СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 26.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Практическая работа № 2 Способы защиты информации

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Практическая работа № 2 Способы защиты информации»

Практическая работа № 2 Способы защиты информации


1 Цели работы

Дидактическая (учебная):

- рассмотреть методы защиты информации.

- выработать практические навыки работы с антивирусными программами.

- научиться сравнивать антивирусные программные продукты.

Развивающая:

- развитие логического мышления,

- развитие умения обобщать данные и сделать вывод.

Воспитательная:

- воспитание познавательной активности,

- воспитание чувства гордости за выбранную профессию.

2 Время – 2 часа.

3 Оборудование и программное обеспечение

Компьютер с лицензионным программным обеспечением, операционная система Windows XP, Vista, 7 или 8.


4 Порядок проведения занятия:

  1. Организационный этап.

  2. Постанова цели и задач урока.

  3. Актуализация опорных знаний.

  4. Выполнение практической работы.

  5. Написание отчета по практической работе.

  6. Написание ответов на контрольные вопросы.

Теоретическое обоснование работы:


Информационная безопасность


Информационная безопасность государства – состояние сохранности информационных ресурсов государства и защищённости законных прав личности и общества в информационной сфере.

Информационная безопасность - это процесс обеспечения конфиденциальности, целостности и доступности информации.

 Конфиденциальность: Обеспечение доступа к информации только авторизованным пользователям.

 Целостность: Обеспечение достоверности и полноты информации и методов ее обработки.

 Доступность: Обеспечение доступа к информации и связанным с ней активам авторизованных пользователей по мере необходимости.

Информационная безопасность – все аспекты, связанные с определением, достижением и поддержанием конфиденциальности, целостности, доступности, неотказуемости, подотчётности, аутентичности и достоверности информации или средств её обработки.

Безопасность информации (данных) – состояние защищённости информации (данных), при котором обеспечиваются её (их) конфиденциальность, доступность и целостность.

Безопасность информации (данных) определяется отсутствием недопустимого риска, связанного с утечкой информации по техническим каналам, несанкционированными и непреднамеренными воздействиями на данные и (или) на другие ресурсы автоматизированной информационной системы, используемые в автоматизированной системе.


Вирусы. Антивирусное программное обеспечение

Компьютерный вирус - программа способная самопроизвольно внедряться и внедрять свои копии в другие программы, файлы, системные области компьютера и в вычислительные сети, с целью создания всевозможных помех работе на компьютере.

Признаки заражения:

  • прекращение работы или неправильная работа ранее функционировавших программ

  • медленная работа компьютера

  • невозможность загрузки ОС

  • исчезновение файлов и каталогов или искажение их содержимого

  • изменение размеров файлов и их времени модификации

  • уменьшение размера оперативной памяти

  • непредусмотренные сообщения, изображения и звуковые сигналы

  • частые сбои и зависания компьютера и др.

Классификация компьютерных вирусов

По среде обитания:

  • Сетевые – распространяются по различным компьютерным сетям

  • Файловые – внедряются в исполняемые модули (COM, EXE)

  • Загрузочные – внедряются в загрузочные сектора диска или сектора, содержащие программу загрузки диска

  • Фалово-загрузочные – внедряются и в загрузочные сектора и в исполняемые модули

По способу заражения:

  • Резидентные – при заражении оставляет в оперативной памяти компьютера свою резидентную часть, которая потом перехватывает обращения ОС к объектам заражения

  • Нерезидентные – не заражают оперативную память и активны ограниченное время

По воздействию:

  • Неопасные – не мешают работе компьютера, но уменьшают объем свободной оперативной памяти и памяти на дисках

  • Опасные – приводят к различным нарушениям в работе компьютера

  • Очень опасные – могут приводить к потере программ, данных, стиранию информации в системных областях дисков

По особенностям алгоритма:

  • Паразиты – изменяют содержимое файлов и секторов, легко обнаруживаются

  • Черви – вычисляют адреса сетевых компьютеров и отправляют по ним свои копии

  • Стелсы – перехватывают обращение ОС к пораженным файлам и секторам и подставляют вместо них чистые области

