МОУ Куандинская СОШИ №4
Урок биологии
Тема: «Строение яйца птицы»
Подготовил учитель биологии
высшей квалификационной категории
Морозова Марина Викторовна
2020г
Тема урока: Строение яйца птицы
Класс 7
Урок находится в теме «Хордовые животные. Класс птицы». Идет после изучения внутреннего строения птиц, за ним будет тема о типах развития птиц, способы заботы о потомстве.
Тип урока: получение нового знания
Форма: практическая работа
Цель: к концу урока изучить особенности внешнего и внутреннего строения яйца птиц.
Оборудование: куриное яйцо, чашка Петри, пинцет, лупа, линейка, препаровальные иглы, печатный раздаточный материал, компьютерная презентация.
Задачи:
- изучить особенности строения и функций частей яйца птиц на примере куриного;
-выявить закономерности в особенностях внешнего строения, формы, размеров, окраски яиц разных видов птиц в связи с их образом жизни;
-при выполнении практической работы структурировать изученный материал в форме таблицы и рисунка.
Структура урока:
-
Орг.момент. (Создание проблемной ситуации) 3мин
-
Целеполагание. (постановка личных целей на урок) 5мин
-
Выполнение практической работы (решение проблемной ситуации) 28-30мин
-
Рефлексия 5-7мин
-
Д.З. 2мин
Ход урока:
-
Может разбиться,
Может и вариться,
Если хочешь - в птицу
Может превратиться.
Избушка нова -
Жильца нет,
Жилец появится -
Изба развалится.
Конечно, вы в своей жизни не раз видели, держали в руках, ели яйца птиц.
А Вы когда-нибудь задумывались, для чего они нужны самим птицам?
Отчего зависит размер яиц, их форма, цвет? Какое они имеют внутреннее строение? Как происходит развитие птенца?
Вопросов много!
-
Поставьте себе цель на сегодняшний урок. (каждый ученик ставит личную цель)
-
Провожу эксперимент по определению свежести яиц. Учащиеся объясняют результаты эксперимента.
-
Выполнение практической работы (инструкционные карты на каждую парту) приложение 1,2
-
Рефлексия.
Закончите предложения на выбор:
-Я сегодня на уроке понял...
-Самое интересное, что я сегодня узнал…
-Мне было трудно…
- Мне хочется еще узнать о…
-
Дифференцированное домашнее задание.
Параграф___ прочитать, дополнительно на выбор: нарисовать гнездовых и выводковых птенцов, найти информацию о ласточках –саланганах, кукушках, сорных курах, пеликанах, фламинго, пингвинах (их способы заботы о потомстве)
Приложение 1
Инструкционная карта
Практическая работа «Внешнее и внутреннее строение куриного яйца».
Цель:
Оборудование: куриное яйцо, чашка Петри, пинцет, лупа, линейка, препаровальные иглы.
Задания:
-
Измерьте длину и ширину яйца, опишите его цвет.
-
С помощью лупы рассмотрите на яйце поры, для чего они нужны?
-
Разбейте яйцо в чашку Петри и найдите скорлупу, воздушную камеру, белочную оболочку и канатики-халазы, желток.
-
Найдите на желтке зародышевый диск. Зачем он нужен?
-
Заполните таблицу, пользуясь текстом на партах.
Часть яйца | Строение | Функция |
Скорлупа | | |
Подскорлуповая оболочка (волокнистая) | | |
Воздушная камера | | |
Белочная оболочка | | |
Канатики-халазы | | |
Желток | | |
Зародышевый диск | | |
-
Нарисуйте рисунок «Внутреннее строение яйца птицы», подпишите его части.
-
Сделайте вывод по практической работе.
Приложение 2
Яйцо- удивительное творение эволюции! Такое маленькое, такое хрупкое и при этом такое стойкое! Только с появлением яйца, покрытого скорлупой, жизнь смогла завоевать сушу.
В зависимости от размеров самой птицы, образа жизни вида яйца бывают разного размера, формы и цвета. Самое большое яйцо принадлежит страусу (2кг, 18см), самое маленькое колибри (1/3гр, 5-8мм). Яйца птиц-дуплогнездников обычно бледно окрашены и округлые по форме. Яйца птиц, которые гнездятся на открытых пространствах, имеют маскировочную окраску и более заостренную форму.
Само яйцо-это именно яйцеклетка (оплодотворенная или нет)-желток. Он содержит много питательных веществ, белков, жиров, витаминов, нужных для развития зародыша. На нем можно заметить точечку-зародышевый диск. Это место, с которого начинается развитие зародыша у птиц.
Желток находится в белочной оболочке. В ней можно выделить густой и жидкий белок и канатики-халазы, которые с двух сторон прикреплены к желтку. Сам белок выполняет функцию запаса белка и источника воды для зародыша, а халазы должны поддерживать желток в центре яйца и поворачивать зародышевый диск к верху. Белок сверху покрыт подскорлуповыми оболочками, которые состоят из плотного волокнистого вещества и на тупом конце яйца образуют воздушную камеру. В воздушной камере происходит газообмен, а также свой первых вдох птенец тоже делает именно там. Скорлупа состоит из солей кальция, фосфора и имеет поры. Со временем скорлупа становится тоньше, так как ее твердые вещества тратятся на образование скелета птенца. Сверху скорлупа покрыта еще антибактерицидной пленкой, которая не дают развиваться на нем бактериям.
