1слайд 1.Приветствие.
-Добрый день, уважаемые коллеги! Я рада приветствовать вас на мастер-классе. Надеюсь, что он пройдёт интересно, будет полезным для вас, а главное принесёт много положительных эмоций.
2.Эмоциональный настрой педагогов на мастер-класс
Игра «Приветствие»
Цель: Снятие психоэмоционального напряжения, положительно - эмоциональный настрой на мастер-класс
- Коллеги, что у меня в руках? (показываю жёлтый круг от солнца)
( если не отгадают, то подсказки)
1.Что выше леса,
Краше света, Без огня горит?
2.Бродит одиноко
Огненное око.
Всюду, где бывает,
Взглядом согревает?
- Круг от солнца. У вас на столах лежат его лучики. На лучах солнца напишите, пожалуйста, свои положительные качества, то, что вы любите, цените, принимаете в себе.
-Посмотрим, какими лучшими качествами вы обладаете.
- Солнце засияло…- добрыми, замечательными, терпеливыми, веселыми, жизнерадостными, умными,… лучами.
-Мы тоже улыбнемся друг другу и вздохнем тепло, улыбку, добрый взгляд.
-В этой доброжелательной обстановке переходим к теме нашего мастер – класса.
-Представление о счастье каждый человек связывает с семьёй. Не зря говорят: «Счастлив тот, кто счастлив в семье». Семья – это опора, крепость, начало всех началВ семье дети получают первые уроки любви, понимания, доверия, веры. Это первый коллектив ребёнка, естественная среда ребёнка, где закладываются основы будущей личности.
Родители – первые воспитатели для своего ребенка и останутся ими на всю жизнь.
Во время обучения ребенка в школе мы (дети, учителя и родители) с
оставляем треугольник Рисунок 1
Главной вершиной треугольника, конечно же, является ребенок. Его задача, познавая новое, открывать самого себя для себя (что я могу, умею, на что я способен). А задача взрослых – помочь ему в этом очень нелегком деле.
Что произойдет с трехногим табуретом, если подломится одна ножка? Упадет!
Отсюда вывод: нам стоит объединить наш усилия для того, чтобы ребенку хорошо жилось и работалось в его “втором” доме – в школе.
Думаю, что все педагоги сходятся на одном – без эффективного взаимодействия учителей с родителями ни воспитательные, ни учебные проблемы решить не удается.
Одним из важных направлений в деятельности классного руководителя является работа с семьёй, в которой ребёнок растёт и воспитывается.
Поскольку мы с Вами занимаемся изучением проблемы сотрудничества с родителями, то нас всех можно назвать эрудитами в этой области. Предлагаю провести разминку, которая поможет нам вспомнить и уточнить уже имеющиеся знания.
Задание № 1 Отгадывание вопросов викторины «Работа с родителями»
1) Традиционная форма взаимодействия с родителями. (Родительское собрание) ВЫХОД НА СЛАЙД ТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ
Традиционные |
1 |
● Родительские собрания ● Общеклассные и общешкольные конференции ● Индивидуальные консультации педагога ● Посещения на дому |
2) Основной метод изучения семей воспитанников. (Наблюдение).
3) Один из приемов активизации родителей. (Игра).
4) … – это опросный лист для получения каких-либо сведений о том, кто его заполняет, или для получения ответов на вопросы, составленные по определенной программе. (Анкета)
5) … – это исторически сложившаяся система взаимоотношений между супругами, родителями и детьми. Члены её связаны родственными или брачными узами, общностью быта, взаимной моральной ответственностью. (Семья)
6) Нетрадиционная формы работы с родителями ВЫХОД НА СЛАЙД
Нетрадиционные |
2 |
● Родительские тренинги ● Дискуссии ● Психологические разминки ● Деловая игра ● Круглые столы ● Устные журналы ● Практикумы ● Музыкальная гостиная ● Родительские вечера ● Родительские чтения ● Родительские ринги |
7) Из какого нормативного документа взята эта фраза: «Родители – первые педагоги ребенка. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в младенческом возрасте». (Закон РФ об образовании)
Работа с родителями всегда считалась одной из самых трудных в педагогической деятельности учителя. Ведь педагогам приходится формировать не только детский коллектив, но и родительский. И от того, как сложатся отношения в этом коллективе, во многом будет зависеть успех в обучении и воспитании.
