СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до 18.06.2025
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Разработка предназначена для проведения практической работы в 5 классе.
Тема урока: Практическая работа №4 «Разделение смесей»
Цель: научиться отличать смеси от чистых веществ, а также путём методов очистки разделять однородные и неоднородные смеси.
Задачи: 1) Образовательные: развивать абстрактное мышление (подготовка к практической работе).
2) Развивающие: развивать логическое мышление, выполнение практической работы;
умение правильного применения ЗУНов; развитие общеучебных навыков.
3) Воспитательные: воспитывать самостоятельность и внимание; формирование правильного обращения с химическими веществами; формирование навыка применения правил по технике безопасности.
Так, в состав гранита входят три вещества, заметные невооруженным глазом. А вот молоко кажется нам однородным до тех пор, пока не прокиснет. Кислое молоко разделяется на прозрачную сыворотку и белый плотный осадок – белок казеин. Человек давно использует эти вещества, входящие в молоко, выделяя их из смеси. Из нерастворимого белка – казеина готовят творог, а растворимые сывороточные белки используют для лечебного питания.
Какими же способами можно разделить смеси?
1. Если вещество нерастворимо в воде, например крупы (рис, гречка, манка и др.), речной песок, мел, глина, то можно воспользоваться методом фильтрования.
Фильтрование процеживание жидкостей (газов) через фильтр с целью их очистки от
твердых примесей.
1. Складываем фильтр. Помещаем его в воронку, слегка смочив водой.
2. Вставляем воронку с фильтром в колбу.
3. Пропускаем смесь нерастворенного вещества и воды через фильтр.
Вывод. Очищенная фильтрованием вода свободно прошла через фильтр; на фильтре осталось нерастворимое в воде вещество.
2. Если твердое вещество растворимо в воде (поваренная соль, сахар, лимонная кислота), то для разделения смеси можно применить метод выпаривания.
Выпаривание - выделение растворенных в жидкости твердых веществ способом ее превращения в пар.
Опыты с огнем самостоятельно проводить нельзя!
В стакане с водой соль не исчезла, хотя стала невидимой – раствор прозрачен. Выпаривание позволило выделить из смеси веществ (воды и соли) растворенное в воде вещество. На стекле видны кристаллы поваренной соли. При этом подтверждается вывод о том, что каждое вещество (и вода, и соль) смеси сохраняет свои свойства.
Вывод. Из раствора можно выделить растворимые вещества.
3. Для разделения жидкостей растворимых друг в друге, получения чистой (без примесей) воды используют метод дистилляции (или перегонки)
Дистилляция, перегонка, разделение содержащихся в жидких смесях веществ по температурам кипения с последующим охлаждением пара. В природе вода в чистом виде (без солей) не встречается. Океаническая, морская, речная, колодезная и родниковая вода – это разновидности растворов солей в воде. Однако часто людям необходима чистая вода, не содержащая солей (используется в двигателях автомобилей; в химическом
производстве для получения различных растворов и веществ; при изготовлении фотографий). Такую воду называют дистиллированной, а способ ее получения – дистилляцией.
Нагреем над пламенем спиртовки водопроводную воду в пробирке, закрытой пробкой с газоотводной трубкой. Конец трубки опустим в чистую сухую пробирку, помещенную в стакан со льдом. На дне и стенках пробирки, находящейся в стакане со льдом, появятся капли дистиллированной (очищенной от солей и примесей) воды.
Задание
1. Загляни в пустой чайник, в котором кипятят воду. Есть ли на стенках и дне белый налет (накипь) веществ, которые были растворены в воде?
2. С крышки чайника, в котором вскипятили воду, стекают капельки воды. В какой воде – на крышке или в самом чайнике – содержится больше солей? Поясни ответ.
3. Как называется процесс, показанный на рисунке?
4. Если в смеси содержится железо, то для его выделения можно воспользоваться магнитом, т.к. железо и его сплавы притягиваются магнитом.
5. Чтобы разделить две несмешивающиеся жидкости (нефть и вода, подсолнечное масло и вода), нужно воспользоваться делительной воронкой.
Жидкость с большей плотностью сольется в стакан, а в делительной
воронке останется более легкая жидкость.
© 2017, Барикова Татьяна Ивановна 5397 50