Кстати, по соотношению веса тела и размеров яйца колибри несут более крупные яйца, чем страусы.
Самоанализ урока
Класс 7
Тема урока «Строение яйца птицы»
Тип урока: получение нового знания
Форма: практическая работа
Урок находится в теме «Хордовые животные. Класс птицы». Идет после изучения внутреннего строения птиц, за ним будет тема о типах развития птиц, способах заботы о потомстве.
Цель: к концу урока изучить особенности внешнего и внутреннего строения яйца птиц.
Задачи:
- изучить особенности строения и функций частей яйца птиц на примере куриного;
-выявить закономерности в особенностях внешнего строения, формы, размеров, окраски яиц разных видов птиц с их образом жизни;
-при выполнении практической работы структурировать изученный материал в форме таблицы и рисунка.
В процессе выстраивания работы с учащимися по этой теме я планировала продолжить формирование следующих УУД:
Личностные:
- самоопределение - личностное, профессиональное, жизненное самоопределение ( помощь в будущем с определением профессии, нравится или нет работать с натуральными объектами);
-смыслообразование - установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Учащийся должен задаваться вопросом о том, «какое значение, смысл имеет для меня знание о внешнем и внутреннем строении яйца птиц», и уметь находить ответ на него;
Познавательные:
самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
поиск и выделение необходимой информации в печатном и устном материале;
структурирование знаний в форме таблицы, рисунка;
рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов практической деятельности;
смысловое чтение текстового материала.
Регулятивные:
- целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
- планирование - определение последовательности промежуточных целей с учетом;
конечного результата; составление плана и последовательности действий;
- прогнозирование - предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;
- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
- коррекция - внесение необходимых дополнений и корректив в оформление практической работы;
- оценка — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что, еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения;
- саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и к преодолению препятствий.
Коммуникативные:
-умение слушать и вступать в диалог; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; умение работать в парах;
- умение просить помощь у одноклассников и учителя;
- управление поведением партнера - контроль, коррекция, оценка его действий;
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Характеристика класса
7класс-23учащихся (10 мальчиков, 13 девочек). Класс очень разный по уровню усвоения учебного материала. Можно выделить: высокий уровень-4ч, средний уровень-7ч, низкий уровень-12ч. Для того, чтобы реализовать потенциальные возможности учащихся всех уровней были задействованы все каналы восприятия информации: визуальные- компьютерная презентация, аудиальные - рассказ учителя, кинестетические- практическое выполнение работы. Для структурирования материала использовались оформление изучаемой темы в форме таблицы и рисунка.
Оборудование: куриное яйцо, чашка Петри, пинцет, лупа, линейка, препаровальные иглы, печатный раздаточный материал, компьютерная презентация
Структура урока:
-
Орг.момент. (Создание проблемной ситуации) 3мин
-
Целеполагание. (постановка личных целей на урок) 5мин
3) Выполнение практической работы (решение проблемной ситуации) 28-30мин
-
Рефлексия 5-7мин
-
Д.З. 2мин
Ход урока:
-
Организационный момент был проведен в форме создания проблемной ситуации. Были загаданы загадки.
Что такое яйцо? Знаем ли мы его внутреннее строение? Понимаем ли почему у него такая форма, окраска, размер?
-
Каждому ученику была представлена возможность поставить личную цель на урок. (Учащиеся давно знакомы с целеполаганием, но у слабых учеников возникли проблемы с формулированием личных целей.) Чаще личная цель совпадала с общей: изучить внешнее и внутреннее строение яйца птицы.
-
Перед выполнением практической работы был проведен небольшой показ определения свежести яиц. Учащиеся объяснили, почему несвежее яйцо поднимается в воде вверх, а свежее опускается на дно. (В ходе проверки было выявлено одно старое яйцо, которое пришлось выкинуть). Также – устный рассказ по рисунку о строении яйца и его частей.
После этого учащиеся выполнили практическую работу. Работали с натуральными объектами в парах по инструкционным картам и дополнительному печатному материалу. Учитель осуществлял контроль выполнения и помощи при необходимости. С работой все учащиеся справились. (успеваемость 100%, качество знаний-60,8%
4.Рефлексия урока была проведена в форме незаконченных предложений:
-Я сегодня на уроке понял...
-Самое интересное, что я сегодня узнал…
-Мне было трудно…
- Мне хочется еще узнать о…
Здесь каждый ученик смог ответить на один из поставленных вопросов. Хорошо, что учащиеся не боятся говорить о своих трудностях- трудно сделать таблицу, трудно нарисовать. Приятно, что 3 учеников решили, что они хотят узнать про эту тему больше: «хочу узнать, как развивается птенец», «какие вещества окрашивают скорлупу».
5.Дифференцированное домашнее задание.
Параграф прочитать, дополнительно на выбор: нарисовать гнездовых и выводковых птенцов, найти информацию о ласточках –саланганах, кукушках, сорных курах, пеликанах, фламинго, пингвинах (их способы заботы о потомстве).
Урок соответствовал требованиям ФГОС ООО, достиг поставленной цели.