-Почему родители дистанцируются от школы? У педагогов встаёт вопрос: Как заинтересовать родителей в совместной работе, как можно привлечь их к взаимодействию? Какие формы работы нужно применить, чтобы родители из пассивных слушателей стали участниками всего учебно- воспитательного процесса, чтобы не только помогали в организации внеурочной деятельности, но и сами принимали в ней участие.
Одним из путей решения этой проблемы я вижу применение нетрадиционных форм работы с родителями своих учеников- создание творческих групп родителей.
- Какую деятельность ведут эти творческие группы? Какие у Вас мнения?
(ответы педагогов)
Ну, а теперь, уважаемые коллеги, сейчас Вы будете в роли родителей. У вас дети начальной школы первого и второго классов. Нам с Вами предстоит начать работу наших творческих групп. Прежде всего родитель получает письменное приглашение на родительское собрание. Оно должно носить, конечно же, уважительный характер. ЛИЧНОЕ ОБРАЩЕНИЕ
(ПРИМЕРЫ приглашений у Вас на столе)
При входе в аудиторию, каждый из Вас получил цветочек. Покажите его , пожалуйста! ( раздаю, если кто-то не взял) Какие красивые у нас цветы! Желтые, синие, зеленые! Это цветы непростые. Сейчас я попрошу Вас сесть в группы в соответствии с цветом Ваших цветочков.
(рассаживаются по группам)
Желтые цветы- это творческая осенняя группа
Синие цветы- это творческая зимняя группа
Зеленые цветы- это творческая весенняя группа
Деление на группы тоже может проходить в любой форме, активные формы начала собраний у Вас на столах)
Улыбнитесь друг другу! Это ваш маленький коллектив, который будет помогать нашим ребятишкам в определенный сезон года.
Зафиксируйте себя в списке, определите лидера группы.
(фиксируют, определяют)
-Помимо уроков у ребятишек проходят различные внеклассные мероприятия. Думаю, что Вам всем очень хочется, чтобы и нашим детям ,и Вам в школе было очень интересно, чтобы у них остались самые яркие воспоминания Мы с Вами должны объединиться, помочь в этом непростом деле!
- Сейчас Вы сами подумаете и составите список тех мероприятий
(праздников,экскурсий, конкурсов и т.д), которые, на Ваш взгляд, должны быть у наших детей. Каждый должен увидеть себя в подготовке, в какой либо посильной помощи. Пусть этих событий будет немного, но они будут весомыми !
( педагоги пишут план)
Лидеры групп, я попрошу Вас озвучить Ваши планы. Если у родительского коллектива есть какие то дополнения, сразу их обсуждаем и принимаем.
-А теперь следующее задание для вас, уважаемые педагоги.
(Эту работу проводят уже в творческой сезонной группе. Родители приглашаются в класс, где продумывают определенное мероприятие. Важно!!! Что педагог не стоит в стороне! Вместе с родителями, как наставник, помогает, вносит коррективы и тд.)
- Сейчас мы должны с Вами подготовить одно из мероприятий. Расписать все организационные моменты. Предлагаю Вам выбрать любое мероприятие из вашего плана.
-Выступление от группы.
-Такая форма работы с родителями действительно даёт высокие результаты. Практика показала, что новые формы для сплочения детско-родительского коллектива и общения с семьёй помогают родителям сконцентрировать внимание на детях, усиливает чувство удовлетворённости процессом воспитания детей, укрепляет чувство родительского самосознания. Родители чаще проявляют по отношению к детям нежность, одобрение и уважение, а это – залог развития у детей способности к сотрудничеству, творческому самовыражению и уверенности к себе.
