Практикум к заданию 1 ВПР по химии для 8 класса. Вариант 1
Пояснительная записка
Материалы практикума предназначены для отработки практических умений и навыков учащихся при изучении темы «Чистые вещества и смеси» (при изучении этой темы могут быть использованы не все задания практикума), а также для подготовки к Всероссийской проверочной работе (ВПР) по химии для 8 класса.
Практикум включает задания на актуализацию сущности понятий, которые необходимо знать обучающимся, задания на анализ объектов и явлений, задания на обобщение и систематизацию материала, интерактивные тестовые задания. Формат и содержание заданий соответствуют контрольно-измерительным материалам ВПР по химии для 8 класса, разработанным Федеральным институтом оценки качества образования.
Практикум предполагает использование учителем и обучающимися современных информационно-коммуникативных технологий. В него включены интерактивные тестовые задания (в тексте работ обозначены специальным знаком), для выполнения которых необходим смартфон (планшет) с выходом в Интернет и установленным приложением для считывания qr-кода. Обучающиеся сканируют с помощью этого приложения qr-код определённого задания, переходят по ссылке и выполняют тестовые задания, правильность решения которых проверяется автоматически. Обучающиеся могут сразу получить обратную связь: посмотреть, в каких заданиях допущены ошибки. Скриншот с результатом выполнения тестовых заданий обучающиеся могут отправить учителю, родителям или поделиться своими успехами с друзьями.
Критерии оценивания заданий и развёрнутые ответы к заданиям приведены в приложении.
1. Поиграйте в крестики-нолики.
Впишите названия смесей и чистых (индивидуальных) веществ так, чтобы в выделенных клетках получился выигрышный путь0, который составляют:
а) чистые вещества | | б) смеси |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
В остальные клетки впишите названия чистых веществ и смесей так, чтобы не было других выигрышных путей, кроме того, который состоит из выделенных клеток.
При выполнении задания вы можете использовать названия смесей и чистых веществ (записаны в произвольной последовательности): кислород, бронза, алмаз, сера, пекарский порошок, азот, известковая вода, сок, пищевая сода, ртуть, молоко, графит, бензин, гелий, рассол, алюминий, медь, глюкоза, сухой лёд, пластмасса, свинец, воздух, серная кислота, майонез, минеральная вода, почва, ювелирное золото, сироп, бронза, смог.
2. Вспомните, что вы знаете о составе морской воды, дистиллированной воды и родниковой воды. При необходимости найдите эти сведения, используя дополнительные источники информации.
Расположите перечисленные образцы воды –
1) морская вода; 2) дистиллированная вода; 3) родниковая вода
в порядке увеличения доли примесей в них.
Запишите номера образцов в соответствующем порядке.
Ответ: → →
Ответ объясните. ______________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
3. Вспомните, что вы знаете о составе уксусной эссенции, химически чистой уксусной кислоты, столовом уксусе. При необходимости найдите эти сведения, используя дополнительные источники информации.
Расположите перечисленные образцы –
1) уксусная эссенция; 2) химически чистая уксусная кислота; 3) столовый уксус
в порядке уменьшения доли уксусной кислоты в них.
Запишите номера образцов в соответствующем порядке.
Ответ: → →
Ответ объясните. ______________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
4 . Проверьте себя, выполнив в интерактивной форме тестовые задания на составление формул основных классов неорганических веществ по названию:
а) оксиды | б) основания | в) кислоты | г) соли |
5. Внимательно рассмотрите рисунки 1—3. Выполните задания к ним.
Напишите названия и формулы веществ, содержащихся в объектах, изображённых:
а) на рисунке 1 _______________________________________________________________
б) на рисунке 2 _______________________________________________________________
в) на рисунке 3 _______________________________________________________________
Дополнительное задание. Впишите в суждение пропущенное словосочетание.
Все объекты, изображённые на рисунках 1—3, содержат ___________________________
6. Внимательно рассмотрите рисунки 4—6. Выполните задания к ним.
Какие вещества содержатся в объектах, изображённых на рисунках? Приведите по ОДНОМУ примеру. Для каждого вещества укажите его химическое название и формулу.
а) на рисунке 4 _______________________________________________________________
б) на рисунке 5 _______________________________________________________________
в) на рисунке 6 _______________________________________________________________
Дополнительное задание. Впишите в суждение пропущенное слово.
