшем.
Задачи программы:
сообщение базовых сведений о профессиональной деятельности менеджера по продажам;
моделирование основных элементов профессиональной деятельности менеджера по продажам;
выявление интересов обучающихся к данному виду практической деятельности;
формирование у обучающихся реалистичных представлений о своих личностных характеристиках, способностях и об их соотношении с профессионально важными качествами представителя данной профессии;
определение уровня готовности обучающихся к выбору профессии.
Профессиональная проба рассматривается как средство актуализации профессионального самоопределения и активизации творческого потенциала личности школьника.
В рамках профессиональной пробы пройдут практико-ориентированные занятия:
Составление синквейна «Менеджер по продажам».
Классификация продовольственных и непродовольственных товаров методами товароведения.
Составление буклета «Информация о товаре».
Изучение и составление списка потенциальных потребителей данного товара.
Разработка плана рекламной кампании.
Заполнение преамбулы договора купли-продажи.
Решение ситуационных задач.
Проведение рекламы товара.
В процессе профессиональных проб обучающиеся получат необходимые теоретические знания, которые дадут возможность провести ряд практических занятий по приобретению навыков в данной профессиональной деятельности, которые предполагают следующие компетенции:
Уметь устанавливать связь между учебными предметами, образованием и профессией.
Уметь соотносить свои личностные характеристики и способности с требованиями профессии.
Владеть простейшими операциями по продажам и рекламе товара.
Уметь определять уровень своей готовности к выбору профессии.
Профессиональная проба завершается демонстрацией самостоятельно оформленной рекламы выбранного товара, подведением итогов с обсуждением того, какими начальными профессиональными навыками овладели обучающиеся и какие сложности они испытывали при выполнении профессиональной пробы.
Тематический план
№ п/п | Темы | Кол-во часов |
1 | Общие сведения о профессии. Анализ профессии. | 1 |
2 | Классификация продовольственных и непродовольственных товаров. | 1 |
3 | Технологии продаж. | 1 |
4 | Коммерческая работа по продаже товара. | 1 |
5 | Организация рекламно-информационной деятельности. | 1 |
6 | Договоры в коммерческой деятельности. | 1 |
7 | Изучение ФЗ «О защите прав потребителей». | 1 |
8 | Итоговое занятие. Проведение рекламы товара. | 1 |
Итого | 8 |
Содержание профессиональной пробы
Занятие 1. Общие сведения о профессии. Анализ профессии.
Введение в профессию. Краткая историческая справка. Общие сведения о профессии ”Менеджер по продажам”: организация работы, права и обязанности, ответственность. Профессиональные качеств. Психофизиологическиеособенности, умения.
Знакомство с близкой профессией - продавец – кассир.
Практическая работа:
Составление синквейна “Менеджер по продажам”.
Занятие 2. Классификация продовольственных и непродовольственных товаров.
Классификация товаров, общие принципы и правила классификации, классификационные признаки. Принципы построения иерархического метода классификации. Принципы построения фасетного метода классификации. Преимущества и недостатки иерархического и фасетного методов классификации.
Практическая работа.
Научиться классифицировать продовольственные и непродовольственные товары методами товароведения: фасетным и иерархическим.
Занятие 3. Технологии продаж.
Виды активных продаж. Функции менеджера по реализации товара.
Требования к товарной информации. Виды и формы товарной информации. Товарные знаки и товарные марки. Товаросопроводительные документы. Распознавание информационных знаков.
Заполнение товаросопроводительных документов.
Практическая работа.
Составление буклета «Информация о товаре»
Занятие 4. Коммерческая работа по продаже товара.
Знакомство с коммерческой работой по продаже товаров. Разбор и составление коммерческих документов по продаже товаров. Общие положения штрихового кодирования. Оборудование для штрихового кодирования. Устройства для считывания штриховых кодов. Основные правила штрихового кодирования товаров на территории Российской федерации. Виды штриховых кодов.
Расшифровка информации штрих-кода. Установление подлинности товара.
Практическая работа.
Изучение и составление списка потенциальных потребителей данного товара.
Занятие 5. Организация рекламно-информационной деятельности.
Понятие о рекламе, ее задачи, цели, функции, виды. Особенности рекламной кампании. Средства распространения рекламы. Технологии рекламы XXI века. Этические аспекты рекламы. Знакомство с Федеральным законом «О рекламе». Понятие имидж и миссия менеджера по продажам. Сущность и значение рекламы в коммерческой деятельности.
Практическая работа:
Разработка плана рекламной кампании.
Занятие 6. Договоры в коммерческой деятельности.
Виды договоров, применяемые в коммерческой деятельности. Порядок заключения, изменения и расторжения договоров. Ответственность сторон за нарушение условий договора.
