Практические работы № 1 – 4
Обучение простейшим приемам работы с источниками географической информации
Моделирова-ние структуры курса
Составление «летописи» путеществий
Маршруты
путешествий
Источники географической информации
Выход
Далее
Моделирование структуры курса географии материков и океанов
Цель работы : закрепление ранее полученных умений работать с текстом учебника, проверка индивидуального умения учащихся моделировать структуру курса
№ 1. В тетради перечислите объекты изучения географии
№ 2. Изучите содержание курса учебника и представьте его в виде схемы. Постройте её, опираясь на заголовки, выделенные жирным шрифтом. Форму схемы выберите самостоятельно.
Схема
Выход
ГЕОГРАФИЯ МАТЕРИКОВ И ОКЕАНОВ
Океаны и материки
Географическая оболочка
Главные особенности природы
Океаны
Закономерности географической оболочки
Литосфера и рельеф Земли
Южные материки
Атмосфера и климаты Земли
Взаимодействие природы и общества
Африка
Гидросфера. Мировой океан
Австралия
Изменение природы хозяйственной деятельностью человека
Южная Америка
Географическая оболочка
Антарктида
Северные материки
Северная Америка
Выход
Назад
Евразия
Составление «летописи» наиболее важных путешествий разных исторических эпох
Цель работы : закрепление знаний и совершенствование умений работать с источниками географической информации
№ 1. Внимательно прочитайте раздел учебника, посвященный важнейшим географическим путешествиям и открытиям, рассмотрите карту, портреты путешественников, ученых, рисунки
№ 2. Заполните в тетради таблицу.
1 вариант – Эпоха древних открытий
2 вариант – Открытия в средние века
3 вариант – Эпоха Великих географических открытий
4 вариант – Новые открытия
Период времени
Имя путешественника, исследователя
Вклад в географическую науку
Таблица 1, 2, 3, 4
Выход
Назад
Открытия в древние века
1 вариант
Период времени
Имя путешественника, исследователя
ок. 490-оок.425 до н.э.
Вклад в географическую науку
Геродот
384 – 322 до н.э.
Зависимость природы от географической широты. Автор труда «История в девяти книгах».
Аристотель
III-II вв. до н.э.
Путем длительных наблюдений за затмениями Луны и Солнца пришел к выводу, что Земля должна иметь форму шара.
Эратосфен
Определил размеры Земли по меридиану, автор книги «Географика» и термина «география».
Назад
Выход
Открытия в средние века
2 вариант
Период времени
Имя путешественника, исследователя
IX – XI вв.
Вклад в географическую науку
Норманы
IX – XI вв.
Открыли и начали заселять о.Исландию и Гренландию, достигли берегов Северной Америки
Новгородцы
XIII в.
Вторая половина
Выходили к берегам С.Ледовитого океана, плавали на о-ва Шпицберген, доходили до устья Оби
Марко Поло
Впервые привел сведения о природе Памира, муссонах Индии и полезных растениях Китая
XV в.
Афанасий Никитин
Через Персию и Аравийское море достиг Индии, составил правдивые описания виденных стран
Выход
Назад
Великие географические открытия
3 вариант
Период времени
Имя путешественника, исследователя
1492г.
Вклад в географическую науку
Христофор Колумб
1498г.
Открыл Новый Свет. Руководил испанской экспедицией для поиска кратчайшего морского пути в Индию; пересек Атлан-тический океан, открыл Саргассово море.
Васко да Гама
1519-1521гг.
XV – XVIIвв.
Совершил плавание из Лиссабона в Индию, обогнув Африку, и обратно, впервые проложив морской путь из Европы в Южную Азию.
Фернан Магеллан
Руководил испанской экспедицией по поиску западного пути к Молуккским о-вам. Фернан Магеллан погиб на одном из Филиппинских островов. Закончилось плавание в 1521 г. под руководством капитана Эль-Кано...
И.Москвитин, С.Дежнев, В.Поярков, Е.Хабаров
Нанесли на карту огромные пространства Сибири – от Урала до Тихого океана.
Назад
Выход
Новые открытия
4 вариант
Период времени
Имя путешественника, исследователя
XVIII в.
Вклад в географическую науку
Великие Северные Экспедиции (русские)
XVIIIв.
Исследовали северные и северо-восточные берега Евразии и Северной Америки, достигли Аляски
Джеймс Кук
XVIII-XIX
М.П.Лазарев и Ф.Ф.Беллинсгаузен
Совершил три плавания в Тихий океан, открыл восточные берега Австралии, Новую Зеландию, Новую Гвинею, достиг и Южного полярного круга , но дальше на юг проникнуть помешали льды и туман.
1820г.
Открыли материк Антарктиду
Выход
Назад
Маршруты важнейших географических путешествий и открытий
Цель работы: закрепление знаний и совершенствование умений работать с источниками географической информации
№ 1 . Внимательно прочитайте раздел учебника, посвященный важнейшим географическим путешествиям и открытиям, рассмотрите карту, портреты путешественников, ученых, рисунки
№ 2. Нанесите на контурную карту маршруты путешествий:
1 – Х.Колумба
2 – Васко да Гама
3 – Ф.Магеллана
Контурная карта
Выход
Маршруты важнейших географических путешествий и открытий
Условные знаки
Х.Колумб 1492г.
