СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 06.07.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Практическая работа по теме: «Духовная сфера жизни общества»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Практическая работа по теме: "Духовная сфера жизни общества". Работа составлена в двух вариантах. 

Просмотр содержимого документа
«Практическая работа 1 вариант»

Практическая работа по теме «Духовная сфера жизни общества»

Вариант - 1

  1. Как называют область (форму) духовной культуры, в которой находят отражение нравственные нормы и оценки поведения человека, группы или общества в целом?

    1) мировоззрение

    2) искусство

    3) наука

    4) мораль


  2. По окончании 9 класса общеобразовательной школы Костя поступил в 10 класс гимназии. Он с удовольствием учится, участвует в спектаклях гимназического театра. На какой ступени образования находится Костя?

    1. основное общее образование

    2. среднее общее образование


    3) среднее профессиональное образование

    4) дополнительное образование

  3. К гуманитарным наукам относится 

    1) история

    2) биология


    3) физика

    4) математика


  4. Что отличает науку от других областей духовной культуры?

1) воспитательное воздействие на личность

2) теоретическое объяснение явлений природы и общества

3) использование художественных образов

4) обращение к сверхъестественным силам


  1. Мастер добивался идеального сочетания оттенков красного, золотистого, коричневого и других цветов, стараясь передать красоту осеннего леса. Это пример деятельности в сфере

     1) науки

    2) искусства


    3) религии

    4) познания


  2. Принцип: «Спешите де­лать добро», — является

    1) законом науки

    2) нормой права


    3) предписанием морали

    4) правилом этикета


  3. Среди населения государства А. популярны те произведения культуры, которые понятны и доступны всем возрастам, всем слоям населения вне зависимости от уровня образования. Хотя эти произведения не отличаются большой художественной ценностью, у них самая широкая аудитория. Назовите эту форму культуры.

     1) элитарная

    2) народная


    3) доминирующая

    4) массовая


  4. Тип мировоззрения, утвер­жда­ю­щий цен­ность че­ло­ве­ка как личности, его право на свободу, счастье, развитие, про­яв­ле­ние своих способностей, называется

    1) философским

    2) гуманистическим


    3) научным

    4) обыденным


  5. Науку от дру­гих форм (областей) ду­хов­ной куль­ту­ры отличает

1) до­ка­за­тель­ность тео­ре­ти­че­ских положений

2) осо­бая зна­чи­мость субъ­ек­тив­но­го вос­при­я­тия мира

3) от­ра­же­ние мира в ху­до­же­ствен­ных образах

4) ори­ен­та­ция на пред­став­ле­ния о добре и зле


  1. Анастасия с от­ли­чи­ем окончила школу, успеш­но сдала эк­за­ме­ны и учит­ся на пер­вом курсе ме­ди­цин­ско­го института. На какой сту­пе­ни образования на­хо­дит­ся в дан­ный момент Анастасия?

1) начальное про­фес­си­о­наль­ное образование

2) высшее про­фес­си­о­наль­ное образование


3) общее ос­нов­ное образование

4) среднее общее образование


11. Верны ли сле­ду­ю­щие суж­де­ния об об­ра­зо­ва­нии?

А. Об­ра­зо­ва­ние, в от­ли­чие от дру­гих форм (об­ла­стей) куль­ту­ры, фор­ми­ру­ет лич­ность.

Б. В ос­но­ве об­ра­зо­ва­ния лежат куль­тур­ные тра­ди­ции кон­крет­но­го об­ще­ства.

1) верно толь­ко А

2) верно толь­ко Б


3) верны оба суж­де­ния

4) оба суж­де­ния не­вер­ны


12. Верны ли сле­ду­ю­щие суж­де­ния о науке?

А. На­уч­ное зна­ние редко имеет при­ме­не­ние в хо­зяй­ствен­ной де­я­тель­но­сти людей.

Б. В си­сте­му на­уч­ных зна­ний вхо­дят факты, ги­по­те­зы, тео­рии, ме­то­ды по­лу­че­ния на­уч­но­го зна­ния.

1) верно толь­ко А

2) верно толь­ко Б


3) верны оба суж­де­ния

4) оба суж­де­ния не­вер­ны


13. Верны ли сле­ду­ю­щие суж­де­ния о граж­дан­ствен­но­сти как по­зи­ции лич­но­сти?

А. Граж­дан­ствен­ность пред­по­ла­га­ет сле­до­ва­ние опре­делённым нрав­ствен­ным прин­ци­пам.

