СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Практикум для подготовки к урокам с метапредметными результатами

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Практикум для подготовки к урокам с метапредметными результатами содержит алгоритм основных действий при составлении заданий для проверки метатапредметных умений учащихся по теме: Основные виды тканей растений.

Просмотр содержимого документа
«Практикум для подготовки к урокам с метапредметными результатами»

Практикум по подготовке урока по биологии с метапредметными результатами

Практикум по подготовке урока по биологии с метапредметными результатами

Подготовка проблемно-диалогического урока по биологии  Как отобрать минимум содержания? 1) находим в учебнике умение , которому необходимо научиться; 2) находим вывод , который должны сделать ученики; 3) находим перечень понятий , который они должны запомнить; 4) читаем параграф урока и отмечаем абзацы , которые раскрывают минимум ; 5) планируем работу прежде всего с выделенными абзацами «минимума» , так, чтобы их прочитал и осмыслил каждый;  6) добавляем материал « макси» для своего класса.

Подготовка проблемно-диалогического урока по биологии Как отобрать минимум содержания?

  • 1) находим в учебнике умение , которому необходимо научиться;
  • 2) находим вывод , который должны сделать ученики;
  • 3) находим перечень понятий , который они должны запомнить;
  • 4) читаем параграф урока и отмечаем абзацы , которые раскрывают минимум ;
  • 5) планируем работу прежде всего с выделенными абзацами «минимума» , так, чтобы их прочитал и осмыслил каждый;
  • 6) добавляем материал « макси» для своего класса.

Попробуем разобрать большой и сложный урок (5 класс, § 26) Тяжело в учении – легко в бою

Попробуем разобрать большой и сложный урок (5 класс, § 26)

Тяжело в учении –

легко в бою

1) находим в учебнике умение , которому необходимо научиться Определять основные органы растений и части растительной клетки Умение носят достаточно общий характер, иначе их будет слишком много и мы не сможем учить этому умению в течение всего года

1) находим в учебнике умение , которому необходимо научиться

Определять основные органы растений и части растительной клетки

  • Умение носят достаточно общий характер, иначе их будет слишком много и мы не сможем учить этому умению в течение всего года

2) находим вывод , который должны сделать ученики; 3) находим перечень понятий , который они должны запомнить; ЭТО МИНИМУМ

2) находим вывод , который должны сделать ученики; 3) находим перечень понятий , который они должны запомнить;

ЭТО МИНИМУМ

4) читаем параграф урока и отмечаем абзацы , которые раскрывают минимум ; 5) планируем работу прежде всего с выделенными абзацами «минимума» , так, чтобы их прочитал и осмыслил каждый; ЭТО МИНИМУМ

4) читаем параграф урока и отмечаем абзацы , которые раскрывают минимум ; 5) планируем работу прежде всего с выделенными абзацами «минимума» , так, чтобы их прочитал и осмыслил каждый;

ЭТО МИНИМУМ

4) читаем параграф урока и отмечаем абзацы , которые раскрывают минимум ; 5) планируем работу прежде всего с выделенными абзацами «минимума» , так, чтобы их прочитал и осмыслил каждый; ЭТО МИНИМУМ

4) читаем параграф урока и отмечаем абзацы , которые раскрывают минимум ; 5) планируем работу прежде всего с выделенными абзацами «минимума» , так, чтобы их прочитал и осмыслил каждый;

ЭТО МИНИМУМ

4) читаем параграф урока и отмечаем абзацы , которые раскрывают минимум ; 5) планируем работу прежде всего с выделенными абзацами «минимума» , так, чтобы их прочитал и осмыслил каждый; ЭТО МАКСИМУМ. Он даже отмечен как максимум

4) читаем параграф урока и отмечаем абзацы , которые раскрывают минимум ; 5) планируем работу прежде всего с выделенными абзацами «минимума» , так, чтобы их прочитал и осмыслил каждый;

ЭТО МАКСИМУМ. Он даже отмечен как максимум

4) читаем параграф урока и отмечаем абзацы , которые раскрывают минимум ; 5) планируем работу прежде всего с выделенными абзацами «минимума» , так, чтобы их прочитал и осмыслил каждый; ЭТО МАКСИМУМ

4) читаем параграф урока и отмечаем абзацы , которые раскрывают минимум ; 5) планируем работу прежде всего с выделенными абзацами «минимума» , так, чтобы их прочитал и осмыслил каждый;

