СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Практика наблюдения

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Практика наблюдения»

бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Орловской области

«Болховский педагогический колледж»


Утверждаю:

Директор БПОУ ОО

«Болховский педагогический колледж»

_______________С.М. Полякова

Приказ № 94-У от « 03» сентября 2018 г.









РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ

Практика наблюдений учебно-производственного процесса



ПМ 01 ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНО-ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ПРОЦЕССА


по специальности 44.02.06 Профессиональное обучение

(по отраслям) по отрасли информатика и вычислительная техника




















2018г.

Рассмотрена на заседании

ПЦК информатики

Протокол № 9 от 14 мая 2018г

Председатель __________ Е. В. Сурова

Разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности

среднего профессионального образования

44.02.06 Профессиональное обучение

(по отраслям) по отрасли информатика и вычислительная техника
















Одобрена на заседании

Методического совета

Протокол № 7 от 17 мая 2018г

Заместитель директора

по учебно-производственной работе

______________ М. А. Мартынюк























Составители: Сурова Е. В, преподаватель БПОУ ОО «Болховский педагогический колледж»


Рецензенты: Ермаков В. Н., председатель МО учителей информатики Болховского района

Сурова Е. В.., преподаватель БПОУ ОО «Болховский педагогический колледж»















СОДЕРЖАНИЕ


1

Паспорт рабочей программы учебной практики

4

2

Структура и содержание учебной практики

6

3

Условия реализации программы учебной практики

10

4

Критерии оценивания

12

5

Приложения

13


































  1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ


Учебная практика «Практика наблюдений учебно-производственного процесса» по специальности 44.02.06 Профессиональное обучение (по отрасли информатика и вычислительная техника) предусматривает закрепление и углубление знаний, полученных обучающимися в процессе теоретического обучения, формирование специальной профессиональной компетентности студентов в осуществлении целостного учебно-производственного процесса.

Программа практики является составной частью профессионального модуля ПМ 01 Организация учебно-производственного процесса программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 44.02.06 Профессиональное обучение (по отрасли информатика и вычислительная техника).

Рабочая программа учебной практики разрабатывалась в соответствии с:

  1. ФГОС – 3.

  2. Рабочим учебным планом образовательного учреждения.

  3. Рабочей программой профессионального модуля.

Цели практики:

формирование у студентов профессиональных умений и навыков организации и проведения целостного педагогического процесса в учебных центрах, учреждениях СПО, готовности к педагогическому творчеству, овладение навыками профессиональной деятельности, формирование и развитие профессиональных и общих компетенций.

Задачи практики:

  • формирование у студентов профессиональных умений планирования, организации и анализа занятий,

  • обеспечение связи между научно-теоретической и практической подготовкой студентов,

  • передача обучающимся первоначального опыта педагогической деятельности и определенных навыков научно-психологического и педагогического исследований;

  • проверка готовности студентов к самостоятельной трудовой деятельности, а также сбор материалов для выполнения выпускной квалификационной работы.

При прохождении «Практики наблюдений учебно-производственного процесса» обучающийся(аяся) должен(а) освоить соответствующие компетенции:


Код

Наименование результата обучения

ПК 1.1.

Определять цели и задачи, планировать занятия.

ПК 1.2.

Обеспечить материально-техническое оснащение занятий, включая проверку безопасности оборудования, подготовку необходимых объектов труда и рабочих мест обучающихся, создание условий складирования и др.

ПК 1.3.

Проводить лабораторно- практические занятия в аудиториях, учебно-производственных мастерских и в организациях.

ПК 1.4.

Организовывать все виды практики обучающихся в учебно-производственных мастерских и в организациях.

ПК 1.5.

Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты деятельности обучающихся.

ПК 1.6.

Анализировать занятия и организацию практики обучающихся.

ПК 1.7.

Вести документацию, обеспечивающую учебно-производственный процесс.

ОК 1.

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес

ОК 2.

Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество

ОК 3.

Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях

ОК 4.

Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития

ОК 5.

Использовать информационно-коммуникативные технологии для совершенствования профессиональной деятельности

ОК 6.

Работать в коллективе и в команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами.

ОК 7.

Ставить цели, мотивировать деятельность обучающихся, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса.

ОК 8.

Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9.

Осуществлять педагогическую деятельность в условиях обновления её целей, содержания, смены технологий.

ОК 10.

Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья обучающихся.


Результатом прохождения учебной практики по профессиональному модулю является: овладение студентами основ организации учебно-производственного процесса и накопление теоретического опыта проведения уроков и внеурочных занятий мастером производственного обучения.