Б. Граж­дан­ствен­ность, пре­жде всего, утвер­жда­ет цен­ность че­ло­ве­ка как лич­но­сти.

1) верно толь­ко А

2) верно толь­ко Б


3) верны оба суж­де­ния

4) оба суж­де­ния не­вер­ны


14.  Верны ли сле­ду­ю­щие суж­де­ния о нрав­ствен­ных цен­но­стях?

А. Пат­ри­о­тизм про­яв­ля­ет­ся в ис­крен­них пе­ре­жи­ва­ни­ях за судь­бы Ро­ди­ны.

Б. Гу­ма­низм пред­по­ла­га­ет при­зна­ние выс­шей цен­но­сти че­ло­ве­ка.

1) верно толь­ко А

2) верно толь­ко Б


3) верны оба суж­де­ния

4) оба суж­де­ния не­вер­ны


15. Верны ли сле­ду­ю­щие суж­де­ния о ми­ро­вых ре­ли­ги­ях?

А. Древ­ней­шей из ми­ро­вых ре­ли­гий яв­ля­ет­ся буд­дизм.

Б. Наи­бо­лее мо­ло­дая из ми­ро­вых ре­ли­гий – ислам.

1) верно толь­ко А

2) верно толь­ко Б


3) верны оба суж­де­ния

4) оба суж­де­ния не­вер­ны


16. Про­чи­тай­те при­ведённый ниже текст, каж­дое по­ло­же­ние ко­то­ро­го от­ме­че­но бук­вой.


(А)Мария окон­чи­ла ин­сти­тут и ра­бо­та­ет бух­гал­те­ром. (Б)Она ре­гу­ляр­но чи­та­ет про­фес­си­о­наль­ную ли­те­ра­ту­ру, от­сле­жи­ва­ет из­ме­не­ния в за­ко­но­да­тель­стве. (В)Мария пра­виль­но по­сту­па­ет: ра­бот­ни­ку не­об­хо­ди­мо за­ни­мать­ся са­мо­об­ра­зо­ва­ни­ем, чтобы быть кон­ку­рен­то­спо­соб­ным в про­фес­си­о­наль­ной сфере.

Опре­де­ли­те, какие по­ло­же­ния тек­ста

1) от­ра­жа­ют факты

2) вы­ра­жа­ют мне­ния

За­пи­ши­те в таб­ли­цу цифры, обо­зна­ча­ю­щие ха­рак­тер со­от­вет­ству­ю­щих по­ло­же­ний. 

А

Б

В

 

 

 

17. Про­чи­тай­те при­ведённый ниже текст, каж­дое по­ло­же­ние ко­то­ро­го от­ме­че­но бук­вой.


  (А) В 2004 году ре­зуль­та­ты опро­са об­ще­ствен­но­го мне­ния по­ка­за­ли, что 74% опро­шен­ных в вы­бо­ре про­фес­сии ори­ен­ти­ру­ют­ся на её до­ход­ность. (Б) По на­ше­му мне­нию, этот факт на­но­сит серьёзный ущерб важ­ным для об­ще­ствен­но­го раз­ви­тия про­фес­си­ям, ко­то­рые, од­на­ко, не яв­ля­ют­ся вы­со­ко­до­ход­ны­ми. (В) Наи­бо­лее важно в усло­ви­ях со­вре­мен­но­го мира, как нам ка­жет­ся, по­вы­сить пре­стиж­ность и до­ход­ность про­фес­сии учёного.

 Опре­де­ли­те, какие по­ло­же­ния тек­ста

1) от­ра­жа­ют факты

2) вы­ра­жа­ют мне­ния


За­пи­ши­те в таб­ли­цу цифры, обо­зна­ча­ю­щие ха­рак­тер со­от­вет­ству­ю­щих по­ло­же­ний. 

А

Б

В

 

 

 


18. Установите соответствие между характерными чертами и областями (формами) культуры: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите элемент из второго столбца.

ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ

 

ОБЛАСТИ (ФОРМЫ) КУЛЬТУРЫ

А) логичность и доказательство выводов

Б) теоретически систематизированные взгляды на окружающий мир

В) вера в сверхъестественное

Г) строгое следование ритуалам

Д) объективное отражение действительности

 

1) религия

2) наука

 

Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам: 

А

Б

В

Г

Д

 

 

 

 

 


19. В при­ве­ден­ном спис­ке ука­за­ны черты сход­ства науки и ис­кус­ства и от­ли­чия науки от ис­кус­ства. Вы­бе­ри­те и за­пи­ши­те в первую ко­лон­ку таб­ли­цы по­ряд­ко­вые но­ме­ра черт сход­ства, а во вто­рую ко­лон­ку — по­ряд­ко­вые но­ме­ра черт от­ли­чия:


1) яв­ля­ет­ся об­ла­стью ду­хов­ной куль­ту­ры;

2) ис­поль­зу­ет ху­до­же­ствен­ные об­ра­зы;

3) тре­бу­ет точ­но­сти и обос­но­ван­но­сти утвер­жде­ний;

4) со­зда­ет ду­хов­ные цен­но­сти.


 Черты сход­ства

Черты раз­ли­чия






20. Ели­за­ве­та учит­ся в 9 клас­се об­ще­об­ра­зо­ва­тель­ной школы, после го­су­дар­ствен­ной (ито­го­вой) ат­те­ста­ции она пла­ни­ру­ет про­дол­жить обу­че­ние в стар­ших клас­сах гим­на­зии.

Срав­ни­те две сту­пе­ни об­ра­зо­ва­ния: ос­нов­ную школу и стар­шую школу. Вы­бе­ри­те и за­пи­ши­те в первую ко­лон­ку таб­ли­цы по­ряд­ко­вые но­ме­ра черт сход­ства, а во вто­рую ко­лон­ку — по­ряд­ко­вые но­ме­ра черт от­ли­чия:

 

1) воз­мож­ность вы­бо­ра про­фи­ля обу­че­ния;

2) со­блю­де­ние пра­вил по­ве­де­ния;

3) воз­мож­ность по­ступ­ле­ния в вуз;

4) по­лу­че­ние об­ще­го об­ра­зо­ва­ния.

 

Черты сход­ства

Черты раз­ли­чия






21. Учёные опро­си­ли со­вер­шен­но­лет­них граж­дан стра­ны Z. Юно­шам и де­вуш­кам за­да­ва­ли во­прос «Какое выс­шее об­ра­зо­ва­ние, на Ваш взгляд, даёт се­год­ня мо­ло­дым людям боль­ше воз­мож­но­стей для до­сти­же­ния успе­ха?».

Ре­зуль­та­ты опро­сов (в % от числа от­ве­чав­ших) при­ве­де­ны на диа­грам­ме.

 

Ре­зуль­та­ты опро­са, отражённые на диа­грам­ме, были опуб­ли­ко­ва­ны и про­ком­мен­ти­ро­ва­ны в СМИ. Какие из при­ведённых ниже вы­во­дов не­по­сред­ствен­но вы­те­ка­ют из по­лу­чен­ной в ходе опро­са ин­фор­ма­ции? За­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

 

1) Пре­стиж выс­ше­го об­ра­зо­ва­ния в стра­не Z до­ста­точ­но высок.

2) В стра­не Z со­зда­ны более бла­го­при­ят­ные воз­мож­но­сти для раз­ви­тия твор­че­ско­го по­тен­ци­а­ла юно­шей, по­лу­чив­ших выс­шее тех­ни­че­ское об­ра­зо­ва­ние, чем де­ву­шек, по­лу­чив­ших такое же об­ра­зо­ва­ние.

3) В стра­не Z де­вуш­кам слож­нее по­сту­пить в выс­шие учеб­ные за­ве­де­ния, чем юно­шам.

4) Боль­шин­ство опро­шен­ных не свя­зы­ва­ют воз­мож­ность до­сти­же­ния жиз­нен­но­го успе­ха с по­лу­че­ни­ем выс­ше­го об­ра­зо­ва­ния.

5) Пра­ви­тель­ству стра­ны Z сле­ду­ет при­нять меры для по­вы­ше­ния по­тен­ци­аль­ных воз­мож­но­стей до­сти­же­ния успе­ха лю­дь­ми, по­лу­чив­ши­ми во­ен­ное об­ра­зо­ва­ние.


22. В стра­не Z в 2010 г. было про­ве­де­но со­цио­ло­ги­че­ское ис­сле­до­ва­ние. Со­вер­шен­но­лет­ним граж­да­нам за­да­ва­ли во­прос: «Бы­ва­ет ли так, что в об­суж­де­нии со сво­и­ми род­ны­ми и зна­ко­мы­ми каких-либо про­блем вы ссы­ла­е­тесь на мне­ния уче­ных, на­уч­ные факты?» Ре­зуль­та­ты опро­са (в про­цен­тах от числа от­ве­чав­ших) пред­став­ле­ны в гра­фи­че­ской форме.