ЭТО МАКСИМУМ

4) читаем параграф урока и отмечаем абзацы , которые раскрывают минимум ; 5) планируем работу прежде всего с выделенными абзацами «минимума» , так, чтобы их прочитал и осмыслил каждый; ЭТО МАКСИМУМ. Он даже отмечен как максимум

4) читаем параграф урока и отмечаем абзацы , которые раскрывают минимум ; 5) планируем работу прежде всего с выделенными абзацами «минимума» , так, чтобы их прочитал и осмыслил каждый;

ЭТО МАКСИМУМ. Он даже отмечен как максимум

4) читаем параграф урока и отмечаем абзацы , которые раскрывают минимум ; 5) планируем работу прежде всего с выделенными абзацами «минимума» , так, чтобы их прочитал и осмыслил каждый; ЭТО МИНИМУМ

4) читаем параграф урока и отмечаем абзацы , которые раскрывают минимум ; 5) планируем работу прежде всего с выделенными абзацами «минимума» , так, чтобы их прочитал и осмыслил каждый;

ЭТО МИНИМУМ

Подготовка проблемно-диалогического урока по биологии  Как выбрать цели? Прежние цели: обучающая  развивающая  воспитывающая Цели в рамках ФГОС: предметная  метапредметная  личностная  1) находим в учебнике умение , которому необходимо научиться; 2) формулируем предметные цели урока на основе формулировок учебника (говорим на одном языке с детьми); 3) формулируем метапредметные и личностные цели.

Подготовка проблемно-диалогического урока по биологии Как выбрать цели?

Прежние цели:

обучающая развивающая воспитывающая

Цели в рамках ФГОС:

предметная метапредметная личностная

  • 1) находим в учебнике умение , которому необходимо научиться;
  • 2) формулируем предметные цели урока на основе формулировок учебника (говорим на одном языке с детьми);
  • 3) формулируем метапредметные и личностные цели.

Подготовка проблемно-диалогического урока по биологии. Как выбрать цели? Предметная:  умение объяснять значение тканей и органов в жизнедеятельности растений (для учителя – формировать умение…) Метапредметная: (если ученики будут добывать информацию из учебника) Владеть смысловым чтением – самостоятельно вычитывать фактуальную, подтекстовую, концептуальную информацию (если ученики будут самостоятельно «открывать знания») Анализировать (в т.ч. выделять главное, разделять на части) и обобщать , доказывать,  делать выводы, определять понятия; строить логически обоснованные рассуждения (если ученики будут самостоятельно «открывать знания») Определять цель, проблему в деятельности (если ученики будут самостоятельно оценивать себя) Оценивать степень и способы достижения цели Личностная: Я считаю хорошо, что растение состоит из тканей….

Подготовка проблемно-диалогического урока по биологии. Как выбрать цели?

Предметная: умение объяснять значение тканей и органов в жизнедеятельности растений (для учителя – формировать умение…)

Метапредметная:

(если ученики будут добывать информацию из учебника) Владеть смысловым чтением самостоятельно вычитывать фактуальную, подтекстовую, концептуальную информацию

(если ученики будут самостоятельно «открывать знания») Анализировать (в т.ч. выделять главное, разделять на части) и обобщать , доказывать, делать выводы, определять понятия; строить логически обоснованные рассуждения

(если ученики будут самостоятельно «открывать знания») Определять цель, проблему в деятельности

(если ученики будут самостоятельно оценивать себя) Оценивать степень и способы достижения цели

Личностная: Я считаю хорошо, что растение состоит из тканей….

Подготовка проблемно-диалогического урока по биологии  Как спланировать постановку учебной проблемы? 1) придумать к какой проблеме (интересному вопросу) можно подвести детей; 2) подобрать два факта (мнения), противоречие между которыми вызовет у учеников удивление и побудит их к формулированию нужной нам проблемы; 3) придумать вопросы диалога с детьми для осмысления противоречия и формулирования проблемы.

Подготовка проблемно-диалогического урока по биологии Как спланировать постановку учебной проблемы?

1) придумать к какой проблеме (интересному вопросу) можно подвести детей;

2) подобрать два факта (мнения), противоречие между которыми вызовет у учеников удивление и побудит их к формулированию нужной нам проблемы;

3) придумать вопросы диалога с детьми для осмысления противоречия и формулирования проблемы.