2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ

2.1 Тематический план учебной практики

п/п

Содержание работы

Количество часов

I.

Групповая инструктивно-методическая конференция.

4

IV.

Изучение системы работы мастера производственного обучения.

5

VI.

Наблюдение и анализ показательных уроков производственного бучения


18

X.

Оформление отчётной документации.

5

XI.

Участие в подведении итогов практики.

4


Всего:

36


    1. Содержание учебной практики


п/п

Индекс модуля, МДК

Виды работ

Содержание работ

Кол-во часов

Коды компетенций

Формы и методы контроля

ФИО руководителя практики


ОК

ПК




1

ПМ.04

Групповая инструктивно-методическая конференция.

  1. Организация деятельности студентов на практике

  2. Виды деятельности студентов на практике «Практика наблюдений учебно-производственного процесса». Особенности аналитической деятельности студентов

  3. Методические требования к уроку (занятию) производственного обучения. Структура урока производственного обучения.

  4. Ознакомление с документацией и порядком ее ведения.


1



1




1





1

ОК 1.

ОК 2.

ОК 4.

ОК 6.

ОК 8.

ПК 4.3

ПК 4.4


описание, оценка практической деятельности



Итого:

4






2

ПМ.04

Наблюдение и анализ показательных уроков

Лекция «Методы производственного обучения»


Видеоуроки и их анализ


Показательные уроки производственного обучения


Анализ показательных уроков производственного обучения


Лекция «Формы организации учебно-производственного процесса»



1



10


5



6



1


ОК 1.

ОК 2.

ОК 4.

ОК 5

ОК 6.

ОК 8.

ПК 4.1

ПК 4.2

ПК 4.3

ПК 4.4

характеристика учебно-методического комплекта (одного из используемых в базовом учреждении начального общего образования).



Итого

23






3

ПМ.04

Оформление отчётной документации.

1.Оформление документации по практике: дневник, табель





5






ОК 1.

ОК 3.

ОК 5.

ОК 6.

ОК 8.

ПК 4.3

ПК 4.4

устный опрос;



Итого:

5






4

ПМ.04

Участие в подведении итогов практики.

Тестирование

4









Итого:

4









Всего:

36









3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ


3.1. Информационное обеспечение:


1. Ермоленко В.А. Проектирование содержания непрерывного профессионального образования. М., 2005.

2. Морева Н.А. Технологии профессионального образвования: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 432 с.

3. Скакун В.А. Методика преподавания специальных и общетехнических предметов (в схемах и таблицах).М., 2005.

4. Скакун В.А. Организация и методика профессионального обучения: учебное пособие/В.А.Скакун. – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2009. – 336 с. – (Профессиональное образование).

5. Эрганова Н.Е. Методика профессионального обучения: учеб. пособие для студ. высш. учеб.заведений. /Н.Е.Эрганова.- М.: Издательский центр «Академия», 2007.-160 с.

6. Азбука Интернета. Учебное пособие для пользователей старшего поколения: работа на компьютере и в сети Интернет. – М.: 2014. – 120 с.: ил

7. MS Windows ХР, учебный курс, 3-е изд. СПб: «Питер», 2008 г.


Ресурсы Интернет

  1. http://www.metod-kopilka.ru/ - web-ресурс, предназначенный в качестве методического и информационного средства для преподавателей общего полного и начального профессионального образования

  2. http://videouroki.net/ - коллекция методических материалов

  3. http://nsc.1september.ru/ - коллекция методических материалов
    [email protected]

  4. metodisty.ru › m/sites/view/uchitelskii_portal – электронная библиотека нормативных документов и методических материалов.







3.2. Материально-техническое обеспечение:

- Программа знакомства с образовательным учреждением;

- вопросы для интервьюирования педагогов;

- учебно-методические комплекты;

-электронное обеспечение образовательного процесса;

- аттестационный лист


































4.КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ


Оценка «отлично» выставляется в том случае, если студент:

- справился со всеми видами запланированных работ и выполнил работу сверх плана;

- показал очень высокие результаты;

- проявил исследовательское, творческое отношение к деятельности;

- проявлял высокую активность (наряду с посещаемостью), глубокие профессиональные интересы;

- проявил самостоятельность и инициативу.


Оценка «хорошо» студент заслуживает, если:

- справился со всеми видами запланированных работ;

- показал высокие результаты;

- проявил творческое (не всегда, не регулярно) и репродуктивное отношение к деятельности;

- проявлял активность (наряду с посещаемостью) и заинтересованность;

- частично проявил самостоятельность и инициативу.