Най­ди­те в при­ве­ден­ном спис­ке вы­во­ды, ко­то­рые можно сде­лать на ос­но­ве диа­грам­мы, и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

 

1) Ни­ко­гда не об­ра­ща­ют­ся к на­уч­ным фак­там при об­суж­де­нии раз­лич­ных про­блем около по­ло­ви­ны опро­шен­ных.

2) Редко об­ра­ща­ют­ся в об­суж­де­нии про­блем к на­уч­ным фак­там мень­ше опро­шен­ных, чем те, ко­то­рые де­ла­ют это часто.

3) За­труд­нил­ся в от­ве­те на во­прос каж­дый де­ся­тый опро­шен­ный.

4) Редко ис­поль­зу­ют на­уч­ные факты при об­суж­де­нии про­блем менее трети опро­шен­ных граж­дан.

5) Часто ссы­ла­ют­ся на мне­ния уче­ных мень­ше опро­шен­ных, чем те, ко­то­рые не де­ла­ют этого ни­ко­гда.


23. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.


Культуру часто определяют как «вторую природу». Культуроведы обычно относят к культуре всё рукотворное. Природа создана для человека; он же, неустанно трудясь, сотворил «вторую природу», то есть пространство культуры. Однако в таком подходе к проблеме присутствует некий изъян. Получается, будто природа не так важна для человека, как культура, в которой он сам себя выражает.

Культура, прежде всего, природный феномен, хотя бы потому, что её творец — человек — биологическое создание. Без природы не было бы культуры, потому что человек творит на природном ландшафте. Он пользуется ресурсами природы, раскрывает собственный природный потенциал. Но если бы человек не переступил пределов природы, он остался бы без культуры. Культура, следовательно, есть акт преодоления природы, выхода за границы инстинкта, сотворение того, что может надстроиться над природой.

Человеческие творения возникают первоначально в мысли, духе и лишь затем воплощаются в знаки и предметы. И поэтому в конкретном смысле есть столько культур, сколько творящих субъектов. Поэтому в пространстве и времени существуют различные культуры, разные формы и очаги культуры.

Как человеческое творение культура превосходит природу, хотя её источником, материалом и местом действия является природа. Деятельность человека не дана природой всецело, хотя и связана с тем, что природа даёт сама по себе. Природа человека, рассматриваемая без этой разумной деятельности, ограничена только способностями чувственного восприятия и инстинктами. Человек претворяет и достраивает природу. Культура — это деятельность и творчество. От истоков и до заката своей истории был, есть и будет только «человек культурный», то есть «человек творящий».

  (По П. С. Гуревичу)

24. О каком подходе к определению культуры идёт речь в тексте? В чём, по мнению автора, заключается недостаток этого подхода?

25. Как автор характеризует связь природы человека и его деятельности? Каково, по его мнению, содержание и результат деятельности?




Просмотр содержимого документа
«Практическая работа 2 вариант»

Практическая работа по теме «Духовная сфера жизни общества»

Вариант - 2

  1. Описание, объяснение и предсказание процессов действительности является непосредственной целью

    1) науки

    2) искусства


    3) морали

    4) образования

  2. Виталий учится в 8 классе гимназии. Дополнительно он посещает секцию фигурного катания. На какой образовательной ступени находится Виталий?

    1) среднее профессиональное образование

    2) основное общее образование


    3) среднее общее образование

    4) начальное общее образование


  3. Что относится к точным наукам? 

    1) математика

    2) физика


    3) биология

    4) история


  4. Что от­ли­ча­ет науку от дру­гих областей (форм) ду­хов­ной культуры?

1) получение объ­ек­тив­ных знаний о при­ро­де и обществе

2) вера в су­ще­ство­ва­ние сверхъестественных сил

3) многообразие ху­до­же­ствен­ных стилей

4) формирование пред­став­ле­ний о прекрасном


  1. Он вышел к инструменту, и в зал полилась чарующая музыка. Слушатели пережили шквал разнообразных эмоций. Это пример деятельности в сфере

    1) науки

    2) искусства


    3) религии

    4) образования


  2. Принцип: «Поступай по отношению к людям так, как хотел бы, чтобы поступали по отношению к тебе», — выражает требование

    1) морали

    2) науки


    3) искусства

    4) права


  3. Живописные полотна Пабло Пикассо трудны для восприятия неподготовленным человеком. Круг его почитателей — критики, искусствоведы — высокообразованные люди. К какой форме культуры можно отнести произведения Пабло Пикассо?