Если родительский коллектив сплочен, то и ученики дружны, о чем мечтает каждый классный руководитель. В таком коллективе, если на праздник не смог прийти родитель, то ребенок не будет стоять, как сирота. Ведь каждый родитель переживает не только за своего ребенка, но и весь класс в целом. Даже когда ребята переходят в среднее звено, родительский коллектив остаётся активным и сплоченным. Если родители эмоционально готовы получать эти знания и опыт от учителя, только тогда они с большим удовольствием и активно начнут помогать учителю в решении данной проблемы – сплочения коллектива. Они будут рады каждой встрече со своими детьми в стенах школы, с большим интересом будут участвовать в различных тренингах для родителей, соревнованиях и конкурсах, будут всячески поддерживать, и помогать учителю в воспитании наших детей.
( ПРЕЗЕНТАЦИЯ СЛАЙДЫ№)
-Вот и закончилась наша встреча. Надеюсь, что Вы унесете с собой хорошее настроение и желание работать, применять в своей педагогической практике активные формы работы.
Еще раз поздравляю Вас с началом нового учебного года! Что можно пожелать вам, зная, что вы обладаете талантом и смелостью, добротой и уверенностью? Я пожелаю вам, конечно же, здоровья, чтобы вы всегда быль сильными, веселыми, бодрыми, жизнерадостными и воодушевленными! Пусть этот учебный год будет легким, но очень-очень интересным и для вас, и для учащихся, и для их родителей. Желаю вам больших успехов, а также уважения и понимания!
Приложение 1
1
Приемы обыгрываем по подгруппам:
Начало родительского собрания. Родители все разные, большинство уставшие, молчаливые, пассивные. Как с ними поздороваться. Можно предложить такой интересный метод – приветствие «Найди похожих», цель которого – преодоление неловкости, создание веселой, непринужденной обстановки, сплочение.
– Я буду говорить фразы (утверждения), кому они подходят – выходят в круг.
Кто пришел в брюках
Кто пришел в юбке
У кого есть часы
Кто сегодня завтракал
У кого есть сотовый телефон…
Т.о. все родители выходят в круг, можно придумать шуточные утверждения вперемежку с серьезными. Желательно, чтобы и классный руководитель первый вышел в круг.
2.
Второй метод – знакомство «Общее и частное».
Каждый участник получает лист бумаги, маркер, булавку. На листе нужно написать: в середине имя, вокруг – восемь ответов на поставленные вопросы об участнике – всем одинаковые. Каждый заполняет ответы и прикрепляет на грудь.
1. Любимый цвет
2. Любимое домашнее животное
3. Любимый спорт
4. Фильм
5. Песня
6. Что любите смотреть по телевизору
7. Любимая еда
8. Какой предмет любили в школе
Затем участники встают и, передвигаясь в аудитории, выискивают у других участников совпадающие ответы, загибая палец на руке при совпадении.
После этого участники возвращаются на места, и каждый называет количество совпадений.
Потом комментируется, у кого много общего, а кто уникальный.
Волшебная палочка ( Волшебный клубочек)
Существует множество вариантов игр с общим названием “волшебная палочка”. “Родительский” вариант заключается в следующем. “Волшебную палочку” – карандаш, линейку или зонтик – родители будут передавать друг другу по кругу. При этом им нужно будет представиться и, вспомнив детство ответить на три вопроса:
1.Как звали первую учительницу?
2.Как вы учились в школе?
3.Ваш любимый учебный предмет?
Игра в имена
Участники по очереди называют свое имя и дают себе характеристику по первой букве своего имени (например, Я – Светлана, С – стремительная) или, по договоренности, на любую букву, на все буквы. Например, имя Олег - ослепительная улыбка, легок на подъем, ем только сырые овощи, голубоглазый. (Анна – артистичная, наивная, нервная, аккуратная).
2.
ДЛЯ ВЫБОРА ФОКУС-ГРУППЫ
мне необходимы помощники, для этого давайте немного поиграем, я задаю вам загадки, а вы должны будете угадать профессию. Ответивших правильно попрошу подняться на сцену для того чтобы помочь мне в проведении «Мастер-класса». Итак начнем…
Кто играет на публику? (Актер)
Кто живет и работает припеваючи? (Певцы)
Без какого монтёра может наступить конец света? (Электрик)
Кто заставляет моду пищать? (Модельер)
Кто не сеет, не пашет, а за урожай отвечает? (Агроном)
Как называют дирижёра банкета? (Тамада)
Кого называют художниками по росписи ночного неба? (Пиротехник)
Кто ищет положительное в преступлении и отрицательное в наказании? (Адвокат)
Фокус-группа определена. Спасибо за поддержку.