Оценка «удовлетворительно» студент заслуживает, если:

- справился со всеми видами запланированных работ;

- показал удовлетворительные результаты;

- проявил репродуктивное отношение к деятельности;

- проявлял активность (наряду с посещаемостью) и заинтересованность;

- не проявил самостоятельность и инициативу.


Оценка «неудовлетворительно» выставляется в том случае, если студент:

- не справился с индивидуальным планом; цели и задачи практики не были реализованы.

















5.ПРИЛОЖЕНИЯ


    1. Программа знакомства с образовательным учреждением

  1. Паспорт образовательного учреждения.

    1. Вид образовательного учреждения(0У)

    2. Реквизиты ОУ (округ, почтовый адрес, телефон, фамилии администраторов).

    3. Историческая справка.

    4. Нормативные документы, регламентирующие деятельность образовательного учреждения (Устав, Положение, Программы)

    5. Результативность деятельности ОУ.

    6. Организационно-функциональная структура управления учреждением .



  1. Кадровый состав и контингент обучающихся.

    1. Педагогический коллектив: количественный и возрастной состав, стаж, образование, звания, научная степень.

    2. Повышение квалификации педагогических кадров.

    3. Информационное, методическое и научное обеспечение деятельности педагогических кадров.

    4. Количество и контингент обучающихся.

    5. Принцип отбора детей при поступлении в образовательное учреждение:

- территориальный;

- уровень развития;

-социальное положение.



  1. Программно-методические документы, обеспечивающие осуществление образовательно-воспитательного процесса в образовательном учреждении.


  1. Материально-техническая база.

    1. Здание: типовое, индивидуальный проект, приспособленное помещение.

    2. Учебные кабинеты.

    3. Места отдыха и игровые комнаты.

    4. Технические средства обучения, лингофонные и дисплейные кабинеты, кабинеты информатики, компьютерная база данных, веб-сайт учреждения,

    5. Физкультурно-оздоровительный комплекс: зал, спортивные снаряды и оборудование, тренажеры, бассейн, душ раздевалки.

    6. Кино-актовый залы, залы ритмики, хореографии.

    7. Библиотека, читальный зал.

    8. Творческие мастерские.

    9. Медицинский кабинет.



  1. Специфические особенности образовательного учреждения.

5.1 Цель и основные задачи учреждения.

5.2 Режим работы ОУ.

5.3 Основные направления образовательной деятельности.

5.4 Особенности системы воспитательной работы.

5.5 Направления развития ОУ.

5.6 Способы и формы организации студентов (кружок, группа, клуб, секция)

5.7 Использование средств информационных технологий в образовательном процессе.

5.8 Связи с учреждениями образования, другими организациями.

5.9 Международные связи.

5.10 Новации в деятельности коллектива, в том числе инновационные поиски в сфере физического воспитания детей.

5.11 Участие в городских, областных, региональных программах.



Паспорт учреждения.


Наименование ДОУ



Юридический адрес


Вид ОУ


Направления работы ОУ


Режим работы



Традиции, достижения


Программно-методическое обеспечение



Организация дополнительных услуг в ОУ



Социальное партнерство









5.2. Схема анализа психолого-педагогической деятельности мастера производственного обучения на производственном занятии


Тема занятия

Цель занятия:

  • обучающая

  • воспитывающая

  • развивающая


Учебно-материальное оснащение занятия

Содержание и этапы урока

Анализ

Рекомендации

1.

Организационная часть

  1. Проверка наличия обучающихся.

  2. Проверка наличия принадлежностей.


1) Подготовленность класса к
уроку (санитарно-гигиеническое состояние класса, наличие дидактического материала).

2) общая организация учебной
деятельности обучающихся,
установление и поддержание
психологического контакта с
классом;

3) рациональность использования учебного времени.


II

Вводный инструктаж и тренировочные упражнения.

  1. Сообщение темы и цели урока

  2. Проверка знаний обучающихся (вопросы по материалу, изученному на уроках специальных предметов и производственного обучения, связанному с материалом данного урока)









  1. Инструктирование обучающихся по материалу урока (план объяснения или беседы, указание приемов, демонстрируемых педагогом)















  1. Закрепление материала вводного инструктажа (вопросы к обучающимся)

  2. Рассмотрение правил безопасности труда обучающихся.

  3. Закрепление и проверка усвоения обучающимися материала вводного инструктажа, дополнительные повторные пояснения и показ приёмов и способов работы.