    1) элитарной

    2) народной


    3) поп-культуре

    4) массовой культуре


  4. Право че­ло­ве­ка ис­по­ве­до­вать любую ре­ли­гию или быть атеистом, рас­про­стра­нять ре­ли­ги­оз­ные или ан­ти­ре­ли­ги­оз­ные убеж­де­ния называется

    1) суверенитетом

    2) свободой совести


    3) свободой слова

    4) гуманизмом


  5. Религия, в от­ли­чие от дру­гих форм (областей) ду­хов­ной культуры, предполагает

1) от­ра­же­ние мира в ху­до­же­ствен­ных образах

2) осо­бую зна­чи­мость субъ­ек­тив­но­го вос­при­я­тия мира

3) эмо­ци­о­наль­ное воз­дей­ствие на человека

4) при­зна­ние идеи со­тво­ре­ния мира сверхъ­есте­ствен­ны­ми силами


  1. Десятиклассница гим­на­зии Ви­о­лет­та по­бе­ди­ла на пре­стиж­ном дет­ском кон­кур­се актёрского мастерства. Она за­ни­ма­ет­ся также в дет­ской во­каль­ной студии. На каком уров­не об­ра­зо­ва­ния на­хо­дит­ся Виолетта?

    1) на­чаль­ном общем

    2) ос­нов­ном общем


    3) сред­нем общем

    4) сред­нем профессиональном


  2. Верны ли сле­ду­ю­щие суж­де­ния?

А. Об­ра­зо­ва­ние можно по­лу­чать толь­ко в дет­ском и юно­ше­ском воз­расте.

Б. С по­мо­щью об­ра­зо­ва­ния про­ис­хо­дит пе­ре­да­ча опыта, раз­лич­ной де­я­тельности от одних по­ко­ле­ний к дру­гим.

1) верно толь­ко А

2) верно толь­ко Б


3) верны оба суж­де­ния

4) оба суж­де­ния не­вер­ны


  1. Верны ли сле­ду­ю­щие суж­де­ния о роли науки в со­вре­мен­ном мире?

А. Наука по­мо­га­ет че­ло­ве­ку си­сте­ма­ти­зи­ро­вать зна­ния об окру­жа­ю­щем мире.

Б. Наука стре­мит­ся к до­сто­вер­но­сти по­лу­ча­е­мых ре­зуль­та­тов.

1) верно толь­ко А

2) верно толь­ко Б


3) верны оба суж­де­ния

4) оба суж­де­ния не­вер­ны


13. Верны ли сле­ду­ю­щие суж­де­ния о сво­бо­де со­ве­сти?

А. Сво­бо­да со­ве­сти — это кон­сти­ту­ци­он­ная обя­зан­ность граж­да­ни­на иметь опре­делённые убеж­де­ния.

Б. Сво­бо­да со­ве­сти пред­по­ла­га­ет, что граж­да­нин может сво­бод­но вы­би­рать, иметь и рас­про­стра­нять ре­ли­ги­оз­ные и иные убеж­де­ния.

1) верно толь­ко А

2) верно толь­ко Б


3) верны оба суж­де­ния

4) оба суж­де­ния не­вер­ны


14. Верны ли сле­ду­ю­щие суж­де­ния о пат­ри­о­тиз­ме?

А. Пат­ри­о­тизм – чув­ство любви к Оте­че­ству и пре­дан­но­сти ему.

Б. Пат­ри­о­тизм про­яв­ля­ет­ся в ува­же­нии к ис­то­ри­че­ским тра­ди­ци­ям сво­е­го Оте­че­ства.

1) верно толь­ко А

2) верно толь­ко Б


3) верны оба суж­де­ния

4) оба суж­де­ния не­вер­ны


15. Верны ли сле­ду­ю­щие суж­де­ния о фор­мах куль­ту­ры?

А. Са­лон­ная му­зы­ка — это раз­но­вид­ность эли­тар­ной куль­ту­ры.

