Практикум по подготовке урока по биологии с метапредметными результатами
Подготовка проблемно-диалогического урока по биологии Как отобрать минимум содержания?
- 1) находим в учебнике умение , которому необходимо научиться;
- 2) находим вывод , который должны сделать ученики;
- 3) находим перечень понятий , который они должны запомнить;
- 4) читаем параграф урока и отмечаем абзацы , которые раскрывают минимум ;
- 5) планируем работу прежде всего с выделенными абзацами «минимума» , так, чтобы их прочитал и осмыслил каждый;
- 6) добавляем материал « макси» для своего класса.
Попробуем разобрать большой и сложный урок (5 класс, § 26)
Тяжело в учении –
легко в бою
1) находим в учебнике умение , которому необходимо научиться
Определять основные органы растений и части растительной клетки
- Умение носят достаточно общий характер, иначе их будет слишком много и мы не сможем учить этому умению в течение всего года
2) находим вывод , который должны сделать ученики; 3) находим перечень понятий , который они должны запомнить;
ЭТО МИНИМУМ
4) читаем параграф урока и отмечаем абзацы , которые раскрывают минимум ; 5) планируем работу прежде всего с выделенными абзацами «минимума» , так, чтобы их прочитал и осмыслил каждый;
ЭТО МИНИМУМ
4) читаем параграф урока и отмечаем абзацы , которые раскрывают минимум ; 5) планируем работу прежде всего с выделенными абзацами «минимума» , так, чтобы их прочитал и осмыслил каждый;
ЭТО МИНИМУМ
4) читаем параграф урока и отмечаем абзацы , которые раскрывают минимум ; 5) планируем работу прежде всего с выделенными абзацами «минимума» , так, чтобы их прочитал и осмыслил каждый;
ЭТО МАКСИМУМ. Он даже отмечен как максимум
4) читаем параграф урока и отмечаем абзацы , которые раскрывают минимум ; 5) планируем работу прежде всего с выделенными абзацами «минимума» , так, чтобы их прочитал и осмыслил каждый;
ЭТО МАКСИМУМ
4) читаем параграф урока и отмечаем абзацы , которые раскрывают минимум ; 5) планируем работу прежде всего с выделенными абзацами «минимума» , так, чтобы их прочитал и осмыслил каждый;
ЭТО МАКСИМУМ. Он даже отмечен как максимум
4) читаем параграф урока и отмечаем абзацы , которые раскрывают минимум ; 5) планируем работу прежде всего с выделенными абзацами «минимума» , так, чтобы их прочитал и осмыслил каждый;
ЭТО МИНИМУМ
Подготовка проблемно-диалогического урока по биологии Как выбрать цели?
Прежние цели:
обучающая развивающая воспитывающая
Цели в рамках ФГОС:
предметная метапредметная личностная
- 1) находим в учебнике умение , которому необходимо научиться;
- 2) формулируем предметные цели урока на основе формулировок учебника (говорим на одном языке с детьми);
- 3) формулируем метапредметные и личностные цели.
Подготовка проблемно-диалогического урока по биологии. Как выбрать цели?
Предметная: умение объяснять значение тканей и органов в жизнедеятельности растений (для учителя – формировать умение…)
Метапредметная:
(если ученики будут добывать информацию из учебника) Владеть смысловым чтением – самостоятельно вычитывать фактуальную, подтекстовую, концептуальную информацию
(если ученики будут самостоятельно «открывать знания») Анализировать (в т.ч. выделять главное, разделять на части) и обобщать , доказывать, делать выводы, определять понятия; строить логически обоснованные рассуждения
(если ученики будут самостоятельно «открывать знания») Определять цель, проблему в деятельности
(если ученики будут самостоятельно оценивать себя) Оценивать степень и способы достижения цели
Личностная: Я считаю хорошо, что растение состоит из тканей….
Подготовка проблемно-диалогического урока по биологии Как спланировать постановку учебной проблемы?
1) придумать к какой проблеме (интересному вопросу) можно подвести детей;
2) подобрать два факта (мнения), противоречие между которыми вызовет у учеников удивление и побудит их к формулированию нужной нам проблемы;
3) придумать вопросы диалога с детьми для осмысления противоречия и формулирования проблемы.
ПРИМЕР из учебника: Как спланировать постановку учебной проблемы?
Тема: Ткани: для каждой работы лучше подходит особый сорт клеток
Антошка: Удобно, когда каждая клетка все функции выполняет: и фотосинтезирует, и растворы всасывает, и запасы делает, и в размножении участвует.
Биолог: Для каждой работы лучше особый инструмент использовать. И каждой клетке лучше своим делом заниматься, ограничиваться одной или двумя функциями.
Побуждающий диалог:
Чем различаются мнения собеседников? С кем из них ты согласен? Предложи свои доводы. Что тебе нужно узнать?
Подводящий диалог:
Удобно, когда каждая клетка выполняет все функции
Каждой клетке лучше своим делом заниматься
ПРОБЛЕМА: В чём преимущество разделения функций между клетками организма?
ПРИМЕР из учебника: Как спланировать постановку учебной проблемы?
Тема: Ткани: для каждой работы лучше подходит особый сорт клеток
Низшие растения – одноклеточные и многоклеточные растения, состоящие из слоевища (таллома), не разделённого на органы и ткани. Всего 30 тысяч видов.
Высшие растения – многоклеточные растения, тело которых состоит из тканей и органов. Всего 950 тысяч видов.
