СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Практическая работа по теме: "Комплексные соединения"

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Практическая работа предназначена для обучающихся, изучающих химию на углубленном уровне.

Просмотр содержимого документа
«Практическая работа по теме: "Комплексные соединения"»

Практическая работа № 1

Комплексные соединения

Цель работы: опытным путем изучить условия получения комплексных соединений, изучить их состав; рассмотреть некоторые реакции образования комплексных соединений как качественные реакции на различные ионы.

Оборудование и реактивы: штатив с пробирками, растворы аммиака, сульфата железа (II), хлорида железа (III), сульфата меди (II), гидроксида натрия, красной кровяной соли, желтой кровяной соли, хлорида цинка.

Контрольные вопросы: 1.Какие соединения относят к комплексным? 2.Каково строение комплексного соединения? 3.Как классифицируют комплексные соединения?

Ход работы

Опыт 1 Получение соединений, содержащих комплексный катион меди (II).

Последовательность выполнения:

  1. Берем сухую чистую пробирку.

  2. Наливаем в нее 2-3 мл раствора сульфата меди (II) CuSO4.

  3. По каплям прибавляем раствор аммиака.

  4. Наблюдаем образование осадка гидроксида меди Cu(OH)2.

  5. Приливаем к осадку избыток раствора аммиака.

  6. Наблюдаем растворение осадка и появление синей окраски раствора, характерной для комплексного иона аммиаката меди (II) [Cu(NH3)4]2+.


В отчете приведите последовательность ваших действий. Напишите уравнения реакций в молекулярной и ионной форме.


Опыт 2. Качественные реакции.

Последовательность выполнения:

  1. Берем сухую пробирку.

  2. Помещаем в нее 1-2 мл раствора хлорида железа (III) FeCl3.

  3. Добавляем 1-2 капли раствора желтой кровяной соли гексацианоферрата (II) калия K4[Fe(CN)6].

  4. Наблюдаем образование малорастворимого осадка «берлинской лазури».

  5. Берем вторую сухую пробирку.

  6. Наливаем в нее 1-2 мл сульфата железа (II) FeSO4.

  7. Добавляем 1-2 капли раствора красной кровяной соли гексацианоферрата (III) калия K3[Fe(CN)6].

  8. Наблюдаем образование темно-синего осадка турнбулевой сини.

  9. Делаем вывод: качественной реакцией на соли Fe2+ является образование комплекса в результате взаимодействия с раствором ____________________.

  10. Делаем вывод: качественной реакцией на соли Fe3+ является образование комплекса в результате взаимодействия с раствором ____________________.


В отчете приведите последовательность ваших действий. Напишите уравнения реакций в молекулярной форме.

Опыт 3. Получение комплексного соединения цинка.

Последовательность выполнения:

  1. Берем сухую пробирку.

  2. Помещаем в нее 1-2 мл раствора хлорида цинка.

  3. По каплям прибавляем раствор щелочи

  4. Наблюдаем образование осадка гидроксида цинка Zn(OH)2.

  5. Приливаем к осадку избыток раствора щелочи.

  6. Наблюдаем растворение осадка и образование бесцветного раствора, характерного для комплексного иона тетрагидроксоцинката [Zn(ОН)4]2+.


В отчете приведите последовательность ваших действий. Напишите уравнения реакций в молекулярной и ионной форме.


Сделайте вывод по работе.