СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Практическое занятие "Физический смысл производной"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок с использованием технологии взаимообучения. Файл содержит технологическую карту занятия и раздаточный материал.

Просмотр содержимого документа
«Практическое занятие "Физический смысл производной"»

Технологическая карта занятия № 167

по теме: Физический смысл производной (практическое занятие №52 «Вычисление производных»)

дисциплина: математика

преподаватель: Зудина Надежда Михайловна

оборудование: методические указания к практическому занятию, доска

технологии: инфографика, элементы технологии взаимообучения

тип урока: практическое занятие


Цели обучающегося

О1. Используя теоретические сведения решить задачи на физический смысл производной.

О2. Проанализировать и оценить свою работу на уроке (Рефлексия)

Цели преподавателя

П1.Обеспечение развития у обучающихся умение ставить цель и планировать свою деятельность

П2.Содействие развитию навыков решения задач по теме «Физический смысл производной»

П3. Развитие дисциплинированности, способности к саморегуляции

Основные понятия, термины


Скорость, ускорение

Формируемые образовательные результаты (знания, умения)

Умения:

  • - решать задачи прикладного характера

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • решения прикладных задач на нахождение скорости и ускорения.

Этап занятия, время

Цель этапа

Методы/ технологии

Деятельность преподавателя

Деятельность обучающегося

Результат (знания, умения, компетенции)

1. Организационно-мотивационный (самоопределение в деятельности)

3-5 мин

П1



Фронтальный опрос

Определяет тему занятия, знакомит с методическими указаниями, с ходом работы, критериями оценивания, объясняет, как будет построена работа на уроке

Формирует учебные группы, распределяет функции участников групп (ученик - наставник)

Записывают в тетрадь тему практического занятия, слушают преподавателя, изучают методические указания


решать задачи прикладного характера

2. Операционно-исполнительский (Учебно-познавательная и интеллектуально-преобразовательная деятельность)

30-35 мин

П2

О1

Фронтальная работа, инфографика, работа в группах с элементами технологии взаимообучения


Предлагает воспользоваться методическими указаниями для выполнения работы, организует и контролирует самостоятельную работу, оказывает необходимую помощь, консультирует

Осуществляет контроль времени

Используя методические указания выполняют практическую работу:

1. Изучают теоретическую часть, анализируют материал;

2. Заполняют схему;

3. Решают задачи, консультируя друг друга

4. Задают вопросы

решение прикладных задач на нахождение скорости и ускорения

3. Рефлексивно-оценочный этап

5-7 мин

О2

П3

Фронтально

Предлагает обучающимся проанализировать свою работу на уроке используя бланки рефлексии

Бланк рефлексии:

«Что сегодня получилось / не получилось?»

«Что сегодня было легко / трудно?»

«Что надо сделать для преодоления трудностей?»

«Насколько я самостоятельно выполнил задание?»

«на 50%»

«на 70%»

«на 100%»

Отвечают на вопросы в бланках рефлексии, анализируют свою деятельность

О2

Домашнее задание



Сообщает домашнее задание:

Самостоятельная работа №32

Обучающиеся записывают домашнее задание


















Практическое занятие № 52

«Решение задач на физический смысл производной»

Цель: решить задачи на физический смысл производной



Теоретическая часть

Физический смысл производной заключается в том, что производная выражает скорость протекания процесса, описываемого зависимостью y = f(x):

- если это движение автомобиля, то, принимая в качестве функции зависимость пройденного расстояния от времени, с помощью производной получается зависимость скорости от времени;

- если же рассмотреть в качестве функции мгновенную скорость автомобиля, то производная задает изменение его ускорения; 
- если рассмотреть функцию, задающую зависимость объема произведенной продукции от времени, то производная позволит узнать, как изменялась со временем производительность труда на этом предприятии;
- если рассматриваются электромагнитные волны, то могут потребоваться функции, характеризующие изменение со временем электрического и магнитного полей, а также их производные - скорости изменения этих полей, ведь величина магнитного поля пропорциональна скорости изменения электрического поля и т.п.
Решая конкретные текстовые задачи на скорость процесса с применением производной, следует не забывать о размерностях величин. Если переменная y, заданная функцией f(x) измеряется в некоторых единицах [y], а её аргумент в единицах [x], то производная (скорость) измеряется в единицах [y/x].

Скорость прямолинейного движения материальной точки в момент времени t есть производная от пути S по времени t:

v(t) = S’(t),

а ускорение – производная скорости по времени:

a(t) = v’(t) = S’’(t).

Если функция y = f (x) описывает какой-либо физический процесс, то производная yесть скорость протекания этого процесса. В этом заключается механический смысл производной.

Примеры:

1. Закон движения тела задан формулой S(t)=0,5t2 + 3t + 2 (S - в метрах, t – в секундах). Какой путь пройден телом за 4 секунды? Какова скорость движения в этот момент времени?

Решение:

S(4)=0,5·42 + 3·4 + 2 = 8+12+2=22 (м)

v(t)=(0,5t2 + 3t + 2)=t+3(м/с)

v(4)=4+3=7 (м/с)

Ответ:7 м/с

2. Пусть количество вещества, вступившего в химическую реакцию, задаётся зависимостью p(t) = t2/2 + 3t -3 (моль). Найти скорость химической реакции через 3 секунды.

Решение:

v(t) = p’(t) = t + 3 (моль/с)

v(3) = 3 + 3 = 6 (моль/с)

Ответ: 6моль/с











Ход работы

Перерисуйте в тетрадь и заполните кластер-схему (данные возьмите из теоретической части):



Физический смысл производной




скорость




ускорение



Выполните предложенные задания.

Вариант1

Вариант 2

Решить задачу

1.

Закон движения тела задан формулой S(t)= t3 + 3t - 4 (S - в метрах, t – в секундах). Какой путь пройден телом за 4 секунды? Какова скорость движения в этот момент времени?

1.

Закон движения тела задан формулой S(t)= t3 - 3t + 4 (S - в метрах, t – в секундах). Какой путь пройден телом за 4 секунды? Какова скорость движения в этот момент времени?

2.

Пусть популяция бактерий в момент t (cек) насчитывает x(t) = 3000 + 100 t2 особей. В какой момент времени скорость роста популяции будет равна 600 особей в секунду?

2.

Пусть популяция бактерий в момент t (cек) насчитывает x(t) = 4000 + 200 t2 особей. В какой момент времени скорость роста популяции будет равна 800 особей в секунду?

3.

Объём продукции V цеха в течение дня зависит от времени по закону

V (t) = - t3 + t2 +50t + 70 (ед.). Вычислите производительность труда П (t) в момент времени t = 2 часа.

3.

Объём продукции V цеха в течение дня зависит от времени по закону

V (t) = t3 - t2 +50t + 70 (ед.). Вычислите производительность труда П (t) в момент времени t = 2 часа.

4.

Мама с дочкой гуляли в парке. Девочка захотела покататься на каруселях, а мама решила сфотографировать дочку. Вращение карусели совершается по закону

g (t) = t3 t2. Фотография может быть хорошего качества только при ускорении равном 3 м/с2. В какой момент времени необходимо сделать снимок?

4.

Мама с дочкой гуляли в парке. Девочка захотела покататься на каруселях, а мама решила сфотографировать дочку. Вращение карусели совершается по закону

g (t) = t3 -3 t2. Фотография может быть хорошего качества только при ускорении равном 2 м/с2. В какой момент времени необходимо сделать снимок?