  1. Выдача заданий и распределение обучающихся по рабочим местам.


1) четкость постановки целей урока, объявления темы урока. Обоснуйте ответ.



2) Форма организации опроса (индивидуальная или фронтальная, письменная или устная). Обоснуйте ответ.

3) оптимальность затрат времени на опрос в ходе урока. Обоснуйте ответ.

4)стремление мастера производственного обучения
обеспечить обучающий
характер опроса, активное
участие в нем всех обучающихся Обоснуйте ответ.

5) умение мастера производственного обучения исправлять недочеты, привлекать к этому учеников. Обоснуйте ответ.

6) Объективность и аргументация выставленных отметок. Обоснуйте ответ.

7) Рациональность выбранной
формы опроса. Обоснуйте ответ.


1) возможность реализации целей в
полной мере. Обоснуйте ответ.

2) возбуждение интереса к новой
теме. Обоснуйте ответ.

3) обеспечение научности, систематичности и доступности
изложения учебного материала,
связь его с жизнью. Обоснуйте
ответ.

4) логичность изложения материала, умение выделять главное, существенное и концентрировать на нем внимание обучающихся. Обоснуйте ответ.

5) оптимальность темпа изучения
нового материала. Обоснуйте ответ.

6) сочетание методов по всем группам методов производственного обучения. Обоснуйте ответ.

7) использование способов поддерживания внимания
обучающихся, активизация их мышления, работоспособности. Обоснуйте ответ.

9) осуществление проверки степени
понимания учениками нового
материала по ходу его объяснения.
Обоснуйте ответ.



1) способствовали ли подобранные
упражнения усвоению главного,
существенного в данной теме,
доступность упражнений. Обоснуйте ответ.

2) логичность избранной последовательности упражнений. Обоснуйте ответ.

3) содействие подобранных упражнений одновременному
решению задач воспитания и
развития школьников. Обоснуйте
ответ.

4) Стремление мастера производственного обучения от каждого упражнения получить максимально возможную образовательную отдачу. Обоснуйте ответ.
7) подведение итогов выполнения
упражнений. Обоснуйте ответ.

8) рациональность затраты
времени. Обоснуйте ответ.


1) соответствие предложенного
задания теме и цели урока.
Обоснуйте ответ.

2) Способствуют ли предложенные
задания закреплению основных
моментов изучаемого материала.
Обоснуйте ответ.

3) оптимальность объёма и
сложности. Обоснуйте ответ.



III

Самостоятельная работа и текущее инструктирование.

  1. Распределение ученических работ, документации, материалов, инструкционных карт;

  2. Наблюдение за ходом работы и дисциплиной труда, соблюдение техники безопасности;

  3. Целевые обходы;

  4. Уборка рабочих мест.


1) наличие дифференцированных
заданий. Обоснуйте ответ.

2) предупреждение о возможных
затруднениях, форма проведения
(устная беседа, демонстрация).
Обоснуйте ответ.

3) форма организации вводного
инструктажа. Обоснуйте ответ.

4) использование для
самостоятельной работы уч-ся
дидактических материалов.

5) наличие текущего инструктажа,
качество текущего инструктажа,
форма проведения. Обоснуйте
ответ.

6) подведение итогов
самостоятельной работы, форма
подведения.



IV

Заключительный инструктаж.

  1. Подведение итогов занятий с указанием успехов и недостатков.

  2. Демонстрация лучших работ, видов ошибок.

  3. Обсуждение и оценка работ;

  4. Ответы на вопросы студентов.

  5. Задавание на дом.


1) полнота и глубина подведения
итога урока. Обоснуйте ответ.

2) форма организации подведения
итога урока (устная или
письменная, использование
фронтального или индивидуального
опроса).

3) наличие рекомендаций для
преодоления сложностей.
Обоснуйте ответ.

4) оптимальность объема и
сложности домашнего задания.
Наличие дифференцированных
заданий. Обоснуйте ответ

5) рациональность затраты
времени. Обоснуйте ответ.











5.3Рефлексия деятельности студента на практике

Инструкция: предлагаем Вам дополнить предложения. Советуем писать не общие фразы, а адресные, относящиеся только к Вам. Осознание собственных целей поможет Вам сделать труд во время практики понятным, плодотворным и полезным лично для Вас

Для меня стало открытием_________________________________________

Самым полезным для меня стало __________________________________

Самым интересным _______________________________________________
В ходе практики я получила первый практический опыт__________________
Практика для меня оказалась _______________________________________

7