Практическая работа к разделу 2.5 «Общество: согласие»
ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ для обучающихся 1-4 классов по теме «МЫ – ОДНА СТРАНА!»
Слайд 1
(рассказывает ученик)
ДЕНЬ НАРОДНОГО ЕДИНСТВА
С историей не спорят,
С историей живут,
Она объединяет
На подвиг и на труд
Едино государство,
Когда един народ,
Когда великой силой
Он движется вперед.
Врага он побеждает,
Объединившись в бой,
И Русь освобождает,
И жертвует собой.
Во славу тех героев
Живем одной судьбой,
Сегодня День единства
Мы празднуем с тобой!
Учитель: 4 ноября в России отмечают праздник, который имеет красивое название «День народного единства»
Этот праздник достаточно новый, отмечается с 2005 года, т.е. ему всего 15 лет. Однако у него очень древняя история. Перенесемся на 400 лет назад, в начало 17 века.
Слайд 2
Учитель: День народного единства связан с событием 1612 года. Именно 4 ноября народное ополчение под предводительством земского старосты Кузьмы Минина и новгородского князя Дмитрия Пожарского выдворило из российской столицы польских интервентов. Более 10 тысяч людей из всех сословий России объединились и дали отпор врагу.
Как поляки оказались в Москве?
После смерти в 1598 году последнего царя из династии Рюриковичей Федора Иоанновича, который не оставил наследника и его младшего брата Дмитрия трон занял боярин Борис Годунов
Слайд 3
Учитель: Однако для знати его права на высшую власть являлись незаконными. Этим воспользовались самозванцы, выдававшие себя за погибшего царевича Дмитрия. В стране начался политический кризис, получивший название Смутного времени.
В 1609 году польский король Сигизмунд III начал против России военную интервенцию. Значительная часть страны оказалась под контролем польско-литовских отрядов.
Власть перешла к совету бояр (Семибоярщина), который присягнул на верность польскому королевичу, сыну Сигизмунда. А Москва оказалась оккупирована польскими войсками.
Слайд 4
Учитель: В 1612 году народное ополчение, созданное в Нижнем Новгороде для освобождения русских земель от иноземных захватчиков, взяло штурмом Китай-город и изгнало польские войска.
Это событие имеет большое значение для страны. Во-первых, с изгнанием поляков завершилось Смутное время. Это было время разбоев, грабежей, голода, на троне один за другим сменялись самозванцы, которые выдавали себя за сына Ивана Грозного. Во-вторых, в стране избрали нового царя – Михаила Федоровича из династии Романовых.
Как вы понимаете, что такое Смута? (Борьба между боярами и царской властью, тяжёлое экономическое положение государства, глубокий социальный разлад в стране.)
Что нужно для того, чтоб в государстве был порядок? (Правительство, армия, законы)
Ничего этого не было, не было царя, не соблюдались законы. Этим воспользовались враги (поляки), захотели захватить нашу страну, сделать ее частью своего государства.
Слайд 5
Учитель: Перед вами портреты Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского.
Давайте познакомимся подробнее с героями этих событий.
Кузьма Минин (полное имя – Кузьма Минич Захарьев-Сухорукий)
Минин был гражданином Нижнего Новгорода. Он был честным и добропорядочным торговцем, старостой города. Минин убеждал народ «стать за веру, за Отечество». В Нижнем Новгороде начались постоянные сходки: рассуждали о том, как подняться, откуда взять людей и средства. С такими вопросами обращались, прежде всего, к Минину.
Нижегородцы увлеклись предложениями Минина и решили образовать ополчение, созывать служилых людей и собирать на них деньги. По совету Минина давали «третью деньгу», т.е. третью часть имущества; по его же совету выбрали вождем князя Дмитрия Пожарского.
К нижегородцам скоро примкнули и другие города. В начале апреля 1612 г. в Ярославле стояло уже громадное ополчение с князем Дмитрием Пожарским и Кузьмой Мининым во главе, а в октябре была Москва очищена от поляков.
Пожарский Дмитрий Михайлович (1578–1614 гг.) – князь.
Пожарский происходил из князей суздальской земли, и принадлежал к, так называемым, «захудалым» княжеским родам, т.е. не игравшим важной роли в государственных делах.
В предыдущих сражениях Пожарский был ранен и лечил ранения в своей вотчине недалеко от Нижнего Новгорода, куда и прибыли посадские люди приглашать его сделаться начальником ополчения, которое затевалось в Нижнем Новгороде. Он согласился.
Слайд 6
Учитель: Вся Русская земля встала против захватчиков и предателей. Начались бои за Москву. Князь Пожарский оказался талантливым полководцем. А Кузьма Минин, не жалея жизни, сражался под стенами столицы, как простой ратник. И вот наступил славный день: вражеское войско сдалось на милость победителей!
Когда настали мирные времена, новый царь щедро наградил Минина и Пожарского. Но лучшей наградой стала память народная. Недаром памятник им стоит на Красной площади – на самом сердце России.
Слайд 7
Учитель: Главное, в этом событие, что впервые не государство само себя защищало, не власть, а сам народ. Люди, которые возглавили это ополчение, не собирались становиться царями, ни занимать какие-то государственные посты. Люди просто восстановили государственную власть, избрали царя и передали ему власть. В этом, наверное, уникальная особенность данного праздника.
