СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 08.07.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Практическая работа "Получение оксида углерода (IV) и изучение его свойств" (9 класс)

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Настоящий материал представляет собой руководство (инструкцию) к практической работе и предназначен для обучающихся девятых классов. Данная инструкция содержит подробное описание (цель работы, оборудование и реактивы, порядок выполнения и оформления работы), что поможет учителю подготовиться к уроку, грамотно организовать работу обучающихся, быстро проверить правильность их записей по имеющимся образцам. Такая структура оформления работы приучает учащихся к аккуратности, четкости и грамотному изложению материала. Прежде чем приступить к лабораторным и практическим работам, необходимо провести инструктаж по правилам техники безопасности при работе в кабинете химии с целью предотвращения травм и ожогов, а также порчи лабораторного оборудования.

Показать полностью

Просмотр содержимого документа
«Практическая работа "Получение оксида углерода (IV) и изучение его свойств" (9 класс)»

Практическая работа № 4

Получение оксида углерода (IV) и изучение его свойств

Рабочее место № ___

Цель работы: получить углекислый газ и изучить его свойства физические и химические свойства.

Оборудование (проверить наличие): штатив с муфтой и лапкой, сухие пробирки (2 шт.), пробка с газоотводной трубкой, спиртовка, спички, воронка, шпатель, лучина.

Реактивы (проверить наличие): гидрокарбонат натрия (тв.), насыщенный р-р гидроксида кальция (Ca(OH)2), р-р серной кислоты (H2SO4).

Ход работы


Опыт № 1. Получение углекислого газа

  1. В сухую пробирку (с помощью воронки) поместите поместите небольшое кол-во (1 ложка) твёрдого гидрокарбоната натрия (NaHCO3) и плотно закройте её пробкой с газоотводной трубкой.

  2. Закрепите пробирку в горизонтально в лапке штатива (см. рисунок), а конец газоотводной трубки опустите в сухой стакан.

  3. С помощью спиртовки начните нагревать содержимое пробирки в течение 1-2 мин. Что наблюдаете?

  4. Проверьте наличие углекислого газа в пробирке (стакане) с помощью горящей лучинки. Отметьте, что с ней происходит

  5. Запишите уравнение реакции в молекулярном виде, расставьте коэффициенты:

NaHCO3 → . . . + CO2 ↑ + . . . [1]

Наблюдение: ...

Опыт № 2. Изучение свойств углекислого газа

  1. В чистую пробирку налейте 2-3 мл. известковой воды (гидроксида кальция), затем опустите конец газоотводной трубки в пробирку так, чтобы она была погружена раствор.

  2. Пропустите выделяющийся газ через известковую воду до помутнения раствора. [2]

  3. Не вынимая газоотводную трубку из пробирки, продолжите пропускание до исчезновения (растворения) осадка. [3]

  4. Поместите пробирку в держатель для пробирок и нагрейте её в пламени спиртовки до кипения. Как изменилась прозрачность раствора? [4]

  5. Допишите уравнение соответствующих реакции, расставьте коэффициенты. Отметьте признаки реакции (наблюдения).


Ca(OH)2 + CO2 → . . . [2]

Наблюдение: ...

CaCO3↓ + CO2 + Н2О → . . . [3]

Наблюдение: ...

Ca(HCO3)2 → . . . + . . . + . . . [4]

Наблюдение:


Опыт № 3. Качественная реакция на карбонат-анион ( -CO3 2-)

  1. В пробирку с раствором, полученном в предыдущем опыте, добавьте несколько капель раствора серной кислоты (H2SO4). Что наблюдаете?

  2. Допишите уравнение соответствующей реакции, расставьте коэффициенты. Отметьте признаки реакции (наблюдения).

CaCO3 + H2SO4 → … + CO2 ↑ + … [5]

Наблюдение: ...


Запишите вывод по работе в соответствии с поставленной целью.

После окончания работы помойте посуду, наведите порядок на рабочем месте и сдайте его учителю или лаборанту!



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!