Практическая работа №12.«Фонетический разбор»
Цель: познакомить с фонетическим разбором слов, выполнить практические задания.
Теоретическая часть
Фонетический разбор – это характеристика структуры слогов и состава слова из звуков.
Орфографическая запись слова.
Деление слова на слоги и место ударения.
Возможность переноса.
Фонетическая транскрипция слова.
Характеристика всех звуков по порядку:
согласный – звонкий – глухой (парный – непарный), твёрдый – мягкий (парный – непарный), какой буквой обозначен; гласный — ударный-безударный.
Количество звуков и букв.
Случаи несоответствия звуков и букв.

Образец разбора
Приятели1 жгли костёр, варили в каске похлёбку1 (Б. Полевой).
п [п] – согласный, глухой парный, твёрдый парный.
р [р’] – согласный, звонкий непарный, мягкий парный.
и [и] – гласный, безударный.
я [j] – согласный, звонкий непарный, мягкий непарный.
[а́] – гласный, ударный.
т [т’] – согласный, глухой парный, мягкий парный.
е [ь] – гласный, безударный.
л [л’] – согласный, звонкий непарный, мягкий парный.
и [и] – гласный, безударный.
Похлёбку
Слоги: по-хлё-бку (3 слога; ударение падает на 2-й слог).
Перенос: по-хлёб-ку.
[пΛхл’о́пку]
п [п] – согласный, глухой парный, твёрдый парный.
о [Λ] – гласный, безударный.
х [х] – согласный, глухой непарный, твёрдый парный.
л [л’] – согласный, звонкий непарный, мягкий парный.
ё [о́] – гласный, ударный.
б [п] – согласный, глухой парный, твёрдый парный.
к [к] – согласный, глухой парный, твёрдый парный.
у [у] – гласный, безударный.
8 букв – 8 звуков.
Буква б обозначает глухой звук – [п].
Практическая часть
1) Работа с учебником
Упражнение 47. А.Власенков, Л.Рыбченкова. Проверь себя.
Работа в команде по карточкам
Спишите слова, расставьте ударение. В случае затруднения обратитесь к словарю.
Алфавит, фарфор, каталог, библиотека, красивее, звонит, приговор, договор, средства,
километр, свёкла, творог.
В каком слове из списка, допустимо 2 варианта ударения. (творог- творог) Выпишите это
слово.
3) Правильно произнесите записанные слова.
Что, чтобы, скучный, конечно, скворечник, яичница, гречневый, пустячный.
- Команда, все члены которого быстро и правильно справились с заданием получаете 20
баллов.
Работа в команде по карточкам
Спишите слова, расставьте ударение. В случае затруднения обратитесь к словарю.
Алфавит, фарфор, каталог, библиотека, красивее, звонит, приговор, договор, средства,
километр, свёкла, творог.
В каком слове из списка, допустимо 2 варианта ударения. (творог- творог) Выпишите это
слово.
3) Правильно произнесите записанные слова.
Что, чтобы, скучный, конечно, скворечник, яичница, гречневый, пустячный.
- Команда, все члены которого быстро и правильно справились с заданием получаете 20
баллов.
2) Тестовые задания.
1. Отметьте слово, в котором ударение падает на второй слог.
1) торты; 3) магазин;
2) досуг; 4) километр.
2. В каком слове ударение падает на первый слог?
1) свекла; 3) начать;
2) квартал; 4) столяр.
3. Отметьте слово, в котором выделен согласный мягкий звук.
1) кашНе; 3) библиотека;
2) парТер; 4) каФе.
4. В каком слове произносится [д]?
1) деталь; 3) падеж;
2) модель; 4) академия.
5. Укажите слово, в котором нет мягких согласных звуков.
1) свитер; 3) антенна;
2) яма; 4) плащ.