Б. На­род­ная куль­ту­ра со­зда­ет­ся ано­ним­ны­ми твор­ца­ми, не име­ю­щи­ми про­фес­си­о­наль­ной под­го­тов­ки.

1) верно толь­ко А

2) верно толь­ко Б


3) верны оба суж­де­ния

4) оба суж­де­ния не­вер­ны


16. Про­чи­тай­те при­ведённый ниже текст, каж­дое по­ло­же­ние ко­то­ро­го от­ме­че­но бук­вой.

 

(А) В Рос­сии мед­лен­нее, чем в стра­нах Ев­ро­пы, растёт число поль­зо­ва­те­лей гло­баль­ной сетью, что обу­слов­ле­но её боль­ши­ми тер­ри­то­ри­аль­ны­ми про­стран­ства­ми и тех­ни­че­ски­ми воз­мож­но­стя­ми стра­ны. (Б) По дан­ным сomScore, осе­нью 2013 года ко­ли­че­ство рос­сий­ских поль­зо­ва­те­лей Ин­тер­не­та до­стиг­ло 50,8 млн. (В) Не­до­ста­точ­ность ин­фор­ма­ци­он­ных

по­то­ков уже сей­час при­во­дит к по­те­рям в при­быль­но­сти про­из­вод­ства и сни­жа­ет эф­фек­тив­ность рос­сий­ской эко­но­ми­ки.

 

Опре­де­ли­те, какие по­ло­же­ния тек­ста

1) от­ра­жа­ют факты

2) вы­ра­жа­ют мне­ние

 

За­пи­ши­те в таб­ли­цу цифры, обо­зна­ча­ю­щие ха­рак­тер со­от­вет­ству­ю­щих по­ло­же­ний. 

А

Б

В

 

 

 








17. Про­чи­тай­те при­ведённый ниже текст, каж­дое по­ло­же­ние ко­то­ро­го от­ме­че­но бук­вой.

 

(А) Януш Кор­чак был не толь­ко пе­да­го­гом, но и ди­рек­то­ром дома сирот. (Б) Как из­вест­но, в 1942 году он от­пра­вил­ся вме­сте со сво­и­ми вос­пи­тан­ни­ка­ми в конц­ла­герь. (В) Бес­спор­но, по­сту­пок зна­ме­ни­то­го пе­да­го­га и пи­са­те­ля оста­нет­ся в па­мя­ти че­ло­ве­че­ства на­все­гда.

 

Опре­де­ли­те, какие по­ло­же­ния тек­ста

1) от­ра­жа­ют факты

2) вы­ра­жа­ют мне­ния

 

За­пи­ши­те в таб­ли­цу цифры, обо­зна­ча­ю­щие ха­рак­тер со­от­вет­ству­ю­щих по­ло­же­ний. 

А

Б

В

 

 

 

18. Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между при­зна­ка­ми и об­ла­стя­ми куль­ту­ры, к ко­то­рым они от­но­сят­ся: к каж­до­му эле­мен­ту, дан­но­му в пер­вом столб­це, под­бе­ри­те эле­мент из вто­ро­го столб­ца.

 

ПРИ­ЗНА­КИ

 

ОБ­ЛА­СТИ КУЛЬ­ТУ­РЫ

А) вы­дви­же­ние и про­вер­ка ги­по­тез

Б) со­зда­ние ху­до­же­ствен­ных об­ра­зов

В) фор­ми­ро­ва­ние чув­ства пре­крас­но­го

Г) глав­ная цель — опи­са­ние, объ­яс­не­ние, пред­ска­за­ние про­цес­сов

и яв­ле­ний дей­стви­тель­но­сти

Д) стрем­ле­ние по­лу­чить новое, ис­тин­ное зна­ние

 

1) наука

2) ис­кус­ство

 

За­пи­ши­те в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в по­ряд­ке, со­от­вет­ству­ю­щем бук­вам: 

А

Б

В

Г

Д

 

 

 

 

 


19. В при­ве­ден­ном спис­ке ука­за­ны черты сход­ства ре­ли­гии и мо­ра­ли и от­ли­чия ре­ли­гии от мо­ра­ли. Вы­бе­ри­те и за­пи­ши­те в первую ко­лон­ку таб­ли­цы по­ряд­ко­вые но­ме­ра черт сход­ства, а во вто­рую ко­лон­ку — по­ряд­ко­вые но­ме­ра черт от­ли­чия:

 

1) ос­но­вы­ва­ет­ся на вере в сверхъ­есте­ствен­ное;

2) яв­ля­ет­ся об­ла­стью ду­хов­ной куль­ту­ры;

3) вли­я­ет на нормы по­ве­де­ния людей;

4) ис­поль­зу­ет куль­ты и ри­ту­а­лы.

