СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Практическая работа№ 1. Организация фенологических наблюдений в природе: планирование, участие в групповой работе, форма систематизации данных

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Практическая работа№ 1. Организация фенологических наблюдений в природе: планирование, участие в групповой работе, форма систематизации данных»

5 класс от __________________

Урок № 2

Тема: Практическая работа1. Организация фенологических наблюдений в природе: планирование, участие в групповой работе, форма систематизации данных

Цель и задачи:

Образовательная: ознакомить с методами географической науки; ознакомить с отдельными приборами, которые необходимы во время наблюдения в природе; формирование умения проводить наблюдения, фиксировать и систематизировать их результаты

Развивающая: развить умения работать с таблицами и схемами, научить анализировать полученную информацию.

Воспитательная: способствовать формированию географической культуры.

Формирование УУД: Личностные: осознание того, что география – наука, позволяющая ориентироваться в мире и решать вопросы взаимоотношения человека, природы и общества; формирование географического мышления: продолжить формировать умения работы с тематическими картами; умение оценивать важность изучаемого материала для практической деятельности;

Регулятивные: ожидание успешного результата в усвоении знаний, внесение необходимых корректив в план и способы действия, осознание качества и уровня усвоения знаний;

Познавательные: поиск информации с помощью компьютерных средств, структурирование знаний;

Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении вопроса или проблемы.

Тип урока: практическая работа

Оборудование: дневник погоды

Ход урока.

  1. Организация учащихся на урок.

  2. Проверка домашнего задания

- Что такое география, когда и как она зародилась?

- Зачем нам география? 

- Какие задачи и методы у науки география?

- Назовите методы географических исследований, кратко охарактеризуйте метод наблюдения

  1. Актуализация опорных знаний и умений.

Беседа

• Какие изменения в природе вы заметили с наступлением осени?

• Изменилось поведение животных?

• Заметные изменения в растениях?

• Какого цвета трава, листья на деревьях?


4. Изучение новой темы

Ход работы

Погода - это совокупность таких показателей, как температура окружающего воздуха, ветер, солнце, облачность, осадки.

Процессы в атмосфере и воздушные потоки влияют на климатические условия. Благодаря тому, что воздушные массы перемещаются, вода участвует в круговороте, а солнце дает свое тепло, мы можем наблюдать разнообразие погоды. Метеорология и метеорологи занимаются изучением этих процессов.

К элементам метеорологии относятся такие погодные явления, как:

-туман;

- дождь;

- грозы;

-метели;

-колебания температуры воздуха;

-скорость ветра;

-радуга;

-количество осадков;

-высота покрова снега и т.д.

Прогноз погоды сообщается нам еще благодаря спутникам, которые специально выпускают в космическое пространство для исследования потоков воздуха. Бывает и такое, что прогнозы получаются неправильными, все же природа - вещь непредсказуемая. Однако определение погоды на короткий срок всегда самое точное. Две недели - вот максимальный период, на который можно предсказать снижение или повышение температуры воздуха, количество осадков и давление. Что дает населению прогнозирование? Оно необходимо для тех, кто занимается сельским хозяйством, крайне важно для летчиков и промышленных предприятий.

Особенности организации собственных географических наблюдений

• Какая сейчас температура воздуха?

• Меняется ли температура воздуха в течение суток?

• Как называется прибор для измерения температуры воздуха?

Термометр - привычный прибор для измерения температуры воздуха и воды.


• Можно наблюдать за изменением температуры воздуха, если термометр висит на солнечной стороне? Правильную температуру он показывает?

• Какие стороны горизонта вы знаете?

• Как называются основные стороны горизонта?

• За местными предметами определить основные и промежуточные стороны горизонта.

• Ветер называют северным? южным? западным?

• Как без приборов можно определить направление ветра?

• Какое направление имеет сегодня ветер?

• Ветры какого направления преобладают в нашей местности?

Флюгер - прибор для измерения направления ветра.


Верхняя часть прибора имеет металлический, деревянные или пластиковый флажок, который поворачивается от действия на него ветра. По изменению угла поворота измеряется направление ветра: север (С), юг (Ю), запад (З), восток (В), северо – запад (СЗ), северо – восток (СВ), юго – запад (ЮЗ), юго – восток (ЮВ)

Беседа

• Определить состояние неба сегодня.

• Какого цвета небо осенью в нашей местности?

Облачность - совокупность облаков, наблюдаемых в определённом месте (пункт или территория) в определённый момент или период времени.

Состояние облачности мы определяем визуально. Если пасмурно, то обозначаем это в календаре погоды закрашенной кругом, если погода безоблачная - круг не закрашенный.

Беседа

• Какие осадки вы знаете?

• Откуда поступают осадки?

• Считают гололед, росу, иней осадками?

Осадки - атмосферные явления, связанные с присутствием в атмосфере воды в жидком или твердом состоянии, выпадающей из облаков или осаждающейся из воздуха на земную поверхность и какие-либо предметы

• Какие осадки вы знаете?

• Откуда поступают осадки?

• Считают гололед, росу, иней осадками?

Природные явления - это любые изменения, происходящие в природе.

Пример

Время года

Природное явление

Осень

Начало окрашивания листвы




Полная раскраска листьев


Листопад:

-начало

-окончание


Первый иней


Первый снег


Первый заморозок


Сокращение светового дня


Пропадают насекомые

Зима

Образование устойчивого снежного покрова


Оттепели


Сильные метели


Самая низкая температура

Весна

Первые проталины(появление пятен обнажённой земли)


Сход снежного покрова


Первая гроза


Первый весенний дождь


Развёртывание первых листьев


Начало цветения


Массовое цветение


Увеличивается продолжительность дня


Появление насекомых


Прилёт птиц



И многое другое, в том числе изменение в поведении животных

• Какие пословицы, поговорки вы знаете о сезонных изменениях в природе?

5. Закрепление знаний. Практическая работа1. Организация фенологических наблюдений в природе: планирование, участие в групповой работе, форма систематизации данных

Завести дневник наблюдений за погодой. В течение учебного года вести наблюдения за природой и записывать в дневник результаты наблюдений. 

Перечертите таблицу в тетрадь (12-18 листов в клеточку)

Дата

Температура

Осадки

Облачность

Направление ветра

Природные явления

01.09

+18



С


02.09

+20


С


03.09

+20



СВ

Из за сильного ветра пропали комары


  • Если осадков не было, оставляем клеточку пустую

  • Природные явления не обязательно записывать каждый день, достаточно 1 раза в неделю


7. Подведение итогов

8. Задание на дом: Дневник погоды