СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 23.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Практическая работа №2 Качественные реакции на катионы и анионы

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Практическая работа №2 Качественные реакции на катионы и анионы»

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №2

КАЧЕСТВЕННЫЕ РЕАКЦИИ НА КАТИОНЫ И АНИОНЫ

Цель: провести качественные реакции на катионы анионы и ознакомиться с их внешними проявлениями.

Задания:

  1. Внимательно посмотрите видео опыты.

Реакции на катионы (опыт №1) https://www.youtube.com/watch?v=b-SrWucIjeY

Реакции на катионы (опыт №2-3) https://www.youtube.com/watch?v=7VPeFe3PvUI

Реакции на анионы (опыт №4-9) https://www.youtube.com/watch?v=tpfjAbhNOUw

  1. Заполните таблицу 1 (оформите таблицу в альбомной ориентации)

Таблица 1 – Качественные реакции на катионы и анионы

Ход работы

(что делали?)


Определяемый ион

Наблюдения (что видели?)

Уравнение реакции (молекулярное)

Вывод

Опыт №1 Определение катионов Li+, Na+, K+, Ca2+, Sr2+, Ba2+, Cu2+ окрашиванием цвета пламени




В этом опыте реакцию писать не нужно


Опыт №2 Определение катионов Fe2+, Fe3+






Опыт №3 Определение катионов Cu2+






Опыт №4 Определение анионов Cl-, Br-, I-






Опыт №5 Определение анионов PO43-






Опыт №6 Определение анионов SO42-






Опыт №7 Определение анионов CO32- и SiO32-






Опыт №8 Определение анионов NO3-






Опыт №9 Определение анионов S2-









Теоретическая часть

Одно из важнейших применений химии – анализ веществ. Химический анализ подразделяется на качественный и количественный. Качественным анализом производится идентификация вещества и устанавливают наличие в нём тех или иных примесей. Количественным анализом устанавливается конкретное содержание основного вещества и примесей. Качественный анализ предшествует количественному определению примесей. Качественный анализ отвечает на вопрос «что?» (присутствует в веществе), а количественный – на вопрос «сколько?».

Качественный анализ неорганической веществ основан на обнаружении в растворах этих веществ катионов и анионов с помощью характерных качественных реакций. Не все химические реакции пригодны для качественного анализа. Характерной называют реакцию, сопровождающуюся изменением окраски, выпадением осадка, растворением осадка или выделением газа. Характерная качественная реакция является селективной, т.е. с ее помощью данный элемент обнаруживается в присутствии большого числа других элементов.

Важной характеристикой качественной реакции является ее чувствительность. Чувствительность выражается наименьшей концентрацией раствора, при которой данный элемент еще может быть уверенно обнаружен без предварительной обработки раствора с целью увеличения его концентрации.

В качественном анализе аналитические реакции делят на групповые - это реакции, протекающие под действием так называемого группового реактива, и, дающие сходный внешний эффект с несколькими ионами, а также специфические - реакции, которые позволяют обнаружить данный ион в присутствии других ионов. С помощью групповых реакций та или иная аналитическая группа катионов (анионов) может быть отделена от раствора осаждением.

В химическом анализе неорганических соединений, как правило, исследуют водные растворы, в которых вещества находятся в диссоциированном состоянии. Поэтому качественный анализ соли заключается в обнаружении или, как говорят, открытии, отдельных катионов и анионов. Для удобства обнаружения ионы делят на аналитические группы. В кислотно-основном методе различают шесть аналитических групп катионов и три - анионов.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя