Класс: Дата________
Практическая работа №1 «Изучение влияния условий проведения химической реакции на ее скорость»
Цель работы: исследовать зависимость скорости протекания химической реакции от природы реагирующих веществ, площади поверхности соприкосновения реагирующих веществ, концентрации, температуры, катализатора.
Оборудование: лабораторный штатив, шпатель, пробирки, нагревательный прибор. (виртуальная лаборатория)
Реактивы: H2SO4 (конц.), H2SO4 (разбавл 1:5 и 1:10), Zn гранулы, мел, СН3СООН, H2O2, MnO2 (виртуальная лаборатория)
Ход работы:
I. Инструктаж по технике безопасности перед началом работы
II. Выполнение работы
-
Влияние природы реагирующих веществ.
Уравнение реакции: 2СН3СООН + Zn = H2 + ( CH3COO)2 Zn
Zn+ H2SO4=ZnSO4+H2
Наблюдения: Так как серная кислота сильнее уксусной, то с ней взаимодействие протекает быстрее.
2. Влияние концентрации реагирующих веществ.
Уравнение реакции: Zn+H2SO4=ZnSO4+H2
Наблюдения: В случае концентрированной кислоты реакция идет интенсивнее, так как скорость пропорциональна концентрации.
3.Влияние поверхности соприкосновения реагирующих веществ.
Уравнение реакции: CaCO₃+H₂SO₄=CaSO₄+H₂O+CO₂
Наблюдения: Порошок мела быстрее растворится в кислоте, чем цельный кусок.
4. Влияние температуры
Уравнение реакции: Zn+H2SO4=ZnSO4+H2
Наблюдения:В пробирке с подогретой кислотой до 50ºС, реакция идет быстрее
5. Влияние катализатора
Уравнение реакции: 2Н2О2 = 2Н2О + О2↑
Наблюдения: После того, как добавим в перекись МnO2, внесенная тлеющая лучинка вспыхнет, т.к МnO2катализирует разложение перекиси водорода, а выделяющийся при этом кислород поддерживает горение.
Вывод: на скорость реакции влияют природа, концентрация, поверхность реагирующих веществ, температура и наличие катализатора.
Цели урока: исследовать зависимость скорости протекания химической реакции от природы реагирующих веществ, площади поверхности соприкосновения реагирующих веществ, концентрации, температуры, катализатора; закрепить понятие скорости химической реакции. через проведение практической работы.
Коррекционные цели: развитие и коррекция связной устной речи, письменной речи, логического мышления. Развитие устной и письменной химической речи учащихся.
-
выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от условий;
-
извлекать необходимую информацию, анализ, синтез, установление причинно-следственных связей.
Оборудование: Таблица растворимости веществ, ПСХЭ Д.И.Менделеева, ПК, проектор, использование (виртуальная лаборатория).
Оборудование и реактивы: лабораторный штатив, шпатель, пробирки, нагревательный прибор, H2SO4 (конц.), H2SO4 (разбавл 1:5 и 1:10), Zn гранулы, СН3СООН, H2O2, MnO2 (виртуальная лаборатория)
На столах учащихся: Инструкция по проведению практической работы
Тип урока: урок-практикум
Методы обучения: практическая (химический эксперимент)
Ход урока:
1.Орг. момент. Постановка цели и задач деятельности обучающихся.
2. Познакомить с содержанием работы на стр ______ учебника. Составить план работы. Какие задачи стоят перед вами?
3.Объявление и запись темы практической работы.
4. Самостоятельно сформулируйте цель проведения практической работы, исходя из названия работы и её содержания. (Цель работы: исследовать зависимость скорости протекания химической реакции от природы реагирующих веществ, площади поверхности соприкосновения реагирующих веществ, концентрации, температуры, катализатора.)
5.Записать название оборудования и необходимых реактивов. Сделайте запись: «Правила ТБ знаю и обязуюсь выполнять»
6.Приступите к выполнению работы.
7. Отчёт оформить.
8. Сделать вывод.
9. Подведение итогов
Цель работы: исследовать зависимость скорости протекания химической реакции от природы реагирующих веществ, площади поверхности соприкосновения реагирующих веществ, концентрации, температуры, катализатора.
Оборудование: лабораторный штатив, шпатель, пробирки, нагревательный прибор. (виртуальная лаборатория)
Реактивы: H₂SO₄ (конц.), H₂SO₄ (разбавл 1:5 и 1:10), Zn гранулы, мел, СН₃СООН, H₂O₂, MnO₂ (виртуальная лаборатория)
Ход работы:
I. Инструктаж по технике безопасности перед началом работы
II. Выполнение работы
1. Влияние природы реагирующих веществ.
Уравнение реакции: ____________________________
Наблюдения: ____________________________
2. Влияние концентрации реагирующих веществ.
Уравнение реакции: ____________________________
Наблюдения: ____________________________
3.Влияние поверхности соприкосновения реагирующих веществ.
Уравнение реакции: ____________________________
Наблюдения: ____________________________.
4. Влияние температуры
Уравнение реакции: ____________________________
Наблюдения: ____________________________
5. Влияние катализатора
Уравнение реакции: ____________________________
Наблюдения: ____________________________
Вывод: ____________________________