Все объекты, изображённые на рисунках 4—6, содержат ___________________________
7. Внимательно рассмотрите рисунки 7—12. Выполните задания к ним.
| | |
Рис. 7 | Рис. 8 | Рис. 9 |
| | |
Рис. 10 | Рис. 11 | Рис. 12 |
7.1. Разделите объекты, изображённые на рисунках на две равные группы по существенному признаку. Запишите номера рисунков, соответствующих каждой группе и назовите каждую группу.
Группа 1: ______________ — это ________________________________________________
Группа 2: ______________ — это ________________________________________________
7.2. Какие вещества содержатся в объектах, изображённых на рисунках 7─12? Приведите по ОДНОМУ примеру. Для каждого вещества укажите его химическое название и формулу.
а) на рисунке 7 _______________________________________________________________
б) на рисунке 8 _______________________________________________________________
в) на рисунке 9 _______________________________________________________________
г) на рисунке 10_______________________________________________________________
д) на рисунке 11 _______________________________________________________________
е) на рисунке 12 _______________________________________________________________
8 . Проверьте себя, выполнив тестовые задания в интерактивной форме.
а) определяем чистое (индивидуальное) вещество | б) определяем состав объектов (названия веществ) | в) определяем состав объектов (формулы веществ) |
Вариант 2
Приложение. Критерии оценивания работы
Дополнительные задания не оцениваются.
Каждый интерактивный тест имеет свою шкалу баллов.
1.
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) | Баллы |
В правильном ответе в выделенных клетках должно быть записаны только названия чистых веществ (а) или смесей (б). Остальные клетки должны быть заполнены названиями чистых веществ и смесей так, чтобы не было других выигрышных путей, кроме того, который состоит из выделенных клеток | |
В выделенных клетках, образующих выигрышный путь, указаны только названия чистых веществ (а) или смесей (б). Остальные клетки заполнены названиями чистых веществ и смесей так, чтобы не было других выигрышных путей, кроме того, который состоит из выделенных клеток | 4 |
В выделенных клетках, образующих выигрышный путь, указаны только названия чистых веществ (а) или смесей (б). Остальные клетки заполнены названиями чистых веществ и смесей так, что получается ещё один выигрышный путь, кроме того, который состоит из выделенных клеток | 2 |
Клетки заполнены названиями чистых веществ и смесей в произвольном порядке, ИЛИ в таблице образуется более двух выигрышных путей, состоящих из названий чистых веществ (а) или смесей (б) | 0 |
Максимальный балл | 4 |
2.
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) | Баллы |
Правильный ответ должен содержать следующие элементы: указание порядка расположения образцов, объяснение ответа. 1) указание порядка увеличения доли примесей в образцах воды: 231; 2) объяснение: дистиллированная вода не содержит примесей, родниковая вода содержит небольшое число примесей, морская вода содержит больше примесей, чем родниковая. В качестве правильного ответа принимается правильная последовательность цифр и объяснение; только последовательность цифр или только объяснение не засчитывается как правильный ответ | |
Правильно указан рисунок и дано объяснение | 1 |
Правильно указана только последовательность цифр. ИЛИ Последовательность цифр не указана / указана неправильно независимо от наличия объяснения. ИЛИ Ответ неправильный | 0 |
Максимальный балл | 1 |
3.
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) | Баллы |
Правильный ответ должен содержать следующие элементы: указание порядка расположения образцов, объяснение ответа. 1) указание порядка уменьшения доли уксусной кислоты в образцах: 213; 2) объяснение: химически чистая уксусная кислота содержит 99,8% кислоты, уксусная эссенция содержит 70─80% уксусной кислоты, столовый уксус содержит 3─15% уксусной кислоты. В качестве правильного ответа принимается правильная последовательность цифр и объяснение; только последовательность цифр или только объяснение не засчитывается как правильный ответ | |
Правильно указан рисунок и дано объяснение | 1 |
Правильно указана только последовательность цифр. ИЛИ Последовательность цифр не указана / указана неправильно независимо от наличия объяснения. ИЛИ Ответ неправильный | 0 |
Максимальный балл | 1 |
5.