  • Мутанты – содержат алгоритм шифровки-дешифровки, ни одна из копий не похожа на другую

  • Трояны – не способны к самораспространению, но маскируясь под полезную, разрушают загрузочный сектор и файловую систему

Основные меры по защите от вирусов

  • оснастите свой компьютер одной из современных антивирусных программ: Doctor Weber, Norton Antivirus, AVP

  • постоянно обновляйте антивирусные базы

  • делайте архивные копии ценной для Вас информации (гибкие диски, CD)

Классификация антивирусного программного обеспечения

  • Сканеры (детекторы). Принцип работы антивирусных сканеров основан на проверке файлов, секторов и системной памяти и поиске в них известных и новых (неизвестных сканеру) вирусов.

  • Мониторы. Это целый класс антивирусов, которые постоянно находятся в оперативной памяти компьютера и отслеживают все подозрительные действия, выполняемые другими программами. С помощью монитора можно остановить распостранение вируса на самой ранней стадии.

  • Ревизоры. Программы-ревизоры первоначально запоминают в специальных файлах образы главной загрузочной записи, загрузочных секторов логических дисков, информацию о структуре каталогов, иногда - объем установленной оперативной памяти. Программы-ревизоры первоначально запоминают в специальных файлах образы главной загрузочной записи, загрузочных секторов логических дисков, информацию о структуре каталогов, иногда - объем установленной оперативной памяти. Для определения наличия вируса в системе программы-ревизоры проверяют созданные ими образы и производят сравнение с текущим состоянием.



Последовательность выполнения практической работы:



Задание №1. Ответьте на вопросы:

Вопрос

Ответ

Что такое компьютерный вирус?

 

В чем состоит принцип работы вируса?

 

Перечислите вредные действия вирусов.

 

 

Задание №2. Запишите признаки заражения ПК вирусом.

Признак

 1

 

 2

 

 3

 

 

Задание №3. Проанализируйте и запишите, какие типы файлов подвержены заражению?

Типы файлов, подверженные заражению

Типы файлов, не подверженные заражению

 

 

 

 

 

 









Задание №4.

Проанализируйте и запишите основные способы заражения ПК.

Способ заражения ПК

1

 

2

 

3

 

4

 



Запишите меры профилактики заражения ПК вирусом:

Способ профилактики

1

 

2

 

3

 

4

 

5

 

6

 

 

Задание №5. Запишите классификацию вирусов в виде таблицы

Вид (название) вируса

Особенность вируса

 1

 

 

 2

 

 

 3

 

 

 

Задание №6 Сравните виды антивирусных программ, дайте им краткую характеристику.

Вид

Характеристика

Достоинства

Недостатки

1

Антивирусы-сканеры

 

 

 

2

Антивирусы-мониторы

 

 

 

 

Задание №7. Перечислите функции, выполняемые антивирусом Касперского.

Функция

1

 

2

 

3

 

4

 

5

 

6

 



По окончании практической работы студент должен:

  1. Написать отчет, который должен содержать:

  • Тема занятия.

  • Цель работы.

  • Задание и его решение.

  • Ответы на контрольные вопросы.


Вопросы для самоконтроля:

    1. Что такое вирус?

    2. Дайте классификацию вирусов.

    3. Для чего нужны антивирусные программы?

    4. Дайте их классификацию

    5. Требования к кабинету информатики.


Список литературы:

Основной:

  1. Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 10 класса / Н.Д. Угринович. – 5-е изд. –М.:БИНОМ. Лаборатория занятий, 2014.–212с. : ил.Дополнительной:


Дополнительной:

  1. Филимонова Е.В. Информационные технологии в профессиональной деятельности: Учебник. – Ростов н/Д:Феникс, 2004. – 352с. (серия «СПО».)


Интернет-источники:

    1. http//www.informatika.ru;

    2. http//www.student.informatika.ru;

    3. http://mirgeo.ucoz.ru/.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!