Государственное профессиональное образовательное учреждение
«Сыктывкарский гуманитарно-педагогический колледж имени И.А. Куратова»
Практический метод обучения
Исполнители:
Ахметшина Ангелина;
Борисова Анна;
Мишарин Даниил;
Опалева Виктория;
Рочева Юлия;
Тарабукина Елена;
Хабпанова Ксения.
Сыктывкар, 2021 год
Содержание
- Понятие “практический метод обучения”.
- Виды практического метода.
- Плюсы и минусы практического метода обучения.
- От чего зависит выбор метода обучения?
Практические методы обучения — это методы, целью которых является формирование знаний и умений ученика в процессе практической деятельности. Это способ приобретения знаний учащимися самостоятельно, по определенному плану, заданному учителем, а также формирование практических умений и навыков. Они включают такие приемы , как:
- Построение плана выполнения задания.
- Постановку конкретной задачи.
- Оперативное стимулирование и поощрение.
- Контроль и регулирование.
- Предварительную проверку результатов (тестирование).
- Выявление, анализ и корректировку ошибок.
Выделяются основные виды практического метода обучения:
Упражнения
Лабораторные работы
Практические работы
Учебно-трудовые задания и познавательные игры
Упражнения
Упражнение — это многократное выполнение умственных или прикладных действий для того, чтобы овладеть ими или улучшить их качество. Этот вид практических заданий применяется при изучении любых предметов, на всех этапах образовательного процесса. Характер и методика упражнений зависят от материала, учебного предмета, возраста ученика и других факторов.
Лабораторные работы
Лабораторные работы — один из видов самостоятельной практической работы, проводимой учащимися в средней общеобразовательной, специальной и высшей школе с целью углубления и закрепления теоретических знаний, развития навыков самостоятельного экспериментирования. Как правило, они осуществляются в условиях лабораторий или кабинетов, а предметом изучения становятся различные природные явления и объекты, например, химические вещества.
Практические работы
Данный вид работ проводится после изучения объемных тем и призван обобщить полученные знания. Практические работы осуществляются не только в классе, но и за его пределами (измерения и другие манипуляции на местности или выполнение работ на пришкольной территории). Практические работы близки по характеру и структуре к лабораторным, но отличаются тем, что учащийся использует теоретически полученные знания для решения прикладных задач . Целями данного метода являются углубление знаний, умений и стимулирование познавательной активности. Уникальность практических работ в том, что они лучше всего мотивируют учащихся к добросовестному выполнению деятельности, помогая развитию таких важных в трудовой деятельности качеств, как бережливость и практичность.
Учебно-трудовые задания
Учебно-трудовые задания отличаются тем, что имеют производственную направленность и способствуют трудовому воспитанию. Выполняя их, учащиеся закрепляют теоретические знания в реальной трудовой деятельности. Необходимым условием эффективности этого метода обучения является присутствие наблюдающей стороны, то есть преподавателя, который комментирует деятельность учеников и организует ее периодическое повторение.
Познавательные игры
Познавательные игры являются эффективным средством стимуляции интереса к учению не только у детей, но и у взрослых. Этому способствуют эмоционально окрашенный характер и увлекательность игрового процесса, которые помогают учащимся за сравнительно короткое время освоить колоссальный объем информации, систематизировать знания и отработать определенные навыки. Однако для того чтобы игра имела познавательную ценность, она должна быть органически связана с изучаемой темой. Познавательные игры могут принимать множество форм, но все они имеют общий признак : четко поставленную цель, имеющую познавательно-обучающую направленность, и соответствующий этой цели результат. Игровая обстановка создается с помощью особых приемов и ситуаций, которые побуждают участников к учебно-познавательной активности.
Плюсы :
- Человек учится скрупулезно планировать трудовой процесс.
- Анализирует, как лучше понимать его цели и задачи, а также условия и способы решения этих задач.
- Подготавливает инструменты и материалы.
- Планирует и составляет графики работы.
- Контролирует качество выполнения, анализирует результаты, делает выводы и при необходимости корректирует действия.
Минусы:
- Требует от ученика и учителя хорошего знания учебного материала, широкой эрудиции и коммуникативные навыки.
- Требует много времени для подготовки материала.
- Ученики не всегда могут проанализировать полученную информацию и сделать правильный вывод.
От чего зависит выбор методов обучения?
Выбор методов обучения зависит :
– уровня их реальных познавательных возможностей;
– от общих целей образования, воспитания и развития учащихся и ведущих установок современной дидактики;
– уровня подготовленности учащихся (образованности, воспитанности и развития);
– особенностей содержания и методов данной науки и изучаемого предмета, темы;
– особенностей классного коллектива;
– особенностей методики преподавания конкретной учебной дисциплины и определяемых ее спецификой требований к отбору общедидактических методов;
– внешних условий (географических, производственного окружения);
– цели, задач и содержания материала конкретного урока;
– материальной оснащенности учебного заведения, наличия оборудования, наглядных пособий, технических средств;
– времени, отведенного на изучение того или иного материала;
– возможностей и особенностей учителя, уровня теоретической и практической подготовленности, методического мастерства, его личных качеств.
– возрастных особенностей учащихся;
Спасибо за внимание!