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) | Баллы |
В правильном ответе для каждого рисунка должны быть приведены примеры веществ с указанием их названий и формул: Для рис. 1 – хлорид натрия NaCl; для рис. 2 – карбонат кальция CaCO3 (или сульфат кальция CaSO4); для рис. 3 – кислород O2. В качестве правильного ответа принимается только название вещества с соответствующей формулой, указание только названия или только формулы вещества не засчитывается как правильный ответ | |
Правильно указаны названия и формулы веществ для трёх рисунков | 3 |
Правильно указаны названия и формулы веществ для любых двух рисунков | 2 |
Правильно указано название и формула вещества только для одного любого рисунка | 1 |
Все приведённые примеры названий и формул веществ ─ неправильные | 0 |
Максимальный балл | 3 |
6.
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) | Баллы |
В правильном ответе для каждого рисунка должно быть приведено по одному примеру веществ с указанием их названий и формул. Для рис. 4 – оксид водорода H2O (или оксид углерода (IV), или хлорид натрия NaCl); для рис. 5 – карбонат кальция CaCO3; для рис. 6 – оксид кремния (IV) SiO2 (или оксид алюминия Al2O3). В качестве правильного ответа принимается только название вещества с соответствующей формулой, указание только названия или только формулы вещества не засчитывается как правильный ответ | |
Правильно указаны названия и формулы веществ для трёх рисунков | 3 |
Правильно указаны названия и формулы веществ для любых двух рисунков | 2 |
Правильно указано название и формула вещества только для одного любого рисунка | 1 |
Все приведённые примеры названий и формул веществ ─ неправильные | 0 |
Максимальный балл | 3 |
7. 7.1.
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) | Баллы |
В правильном ответе должно быть перечислены рисунки, на которых изображены объекты, относящиеся к группе 1 и группе 2, а также названа каждая группа. Группа 1 – 7, 9, 11 – это чистые вещества; группа 2 – 8, 10, 12 – это смеси. Возможен вариант ответа: группа 1 – 7, 9, 11 – это смеси; группа 2 – 8, 10, 12 – это чистые вещества. В качестве правильного ответа принимается только указание номеров рисунков, относящихся к группе, и название группы; указание только номеров рисунков или только названия группы не засчитывается как правильный ответ | |
Правильно указаны номера рисунков, относящихся и к группе 1, и к группе 2, указаны названия групп 1 и 2 | 4 |
Правильно указаны номера рисунков, относящихся только к группе 1 или к группе 2, правильно указано название этой группы | 2 |
Неправильно указаны номера рисунков, относящихся и к группе 1, и к группе 2, неправильно указаны названия обеих групп. Или отсутствует ответ | 0 |
Максимальный балл | 4 |
7.2.
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) | Баллы |
В правильном ответе для каждого рисунка должно быть приведено по одному примеру веществ с указанием их названий и формул. Для рис. 7 – сера S или S8; для рис. 8 – хлорид натрия NaCl (или хлорид магния MgCl2, или хлорид калия KCl, или сульфат магния MgSO4); для рис. 9 – ртуть Hg; для рис. 10 – иод I2 (или оксид водорода H2O); для рис. 11 – гелий He (или водород H2); для рис. 12 – золото Au (или медь Cu). В качестве правильного ответа принимается только название вещества с соответствующей формулой, указание только названия или только формулы вещества не засчитывается как правильный ответ | |
Правильно указаны названия и формулы всех шести веществ | 6 |
Правильно указаны названия и формулы любых пяти веществ | 5 |
Правильно указаны названия и формулы любых четырёх веществ | 4 |
Правильно указаны названия и формулы любых трёх веществ | 3 |
Правильно указаны названия и формулы любых двух веществ | 2 |
Правильно указаны название и формула одного вещества | 1 |
Ответ неправильный | 0 |
Максимальный балл | 6 |
Ссылки на используемые источники иллюстраций
Ph. Лучшие бесплатные стоковые фото в одном месте Маршака [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: https://pxhere.com/ (дата обращения: 26.03.2020)
Pexels. Лучшие бесплатные стоковые фото и видео от талантливых авторов [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: https://www.pexels.com/ru-ru/ (дата обращения: 26.03.2020)
0 Выигрышный путь ― это горизонтальный или вертикальный ряд или диагональ, в котором все объекты соответствуют условию задания.
7