ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА «СТАТИСТИЧЕСКАЯ ОБРАБОТКА ДАННЫХ.
Табличный процессор позволяет сделать сухие цифровые данные наглядными. Он позволяет обработать числовую информацию с целью дальнейшего использования ее для построения прогнозов и принятия решений. Такая обработка получила названия статистической. Для статистической обработки табличный процессор содержит множество встроенных функций.
Задача. ЗАЩ МНТ. Повышение квалификации специалистов, пришедших на обучение в это учреждение, ведется по трем направлениям. Имеются специализации «Управление», «Экономика», «Иностранные языки». Для каждого обучаемого заполняется учетная карточка, содержащая: ФИО, дата рождения, направление обучения, специализация, цель обучения и т.п. Эти данные хранятся в виде электронной картотеки и могут использоваться для набора статистики.
Статистическая обработка используется при прогнозировании количества слушателей на следующий год ( для создания материальной базы и формирования преподавательского состава), для адаптации учебного курса с учетом возрастных особенностей слушателей, для учета уровня квалификации слушателей при подготовке учебных программ.
Задание 1. Заполнение таблицы исходными данными.
Технология работы.
Открыть программу Excel.
Увеличить в новой книге ширину столбцов для полного отображения данных.
Заполнить таблицу согласно образца.
Сохранить табличный документ на дискете с именем Обучение.

Задание 2. Статистические расчеты.
Технология работы.
1. Вычислить возраст слушателей на момент статистической обработки и занести его в столбец F:
(1) = ЦЕЛОЕ((СЕГОДНЯ() – в2)/365)
Формулу занести в ячейку F2, а затем скопировать ее вниз.
Для вычисления возраста выполняются следующие действия:
- из текущей даты (функция СЕГОДНЯ();категория функций: Дата и время) вычитается дата
рождения ( берется из столбца Дата рожд., в данном случае из В2);
- разность делится на среднюю продолжительность года (365 дней);
- от частного отбрасывается дробная часть (функция целое(), категория функций:
Математические).
Возможное расположение данных в таблице.
26 | | По направлению 1 | Формула 4 | | Мин. Возраст | Формула 2 |
27 | | По направлению 2 | Формула 5 | | Макс. Возраст | Формула 3 |
28 | | По направлению 3 | Формула 6 | | До 25 лет | Формула 7 |
29 | | | | | От 40 лет | Формула 8 |
30 | | | | | От 25 до 40 лет | Формула 9 |
31 | | | | | Средний возраст | Формула 10 |
32 | | | | | Сумма гр. риска | Формула 12 |
33 | | | | | | |
2. Найдите минимальный (Формула 2) и максимальный (Формула 3) возраст обучаемых
(категория функций: Статистические):
(2)=МИН(F2:F25)
(3)=МАКС(F2:F25)
3. Подсчитайте количество слушателей, обучаемых по трем различным направлениям
(формулы 4,5,6):
(4)=СЧЁТЕСЛИ(С2:С25; «=1»)
(5)= СЧЁТЕСЛИ(С2:С25; «=2»)
(6)= СЧЁТЕСЛИ(С2:С25; «=3»)
Статистическая функция СЧЁТЕСЛИ(Диапазон; Условие) подсчитывает количество
непустых ячеек в указанном диапазоне (аргумент Диапазон), удовлетворяющих
данному условию (аргумент Условие).
4. Подсчитайте количество слушателей по трем возрастным категориям: до 25 лет, от25
до 40 лет, после 40 лет (формулы 7,8,9):
(7)=СЧЁТЕСЛИ(F2:F25; “ (8)= СЧЁТЕСЛИ(F2:F25; “39”)
(9)= СЧЁТ(F2:F25)-F29-F30
Количество слушателей возрастной группы от 25 до 40 лет (формула 9 )
определяется вычитанием из общего количества слушателей тех, кому меньше 25 и
больше 39. Для расчета общего количества слушателей используется статистическая
функция СЧЁТ(список значений), выдающая количество чисел в списке аргументов
(список может быть задан перечислением или диапазоном).
5. Посчитайте средний возраст слушателей различных курсов (формула 10):
(10)=СРЗНАЧ(F2:F25)
Для подсчета используется статистическая функция СРЗНАЧ(список чисел),
вычисляющую среднее арифметическое для указанных аргументов. Аргументы могут
быть заданы перечислением или диапазоном. Установите формат результата Числовой с
одним десятичным знаком.
6. Отметьте в отдельном столбце (G) электронной таблицы знаком «1» тех слушателей,
которые могут оказаться в «группе риска» по трудоустройству, и прочерком (знаком «-»)
– остальных слушателей. Для этого используйте логические функции ЕСЛИ, И, ИЛИ,
которые реализуют поставленное условие выбора.
В «группу риска» условно можно отнести слушателей курсов, у которых
одновременно выполняются два условия:
- возраст больше 39 лет (критический для трудоустройства)
- цель обучения – переквалификация или начальное обучение.
Эти условия объединяются логической функцией И (логическое_условие1;
логическое_условие2;…). Второе условие сложное: (цель – или переквалификация, или
начальное обучение). Оно реализуется в формуле логической функцией
ИЛИ(логическое_условие1;логическое_условие2;…). Для того, чтобы отметить одним из
двух знаков каждого обучающегося, используется функция ЕСЛИ
(логическое_выражение; значение_если_истина; значение_если_ложь) (формула 11).
(11)=ЕСЛИ(И(F239;ИЛИ(E2=”переквалификация”;E2=”нач. обучение”));1; «-»)
Задав такую формулу, вы создаете логический фильтр, отбирающий из всех
слушателей тех, кто может иметь проблемы с трудоустройством.
Посчитайте число слушателей, входящих в «группу риска», используя
математическую функцию СУММ(список чисел) (формула 12):
(12)=СУММ(G2:G25)
Эта информация может понадобится службам трудоустройства для решения
проблем этой группы.
Для самостоятельной работы.
Посчитайте количество слушателей по различным специализациям. Полученные расчеты можно использовать при планировании преподавательского состава.
Посчитайте количество слушателей по основным целям обучения (переквалификация, повышение квалификации, работа за границей). Эти данные понадобятся при тематической разработке программ обучения.
Посчитайте количество работников, предполагающих отъезд за границу.
Постройте диаграммы распределения слушателей по специализациям, по целям.
Постройте совместную диаграмму распределения слушателей по целям обучения внутри каждой возрастной группы