ПРИМЕР из учебника:  Как спланировать постановку учебной проблемы? Тема: Ткани: для каждой работы лучше подходит особый сорт клеток Антошка: Удобно, когда каждая клетка все функции выполняет: и фотосинтезирует, и растворы всасывает, и запасы делает, и в размножении участвует. Биолог: Для каждой работы лучше особый инструмент использовать. И каждой клетке лучше своим делом заниматься, ограничиваться одной или двумя функциями.  Побуждающий диалог:  Чем различаются мнения собеседников? С кем из них ты согласен? Предложи свои доводы. Что тебе нужно узнать? Подводящий диалог: Что считает Антошка? Что считает биолог?  Удобно, когда каждая клетка выполняет все функции Каждой клетке лучше своим делом заниматься  Какой возникает вопрос?  ПРОБЛЕМА: В чём преимущество разделения функций между клетками организма?

ПРИМЕР из учебника: Как спланировать постановку учебной проблемы?

Тема: Ткани: для каждой работы лучше подходит особый сорт клеток

Антошка: Удобно, когда каждая клетка все функции выполняет: и фотосинтезирует, и растворы всасывает, и запасы делает, и в размножении участвует.

Биолог: Для каждой работы лучше особый инструмент использовать. И каждой клетке лучше своим делом заниматься, ограничиваться одной или двумя функциями.

Побуждающий диалог:

Чем различаются мнения собеседников? С кем из них ты согласен? Предложи свои доводы. Что тебе нужно узнать?

Подводящий диалог:

  • Что считает Антошка?
  • Что считает биолог?

Удобно, когда каждая клетка выполняет все функции

Каждой клетке лучше своим делом заниматься

  • Какой возникает вопрос?

ПРОБЛЕМА: В чём преимущество разделения функций между клетками организма?

ПРИМЕР из учебника:  Как спланировать постановку учебной проблемы? Тема: Ткани: для каждой работы лучше подходит особый сорт клеток Низшие растения – одноклеточные и многоклеточные растения, состоящие из слоевища (таллома), не разделённого на органы и ткани. Всего 30 тысяч видов. Высшие растения – многоклеточные растения, тело которых состоит из тканей и органов. Всего 950 тысяч видов. Побуждающий диалог:  Чем отличаются высшие и низшие растения? Что вас удивило? Предложи свои версии. На какой вопрос будем искать ответ? Подводящий диалог: Чем отличаются низшие растения от высших? Каких растений больше?  Низшие не имеют тканей и органов. Их мало. Высшие растения имеют ткани и органы. Их много.  Какой возникает вопрос?  ПРОБЛЕМА: В чём преимущество растений, состоящих из тканей и органов?

ПРИМЕР из учебника: Как спланировать постановку учебной проблемы?

Тема: Ткани: для каждой работы лучше подходит особый сорт клеток

Низшие растения – одноклеточные и многоклеточные растения, состоящие из слоевища (таллома), не разделённого на органы и ткани. Всего 30 тысяч видов.

Высшие растения – многоклеточные растения, тело которых состоит из тканей и органов. Всего 950 тысяч видов.

Побуждающий диалог:

Чем отличаются высшие и низшие растения? Что вас удивило? Предложи свои версии. На какой вопрос будем искать ответ?

Подводящий диалог:

  • Чем отличаются низшие растения от высших?
  • Каких растений больше?

Низшие не имеют тканей и органов. Их мало.

Высшие растения имеют ткани и органы. Их много.

  • Какой возникает вопрос?

ПРОБЛЕМА: В чём преимущество растений, состоящих из тканей и органов?

Подготовка проблемно-диалогического урока по биологии  Как спланировать этап актуализации (план, версии)? 1)  Отобрать вопросы по изученному материалу , которые пригодятся для решения новой проблемы данного урока (из учебных материалов или придумать свои). 2)  Определиться в какой форме провести актуализацию а)  устный фронтальный диалог: Что мы уже знаем, что пригодится для решения проблемы?  б)  продуктивное задание (как правило письменное)

Подготовка проблемно-диалогического урока по биологии Как спланировать этап актуализации (план, версии)?

1) Отобрать вопросы по изученному материалу , которые пригодятся для решения новой проблемы данного урока (из учебных материалов или придумать свои).

2) Определиться в какой форме провести актуализацию

а) устный фронтальный диалог: Что мы уже знаем, что пригодится для решения проблемы?

б) продуктивное задание (как правило письменное)

Подготовка проблемно-диалогического урока по биологии  Как добиться от учеников формулирования плана, версий? 3) Построить диалог, подводящий учеников к формулированию плана урока: Что нам надо узнать, чтобы решить проблему? Проблема: В чём преимущество разделения функций между клетками организма? В этом случае план школьники вряд ли сформулируют, но зато могут сформулировать версии Версии: Если функции у клеток мало, она к ним может быть хорошо приспособлена. Организм может заниматься многими делами сразу …………………………………………………………

Подготовка проблемно-диалогического урока по биологии Как добиться от учеников формулирования плана, версий?

