СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Практическая работа «Оценка качества продуктов питания»

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Представленная практическая работа (Оценка качества продуктов питания) подходит для уроков биологии в 5-7 классах и на уроках в начальной школе, для проведения занятий по внеурочной деятельности и по дополнительному образованию. Детям понравился данный вид работ, выполняли задания по группам. 

Данная серия работ состоит изнескольких простых опытов, которые очень нравятся детям в простоте работ:

1. «Оценка качества продуктов питания  по информации, указанной на этикетке»

2. «Определение качества меда»

3. «Определение присутствия посторонних  примесей в шоколаде»

4. «Составление рациона питания  школьника»

5. «Определение содержания витамина С в овощах и фруктах»

6. «Апельсин»

7.  «Танцующий изюм»

 

Просмотр содержимого документа
«Практическая работа «Оценка качества продуктов питания»»

Практическая работа №10

«Оценка качества продуктов питания»



«Оценка качества продуктов питания

по информации, указанной на этикетке»

Цель:

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Оборудование: упаковки от продуктов.

Ход работы

Теоретическая часть

Большая часть информации о составе продукта, условиях хранения, и срока годности должна быть указана на этикетке товара. Там же помещается и штрих-код. Штрих-код – это ряд вертикальных черных и белых полос, под которыми расположено 13 цифр. Первые 3 цифры это страна-производитель. Следующие 4 код предприятия-изготовителя, еще 5 –наименование товара и его свойства (цвет, масса, размер..). Последняя цифра – контрольная.

Пример вычисления контрольной цифры для определения подлинности товара

1. Сложить цифры, стоящие на четных местах:

8+0+2+7+0+1=18

2. Полученную сумму умножить на 3:

18x3=54

3. Сложить цифры, стоящие на нечетных местах, без контрольной цифры:

4+2+0+4+0+0=10

4. Сложить числа, указанные в пунктах 2 и 3:

54+10=64

5. Отбросим предпоследнюю цифру :

получим 4

6. Из 10 вычесть полученное в пункте 5:

10-4=6

Если полученная после расчета цифра не совпадает с контрольной цифрой в штрих-коде, это значит, что товар произведен незаконно.





Коды стран-производителей

Код

Страна производитель

00-09

США, Канада

300-370

Франция

380

Болгария

383

Словения

385

Хорватия

400-440

Германия

460-469

Россия


481

Беларусь

471

Тайвань

474

Эстония

475

Латвия

477

Литва

482

Украина

570

Дания

599

Венгрия

690

Китай

590

Польша

800-830

Италия

450-490

Япония

859

Чехия

869

Турция

900-919

Австрия

В продукты питания часто вводят различные добавки, которые придают им определенный вкус, цвет, запах, и другие товарные признаки.

Пищевы́е доба́вки — вещества, добавляемые в продукты питания для придания им желаемых свойств, например, определённого аромата (ароматизаторы), цвета (красители), длительности хранения (консерванты), вкуса, консистенции.

Пищевые добавки делят на:

  Е100 - Е182 - красители;
     Е200 и далее - консерванты;
     Е300 и далее - антиокислители;
     Е400 и далее - стабилизаторы консистенции;
     Е500 и далее, Е1000 - эмульгаторы;
     Е600 и далее - усилители вкуса и аромата;
     Е700 - Е800 - запасные индексы;
     Е900 и далее - глазирующие агенты, улучшители хлеба.

Пищевая добавка

Вредное
действие

Пищевая добавка

Вредное
действие

Пищевая добавка

Вредное
действие

Пищевая добавка

Вредное
действие

Е 102
Е 103
Е 104
Е 105
Е 110
Е 111
Е 120
Е 121
Е 122
Е 123
Е 124
Е 125
Е 126
Е 127
Е 129
Е 130
Е 131
Е 141
Е 142
Е 150
Е 151
Е 152
Е 153
Е 154
Е 155
Е 160
Е 171
Е 173