 

 Черты сход­ства

Черты раз­ли­чия





20. Инна учит­ся в 9 клас­се об­ще­об­ра­зо­ва­тель­ной школы, после сдачи вы­пуск­ных эк­за­ме­нов она пла­ни­ру­ет про­дол­жить обу­че­ние в стар­ших клас­сах своей школы, по­лу­чить сред­нее общее об­ра­зо­ва­ние.

Срав­ни­те две сту­пе­ни об­ра­зо­ва­ния, упо­мя­ну­тые в усло­вии за­да­ния – ос­нов­ную школу и сред­нюю школу.

Вы­бе­ри­те и за­пи­ши­те в первую ко­лон­ку таб­ли­цы по­ряд­ко­вые но­ме­ра черт сход­ства, а во вто­рую ко­лон­ку – по­ряд­ко­вые но­ме­ра черт от­ли­чия.

 



1) воз­мож­ность по­ступ­ле­ния в вуз

2) со­блю­де­ние в школе опре­делённых пра­вил и тра­ди­ций

3) углублённое изу­че­ние про­филь­ных пред­ме­тов и элек­тив­ных кур­сов

4) вы­пол­не­ние до­маш­них за­да­ний

 

Черты сход­ства

Черты раз­ли­чия






21. В стра­не А было про­ве­де­но со­цио­ло­ги­че­ское ис­сле­до­ва­ние среди молодёжи о мо­ти­вах по­лу­че­ния выс­ше­го об­ра­зо­ва­ния. Ре­зуль­та­ты опро­са (в % от числа опро­шен­ных) пред­став­ле­ны в виде диа­грам­мы.

 

 

Най­ди­те в при­ведённом спис­ке вы­во­ды, ко­то­рые можно сде­лать на ос­но­ве диа­грам­мы, и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

 

1) Около трети опро­шен­ной молодёжи счи­та­ет, что оста­вать­ся без об­ра­зо­ва­ния в со­вре­мен­ном об­ще­стве не­при­лич­но.

2) Об­ра­зо­ва­ние поз­во­ля­ет жить не ра­бо­тая, по мне­нию чет­вер­ти опро­шен­ных.

3) Боль­шин­ство вы­пуск­ни­ков про­дол­жа­ют учёбу в выс­ших учеб­ных за­ве­де­ни­ях по же­ла­нию ро­ди­те­лей.

4) По­ло­ви­на стар­ше­класс­ни­ков по­сту­па­ет в выс­шие учеб­ные за­ве­де­ния, чтобы в бу­ду­щем иметь вы­со­кий доход.

5) Самый рас­про­странённый среди молодёжи мотив по­ступ­ле­ния в вуз – по­лу­че­ние про­фес­си­о­наль­ных зна­ний.


22. В стране Z в 2010 г. было проведено социологическое исследование. Совершеннолетним гражданам задавали вопрос: «Какие музеи вы посещаете чаще всего?» Результаты опроса (в процентах от числа отвечавших) представлены в диаграмме.

Найдите в приведенном списке выводы, которые можно сделать на основе диаграммы, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Историко-краеведческие музеи посещают более половины опрошенных граждан.

2) Бывает в художественных музеях каждый четвертый опрошенный.

3) Дома-музеи известных людей интересны такому же числу опрошенных, как и тематические музеи.

4) Музеи природы интересны меньшему числу опрошенных, чем художественные музеи.

5) Вообще не посещают музеи небольшое число опрошенных.


23. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.


Культура — это все, что не природа; все, что человек искусственно создал сам. Но в то же время культура всегда развертывается и существует только на основе природы. Если назвать культуру мозгом, то природа — это тело культуры. Мы должны хранить и оберегать это тело, если хотим остаться живыми. В состав культуры входит и отношение человека к природе.

С давних времен существовали два подхода к окружающему миру — теоретический и мифопоэтический. Последний ярче всего выражен в искусстве, однако вовсе не является его монополией. Мифопо-этическое восприятие мира было господствующим в архаической и античной культурах.