4 ноября совпадает с одним из православных праздников. Праздник иконы Казанской Божьей матери
Слайд 8
Учитель: Казанская икона Божьей Матери особо почитается русским православным народом. Праздник в честь нее – один из самых старых в России, он отмечался как общенародный с 17 века.
Совпадение этих двух праздников знаменательно. Икона Казанской Божьей матери не раз помогала русскому воинству. В ополчение, которое возглавлял князь Пожарский, был прислан из Казани чудотворный образ Пресвятой Богородицы. Весь народ и ополчение наложили на себя трехдневный пост и с молитвой обратились к Господу. И молитва была услышана. Эта икона помогла народному единству, победе, преодолению Смуты.
Позже в честь иконы Казанской Божьей матери и в память обо всех погибших в период смутного времени Дмитрий Пожарский на свои средства выстроил Казанский собор на Красной площади.
Слайд 9
Учитель: Как вы думаете, что защищали Минин и Пожарский с ополчением? (Родину)
Как называется наша Родина?
Россия – многонациональная страна, в ней живут разные народности
(рассказывает ученик)
Живут в России разные
Народы с давних пор.
Одним тайга по нраву,
Другим - степной простор.
У каждого народа
Язык свой и наряд.
Один черкеску носит,
Другой надел халат.
Один - рыбак с рожденья,
Другой - оленевод,
Один кумыс готовит,
Другой готовит мед.
Одним милее осень,
Другим милей весна.
А Родина Россия,
У нас у всех одна.
Действительно, народов и народностей в нашей стране очень много. Во-первых, в России живет много представителей народов из других государств. В основном из тех, которые ранее входили в состав Советского Союза. Это и украинцы, и белорусы, и армяне, и грузины, и многие другие. Всего же в настоящее время на территории нашей страны проживают более 100 народов. Поэтому её по праву называют многонациональной страной.
Учитель: Чем отличается один народ от другого? (Языком, историей, культурой и др.)
Учитель: А что общего у всех народов населяющих нашу страну? (Общая Родина — Россия)
Всем народам нужно относиться друг к другу с уважением, чтобы жить как одна семья. Нужно ценить их обычаи, жить дружно и в мире, в то же время гордиться традициями своего народа и сохранять их.
Слайд 10.
Учитель: Для многих из нас «малая» Родина начинается с родного села, с родного города, с улицы нашего детства, со школьной скамьи.
17 — 18 вв. наш город Самара пережил восстания под предводительством Степана Разина и Емельяна Пугачёва. В 1850 он получил статус губернского города. В годы советской власти Самара была переименована в Куйбышев по фамилии революционера и партийного деятеля В. В. Куйбышева. Во время Великой Отечественной войны в Куйбышеве производились оружие, боеприпасы и самолеты.
Слайд 11.
В послевоенное время Куйбышев развивался в промышленном и культурном направлении. Город был известен как крупный военно-промышленный центр, известен предприятиями авиационной и космической промышленности. В перестроечное время экономическое развитие города пошатнулось в связи с сокращением военного производства.
Ныне Самара — мегаполис, в котором более миллиона жителей, крупный промышленный и образовательный центр. В нашем городе можно получить отличное образование в аэрокосмическом университете. Популярны такие вузы, как медицинский университет, технический, архитектурно-строительный. Всего в Самаре — одиннадцать вузов, которые известны и за пределами нашего города.
Слайд 12.
Культурная жизнь Самары интересна. У нас более двадцати музеев. Самые крупные музеи — историко-краеведческий и художественный. У нас действуют пять муниципальных театров и несколько сценических площадок. Театр драмы им. Горького, театр оперы и балета, ТЮЗ неизменно пользуются любовью горожан.
Интересен и архитектурный облик города. В Самаре много старинных строений, особняков. В нашем городе очень богатое архитектурное наследие. Примеры памятников — дача купца Головина, дом-музей Александры Курлиной, здание Самарского художественного музея и другие здания.
Слайд 13.
Учитель: Сады, парки, скверы, лесопарки и другие зоны отдыха оживляют мой город, делают ещё более привлекательным и красивым. Я горжусь богатой историей Самары, её достижениями, люблю смотреть на широту Волги с крутого берега. Самара для меня — особенный город. Для каждого человека его родной город неповторим. Действительно, любой город, как человеческая личность, наделён какими-то отличиями от других. А если город любим, то он всегда уникален и прекрасен.
Учитель: Послушайте стихи о сегодняшнем празднике.
(рассказывает ученик)
В День единства будем рядом,
Будем вместе навсегда,
Все народности России
В дальних селах, городах!
Вместе жить, работать, строить,
Сеять хлеб, растить детей,
Созидать, любить и спорить,
Охранять покой людей,
Предков чтить, дела их помнить,
Войн, конфликтов избегать,
Чтобы счастьем жизнь наполнить,
Чтоб под мирным небом спать!
День освобождения Москвы от захватчиков празднуют как День народного единства. Это не только праздник изгнания интервентов, несущих чуждые нам ценности, это праздник дружбы и объединения, праздник любви и согласия, веры.