О!
(З)
П
(З)
О!
(З)
О!
(З)
П
ОО!! (З)
О!
(З)
(З)
О!
О!
(З)
Р
П
Р
П
ВК
(З)
Р
РК, РД
О!
ВК
П
П

Е 180
Е 201
Е 210
Е 211
Е 212
Е 213
Е 214
Е 215
Е 216
Е 219
Е 220
Е 222
Е 223
Е 224
Е 228
Е 230
Е 231
Е 232
Е 233
Е 239
Е 240
Е 241
Е 242
Е 249
Е 250
Е 251
Е 252
Е 270

О!
О!
Р
Р
Р
Р
Р
Р
Р (З)
Р
О!
О!
О!
О!
О!
Р
ВК
ВК
О!
ВК
Р
П
О!
Р
РД
РД
Р
О!
д/детей

Е 280
Е 281
Е 282
Е 283
Е 310
Е 311
Е 312
Е 320
Е 321
Е 330
Е 338
Е 339
Е 340
Е 341
Е 343
Е 400
Е 401
Е 402
Е 403
Е 404
Е 405
Е 450
Е 451
Е 452
Е 453
Е 454
Е 461
Е 462

Р
Р
Р
Р
С
С
С
Х
Х
Р
РХ
РХ
РХ
РХ
РК
О!
О!
О!
О!
О!
О!
РХ
РХ
РХ
РХ
РХ
РХ
РХ

Е 463
Е 465
Е 466
Е 477
Е 501
Е 502
Е 503
Е 510
Е 513Е
Е 527
Е 620
Е 626
Е 627
Е 628
Е 629
Е 630
Е 631
Е 632
Е 633
Е 634
Е 635
Е 636
Е 637
Е 907
Е 951
Е 952
Е 954
Е 1105

РХ
РХ
РХ
П
О!
О!
О!
ОО!!
ОО!!
ОО!!
О!
РК
РК
РК
РК
РК
РК
РК
РК
РК
РК
О!
О!
С
ВК
(З)
Р
ВК

 

Условные обозначения вредных воздействий добавок:

 

О! — опасный
ОО!! — очень опасный
(З) —  запрещенный
РК —  вызывает кишечные расстройства
РД  —  нарушает артериальное давление
С  —  сыпь
Р  —  ракообразующий
РЖ  — вызывает расстройство желудка
Х  — холестерин
П —  подозрительный
ВК — вреден для кожи

 

Практическая часть

1.Начернить в тетради таблицу:

Показатели

Результаты экспертизы

Информация на этикетке:

- наименование предприятия изготовителя, его адрес

- наименование товара, его масса

- состав

- калорийность

- дата изготовления

- обозначения ГОСТа или ТУ

- срок годности и условия хранения

- наличие консервантов и пищевых добавок

- страна производитель (по штрих-коду)

- подлинность штрих-кода

- группа пищевых добавок и консервантов




2. Возьмите упаковку какого-либо продукта и проведите экспертизу его качества по пунктам указанным в таблице. В графе «Результаты экспертизы» поставьте знак «+» если показатель есть, или «-» если показателя нет.













3. Сделайте вывод о качестве исследуемого вами продукта.




















































«Определение качества меда»

Цель:

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Оборудование: различные образцы меда, вода, йод.

Ход работы

Теоретическая часть

Мед образуется после переработки нектара цветов. Цвет меда зависит от источника нектара. Клеверный, липовый, луговой меды - светлые, а многотравный - темнее. При хранении, а особенно при высокой температуре, мед темнеет. Мед улучшает состав крови, повышает иммунитет, является мощным источником энергии, предохраняет организм от преждевременного старения.

Натуральный мед имеет однородный состав, запах очень приятный. Натуральный мед засахаривается. При последующем нагревании натуральный мед опять становится тягучим и прозрачным. При переливании натуральный мед течет, узкой струйкой. Если имеет примесь сахара, то смесь вытекает по каплям.

Если шариковой ручкой провести черту на листе бумаги, смазанной медом, то след от ручки не растекается, а в меде с добавками – растекается. Цвет натурального меда очень разнообразен: от грязно-белого до почти коричневого.