Васко да Гама 1498г.
Назад
Выход
Ф.Магеллан 1519-1521гг.
10
Источники географической информации
Цель работы: научиться находить источники географической информации и составлять о них краткую характеристику.
В тетради составьте краткую справку о каком-либо источнике географической информации (название источника, автор, объем в страницах, структура, т. е. разделы, главы и др., приложения, иллюстрации и т. д.), который есть в вашей домашней или школьной библиотеке. Объем справки не должен превышать 1 страницы, при желании можно сделать рисунок или схему его характеристики
Справка
Выход
СПРАВКА об источнике информации
- Название источника – детская энциклопедия «Я познаю мир» (Космос)
- Автор-составитель: Т.И.Гонтарук
- Объем в страницах – 448.
- Издательство: Москва, АСТ, 1999
- Структура: разделов в энциклопедии 5: «Земля и небо», «Земля и Луна», «Солнце и его семья», «Мир галактик», «Космос и человек»
- Приложения – предметный указатель,
- Иллюстрации - черно-белые
Выход
Назад
Практические работы № 5 – 7
Определение расстояний между точками, а также направлений по картам
Классифика-ция карт
Определение по картам расстояний в градусной мере и километрах
Определение по карте направлений
Выход
Ресурсы
Классификация карт
Цель работы: закрепление знаний о разнообразии карт, отработка картографических умений.
Признак
Группа карт
По охвату террито-рии
Мировые и полушарий
К-во карт
Материков и океанов
По содержа-нию
Государств и их частей
Общегеографические
Тематические
Комплексные
По масштабу
Мелкомасштабные
Среднемасштабные
Крупномасштабные
№ 1. Проведите группировку карт атласа по охвату территории и по содержанию. Карт какой группы оказалось больше? Почему? Есть ли в атласе карты крупномасштабные? Ответ оформите в тетради в виде таблицы.
№ 2. Проверьте свое умение читать карту. Нарисуйте в тетради условные знаки, изображающие: а) направление ветра, б) вулкан, в) изотерму, г) медные руды, д) заповедник, ж) железные дороги.
Образец
Выход
Назад
Карта — величайшее изобретение человека
№ 1. В атласе для 7 класса по охвату территории оказалось больше всего карт материков, океанов и их частей, а по содержанию – тематические, т.к. в этом курсе географии изучается природа материков и океанов. Крупномасштабных и среднемасштабных карт в атласе нет, потому что на небольшом листе атласа изображена большая территория
№ 2. Условные знаки, изображающие:
а) направление ветра
б) вулкан
в) изотерму
г) медные руды
д) заповедник
ж) железные дороги
Признак
Группа карт
По охвату территории
К-во карт
Мировые и полушарий
Материков и океанов
23
30
Государств и их частей
По
содержанию
Общегеографические
-
Тематические
8
Комплексные
По масштабу
39
6
Мелкомасштабные
Среднемасштабные
53
-
Крупномасштабные
-
+15 о
Выход
Назад
Определение расстояний по карте
Цель работы: проверить умения пользоваться градусной сеткой карты для определения расстояний.
Расстояния в градусной мере и километрах :
а) от Африки до Австралии по параллели 20° ю. ш.:
120 о – 35 о =85 о 85 о * 104,6км= 8891км
б) ширину Индийского океана по экватору:
99 о – 43 о = 56 о 56 о *111,3км = 6263км
в) от Москвы до экватора:
56 о *111,3км = 6263км
г) от Африки до Антарктиды по 20° в. д.:
70 о – 35 о =35 о 35 о * 111,3км= 3895км
Определите по карте в градусной мере и километрах расстояния:
а) от Африки до Австралии по параллели 20° ю. ш.;
б) ширину Индийского океана по экватору;
в) от Москвы до экватора;
г) от Африки до Антарктиды по 20° в. д.
Запишите в тетради все цифры расчета и окончательный
результат.
Образец
Выход
Назад
Определение по карте направлений
Цель работы: проверить умения пользоваться градусной сеткой карты для определения направлений.
2
1
3
4
По карте с помощью
градусной сетки
определите направления:
1-
2 –
3 –
4 –
5 –
6 –
7 –
8 –
5
1 – на север
2 – на северо-восток
3 – на юго-запад
4 – на юго-восток
5 – на восток
6 – на северо-запад
7 – на юг
8 – на запад
6
7
8
Образец
Выход
Назад
Ресурсы
- http://allzoom.ru/print:page,1,1528-vektornyjj-klipart-shkolnaja-zhizn.html - клипарт ученики
- http://reikilife.ucoz.ru/2-1.jpg - карта мира
- Душина И.В. Школьный практикум. География материков и океанов 7 класс. М., «Дрофа», 2001г.
- Румынина Н.С., Сапроненкова Н.С. Практические работы по географии VI –X классы.М., «Школа-Пресс»,2001г.
Выход