Практическая работа № 2
Тема: Моделирование ситуаций
Задача 2. Обои и комната
1 этап. Постановка задачи
В магазине продаются обои. Наименования, длина и ширина рулона известны. Для удобства обслуживания надо составить таблицу, которая позволит определить необходимое количество рулонов для оклейки любой комнаты.
2 этап. Разработка модели
Компьютерная модель
| А | В | С | D | Е |
1 | Обои и комната | | | |
2 | | | | | |
3 | Исходные данные | | | | |
4 | Комната | | | | |
5 | Высота | 2,6 | | | |
6 | Длина | 5 | | | |
7 | Ширина | 3 | | | |
8 | Неоклеив. пов-ть | 15% | | | |
9 | Площадь стен | Формула 1 | | | |
10 | | | | | |
11 | Обои | | | Промежуточные расчеты | |
12 | Обрезки | 10% | | Результаты |
13 | Наименования | Длина | Ширина | Площадь рулона | Количество рулонов |
14 | Образец 1 | 10,5 | 0,5 | Формула 2 | Формула 3 |
15 | Образец 2 | 10,5 | 0,6 | Заполнить вниз с помощью маркера автозаполнения | Заполнить вниз с помощью маркера автозаполнения |
16 | Образец 3 | 10,5 | 0,7 | | |
17 | Образец 4 | 13 | 0,5 | | |
18 | Образец 5 | 13 | 0,6 | | |
19 | Образец 6 | 13 | 0,7 | | |
Расчетные формулы:
Ячейка | Формула |
А10 | =2*($B$6+$B$7)* $B$5*(1-$B$8) |
D14 | =(1-$B$12)*В14* С14 |
Е14 | =ЦЕЛОЕ($B$9/ D14+1 |
3 этап. Компьютерный эксперимент
Эксперимент 1.
Провести расчет количества рулонов обоев для помещений вашей квартиры
Эксперимент 2.
Изменить данные некоторых образцов обоев и проследить за пересчетом результатов
Эксперимент 3.
Добавить строки с образцами и дополнить модель расчетом по новым образцам.
Задача 3. Компьютерный магазин
1 этап. Постановка задачи
Магазин компьютерных аксессуаров продает товары, указанные в прайс-листе. Стоимость указана в долларах. Если стоимость товара превышает некоторую сумму, покупателю предоставляется скидка. Составить таблицу-шаблон, позволяющую быстро рассчитать стоимость произвольной покупки. В расчете учесть текущий курс доллара.
2 этап. Разработка модели
Компьютерная модель
| А | В | С | D | Е |
1 | Компьютерный магазин | | | |
2 | Дата покупки | Формула 1 | | | |
3 | | | | | |
4 | Курс доллара | 30,38 | | | |
5 | Скидки | 5% | | | |
6 | Сумма для учета скидки | 1000 | | | |
7 | Прайс-лист | | | | |
8 | Наименование товара | Цена, $ | Количества | Цена, руб. | Стоимость |
9 | Дискеты 3.5” BASF | 0,12 | 10 | Формула 2 | Формула 3 |
10 | Дискеты 3.5” Verbatim | 0,14 | 10 | Заполнить вниз с помощью маркера автозаполнения | Заполнить вниз с помощью маркера автозаполнения |
11 | Дискеты 3.5”TDK | 0,16 | 0 | | |
12 | CD-R BASF 700 Mb/80 min | 1,7 | 1 | | |
13 | CD-RW Intense 650 Mb/74 min | 2,7 | 0 | | |
14 | Мышь Mitsumi | 5 | 0 | | |
15 | Мышь Genius | 3,5 | 1 | | |
16 | Мышь оптическая | 14 | 0 | | |
17 | Держатель листа (холдер) | 3 | 1 | | |
18 | ИТОГО | Стоимость покупки без скидки | Формула 4 |
19 | | Стоимость покупки со скидкой | Формула 5 |
Расчетные формулы:
| Ячейка | Формула |
Формула 1 | B2 | Команда Вставка – Дата и время |
Формула 2 | D9 | =B9*$B$4 |
Формула 3 | Е9 | =С9* D9 |
Формула 4 | Е18 | =СУММ(Е9:Е17) |
Формула 5 | Е19 | =ЕСЛИ(Е18$B$6;Е18*(1-$B$5);Е18) |
3 этап. Компьютерный эксперимент
Эксперимент 1.
Ввести курс доллара на текущий день, размер скидки и провести расчет покупки со своим количеством товара.