Практическая работа:
Заполнение преамбулы договора купли-продажи.
Занятие 7. Изучение ФЗ «О защите прав потребителей».
Основные понятия, используемые в настоящем Законе. Правовое регулирование отношений в области защиты прав потребителей. Ответственность за нарушение прав потребителей, установленных законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Практическая работа: «Решение ситуационных задач».
Занятие 8. Итоговое занятие. Проведение рекламы товара.
Особенности проведения рекламы товара.
Практическая работа .
Составления текста выступлений.
Составление и оформление товарной продукции на стенде.
Выявление ошибок и недочетов в рекламе и продаже товара.
Рефлексия приобретенного практического опыта.
Методические рекомендации
Реализация программы предполагает постепенное усложнение выполнения практических заданий профессиональной пробы в соответствии с уровнем подготовленности обучающихся, внесение в содержание пробы элементов творчества и самостоятельности. При этом учитываются интересы, склонности, способности, ПВК личности обучающегося, а также возрастные психолого-педагогические и валеологические особенности развития подростков.
Выполнение практических заданий в ходе профессиональной пробы осуществляется поэтапно. Каждый этап практического занятия предполагает выполнение обучающимся заданий, требующих овладения начальными профессиональными умениями и навыками.
Показатели качества выполнения практических заданий пробы:
самостоятельность и наличие творческого подхода;
соответствие конечного результата целям задания;
обоснованность принятого решения;
аккуратность;
активность и целеустремленность в достижении качественного результата;
стремление выполнить условия и требования практического задания;
проявление общих и специальных профессионально важных качеств (ПВК);
рефлексия результатов собственной деятельности.
В процессе реализации программы профессиональной пробы должное внимание уделяется обеспечению безопасности здоровья и жизни обучающихся.
Профессиональная проба завершается обсуждением того, какими начальными профессиональными навыками овладели обучающиеся и какие сложности они испытывали при выполнении профессиональной пробы.
Материально-техническое
обеспечение программы профессиональной пробы
№ п/п | Наименование | Кол-во единиц |
Оборудование |
1 | Компьютеры с лицензионным программным обеспечением (справочно-правовые системы «Консультант Плюс», «Гарант», бухгалтерская программа «1С:Бухгалтерия». | По числу учащихся |
2 | Локальная компьютерная сеть, Интернет | |
3 | Информационно-правовая система «Консультант Плюс» | индивидуальная |
4 | Мультимедиа-проектор | 1 |
5 | Федеральный закон «О рекламе» от 13.03.2006 N 38-ФЗ (действующая редакция, 2016) | 15 |
6 | Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 (ред. от 03.07.2016) «О защите прав потребителей» | 15 |
7 | Бланки договора купли-продажи. | 15 |
Список используемых источников:
Основные источники:
Федеральный закон «О рекламе» от 13.03.2006 N 38-ФЗ (действующая редакция, 2016).
Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 (ред. от 03.07.2016) «О защите прав потребителей».
Закон РФ «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товара».
Федеральный закон «Об информации, информатизации и защите информации».
Колесник А.Г., Елизарова Л.Г. Теоретические основы товароведения продовольственных товаров. М.: Экономика, 2012.
Колесник А.Г., Елизарова Л.Г. Теоретические основы товароведения непродовольственных товаров. М.: Экономика, 2012
Николаева М.А. Теоретические основы товароведения. Учеб. для вузов. М.: Норма, 2013.
Памбухчиянц О.В. Организация коммерческой деятельности. Учебник. М.: ИТК "Дашков и К", 2012.
Тютюшкина Г.С. Организация коммерческой деятельности предприятия. Учебное пособие. Ульяновск: УлГТУ, 2013.
Дополнительные источники:
Андреева Л.В.Продажа товаров. Учебник. М.: ИНФРА-М, 2010.
Асутурьян, А. В. Викторов, Е. В. Справочник товароведа. М.:Экономика, 2012.
Абчук В.А. Коммерция. Учебник. СПб.: Издательство Михайлова В.А., 2011.
Чепурной И. П. Идентификация и фальсификация продовольственных товаров. «Дашков и К», 2011.
Интернет-источники
1 | http://e-commerce.businessinweb.com/ Журнал бизнеса в интернете. интернет-бизнес и электронная коммерция |
2 | http://sci.house/ Информация о методах получения высоких результатов, конкурентоспособности деятельности менеджера |
3 | bigc.ru›publications/other/ Библиотека по менеджменту |
4 | http://www.kdelo.ru/ Практический журнал по кадровой работе «Кадровое дело» [Электронный ресурс]. – [М.], сор. 2016 |
5 | marketologi.ru›publikatsii…internet-istochnik Интернет-источники маркетинговой информации - обзор |