Побуждающий диалог:
Чем отличаются высшие и низшие растения? Что вас удивило? Предложи свои версии. На какой вопрос будем искать ответ?
Подводящий диалог:
- Чем отличаются низшие растения от высших?
Низшие не имеют тканей и органов. Их мало.
Высшие растения имеют ткани и органы. Их много.
ПРОБЛЕМА: В чём преимущество растений, состоящих из тканей и органов?
Подготовка проблемно-диалогического урока по биологии Как спланировать этап актуализации (план, версии)?
1) Отобрать вопросы по изученному материалу , которые пригодятся для решения новой проблемы данного урока (из учебных материалов или придумать свои).
2) Определиться в какой форме провести актуализацию
а) устный фронтальный диалог: Что мы уже знаем, что пригодится для решения проблемы?
б) продуктивное задание (как правило письменное)
Подготовка проблемно-диалогического урока по биологии Как добиться от учеников формулирования плана, версий?
3) Построить диалог, подводящий учеников к формулированию плана урока: Что нам надо узнать, чтобы решить проблему?
Проблема: В чём преимущество разделения функций между клетками организма?
В этом случае план школьники вряд ли сформулируют, но зато могут
сформулировать версии
Версии:
Если функции у клеток мало, она к ним может быть хорошо приспособлена.
Организм может заниматься многими делами сразу
…………………………………………………………
Подготовка проблемно-диалогического урока по биологии Как добиться от учеников формулирования плана, версий?
3) Построить диалог, подводящий учеников к формулированию плана урока: Что нам надо узнать, чтобы решить проблему?
Проблема: В чём преимущество растений, состоящих из тканей и органов?
План:
Что такое ткань?
Что такое орган?
В чём преимущество разделения труда между клетками?
Подготовка проблемно-диалогического урока по биологии Как спланировать поиск решения проблемы?
1) Разработать побуждающий или подводящий диалог, нацеленный на изучение темы или использовать учебник в качестве источника информации (см. методичку).
+ Если используемый текст признается непростым для данных учеников, запланировать работу по технологии продуктивного чтения.
2) Придумать, в каком виде отображать на доске выводы: «Какой ответ на наш главный вопрос мы получили?» после каждого задания (таблица, блок-схема и т.п.).
1) Разработать побуждающий или подводящий диалог , нацеленный на изучение темы или использовать учебник в качестве источника информации (см. методичку).
Вариант 1
1. Какие главные функции выполняют клетки растений? (На доске.)
2. Как клетки приспосабливаются, чтобы выполнить ту или иную функцию?
(1–2 примера, работа в группе )
3. Какие из перечисленных функций выполняет каждая клетка?
4. А какие функции одна клетка выполнить не может?
– Какой же выход? Как это можно преодолеть? ( работа в группах )
5. Работа с учебником на стр. 99.
– Что такое ткань?
– Какие виды тканей бывают?
– Какие функции они выполняют?
– Ткань это только клетки? Что еще входит в понятие ткань? (Показать
по таблице.)
6. Как растение получает минеральные вещества? (Откуда?)
1) Разработать побуждающий или подводящий диалог, нацеленный на изучение темы или использовать учебник в качестве источника информации (см. методичку).
Вариант 2
2) Придумать, в каком виде отображать на доске выводы: «Какой ответ на наш главный вопрос мы получили?»
Проблема: В чём преимущество разделения функций между клетками организма?
Решение: Растение из разных тканей и органов эффективно использует ресурсы.
фотосинтез
всасывание воды
Подготовка проблемно-диалогического урока по биологии Как спланировать выражение решения проблемы и применение новых знаний?
1) Выбрать продуктивные задания к тексту и (или) иллюстрациям, выполняя которые дети смогут научиться применять полученные знания. Учитываем минимум и цели урока! (см. задачник)
2) Определиться, в какой форме будет выполняться каждое задание: фронтально, в парах, группах, индивидуально с коллективной проверкой по завершении и т.п. (!!! Помним о времени!)
3) Запланировать на финал урока вопрос: «Так какое же решение проблемы мы получили?».
4) Определить, в какой форме ученики будут отвечать на этот вопрос: фронтально устно, индивидуально письменно и т.п.
23
2) Выбрать продуктивные задания к тексту и(или) иллюстрациям, выполняя которые дети смогут сформулировать ожидаемые выводы по проблеме. Учитываем минимум и цели урока! (см. задачник)
26.1 Н Какие функции выполняет любая живая клетка?
26.2 Н Назови функции, которые одни части растения мха выполняют, а другие не выполняют.
26.3 Н Назови функции, которые в организмах многоклеточных водорослей выполняют особые (специализированные) клетки.
26.7 П На схеме поперечного среза листа (рисунок справа) укажи, где
находится покровная ткань, где фотосинтезирующая.
Мой вариант выбора заданий для работы в классе и дома:
1) Задание 6 в учебнике на стр. 140
2) Задание 26.1. из задачника,
3) Задания 26.2., 26.3 или 26.7 - одно задание на выбор.
2) Выбрать продуктивные задания к тексту и(или) иллюстрациям, выполняя которые дети смогут сформулировать ожидаемые выводы по проблеме. Учитываем минимум и цели урока! (см. учебник)
3) Запланировать на финал урока вопрос: «Так какое же решение проблемы мы получили?». 4) Определить, в какой форме ученики будут отвечать на этот вопрос: фронтально устно, индивидуально письменно и т.п.
Проблема: В чём преимущество разделения функций между клетками организма?
Решение: Растение из разных тканей и органов эффективно использует ресурсы.