3) Построить диалог, подводящий учеников к формулированию плана урока: Что нам надо узнать, чтобы решить проблему?

Проблема: В чём преимущество разделения функций между клетками организма?

В этом случае план школьники вряд ли сформулируют, но зато могут

сформулировать версии

Версии:

Если функции у клеток мало, она к ним может быть хорошо приспособлена.

Организм может заниматься многими делами сразу

…………………………………………………………

Подготовка проблемно-диалогического урока по биологии  Как добиться от учеников формулирования плана, версий? 3)  Построить диалог, подводящий учеников к формулированию плана урока: Что нам надо узнать, чтобы решить проблему? Проблема: В чём преимущество растений, состоящих из тканей и органов? План: Что такое ткань? Что такое орган? В чём преимущество разделения труда между клетками?

Подготовка проблемно-диалогического урока по биологии Как добиться от учеников формулирования плана, версий?

3) Построить диалог, подводящий учеников к формулированию плана урока: Что нам надо узнать, чтобы решить проблему?

Проблема: В чём преимущество растений, состоящих из тканей и органов?

План:

Что такое ткань?

Что такое орган?

В чём преимущество разделения труда между клетками?

Подготовка проблемно-диалогического урока по биологии  Как спланировать поиск решения проблемы? 1) Разработать побуждающий или подводящий диалог, нацеленный на изучение темы или использовать учебник в качестве источника информации (см. методичку). +  Если используемый текст признается непростым для данных учеников, запланировать работу по технологии продуктивного чтения.  2) Придумать, в каком виде отображать на доске выводы: «Какой ответ на наш главный вопрос мы получили?» после каждого задания (таблица, блок-схема и т.п.).

Подготовка проблемно-диалогического урока по биологии Как спланировать поиск решения проблемы?

1) Разработать побуждающий или подводящий диалог, нацеленный на изучение темы или использовать учебник в качестве источника информации (см. методичку).

+ Если используемый текст признается непростым для данных учеников, запланировать работу по технологии продуктивного чтения.

2) Придумать, в каком виде отображать на доске выводы: «Какой ответ на наш главный вопрос мы получили?» после каждого задания (таблица, блок-схема и т.п.).

1)  Разработать побуждающий или подводящий диалог , нацеленный на изучение темы или использовать учебник в качестве источника информации (см. методичку). Вариант 1 1. Какие главные функции выполняют клетки растений? (На доске.) 2. Как клетки приспосабливаются, чтобы выполнить ту или иную функцию? (1–2 примера, работа в группе ) 3. Какие из перечисленных функций выполняет каждая клетка? 4. А какие функции одна клетка выполнить не может? – Какой же выход? Как это можно преодолеть? ( работа в группах ) 5. Работа с учебником на стр. 99. – Что такое ткань? – Какие виды тканей бывают? – Какие функции они выполняют? – Ткань это только клетки? Что еще входит в понятие ткань? (Показать по таблице.) 6. Как растение получает минеральные вещества? (Откуда?)

1) Разработать побуждающий или подводящий диалог , нацеленный на изучение темы или использовать учебник в качестве источника информации (см. методичку).

Вариант 1

1. Какие главные функции выполняют клетки растений? (На доске.)

2. Как клетки приспосабливаются, чтобы выполнить ту или иную функцию?

(1–2 примера, работа в группе )

3. Какие из перечисленных функций выполняет каждая клетка?

4. А какие функции одна клетка выполнить не может?

– Какой же выход? Как это можно преодолеть? ( работа в группах )

5. Работа с учебником на стр. 99.

– Что такое ткань?

– Какие виды тканей бывают?

– Какие функции они выполняют?

– Ткань это только клетки? Что еще входит в понятие ткань? (Показать

по таблице.)

6. Как растение получает минеральные вещества? (Откуда?)

1)  Разработать побуждающий или подводящий диалог, нацеленный на изучение темы или использовать учебник в качестве источника информации  (см. методичку). Вариант 2

1) Разработать побуждающий или подводящий диалог, нацеленный на изучение темы или использовать учебник в качестве источника информации (см. методичку).

Вариант 2

2) Придумать, в каком виде отображать на доске выводы: «Какой ответ на наш главный вопрос мы получили?» Проблема: В чём преимущество разделения функций между клетками организма? Решение: Растение из разных тканей и органов эффективно использует ресурсы. фотосинтез всасывание воды

2) Придумать, в каком виде отображать на доске выводы: «Какой ответ на наш главный вопрос мы получили?»