Можно видеть окружающий нас мир, землю как склад полезных ископаемых, как хранилище энергии, и это будет теоретически вполне разумным, но не культурным отношением. Культурный человек видит в природе не просто мертвую материю, не просто землю как источник урожаев, но еще и землю как мать. Это не наивная ошибка, а глубокое проникновение в суть природы. Если мы не можем оценить его, то не потому, что выросли и стали умными, а потому, что стали людьми односторонними, плоскими и в этом смысле малокультурными. «Однажды весенним утром, — рассказывал известный естествоиспытатель Г. Фехнер, — я вышел прогуляться. Поля зеленели, птицы пели, роса блестела... на всех вещах лежал свет как бы некоторого преображения. Это был только маленький кусочек Земли; это было только одно мгновение ее существования; и все же по мере того, как мой взор охватывал ее все больше и больше, мне представлялось не столь прекрасным, но столь верным и ясным, что она есть ангел, ангел столь прекрасный и свежий, и подобный цветку, и при этом столь неуклонно, столь согласно с собою движущийся в небесах, обращающий все свое живое лицо к Небу, и несущий меня вместе с собой в это Небо, — что я спросил самого себя, как могут людские мнения быть до такой степени отчуждаемы от жизни, что люди считают Землю только сухой глыбой...».

(По материалам энциклопедии для школьников)

24. Какими словами автор объясняет связь культуры и природы? Приведите любые две фразы.

25. Какие два подхода к окружающему миру приведены в тексте? Кратко объясните суть каждого из них.



Просмотр содержимого документа
«Критерии оценивания практической работы»

Критерии оценивания практической работы

по теме «Духовная сфера жизни общества» 8 класс


Каждое правильно выполненное из заданий 1-17, 19-22 оценивается 1 баллом. Задание 18 оценивается по следующему принципу: 2 балла – нет ошибок; 1 балл – допущена одна ошибка; 0 баллов – допущены две и более ошибок.

Вариант - 1

Вариант - 2

Оценивание

задания

Ответ

задания

Ответ

1

4

1

1

1 балл

2

2

2

2

1 балл

3

1

3

1

1 балл

4

2

4

1

1 балл

5

2

5

2

1 балл

6

3

6

1

1 балл

7

4

7

1

1 балл

8

2

8

2

1 балл

9

1

9

4

1 балл

10

2

10

3

1 балл

11

2

11

2

1 балл

12

2

12

3

1 балл

13

1

13

2

1 балл

14

3

14

3

1 балл

15

3

15

3

1 балл

16

112

16

212

1 балл

17

122

17

112

1 балл

18

22112

18

12211

2 балла – нет ошибок;

1 балл – допущена одна ошибка;

0 баллов – допущены две и более ошибок

19

1423

19

2314

1 балл

20

2413

20

2413

1 балл

21

125

21

145

1 балл

22

145

22

245

1 балл

23

Могут быть выделены следующие смысловые фрагменты:

1) культура как «вторая природа», всё рукотворное;

2) культура как единство с природой и преодоление природы;

3) многообразие культур и их творцов;

4) культура как деятельность и творчество.

23

Могут быть выделены и озаглавлены следующие смысловые фрагменты:

1) взаимодействие культуры и природы;

2) подходы к окружающему миру;

3) как представляет природу культурный человек.


2 балла

24

Должны быть даны ответы на два вопроса:

1. Ответ на первый вопрос: автор уточняет, корректирует подход к определению культуры как «второй природы».

2. Ответ на второй вопрос: недостаток этого подхода заключается в том, что, по мнению автора, получается «будто природа не так важна для человека, как культура, в которой он сам себя выражает».


24

В ответе могут быть указаны:

1. Но в то же время культура всегда развертывается и существует только на основе природы.

2. Если назвать культуру мозгом, то природа — это тело культуры.

3. Мы должны хранить и оберегать это тело, если хотим остаться живыми.


2 балла

25

Должны быть даны ответы на два вопроса:

1. Ответ на первый вопрос: деятельность человека не дана природой всецело, хотя связана с тем, что природа даёт сама по себе.

2. Ответ на второй вопрос: человек претворяет и достраивает природу.


25

В ответе должны быть указаны:

1) теоретический — открытие законов природы;

2) мифопоэтический — обожествление природы.


2 балла



Таблица перевода баллов в отметки по пятибалльной шкале.


Перевод первичного балла в отметку

Отметка

«2»

«3»

«4»

«5»

Баллы

0-8

0-28

9-16

30-58

17-23

60-78

24-29

80-100





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!