Практическая часть

1. Взять один из образцов меда и оценить его качество по физическим свойствам. Перелить мед и посмотреть как он струиться. Провести шариковой ручкой черту на листе бумаги, смазанной медом и посмотреть растекается мед или нет. Отметить цвет меда.

2. Оценить качество меда по химическим свойствам.

Растворить ½ чайной ложки в 100 мл воды и оставьте раствор на 2-3 минуты. Мед без примесей образует мутный раствор без осадка. При наличии примесей на дне виден осадок

Добавьте к 10 мл полученного раствора несколько капель йода. Если мед не содержит примесей крахмала, то раствор не окрашивается в синий цвет.

3. Сделайте вывод о качестве меда.














«Определение присутствия посторонних примесей в шоколаде»

Цель:

____________________________________________________________________________________________________________________________________


Оборудование: колба, спиртовой раствор йода, стеклянные палочки, водяная баня, электрическая плитка, горячая вода.

Ход работы

Теоретическая часть


Натуральный шоколад, чистый, без посторонних примесей, должен полностью распускаться как в воде, так и в молоке, не давая никакого осадка. При продолжительном кипении, выпаривании должна получаться рыхлая, но не клейкая или желатинообразная масса. Последнее наблюдается только в случае примеси к шоколаду мучнистых или крахмальных веществ.


Практическая часть


  1. В колбу налить 25 -30 мл. горячей воды, опустить небольшой кусочек шоколада и поставить колбу в водяную баню.

  2. Дождаться полного растворения шоколада, получится шоколадный отвар. К нему добавить несколько капель йода. Если шоколад размешан мучнистым или крахмальным веществом, то отвар окраситься в синий цвет, отвар чистого шоколада без примесей обкраситься в слегка зеленоватый цвет.

  3. Сделайте вывод о присутствие в пробе шоколада посторонних примесей.






















«Составление рациона питания школьника»

Цель:

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Оборудование: таблица с калорийностью продуктов.


Ход работы

Теоретическая часть


Рациональное питание - важнейшее условие сохранения здоровья, нормального роста и развития организма человека. Длительность промежутков между отдельными приемами пищи не должна превышать 3,5-4 часов. Соотношение между белками, жирами и углеводами должно быть 1:1:4. Калорийность рациона школьника должна быть следующей:

  • 7-10 лет - 2400 ккал

  • 14-17лет - 2600-3000ккал

  • если ребенок занимается спортом, он должен получать на 300-500 ккал больше.

В зависимости от возраста рекомендуемый рацион школьника будет отличаться по своему химическому составу (калорийность, количество белков, жиров, углеводов и др.) (см. таблицу).

Физиологические потребности детей школьного возраста в энергии и основных пищевых веществах

Возраст детей


Средняя потребность детей в энергии, ккал/сутки


Рекомендуемая величинапотребления белка, г/сутки


Рекомендуемая величина потребления жиров, г/сутки

Рекомендуемая величина потребления углеводов, г/сутки


общее количество

в том числе животного

6 лет (школьники)

1900-2000

66-75

43-49 (65%)

63-71

256-280

7-10 лет

2100-2300

74-87

44-52 (60%)

70-82

284-322

11-13 лет (мальчики)

2400-2700

84-102

51-61 (60%)

80-96

324-378

11-13 лет (девочки)

2300-2500

81-94

49-56 (60%)

77-89

311-350

14-17 лет (юноши)

2800-3000

98-113

59-68 (60%)

93-107

378-420

14-17 лет (девушки)

2400-2600

84-98

50-59 (60%)

80-92

339-384

Рекомендуется следующее распределение калорийности питания в течение суток: завтрак и ужин — по 25%, обед — 35 — 40%, полдник или школьный завтрак 10 — 15%.

Примерное меню школьника может выглядеть примерно так:        

1-й завтрак: каша (овощное блюдо); кофе (чай, молоко).

2-й завтрак: яичное (творожное) блюдо; кофе (чай, молоко).

Обед: салат; первое блюдо; блюдо из мяса (птицы, рыбы); гарнир; напиток.