Проблема: В чём преимущество разделения функций между клетками организма?

Решение: Растение из разных тканей и органов эффективно использует ресурсы.

фотосинтез

всасывание воды

Подготовка проблемно-диалогического урока по биологии  Как спланировать выражение решения проблемы и применение новых знаний? 1)  Выбрать продуктивные задания к тексту и (или) иллюстрациям, выполняя которые дети смогут научиться применять полученные знания. Учитываем минимум и цели урока! (см. задачник) 2)  Определиться, в какой форме будет выполняться каждое задание: фронтально, в парах, группах, индивидуально с коллективной проверкой по завершении и т.п. (!!! Помним о времени!) 3)  Запланировать на финал урока вопрос: «Так какое же решение проблемы мы получили?». 4)  Определить, в какой форме ученики будут отвечать на этот вопрос: фронтально устно, индивидуально письменно и т.п. 23

Подготовка проблемно-диалогического урока по биологии Как спланировать выражение решения проблемы и применение новых знаний?

1) Выбрать продуктивные задания к тексту и (или) иллюстрациям, выполняя которые дети смогут научиться применять полученные знания. Учитываем минимум и цели урока! (см. задачник)

2) Определиться, в какой форме будет выполняться каждое задание: фронтально, в парах, группах, индивидуально с коллективной проверкой по завершении и т.п. (!!! Помним о времени!)

3) Запланировать на финал урока вопрос: «Так какое же решение проблемы мы получили?».

4) Определить, в какой форме ученики будут отвечать на этот вопрос: фронтально устно, индивидуально письменно и т.п.

23

2)  Выбрать продуктивные задания к тексту и(или) иллюстрациям, выполняя которые дети смогут сформулировать ожидаемые выводы по проблеме. Учитываем минимум и цели урока! (см. задачник) 26.1   Н   Какие функции выполняет любая живая клетка? 26.2   Н   Назови функции, которые одни части растения мха выполняют, а другие не выполняют.  26.3   Н   Назови функции, которые в организмах многоклеточных водорослей выполняют особые (специализированные) клетки. 26.7  П   На схеме поперечного среза листа (рисунок справа) укажи, где находится покровная ткань, где фотосинтезирующая. Мой вариант выбора заданий для работы в классе и дома: 1) Задание 6 в учебнике на стр. 140 2) Задание 26.1. из задачника, 3) Задания 26.2., 26.3 или 26.7 - одно задание на выбор.

2) Выбрать продуктивные задания к тексту и(или) иллюстрациям, выполняя которые дети смогут сформулировать ожидаемые выводы по проблеме. Учитываем минимум и цели урока! (см. задачник)

26.1  Н Какие функции выполняет любая живая клетка?

26.2  Н Назови функции, которые одни части растения мха выполняют, а другие не выполняют.

26.3  Н Назови функции, которые в организмах многоклеточных водорослей выполняют особые (специализированные) клетки.

26.7  П На схеме поперечного среза листа (рисунок справа) укажи, где

находится покровная ткань, где фотосинтезирующая.

Мой вариант выбора заданий для работы в классе и дома:

1) Задание 6 в учебнике на стр. 140

2) Задание 26.1. из задачника,

3) Задания 26.2., 26.3 или 26.7 - одно задание на выбор.

2)  Выбрать продуктивные задания к тексту и(или) иллюстрациям, выполняя которые дети смогут сформулировать ожидаемые выводы по проблеме. Учитываем минимум и цели урока! (см. учебник)

2) Выбрать продуктивные задания к тексту и(или) иллюстрациям, выполняя которые дети смогут сформулировать ожидаемые выводы по проблеме. Учитываем минимум и цели урока! (см. учебник)

3)  Запланировать на финал урока вопрос: «Так какое же решение проблемы мы получили?». 4)  Определить, в какой форме ученики будут отвечать на этот вопрос: фронтально устно, индивидуально письменно и т.п. Проблема: В чём преимущество разделения функций между клетками организма? Решение: Растение из разных тканей и органов эффективно использует ресурсы.

3) Запланировать на финал урока вопрос: «Так какое же решение проблемы мы получили?». 4) Определить, в какой форме ученики будут отвечать на этот вопрос: фронтально устно, индивидуально письменно и т.п.

Проблема: В чём преимущество разделения функций между клетками организма?

Решение: Растение из разных тканей и органов эффективно использует ресурсы.