СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Практические работы по географии

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка поможет учителям географии подготовить правктические работы по географии на разные параллели классов.

Просмотр содержимого документа
«Практические работы по географии»



























«Практические работы в новой примерной программе по географии»











Бикчураева Е.В.

Учитель географии

МАОУ СОШ № 7





















Практические работы (ПР) – важный компонент содержания новой примерной рабочей программы (ПРП) учебного предмета география.

ПР – включенные в ПРП виды учебной деятельности обучающихся, нацеленные на поэтапное умений, входящих в состав предметных и метапредметных результатов освоения программы.

ПР – учебно – познавательные задания, при выполнении, которых применятся полученные ранее знания, приёмы учебной деятельности, умения работать с источниками географической информации для решения различных учебно - познавательных задач.

ПР – виды учебной деятельности результатом которых является созданный обучающимися определённый материальный продукт

Специфика географии как школьного предмета заключается в том, что необходимым условием его усвоения является наличие у школьников умений и навыков пользования различными источниками географической информации для получения знаний.

Организация и проведение практических работ – «головная боль» учителей географии. Количество работ, реализуемые с их помощью образовательные задачи, примерное содержание работ и даже количество времени на их проведение являются предметом многочисленных дискуссий.

В настоящее время в методике преподавания географии трудно найти более многозначный термин, чем программная практическая работа: это тренировочные и проверочные, индивидуальные и групповые, могут занимать часть урока, несколько минут, целый урок как традиционный, так и в форме игры.

Многообразие практических работ порождает потребность их классификации. Одним из наиболее популярных оснований классификации является УРОВЕНЬ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ учащихся.

Многообразие практических работ порождает потребность их классификации. Одним из наиболее популярных оснований классификации является УРОВЕНЬ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ учащихся.





По уровню познавательной самостоятельности учащихся:

  1. Репродуктивные

  2. Частично-поисковые

  3. Творческие

По ведущей образовательной цели практические работы разделяются на обучающие и итоговые (или проверочные). Обучающие работы нацелены на отработку и совершенствование имеющихся знаний и умений, а также на формирование новых знаний и умений по географии; посредством итоговых (проверочных) работ осуществляется контроль усвоения знаний и умений по предмету в соответствии с базовым уровнем содержания примерных программ по географии.

По форме проведения:

  1. Индивидуальные

  2. Групповые

  3. Коллективные

По источнику информации:

  1. Карта

  2. Текст

  3. Профиль диаграмма

  4. Таблица-схема

  5. Картина-рисунок-схема

  6. Сама местность

  7. Без источника информации

  8. Натуральные объекты

  9. Аэрофотоснимок

Подготовка и проведение практической работы

  1. Определение темы работы

  2. Определение примерного содержания

  3. Определение источника знаний

  4. Форма представления работы

«Сравнение карт Эратосфена, Птолемея и современных карт» (5 класс)

Задание

1. Определите на какой из трёх карт изображена наибольшая по площади территория, а на какой наименьшая. Укажите признак (признаки) по которому вы это определили.

2. Объясните почему размеры (охват) территории, показанные на картах Эратосфена и Птолемея различаются.

3. Укажите один (любой) географический объект, подписанный на современной карте, изображения которого на всех трёх картах, по вашему мнению, больше всего совпадают и один (любой) изображения которых наиболее сильно различаются

4. Определите. Информация какой из двух древних карт может быть использована для подтверждения теории единства Мирового океана

5. Оцените, какая из двух древних карт является более точной и укажите какой причиной это, на ваш взгляд, объясняется

Практическая работа для учащихся 6 класса.

Тема: Географическое положение гор.

Цель работы: Научить определять географическое положение горных систем, пользуясь физическими картами полушарий, России; составлять устный рассказ о гп гор.

Содержание заданий

Планируемый результат

1

Используя физические карты полушарий и России, назовите и покажите самые высокие горные системы. Определите, в каком направлении они протянулись.

Учащиеся называют горы меридионального направления (Анды, Кордильеры, Урал и др.), широтного направления: Кавказ, Гималаи, Тянь-Шань.

2

Приведите примеры гор, расположенных:

А) на окраинах материков;

Б) во внутренних частях материков.

Какие крупные тектонические структуры их разделяют?


Приводя примеры. Учащиеся неоднократно проговаривают о том, что многие горы находятся на границах литосферных плит, в сейсмически активных зонах.

3

Пользуясь физической картой полушарий, расскажите, где находятся горы Кордильеры. Назовите не менее 7 ориентиров: это могут быть соседние формы рельефа; реки, берущие начало с этих гор; границы литосферных плит, государства и т.д.

Дети могут привести такие примеры:

- Кордильеры находятся в западной части Северной Америки;

- на границе 2-х литосферных плит;

- к востоку находятся равнины;

- берут начало реки Миссури, Арканзас, Колумбия, Колорадо и т.д.

- вытянулись с северо-запада на юго-восток;

- находятся на территории 3-х крупных стран США, Канады, Мексики.

4

Составьте рассказ о географическом положении Кавказских гор. Выберите нужные карты. Укажите материк, его часть, где находятся эти горы, направление хребтов, соседние формы рельефа, страны, омывающие моря, протекающие реки.

Составляя такой устный рассказ о географическом положении Кавказских гор, учащиеся находят ориентиры, в итоге развивается логическое мышление, речь.



Пользуясь физической картой мира, определите черты сходства и различия в местоположении гор Анд и Большого Водораздельного хребта. (7 класс)



На сайте «Институт развития стратегии образования» можно познакомиться с рекомендациями по организации и проведению новых программных практических работ из курсов 6, 7, 8 и 9 классов можно на портале «Единое содержание общего образования» в разделе «Интерактивные методические материалы для методической поддержки образовательных организаций»

https://content.edsoo.ru/case/

Интернет ресурсы

  1. https://infourok.ru/prakticheskie-raboty-po-geografii-na-2023-2024-uch-god-6776595.html Практические работы 2023-2024 уч.год (5-9 класс)

  2. https://vk.com/wall-177897305_385 Полярная звезда

  3. https://kopilkaurokov.ru/geografiya/uroki/sbornik_prakticheskikh_rabot_po_geografii_k_programmam_fgos_tretego_pokoleniia