Эксперимент 2.
Добавить строки другими видами товаров и дополнить модель расчетом по этим данным.
Задача 4. Сберкасса
1 этап. Постановка задачи
За 2 часа до обеденного перерыва 40 бабушек встали в очередь за пенсией. Кассирша обслуживает клиента в среднем одну минуту.
Первая бабушка «мучила» кассиршу вопросами 9 мин. 15 с. Каждая следующая бабушка, частично «мотая на ус» ответы, адресованные предыдущим бабушкам, «мучает» кассиршу на 10 с меньше. Построить модель ситуации и исследовать ее.
2 этап. Разработка модели
Компьютерная модель
| А | В | С |
1 | Очередь в сберкассе | |
2 | | | |
3 | Исходные данные | | |
4 | Кассир | | |
5 | Время обслуживания одного клиента | 00:01:00 | |
6 | Очередь | | |
7 | Время общения | 00:09:15 | |
8 | Уменьшение времени | 00:00:10 | |
9 | Количество бабушек | 40 | |
10 | | | |
11 | Результаты | | |
12 | № бабушки | Время обслуживания бабушки | Время ожидания бабушки |
13 | 1 | Формула 2 | Формула 4 |
14 | Формула 1 | Формула 3 | Формула 5 |
15 | Заполнить вниз с помощью маркера автозаполнения | Заполнить вниз с помощью маркера автозаполнения | Заполнить вниз с помощью маркера автозаполнения |
Расчетные формулы:
| Ячейка | Формула |
Формула 1 | А14 | =А13+1 |
Формула 2 | В13 | =$B$5+$B$7 |
Формула 3 | В14 | =В13-+$B$8 |
Формула 4 | С13 | = В13 |
Формула 5 | С14 | = С13+ В14 |
3 этап. Компьютерный эксперимент
Эксперимент 1.
Изменяя значения ячеек В5, В7, В8, исследовать, влияние этих характеристик на скорость движения очереди.
Проведение исследования
Введите в таблицу контрольные исходные данные и скопируйте расчетные формулы в две-три строки.
Заполните формулами ячейки на 40 строк.
Определите по таблице, сколько времени понадобиться кассиру, чтобы обслужить всю очередь.
Найдите в таблице строку, которая соответствует наступлению обеденного перерыва.
Задача 5. Расчет кривой падения электрика
1 этап. Постановка задачи
Электрик Петров приставил к стене лестницу и, поднявшись вверх, остановился на одной из ступенек. В это время концы лестницы начали скользить вдоль стены и пола. Провести исследование, по какой кривой будет падать вниз электрик Петров.
2 этап. Разработка модели
Компьютерная модель
| А | В | С | |
1 | Электрик Петров | | |
2 | | | | |
3 | Исходные данные | | |
4 | Длина лестницы, м | | |
5 | Количество ступенек | | |
6 | Номер ступеньки, на которой стоит электрик | | |
7 | Шаг изменения угла | | |
8 | Промежуточные расчеты и результаты | | |
9 | Расстояние между соседними ступеньками | Формула 1 | |
10 | Расстояние от ступеньки электрика до пола | Формула 2 | | |
11 | Расстояние от ступеньки электрика до стены | Формула 3 | | |
12 | Угол в градусах | Угол в радианах | Координата Х | Координата Y |
13 | Формула 4 | Формула 6 | Формула 7 | Формула 8 |
14 | Формула 5 | Заполнить вниз с помощью маркера автозаполнения | Заполнить вниз с помощью маркера автозаполнения | Заполнить вниз с помощью маркера автозаполнения |
15 | Заполнить вниз с помощью маркера автозаполнения | | | |
Расчетные формулы:
| Ячейка | Формула |
Формула 1 | C9 | =$С$4/$С$5 |
Формула 2 | C10 | =$С$6*$С$9 |
Формула 3 | C11 | =$С$4-$С$10 |
Формула 4 | А13 | 0 |
Формула 5 | А14 | = А13+ $С$7 |
Формула 6 | В13 | =А13/180*ПИ() |
Формула 7 | С13 | =$С$11*СИН(В13) |
Формула 8 | D13 | =$С$10*КОС(В13) |
3 этап. Компьютерный эксперимент
Эксперимент 1.
Исследовать вид кривой падения электроника в зависимости от номера ступеньки.
Исследовать вид кривой в зависимости от номера ступеньки.
Проведение исследования
По столбцам С и D постройте диаграмму кривой, по которой движется ступенька с электриком.