В качестве первого блюда ребенку-школьнику можно приготовить бульоны (куриный, мясной, рыбный); супы на этих бульонах, заправленные овощами, крупами, клецками, галушками; вегетарианские супы; супы молочные, фруктовые.  Вторым блюдом могут быть котлеты, биточки, тефтели, различные тушеные овощи с мясом, рыбой, птицей, всевозможные запеканки, запеченная рыба, птица,  тушеное мясо, азу, гуляш, бефстроганов .

Полдник: кефир (молоко); печенье или хлебцы из цельных злаков; свежие фрукты.

Ужин: овощное (творожное) блюдо или каша; молоко (кефир).

Практическая часть

  1. Используя таблицу калорийности продуктов питания, составить примерное меню на день.

  2. Сделать вывод о значимости рационального питания для школьника.
































«Определение содержания витамина С в овощах и фруктах»

Цель:

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Оборудование: различные овощи и фрукты, йод, вода, крахмальный клейстер.

Ход работы

Теоретическая часть

Витамины участвуют во всех биохимических и физиологических процессах как важнейшие регуляторы жизнедеятельности. В организме человека витамины не образуются или образуются в недостаточных количествах. Витамины поступают в организм с пищей и требуются в ничтожных количествах, составляющих миллиграммы.

Основными источниками витаминов являются растения, в которых они содержатся, или вещества, которые уже в самом организме превращаются в витамины.

Витамины представляют собой группу разнообразных по строению химических веществ, принимающих участие во многих реакциях клеточного метаболизма. Они не являются структурными компонентами живой материи и не используются в качестве источников энергии.

Витамины – это органические вещества, которые требуются в очень малых количествах для протекания биохимических процессов в организме. Они должны поступать постоянно.

Витамины делят на :

1. Водорастворимые – С, Р, РР, Н, группы В.

2. Жирорастворимые – А, D, Е, К.

Потребность взрослого  человека  в   витамине   С   соответствует 50-100мг аскорбиновой  кислоты в день.

Витамин С (аскорбиновая кислота) играет важную роль в окислительно-восстановительных процессах организма, в клеточном дыхании. Без него не усваивается железо, нарушается проницаемость сосудистой стенки. Аскорбиновая кислота участвует в синтезе гормонов надпочечников, способствует нормальной деятельности иммунной системы, является активным антиоксидантом и предотвращает образование злокачественных опухолей.

Если витамина С не хватает в организме, то человек быстро утомляется, ощущает упадок сил, худеет. Появляются кровоизлияния на коже, кровоточат десны, чаще появляются  боли в мышцах, суставах и так далее.




Практическая часть

  1. Спиртовой раствор йода (аптечный) развести водой до цвета крепкого чая.

  2. Добавьте к раствору крахмального клейстера спиртовой раствор йода до получения синего окрашивания.

  3. К раствору сока добавьте по каплям йодированный раствор крахмального клейстера. Наблюдаем изменение окраски в течении 1 мин.

  4. Если раствор йода не обесцветился, значит в этом соке аскорбиновой кислоты очень мала.

  5. Повторите опыт с различными свежими соками и с прокипяченными. Заделать вывод в каких овощах и фруктах содержится больше витамина С.



Вывод




































«Апельсин»

Цель:

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Оборудование: воздушные шарики, апельсин.

Ход работы

Теоретическая часть

В эфирных маслах цитрусовых в большом количестве содержится вещество лимонен.

Практическая часть

Очисти апельсин от кожуры.

Надуй воздушный шарик.

Возьми кусочек кожуры, сверни её и надави так, чтобы сок из цедры брызнул на надутый шарик.

Вывод

1.Что происходит?



2.Почему так происходит?





























«Танцующий изюм»

Цель:

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Оборудование: стакан, 6-7 изюмин, бесцветная газированная вода.

Ход работы

Теоретическая часть

Любая газированная вода высвобождает пузырьки углекислого газа


Практическая часть

В стакан налей напиток. Обрати внимание на то, что пузырьки со дна стакана поднимаются на поверхность.

Опусти изюм в стакан. Изюминки плавают или тонут? В течение нескольких минут понаблюдай за тем, что происходит в стакане.

Вывод

1.Что происходит?




2.Почему так происходит?








3.Рисунок



















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!