Приложение 2
Приглашение на родительское собрание
Уважаемые ____________________________________________________________________
________________________________________________________________________
Ваш ребёнок стал учеником 1 класса. Как сложатся его отношения с ребятами класса, какие трудности могут встретиться на его пути, как сделать так, чтобы трудностей было поменьше, – на эти вопросы и на многие другие поможет ответить наша с вами первая встреча. Наше собрание «Давайте познакомимся», состоится 5 сентября 20.. года в 17-00 в каб. № 1-10
Я надеюсь, что красивой традицией нашего класса станет присутствие на родительских собраниях и папы, и мамы (по возможности).
С надеждой на встречу, Ваш классный руководитель _______________________
Уважаемые ____________________________________________________________________
________________________________________________________________________
Чтобы вырастить полноценного человека, культурную, высоконравственную, творческую и социально зрелую личность, необходимо, чтобы учителя и родители действовали как союзники, делясь с детьми своей добротой, опытом, знаниями. Мы поговорим о ваших детях, о том, какую роль в воспитании играет семья и школа, так как семья и школа – это два социальных института, от согласованности действий, которых зависит эффективность процесса воспитания ребенка.
Я приглашаю Вас на родительское собрание «Роль семьи в формировании личности», которое состоится 20.. года в……..
С надеждой на встречу, Ваш классный руководитель_______________________
УВАЖАЕМЫЕ
__________________________________________________________________________________________________________________________________________
Вот и закончился учебный год… Давайте вспомним, каким он был для нас, что получилось, а что, возможно и нет… И может быть, вместе решим как дальше строить школьную жизнь наших детей. Наше собрание «Вот и стали мы на год взрослее…» состоится 28 мая 20.. года в 17-00 в каб. №
С надеждой на встречу, Ваш классный руководитель_________________________
УВАЖАЕМЫЕ
Подрастают наши дети... Из маленьких беспомощных детишек они превращаются в подростков. Растут дети, и более серьезными становятся проблемы, с которыми мы сталкиваемся. Я хотела бы предложить вам задуматься о вредных привычках, подстерегающих любого человека на жизненном пути, иногда перечеркивающих всю жизнь. Как уберечь своего ребенка от курения, алкоголя, наркотиков? Возможно, мы не найдем уникального рецепта, но попробуем в этом разобраться.
Я приглашаю Вас на родительское собрание «Подросток в мире вредных привычек», которое состоится ………………….в каб. №.
С надеждой на встречу, Ваш классный руководитель___________________________
УВАЖАЕМЫЕ
Сегодня мы сталкиваемся с разгулом агрессии не только в обществе, но и наблюдаем пропаганду агрессии и насилия с экранов телевизоров, дисплеев компьютеров. Возраст проявления агрессии явно помолодел. Ее проявляют не только подростки и взрослые, как принято считать. Агрессию проявляют даже малыши. Как бороться с проявлением детской агрессии? На эти и другие вопросы мы попытаемся сегодня ответить.
Я приглашаю Вас на родительское собрание «Агрессия, ее причины и последствия», которое состоится 3 декабря 20.. года в 18-00 в каб. № 302.
С надеждой на встречу, Ваш классный руководитель_____________________________
УВАЖАЕМЫЕ
На собрание приглашаем,
К сотрудничеству призываем,
Чтобы знали мы всегда: “Школа, дом – одна семья”
Начинаем ровно в шесть,
Всех проблем не перечесть,
Но важнее всех одна:
“Школа, дом – одна семья”
Классный руководитель: ____________________
УВАЖАЕМЫЕ
По статистике родители и дети общаются друг с другом, в общем, минут 30 в день, согласитесь, что этого очень мало. Вот поэтому мы сегодня будем общаться друг с другом, будем учиться понимать друг друга.
Я приглашаю Вас на родительское собрание “Культурные ценности семьи и их значение для ребёнка”, которое состоится ________ 20___ года в 18-00 в каб. №
С надеждой на встречу, Ваш классный руководитель: _________________